Пиратские истории. VII К берегам Латинской Америки

Александр Черенков
45. К БЕРЕГАМ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Думаю, что уже порядком надоел читателям морской экзотикой. Однако всего этого на нашу долю досталось изрядно. Поэтому не обессудьте: волны, шторма и штили и всякая живность присутствовали и будут присутствовать в повествовании по мере надобности.

Безусловно, если, конечно, какой-нибудь свихнувшийся кит специально нападёт на наш барк, автор не замолчит и этого факта.

Итак, прошло около двадцати дней. Борясь с гигантскими волнами, мы снова обогнули Африку…

Безусловно, плавание было не сахар.  Было очень тяжело и опасно лавировать при таком жутком волнении. Приходилось всё время идти на хитрости. То запряжём противный ветер в паруса и обретем приличный ход, а то надо резко класть руль, чтобы встретить катящую на тебя стену воды в лоб. А потом опять. Спасибо нашему «ходоку» современной постройки.
 
Капитан рассказал мне случай, как один «голландский купец» (порядочный тихоход)  делал попытки обогнуть мыс Доброй Надежды пятнадцать раз. Однако всё кончалось ничем. Пришлось  содержимое трюмов перегрузить на проходящий корабль, а само вполне исправное судно оставили гнить где-то на африканском пляже.

По нашей палубе гуляли волны…

Для тех, кто не был занят службой, было приказано категорически не выходить на дек, если они не хотят стать кормом для рыбы, и расположены ещё не раз в дальнейшем приложиться к чарке.   

Справившись с противными штормовыми ветрами, огибая Африку, взяли на север и оказались в районе Кейптауна.

- «Сынок» (опять он за своё), - сказал мне капитан Билли на эту тему, - эта деревня под названием Кейптаун, конечно, была удобным  местом для стоянки. Здесь всегда можно отдохнуть, что огибая Африку, что возвращаясь обратно после такого же перехода. Это чудное местечко открыли португальцы еще в XV веке, когда искали торговый путь из Европы в Индию. В те времена такое путешествие длилось чуть ли не целый год. Вот торговцы и попробовали здесь основать поселение под названием Кейп («Cape» означает на английском – мыс, укрытие). А как ещё было назвать эту стоянку рядом с мысом Доброй Надежды, которая действительно была укрытием при часто меняющейся погоде.

Но по мере того как место становилось всё более традиционным, оно стало обычной точкой для отдыха моряков и перегрузки. К первому добавили ещё слово – таун («Town» - город). Вместе: Кейптаун. Это произошло, когда деревня стала больше походить на городок. В нём, конечно, первыми  были всё те же голландцы. Некий Ян Фан Рибеком привёз первых поселенцев. Они стали строить крепость под названием «Замок Доброй Надежды» («Castle of Good  Hope»). Он расположился у подножья Столовой горы. Конечно, эти деревянные укрепления сначала были от диких животных и «бушменов». Потом они стали каменными.

Если бы мы зашли сейчас в Кейптаун, то прямо от порта над домами и домиками
мы увидели бы этот замок, который сверху, если смотреть с горы, напоминает пятиконечную звезду в плане. (От редакции: этот замок в результате неоднократных войн был разрушен; однако в наши дни есть новодел – точная копия того замка. В нём расположен музей).

Тут мы поймали устойчивый попутный ветер. Он перешёл в пассат. Подхваченные им, пошли вдоль берегов Мозамбика. Иногда в трубу были видны слоны на пляжах, купающиеся в волнах океана. 

По указанию капитана Билли, мы взяли курс на северо-запад, чтобы пересечь Атлантический океан, и оказаться у берегов Америки. Старались максимально использовать силу ветра. Средний ход «Гонца» был около десяти узлов (на отдельных участках шли и быстрее). Ориентировались на остров Фернанду-ди-Норонья. 

Честно говоря, если бы не капитан, то я сам на карте этот островок вряд ли бы и нашёл.

