Встреча состоялась 22. 06. 2018

Владимир Минцкер
Память

Город Тихвин был мне известен с малых лет. Ещё до школы я узнал, что под Тихвином погиб мой  дядя Яша. В семье часто вспоминали папиного младшего брата.

Напоминали о нём и оставшиеся вещи. В старые времена ведь ничего не выбрасывали. Когда мы жили в московской коммуналке на улице Грицевец, в комнате и в сарае оставались  Яшины лыжи, мандолина, гитара, шахматы. Запомнилась унцукульская  трость из Дагестана с инкрустацией серебряной проволокой.

Я катался на коньках дяди. Это были беговые норвежки 42 размера. Они стали моими вторыми коньками по мере роста ноги и последними. Я ходил в бассейн в обуженных бабушкой плавках дяди.

Папа сохранил два письма от дяди Яши. Теперь их храню я. Они были из Даурии. Это - Забайкалье.

В письме 1939г дядя рассказывает, как дивизия обустраивается на новом месте. Пишет о землянках, о том, что провели электричество и кормят хорошо, но много занятий и перерывы между принятием пищи большие. Пишет, что друг Изя Токарь служит рядом - всего за 400 километров.

Второе письмо отправлено 17 июня 1941г. В нём ни слова о войне. Дядя расспрашивает о маме, сестре, просит прислать фотографию моей мамы, Людмилы. Он мечтает о стакане портвейна или кружке холодного пива, соглашается на стакан газировки. Пишет, что многие  «сдают на средних командиров», а он отказался.  Это - младшие офицеры, которые зачислялись в кадры РККА. Об этом знали, и дядя служить не собирался.

В 50-х годах к папе несколько раз заходила невеста дяди. Помню, её звали Нина. В последний раз она была с сыном, которого папа устраивал работать на телевизионный завод «Рубин».

Извещение - похоронка о гибели в семью не приходила. Несколько раз бабушка подавала заявление в военкомат о розыске, последний раз - в 1946г. Военком поставил резолюцию «считать пропавшим без вести… матери … оформить пенсию». Бабушка Соня умерла в 1947г, так что пенсию за сына она получала только один год.

В известной песне Булата Окуджавы про Лёньку Королёва есть слова
«…наш Король, как король, он кепчонку, как корону -
набекрень, и пошел на войну.
Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
да некому оплакать его жизнь,
потому что тот король был один (уж извините),
королевой не успел обзавестись...»

Вот и дядя Яша семьёй не успел обзавестись. Но память о дяде хранили его брат, Моисей, и сёстры, Фаина и Инна, и передали её нам, племянникам. А теперь  я с детьми, Михаилом и Людмилой, и внуками, Марией, Дмитрием, Александрой, уже в четвёртый раз с гордостью проносим в «Бессмертном полку» по Красной площади среди портретов фронтовиков  нашей семьи    портрет красноармейца Якова Минцкера.

Дядя Яша, его друзья, мама, тётя Фаина до войны были в одной компании. Они вместе учились в московских ФЗУ и институтах. Мама вспоминала дядю, как классного волейболиста и шахматиста, хорошего танцора, гитариста и запевалу. Дядя был душой компании. Папа до войны учился в Ленинграде в военной академии, но тоже бывал в компании младших брата и сестры.

Я знал  друзей дяди. После войны и до 70-х годов я часто видел друзей дяди Яши, мамы и папы у нас дома. Они  собирались по праздникам и просто повидаться.

Два друга, Борис и Изя, служили с дядей Яшей в одном войсковом соединении, но в разных полках. Они вместе прибыли тремя эшелонами под Тихвин. Друзья  рассказывали, что, скорее всего, дядя Яша погиб во время налёта германской авиации на прибывшие под Тихвин эшелоны. Но оказалось, что это было не так. 


Поиск

Настал день, когда я занялся поиском дяди. К этому времени рассекретили многие архивные документы времён Великой отечественной войны. Я нашёл «Донесение о безвозвратных потерях 60сп 65сд» и обнаружил, что дядя не пропал без вести, а погиб в бою 17 ноября 1941г и захоронен на кордоне Воложба.

С 1949г и до настоящего времени в Тихвинском районе производятся перезахоронения останков бойцов из одиночных, удалённых и труднодоступных для посещения  могил на воинские братские могилы - мемориалы. Наиболее крупный мемориал в Тихвине - «Фишова гора».

