Без царя в голове

Любовь Матвеева-Поротикова
           "Жить по воле - умереть в поле" (русск. пог.)               

          - Вы не скажете, какой сегодня день недели? – остановил меня сегодня молодой мужчина лет немного за тридцать.
          - А вы что – выпали из времени? Суббота! Со мной-то это бывает – я на пенсии, а почему это случилось с вами? Давайте сама догадаюсь – вы не работаете, и вчера выпивали?
          - Да, примерно так. Вот, иду к матери – она живёт вон в том доме.
          - Рожают вас матери - сами не знают, что себе на муку. Как вас звать-то?
          - Денис.
          - А-а-а, сама мамка виновата! Зачем назвала Денисом?
          - Да, я знаю – в честь бога вина и веселья, Дионисия, вот я теперь и веселюсь.
          - А как ваша фамилия?
          - Не скажу.
          - А маму как звать?
          - Не скажу, а то у неё редкое имя – догадаетесь.
          - Амалия?..
          Парень вылупил глаза, и по его реакции я догадалась, что угадала. Дело в том, что я шла с одной стороны, а его дом – с другой, далеко, огромный! Мог ли он предположить, что я знаю его мать?..  А я её одну и знаю в том доме – как-то помогла худенькой старушке донести тяжёлую сумку до подъезда, с тех пор мы здороваемся - такая милая женщина.
           Мой собеседник больше похож на совсем молодого паренька – хрупкой конституции, худенький, высокий, узколицый, его лицо покрыто детскими  веснушками, и длинные тонкие руки без мышц - тоже. И не только веснушками - тыльная сторона одной ладони, пальцы, густо покрыты татуировками со значением – там звезда, буквы, ещё что-то...
          - Так ты – уголовник? Долго сидел?
          - Семь лет. Да вы не подумайте – ничего ТАКОГО, просто ВООРУЖЁННОЕ ОГРАБЛЕНИЕ...
          - А-а, тогда – другой дело (с иронией, конечно)! Так почему не работаешь?
          - Я работал – целых пол-года с восьми утра до девяти вечера – мало платят…
          - Почему не женат?
          - Да есть у меня женщина – на шестнадцать лет меня старше, и втрое толще, да ещё у неё двое детей!
         - Ну и ладно – прижмись к ней, слушайся, и живи – женщины знают, как жить. А так ведь ты погибнешь, и скоро. Сколько тебе? Тридцать семь? Критический возраст для мужчин!
         - Сам знаю. А хотите – я вам что-то расскажу? Можно я хлебну вина? – он достал из пакета бутылку, мы отошли, сели на трубы теплотрассы. – У меня же девушка любимая есть! Она живёт в Луганске. Замужем, двое детей, мы с ней по скайпу несколько месяцев переговаривались – приезжай, говорит. Влюбилась. А куда я поеду, да ещё в другую страну, на Украину – у меня кроме удостоверения ничего нет, паспорт надо делать, и денег нет. Я ей так и сказал, а она говорит – я тебе вышлю денег! И правда выслала - на наши сорок тысяч тенге. Я срочно сделал паспорт, купил билет до Ростова…
         - А надо было до Каменска-Шахтинска, там до Луганска ближе… - вставила я.
         - Не перебивайте меня! Приехал я в Ростов, нашёл автовокзал, узнал, что автобусом ехать шесть часов, звоню ей. Она обрадовалась – ты, говорит, там переночуй, а утром я за тобой приеду - границу-то пересечь не просто! Я погулял туда-сюда немного – знаю, в Ростове надо быть осторожным! Всё-таки купил пива одну банку, другую, напился - да и заснул. Утром меня милиционер будит:
        - Вам куда?
        - В Луганск!
        - Так на Луганск автобус уходит через пятнадцать минут!- Я со сна плохо соображаю, кинулся к кассе, а мне кто-то по плечу хлоп! Поворачиваюсь – она, Юля! Уже приехала!
        Я слушаю парня, и всё жду беды: вот женщина выслала ему денег – наверное, он их просадит? Нет -  он сделал паспорт, съездил в деревню, попьянствовал там пару дней на деньги подружки - вернулся в город, купил билет до Ростова... Это самая далёкая поездка в его жизни, наверное, там его «обуют»? Мне рассказывали – в Ростове мужчина-пассажир просто вышел из здания вокзала покурить, его тут же под белые ручки, и сопроводили в кафе неподалёку к пахану – давай деньги! «Что вы, мужики, я здесь с женой, вышел покурить, деньги у неё! Да вон она, уже ищет меня! Сейчас хай поднимет!» - сблефовал. «Тогда снимай обручальное кольцо!» - и вернулся муж к жене уже без кольца… Страшный город!
          Нет - благополучно переехал с ж.д. вокзала на автобусный, вышел пива попить, напился, уснул до утра без сознания – не ограбили. И женщина за ним приехала из Луганска в Ростов – всю ночь ехала – не обманула! Перевезла его через границу, сняла для него квартиру, устроила на работу – не сразу, это было нелегко. Поддерживала его. Раз в три месяца он должен был выезжать в Россию на один день – визы на постоянное проживание в Украине у него не было.
           По-видимому, женщина продолжала жить с семьёй, я не уточняла – что такое двадцатиминутный разговор! Когда провожала Дениса во второй раз на день снова в Ростов – плакала, что может не вернуться. Но он вернулся. Чем можно было в нём плениться? Парень похож не на опасного мужчину – на школяра-забулдыгу, без ума в голове: руки-плети, опять же – зубиков сильно не хватает… Поистине, нужно воображение славянской женщины, чтобы создать себе в уме из имеющегося материала образ предмета своей мечты! И она создала...
           А не привыкшего к постоянному труду парню, которому, видно, скоро пресной показалась жизнь на полулегальном положении да почти без денег, вот он и пошёл на какое-то "дело" – то ли желая разбогатеть, то ли чтобы  приправить жизнь перчиком. Попался, был депортирован из Украины с запретом въезда на пять лет… Теперь вот из любовниц да из матери сосёт денежки – с питанием у него, видно, не очень, а на вино хватает!.. Я спросила у парня, как его фамилия? Скляров... Где искать его в соцсетях?.. И позже нашла, а поскольку друг у него был одни – Юля из Луганска, и девушку увидела. Красивая!..