Билли предостерёг меня, чтобы я не промахнулся в своих расчётах. А то островок маленький, а путь длинный. Ошибка может накопиться приличная. Поэтому надо каждый день проверять курс и вносить коррективы. Ну а далее, - он продолжил (в этот момент кроме меня в «навигаторской» появились дополнительные слушатели /Дон, Джейн, Молли и Джуди/:

- Что я тебе могу сказать по поводу этого места? Это не один островок, а целая россыпь. Точнее, их там около двух с лишним десятков. Но большинство -  такие маленькие, что временами это просто скалы, торчащие из океана. Всё это находится примерно в 217 милях (для читателя: 350 км) от побережья Южной Америки. Только один остров из всей этой кучи скал достоин внимания. Вот он и называется Фернанду-ди-Норонья (Fernandо de Noronha).

И засмеялся:

- Думаю, что мало кто знает, что некий Лемуш, который открыл этот остров и руководил португальской экспедицией в 1501-1502 годах увековечил имя богатого еврея Фернандо де Норонья. Не подумай, что последний совершил что-нибудь выдающееся в этом путешествии. Просто он остался дома, но дал денег для  всего этого похода…

Сколько на этих островах моряков потерпело крушение, идя к Америке, известно только Дэви Джонсу... Наверное, это «еврейские происки» против людей нормальной веры, ха-ха…

В моей голове пронеслось: «Видимо, капитан Билли что-то с ними не поделил». Как тот с энтузиазмом продолжил:

- Кстати, о евреях, коль о них зашла речь. Изгнанные из Испании  королевским эдиктом (От редакции: властители Испании  Фердинанд II (1452-1516) и Изабелла I (1451-1504) в 1492 году  издали  Альгамбрский эдикт, который изгонял с территории королевства всех не принявших                до 31 июля христианство /евреев, мусульман/. В это же время шла подготовка экспедиции Христофора Колумба для открытия Вест-Индии.) Иудеи сыпанули по соседним странам. Некоторые из них были мореплавателями…

Одна часть, из последних, нашла приют и поступила на службу в Османской империи, они же часто становились в Средиземноморье и пиратами. Например, известен Синан, который сначала был помощником у знаменитого Барбароссы, но потом и сам стал «капитан-паша». Говорят, на его флаге была звезда Соломона. Он отхватил у испанцев Тунис (1538), при этом уничтожив и их  флот. Потом захватил Триполи (1551). В результате был назначен командующим турецким флотом.

Другая часть подалась вслед за Колумбом на Антильские острова (для читателя: это - Карибские острова). Если мне не изменяет память сначала (?1511?) евреи высадились на Ямайке. А уже через сто пятьдесят лет (1655), хорошо обжившись и размножившись под небесами тропиков, по слухам в ответ на притеснения помогали англичанам якобы под предводительством самого Уильяма Пена (1647-1718) освободить остров от испанцев для установления английского  владычества. За это их оставили по-прежнему проживать на острове.

Конечно, и евреи были пиратами на Антилах (для читателя: это – это всё те же Карибские острова) и прилегающих морях. Я сам видел корабли с библейскими названиями: «Эсфирь», «Юдифь», «Пророк Самуил», «Семисвечник» и прочее. Они базировались на Ямайке. А такой парень, как Мозес Коин Энрикес входил в корсарскую эскадру голландского адмирала Пита Хейна, который взял «золотой» флот.

Так что, Артур, не удивляйся, если столкнёшься здесь где-нибудь на островах с еврейскими ребятами. Они такие же разбойники, как  и мы. Соответственно, достойны такого же «доверия».

Дон поддержал капитана:

- Действительно, какая разница, кто он: англичанин, датчанин, голландец или еврей? Ведь парень имеет то же ремесло, что и ты, - пробасил канонир.
Джейн, как всегда, хотела поделиться какими-то своими «соображениями», но Ваш покорный слуга погрозил ей кулаком (только девица могла его наблюдать), и она промолчала, скорчив недовольную гримаску.   

(От редакции.
Видимо, настала пора пояснить терминологию. Ей пользуется автор без пояснений.

КОРСАР /корсары/ происходит от итальянского «corsaro» – морской разбойник. Это -  частные лица, которые с разрешения властей использовали вооружённые суда и оружие для атаки /грабежа/ назначенного противника. Практически это гражданские лица, состоящие на военно-морской службе. Часто и военные корабли получали разрешение на подобные действия. Термин возник в средиземноморье.