В поиске места захоронения дяди я обратился за помощью на «Форуме поисковых движений». Тихвинский поисковый отряд «4-я армия» и, персонально,  аналитик «дед Митяй» помогли мне. Меня перенаправили на «ветку» с Тихвинскими аналитиками… В личной переписке оказалось, что фамилия моего дяди в планах на увековечение на главном Тихвинском Мемориале - «Фишева Гора», что и произошло 22 июня 2018 г.


Боевой путь

С помощью Интернета, форума «Поисковых отрядов», поисковика «деда Митяя» и благодаря рассекреченным документам ЦАМО  удалось проследить короткий боевой путь дяди.

Минцкер Яков Абрамович, 1913 г/р, в 1939 - 1941гг проходил срочную военную службу в 60 стрелковом полку 65 стрелковой дивизии. Это была сибирская дивизия, сформированная и дислоцированная в Забайкалье для защиты наших восточных рубежей от Японии.

20 октября 1941г 65 сд, хорошо вооружённую и обмундированную, тремя эшелонами через Куйбышев направляют на Московское направление. Но в Москве дивизию не разгружают, а направляют дальше на Ярославль, Вологду, Тихвин. Комдив 65сд полковник (впоследствии маршал) Кошевой вспоминает: «Когда эшелоны миновали Вологду, сомнений уже не было, мы направлялись к Ленинграду на Волховский фронт. Мы узнали, что враг блокировал город, прорвавшись к Ладожскому озеру и захватив Тихвин».

11.11.1941 65 сд прибывает на станцию Большой Двор, в 20 км от Тихвина.    Следующая станция - разъезд Астарча. Дальше по ж/д, занятой немецкими войсками, продвигаться было невозможно.

Дивизия вливается в состав 4 армии Мерецкова, составляя основу Восточной оперативной группы, и получает  боевой приказ: нанести лобовой удар по городу с востока и юго-востока и разгромить главные силы противника.

12-13.11.1941г 65сд начала выгрузку эшелонов и перегруппировку. Дивизия приняла боевое крещение. Первые убитые и раненые появились на станции Большой Двор, во время бомбежки 13.11.41.

Боевой приказ камандарма 4 армии от 16.11.1941, боевой приказ от 17.11.1941:
Командарм приказал 65 дивизии приступить к занятию исходного положения для действий на Тихвин с юга и юго-востока.

Дивизия выходила на единственную дорогу, ведущую в Тихвин. Местность - лес, болота, озеро Гагаринское. 12-18 ноября 1941г стояли морозы до 20 град, но болота ещё не замёрзли, что не позволяло использовать их для прохода личного состава и техники. Невозможно было и окапываться.

Местом сосредоточения перед броском 65сд на Тихвин командованием были выбраны д.Мулево, кордон Воложба и Бар. Бар - расшифровываю, как бараки.

Боевой приказ комдива 65 сд  № 3 - 16.11.1941,  боевой приказ № 4 - 17.11.1941:
В соответствии с поставленной в приказе командармом 4 задачей комдив 65 приказал 60 сп быть готовым наступать с рубежа Бар на южную окраину Тихвин, для чего уничтожить противника в районе Бар… После захвата Бар выйти полком на исходное положение для наступления на юго-восточную окраину  Тихвина.

16 - 17.11.1941г. дивизия заканчивает выгрузку эшелонов и перегруппировку.

Первый бой ведёт разведывательный батальон. С 16 на 17 ноября он занимает кордон Воложба. Это несколько отдельно стоящих домов.    Немцы отступили и оставили кордон без боя. Разведбатальон передал кордон Волжба 1 батальону 60сп.

С этого рубежа 1 батальон 60сп с 17.11.1941 наступал на Бар, встретив ожесточённое сопротивление немецких войск.

17-18.11.1941г дивизия силами 60сп готовит плацдарм для наступления 65сд на Тихвин в районе кордона Воложба и Бар. В боевых действиях 60сп потерял  80% личного состава убитыми и ранеными.

