История с подвесками Королевы

Евгений Рослик
Король Людовик XIII не любил кардинала Ришелье. Ох, как не любил. Всю жизнь. Даже тогда, когда кардинал умер, Король ещё пять лет не любил кардинала, пока сам не умер. Не за то не любил, что гвардейцы кардинала всё время учили жить его мушкетёров, и не за то, что кардинал подбивал клинья к Королеве, а за то, что кардинал был умнее Короля. Это знали все, начиная с самого Короля и заканчивая последним уборщиком Королевского дворца. Всё время кардинал был на два шага впереди Короля. Во всех делах. Король даже подозревал, что его дети появились на свет не без участия кардинала. Но это полбеды. Беда была в том, что все придворные и слуги Короля вначале подбирались кардиналом, а уже потом согласовывались с Королём. Да, что слуги. Все министры, их заместители и заместители заместителей были ставленниками кардинала. Ужас, да и только. Но если говорить по-честному, то Король притворялся, когда выказывал своё недовольство. Он был не настолько глуп, чтобы понимать, что не будь кардинала, всю работу по управлению государством пришлось бы делать самому. Нет, уж пусть лучше так, чем с утра до ночи заниматься всеми эти хлопотами.

Нужно сказать, что и кардинал воспринимал Короля как необходимое зло. А что делать? Династическая власть, всё-таки. Вообще-то Король кардиналу не был помехой. Кардинал так опутал Короля своей паутиной, что Король не знал и десятой части того, что происходило в его государстве. Иногда Король начинал подозревать, но как только он решался в чём-нибудь разобраться, то всё оказывалось так сложно и запутанно, что желание исчезало тотчас. И всё шло своим чередом. Когда кардинал починил себе всех и всё и ему захотелось сделать что-нибудь такое, чтобы в будущем было что вспомнить. Очередной раз нужно было показать Королеве, кто в королевстве главный. Слишком уж она о себе возомнила. Общая схема была такая. Организовать тайную встречу Королевы с кем-нибудь из иностранцев: англичан или испанцев. Всё равно. Лучше всего, конечно, с англичанином. А затем выставить Королеву в нехорошем свете. Мол, Королева шпионит и пусть Король разбирается со своей женой. Тогда у кардинала руки будут свободны для других важных государственных дел.

Кому поручить это не простое и тонкое дело он знал. Это будет Миледи. Не откладывая в долгий ящик, кардинал вызвал Миледи, а пока она шла к нему, занялся вязанием своего знаменитого кружевного воротника. Не прошло и получаса, как дверь тихонько отворилась и в зал вошла Миледи в сопровождении придворного слуги. Кардинал сделал движение рукой, чтобы слуга ушёл и жестом показал Миледи на стул. Миледи села. Кардинал разместился в кресло напротив и посвятил Миледи в подробности своего плана. Заканчивая он сказал, что хорошо бы найти исполнителя - человека неопытного в интригах дворцовой жизни, желательно молодого из провинции. Рассказал и замолчал.

Много лет общаясь с кардиналом, Миледи за каждым его словом угадывала столько нюансов, что у неё были ответы почти на все вопросы кардинала. Она достала из рукава скатанный в трубочку листок и протянув его кардиналу и спросила:

- Может этот гасконец из Артаньяна?

Кардинал взял листок, развернул его и стал медленно читать. Прочитав, кардинал вернул листок Миледи и сказал:

- Решайте сами д’Артаньян, так д’Артаньян. Под вашу ответственность. Не скупитесь. Дело того стоит. Всё, приступайте. Время не ждёт.

Шёл апрель 1625 года. Молодой гасконец  из Артаньяна появился в Париже надеясь, стать мушкетёром Короля. Всё бы ничего, но по дороге случилась неприятность. Он потерял рекомендательное письмо, а без него стать мушкетёром было не просто. Единственная надежда на то, что капитан мушкетёров господин де Тревиль окажет милость. Милость была оказана и д’Артаньян был направлен в гвардейский полк дез Эссара. Приключения начинались.