          Так и живёт – без руля и ветрил, без царя в голове. А я пошла дальше – на базар, куда направлялась.В последнее время у нас город (Петропавловск) сильно преображается – осенью будет какой-то саммит, Путин приедет. Столбы, остановки,  заменяют другими, сажают массу деревьев, перестилают дороги и тротуары.… Вот и я иду по новому, только что проложенному  тротуару.
          - Здравствуйте! - здороваюсь я с соседями. Это азербайджанцы, разные поколения одной семьи. Много лет они живут в соседнем доме. Лет двадцать назад они приехали сюда с парой чемоданов да тремя сыновьями, завели дело по покрытию дорог асфальтом. Раньше больше приходилось латать дыры, а теперь их фирма востребована – развернулись они – ого-го! Всем в городе командуют! У них появились квартиры, машины, но каждый день я вижу их, идущими на работу вчетвером степенной походкой тружеников, и поздно возвращающимися…
           Могли бы только командовать, но где надо – сами хватаются за всё, и фирма их процветает! Они украшают землю собой и плодами своего труда, работая почти без выходных и праздников. Какие у них красивые парни выросли, и сложены как боги – загляденье!  День жаркий, мускулистые торсы их обнажены, лица покрыты потом, лопаты так и играют в их руках – они меняют бордюры.
         Я вспоминаю хлипкого Дениса, который к сорока годам никак не приспособится жить на этой земле, а ведь рецепт простой - трудиться. Да, трудолюбия нашему брату-славянину не хватает… А тоже могли бы жить…


            
   
          -