Оперсводка 65сд №2 от 17.11.1941:
65сд в течение ночи с 16 на 17.11. и днём 17.11. производит перегруппировку и выгрузку с эшелона…  Ведя бой за овладение Бар 60сп в 2.00 17.11. вышел район 800м южнее Бар, трижды атаковал Бар, но встретил на пути минные завалы и сильный огонь до 2-х рот автоматчиков усиленных миномётами и артиллерией из района Бар. Успеха по овладению Бар не имеет. Потери до 80% раненых и убитых. 1 батальон продолжает бой. 2 батальон 60сп, штаб полка и спецподразделения к 14.00 сосредоточились кордон Воложба. 3 батальон 60сп располагается в Мулево.

Оперсводка 65 сд №3 от 18.11.1941:
60сп после 3-кратной атаки к 20.00 17.11. 1 батальон овладел Бар. К исходу 18.11 полк встретил организованный огонь автоматчиков, миномётов и артиллерии. 60сп занимает положение район Бар - лес - кордон Воложба. В полку по данным потерь убитыми - до 170 человек.

Это был первый и он же - последний бой моего дяди Яши. Он воевал в 1 батальоне 60сп.

Из Донесения о безвозвратных потерях 65сд 1110 от 31.01.1942: ….Красноармеец - стрелок Минцкер Яков Абрамович  погиб в бою 17.11.1941г и захоронён в могиле на кордоне Воложба…. Всего в донесении указано 170 воинов 60сп 65сд.

Наступление 65сд развивалось далее стремительно. Убитых оставляли на поле боя. За ушедшими вперёд боевыми частями шли похоронные команды. Большое захоронение было сделано на кордоне Воложба.
 
9 декабря 1941г 65 и 191 стрелковые дивизии освободили г.Тихвин.


Встреча

Спасибо тихвинским поисковикам за поиск, подъём павших воинов, за помощь родственникам. Спасибо администрации Тихвина за  увековечение памяти бойцов 41 года.

Я получил официальное приглашение Администрации г.Тихвин приехать с родными 22 июня 2018г на перезахоронение и увековечение бойцов 1941г. Мне сообщили, что будут установлены новые плиты на братской могиле «Фишова гора». На одной из плит  выбито «ряд Минцкер Яков Абрамович 1913».

20 июня я, сын Михаил, внук Дмитрий, троюродная сестра Алёна с сыном Иланом выехали в Тихвин. Был выбран путь из Москвы через Санкт-Петербург. 21 июня вечером поездом «Санкт-Петербург - Тюмень» мы прибыли в Тихвин. Двоюродный брат Яков приехал в Тихвин отдельно от нас, он встречал нас по прибытию поезда.

На вокзальной площади мы увидели памятник ленинградским детям, погибшим во время бомбёжки, который вызвал сильное и тяжёлое чувство.

Через Ладожское озеро и Тихвин лежал единственный путь из блокадного Ленинграда на Большую землю.
 
14 октября 1941 года на путях узловой, стратегически важной станции Тихвин стояли и ждали отправки санитарный поезд и два эшелона с эвакуированными из блокадного Ленинграда детьми. Рядом находились эшелоны с горючим и снарядами, пришедшие с востока для Ленинграда.

Немецкие бомбардировщики шесть часов бомбили станцию,  уничтожая железнодорожный узел, чтобы разорвать  путь, связывающий блокадный город с Большой землей. Станция горела два дня. Погибли тысячи: раненые в санитарном поезде, эвакуируемые дети, железнодорожники,  солдаты, тихвинцы…

Администрация города в лице Надежды Васильевны Шадричевой предложила нам всяческое содействие и бесплатное размещение, но мы заранее забронировали гостиницу «Подворье». В ней и остановились. Гостиница очень понравилась, к тому же она расположена в тихой и зелёной старой части города и близко от вокзала и  мест проведения торжественных мероприятий 22 июня.
 
Мы прошлись по замечательному  Тихвину. Особенно понравилась его старая часть. Спальные микрорайоны мало отличаются от аналогичных  районов Москвы и Питера. Магазины и снабжение, как нам показалось, тоже не сильно отличаются от московских и питерских. Сытно и дёшево обедали в ресторане гостиницы "Подворье" и в монастырской "Чайной". Мы отдыхали в тихом и спокойном Тихвине от шума и суеты Москвы и Питера, наполненных футбольными болельщиками.

Нам повстречались приятные доброжелательные тихвинцы - администраторы гостиницы «Подворье», официанты, кассир магазина «Пятёрочка», водители, кондукторы и пассажиры автобусов. И, наконец, я познакомился не виртуально, а реально с «дедом Митяем». К нам была внимательна Надежда Васильевна Шадричева.