По чистой, как казалось д’Артаньяну, случайности его вызывают на дуэль сразу три мушкетёра, с которым он потом крепко подружился. Так бы оно и было, если бы Арамис не был тайным агентом кардинала Решелье. В награду за это кардинал обещал Арамису место в одном из аббатств. Атосу служба в мушкетёрском полку была нужна исключительно из-за приключений. Что касается Портоса, то не будь мушкетёром, он вообще был бы нищим, потому, что его кроме драк, выпить и плотно поесть его ничего не интересовало.

Арамис, естественно, не бесплатно, устроил так, что д’Артаньян был просто счастлив получив в друзья трёх мушкетёров. Дороже всего Миледи обошлась постановка драки мушкетёров с гвардейцами кардинала. Но в результате Миледи получила молодого, простоватого исполнителя, готового на всё, чтобы стать мушкетёром. Нельзя сказать, что д’Артаньян был глуп, но и особым умом он не отличался, а так как он был агрессивен и везде ввязывался в драки, то для Миледи было важно не допустить преждевременной смерти д’Артаньяна. Содержание этой миссии знали только кардинал и Миледи. В результате инсценировки позорного бегства гвардейцев кардинал попутно польстил тщеславию Короля Людовика XIII, создав впечатление, что мушкетёры Короля сильнее гвардейцев кардинала. Подсунуть д’Артаньяну слугу Планше, поселить в доме галантерейщика Бонасье и влюбить д’Артаньяна в жену Бонасье Констанцию была пара пустяков.

Следующей задачей было организовать свидание Королевы с кем-нибудь из иностранцев. Всё осложнялось тем, иностранец должен был соответствовать уровню Королевы. Лучше всего подходил английский министр герцог Бекингем. Время было удобное, так как Бекингем как раз возвращался из Германии в Англию, однако ехать через Францию он боялся. Но узнав, что Королева собирается подарить ему что-то не дешёвое, согласился, хотя и сомневался. Миледи подвески пришлось подменить на фальшивые. Ну, не отдавать же ему настоящие бриллианты, в самом деле. На время движения Бекингема по Парижу пришлось перекрыть движение на всём пути. А тем, кто выйдет из своего дома пригрозили тюрьмой. В общем, подготовка была основательной. Естественно, в тайне.

Дальше всё как описано в книге Дюма. Королева на свидании дарит влюблённому в неё Бекингему алмазные подвески, которые ранее ей подарил Король. Кардинал уговаривает Короля устроить бал и предложить Анне появиться на нём в подвесках. Д’Артаньян из-за любви к Констанции, чтобы спасти честь Королевы. отправляется в Лондон. Атос, Портос и Арамис при содействии де Тревиля, которого Миледи знала давно и близко, получают отпуска и возможность сопровождать д’Артаньяна. Чтобы никто не заподозрил, организуются всякие ловушки и засады. Проблема была в том, что не все участники знали Д’Артаньяна в лицо. Хорошо, что Констанция подарила д’Артаньяну по совету мужа жёлтый шёлковый шарф. Д’Артаньян добирается до Лондона, встречается с Бекингемом и доставляет подвески обратно в Париж, но опаздывает на бал. Поэтому Констанция передала Королеве настоящие подвески и Королева появляется на балу в подвесках. Кардинал посрамлен, но когда Констанция рассказала Королеве, как было на самом деле, Королеве пришлось извиниться перед кардиналом. Что и требовалось доказать.

Как только д’Артаньян вышел в порту на землю Франции его тут же арестовали. Нашли подвески, обвинили в государственной измене и предложили сотрудничать с кардиналом. Д’Артаньян, естественно, согласился. Его тотчас на карете доставили во дворец. Констанция взяла у д’Артаньяна фальшивые подвески и через посыльного передала Миледи.

Такая история произошла с королевскими подвесками. Может быть…

02.07.2018