Про Витю и багульник

Николай Валентинов
В лихие 90-е прекратил существование Выйский леспромхоз. Надежда, опора, гарант достатка и благополучия всего верховья реки Пинега. Градообразующее предприятие на площади порядка 15 000 квадратных километров. Совхозы, лесхозы, школы и клубы с библиотеками не более, чем обслуживающие организации.

Контора леспромхоза в Согре. Лесозаготовкой занимаются пять крупных лесопунктов. Работы хватает всем. Да еще и вербовщики ездят по просторам огромного Советского Союза, заманивают длинным рублем рабочие руки. Каждый год, по весне, заходят до самого верховья параходы, буксиры и баржи. Завозят продукты, новую технику, горючее. День и ночь работает предпиятие. День и ночь идет заготовка леса. Зеленое золото Архангельской области. От ледохода до ледостава плывет по реке заготовленная древесина на лесозаводы Архангельска. Всесоюзная лесопилка требует сырье. Не останавливается ни зимой, ни летом. Превращает в настоящее золото и валюту.

Пинега – река широкая, но мелководная. Особенно в верхнем своем течении. Серьезные плавсредства пройти по ней могут лишь весной, в половодье. Поэтому заготовленная древесина плывет по реке в направлении лесозаводов самостоятельно. Молевой сплав называется.
Какому то умнику из науки пришла в голову мудрая мысль, что молевой сплав наносит непоправимый вред природе. Сплав быстренько прекратили. Запретили напрочь и окончательно. Враз Выйский леспромхоз и обнищал. Все же было на сплав завязано. Нет сплава – нет сбыта. Заготовленную древесину девать некуда. Вывозить автотрнспортом – слишком высокая себестоимость получается. Не выгодно. Агония предприятия несколько лет продолжалась…

Брат работал в одной из бригад на лесозаготовках. Раньше всех почуяла неладное его жена, Ленка. И команду дала: пора искать работу в другом месте. Тут уже нет перспективы. И она же нашла вариант: ехать в Коми! Не очень далеко. Там закрываются болгарские леспромхозы и есть возможность устроиться на работу. Где она услышала, кто ей подсказал? Брат поехал… Вначале я подсмеивался, что в семье у них жонка принимает стратегические решения. Не понятно с чего вдруг дает команду: едем туда… А потом оказывается, что права она на 150 процентов. И именно тогда, когда нужно. Не раньше, не позже. В средние века, за такой дар предвидения людей на костре сжигали.

Поехал брат в царство Коми. Из лесопункта в лесопункт. Через делянки, по лесовозным трассам, на попутных лесовозах и рабочих автобусах, вахтовках. В поселке Междуреченск устроился на работу. Болгарский поселок и леспромхоз. Полтора десятка кирпичных пятиэтажек прямо посреди тайги. Отлаженная инфраструктура. Сначала рабочим на водозаборе, потом инженер-энергетик в жилищно-коммунальное хозяйство. Семью перевез, квартиру получили, обустроились. Прибавление в семье. Сын подрастает, дочка родилась.
Все бы хорошо, но сын, Витя, часто болеет. Не климат ему в городской квартире. Подвал залит водой. Постоянная тёплая сырость в подъезде. На улице же -30 градусов. И все кашляет, все болеет. В республиканской больнице, в Сыктывкаре, диагноз неутешительный – хронический бронхит. Неизлечимо…

Послали Витю "на курорт". На деревню, к дедушкам и бабушкам. Может на деревенском питании, на молочке, поправит здоровье. Сколько ему тогда, лет 5 – 6 было? Пару недель он у нас живёт, пару недель у других дедушек с бабушками. Двадцать километров между нами. Лечим его каждый своими методами. Там молочком коровьим поят и нутряным медвежьим жиром натирают. Да настойку цветов багульника по чайной ложке выпаивают. Тут прогревания на русской печи, молочко козье. И баня! Да баня не просто так, а с отваром багульника. Багульник, он очень благотворно на органы дыхания влияет. А уж когда все это в горячей бане… Багульник я набрал прямо из под снега. На любом ближайшем болоте разгреб снег широкой охотничьей лыжей и наломал кустиков. Завариваю в бане в отдельной емкости, настаиваю. Потом сдаю этим отваром на раскаленные камни. И малому наказываю: " – Дыши глубже!". И веничком его берёзовым… Понятно, что жар не большой держу – не обжечь ребёнка. Из бани завернутого, домой. И дыши носом! Что бы не хватить морозного воздуха разогретыми горлом и легкими. Дома на печку русскую: лежи, обсыхай, отдыхай, остывай… Слушается.
Баню чуть не через день топим. Я с дизелями работаю. Сутки через трое. Баня около дома. Колодец тоже рядом. Нет затруднений. Багула в лесу сколько хочешь. Так и лечим.

Когда Витю снова забрали в семью, он был уже здоров. Почти два месяца у нас жил. Повезли на проверку в больницу – здоров. Врач не верит: не может такого быть, заболевание неизлечимо! Но факт – здоров парнишка. Пожал плечами…
Откуда про багульник знаю? В какой то книжке прочитал. Да и бабки наши, деревенские, что то такое про Багулу рассказывали. Много у нее полезных свойств. От ста болезней лечит.

Фото из интернета.