Сохранились и поддерживаются в хорошем состоянии старинные здания вокзала, гостиного двора, храмы и постройки Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, храмы иконы Тихвинской Божией Матери и Всех святых. Мы увидели чудотворную икону Тихвинской Божией Матери. По просьбе дочери я в уме помолился у иконы за «усмирение непослушных внуков», хотя внуки - послушны, приложился к иконе.
 
Требует ремонта дом-музей Римского-Корсакова. Понравился очень удачный памятник Римскому-Корсакову со скоморохом у подножия.

Вызывают улыбки названия встретившихся улиц «Пролетарской диктатуры» и «Коммунаров». Назвать бы их именами героев - бойцов и командиров 41 года.

К  9:30 у памятника «Звезда Славы» стали собираться участники торжественно - траурной акции. Стоял военный автомобиль. На его открытом кузове, покрытым еловым лапником, были установлены гробы с останками бойцов 1941года, накрытые знамёнами. Играла военная музыка. Под почётным караулом стояло Знамя.

К 10:00 площадь была заполнена: ветераны войны, представители Администраций города и района, Министерства обороны, полиции и внутренних дел, МЧС, Вагоностроительного завода,  члены поискового отряда «4-я армия», школьники и студенты, тихвинцы с детьми. Присоединились к собравшимся  и мы, родные бойца, отдавшего жизнь за освобождение города.

После возложения цветов к памятнику «Звезда Славы» была сформирована колонна. Впереди - автомобиль с останками бойцов погибших в 1941 году и, поднятыми Тихвинским поисковым отрядом «4 Армия» за год работы, за ним подполковник знаменосец со Знаменем и два ассистента,  оркестр, далее все участники акции.

Дорога до мемориала «Фишова гора» была перекрыта машинами ДПС. Колонна шла под военную музыку оркестра 30 - 40 минут. Для тех, кто не мог идти, был предоставлен автобус. В конце колонны шла машина скорой медицинской помощи. Шествие, безопасность были  организованы на чрезвычайно высоком уровне.

Колонна проходила по деревне Фишова гора в черте города. Жители встречали колонну у своих домов, некоторые присоединялись к колонне. Мужчины, надев пилотки со звездой, по-военному отдавали честь.

Мы испытали то же чувство, что на шествии 9 мая «Бессмертным полком», в котором принимаем участие уже четыре года. Это чувство гордости и скорби, единения, готовности на подвиг ради России. Во всяком случае, у меня именно такое чувство. Я сожалел, что не надел свою офицерскую парадную форму с медалями в знак причастности, принадлежности к Красной, Советской, Российской армии, к защитникам Родины.

Военный мемориал «Фишова гора» вызывает глубокое чувство. Это - горечь, гордость, сопричастность через фронтовиков - отцов, дедов, родных и ненависть к агрессору. Я его не простил, возможно, кто-то посчитает это не правильным.

На аккуратных братских могилах установлены мраморные плиты с именами погибших в Тихвинской оборонительно - наступательной операции 1941г. Подножие памятника Солдату утопает в венках и цветах.

Хорошо прошла торжественная часть - митинг. Ведущая говорила выверенные слова, близкие сердцу. Играла удачно подобранная музыка. Выступившие говорили без пафоса о тяжести потерь,  героизме бойцов, большой, важной  и результативной работе поискового отряда «4-я армия». Я, выступая, волновался.

Обряд отпевания совершили иеромонах Бенедикт и местный батюшка. Поднятые поисковиками останки бойцов из 1941 года были  преданы земле под звуки оружейного салюта.

А мы, родные красноармейца Якова Минцкера, подошли к шести мраморным плитам, на одной из которых выбито его имя «ряд  Минцкер Яков Абрамович  1913». Положили на плиты красные гвоздики. Сфотографировались с поисковиками на память.

Тихвинские журналисты сделали репортаж о прощании с бойцами 41 года https://youtu.be/kv_a5PlvyII.

Я очень рад, что в поисках дяди поставлена точка. Теперь есть место, куда можно придти, поклониться погибшим дяде и его боевым товарищам. Конечно, жаль, что родители, братья, сёстры дяди «ушли», не узнав его военную судьбу, и не могут поклониться его могиле. Но, кто знает, возможно, они следят за нашими дорогами и ведают о трагическом дне 17 ноября 1941г и торжественном дне 22 июня 2018г.