КАПЕР /происходит от английского «caper» - шалун/ - аналогично корсару.

ПИРАТ /pirate/ - морской РАЗБОЙНИК любой национальности (без всякого разрешения).

ФЛИБУСТЬЕР /«поймавшие ветер»/   – аналогично, всё тот же - морской РАЗБОЙНИК.

БУКАНЬЕР – изначально охотник на диких буйволов, коров и свиней для поставки продовольствия на корабли. Они в основном были не моряки. Потом они освоили дополнительную профессию и превратились в прибрежных разбойников, нападавших с помощью малых гребных судов |лодок|  на корабли. Синоним понятию ПИРАТ и соответственно РАЗБОЙНИК.

Вся эта публика без особого различия в той или иной мере занималась бандитским ремеслом в виде морского разбоя).

Капитан мне подмигнул, и его рассказ плавно пошёл дальше:

- А теперь для завершения разговора вспомним об островке славного иудейского имени «Fernando de Narony».

Местечко - умопомрачительное, если там только отдыхать и купаться в сухой период (пресной воды достаточно), правда, ходить по острову – морока. Он весьма скалистый и к этому ещё весь зарос кустарником и деревьями. Всё это переплелось в непроходимые джунгли.  Не знаю, может, кто из нашего брата там что-нибудь и припрятал впрок из «честно заработанного» разбоем, однако, такими сведениями не располагаю.

Нам не везёт загорать на этом островке. Мы идём в такое время, когда там  сезон дождей (сам понимаешь, тропики). Он там продолжается с января по август. Поэтому останавливаться и мокнуть под дождём, если не крайняя нужда, не будем, у нас и так  вокруг вода. Используем только как ориентир.
 
Джейн явно была расстроена такой информацией и увела дам в каюту напротив…

Мы снова мчались к Экватору, но уже с другой стороны Атлантики. Прохлада опять сменилась жарищей. Она была такова, что  часто до металлических предметов на деке под солнцем страшно было дотронуться. Конечно, все разделись почти до последнего «не могу».

Слава богу, что жара чередовалась с жестокими шквалами. Однако ребята вовремя их замечали…

Абрахам, которого мы подобрали на развалинах  Либерталии, оказался в этом отношении уникален. Он каждый раз чувствовал изменение погоды. В этом случае любому из вахтенных офицеров он сообщал о боли в локте. Этого было достаточно, чтобы тут же без смеха следовала команда: «По приказу локтя  Абрахама - взять паруса на рифы!». Локоть старины Абрахама, пострадавший ещё в младые годы во время военных действий против французов был отмечен уродливым шрамом. Он ни разу не подвёл. Благодаря этому паруса «Гонца» были целы.

Наш путь пролегал западнее островов Святой Елены и, естественно, уже известных читателю острова Вознесения и в дальнейшем слегка южнее и западнее островов Сан-Паулу. (Читатель, наверное, помнит, что последние лежат почти на Экваторе). 

Выйдя на траверз острова Фернанду-ди-Норонья, мы рассчитывали поймать другой пассат, дующий от берегов Алжира. Он-то, хотя и был боковым, должен был отнести «Гонца» к акватории Малых Антильцев (по-другому - Карибские острова), овеянных  «подвигами» и всяческими выходками хмельной «весёлой братии». Как ориентир для дальнейшего маршрута я выбрал Тринидад.
Капитан Билли на мой вопросительный взгляд по поводу Малых Антильских островов, обрадовался случаю поделиться:

- Этим названием мы обязаны запискам некого Петра Мартира д, Ангиера (1493), который был современником Колумба и придворным Фердинанда Арагонского (1452-1516) и Изабеллы Кастильской (1451-1504). Якобы так назывался полумифический остров или архипелаг, изображённый на королевской карте. Конечно, это была фантазия картографа, но название прилипло.

- Сколько же вы знаете, сэр…

- Когда ты проболтаешься в МОРЕ-ОКИАНЕ, разговаривая со знающими людьми и просиживая над книгами и картами сутками с моё, «малыш» (конечно, возраст у меня юный, но всё-таки такое обращение к «навигатору», на мой взгляд, было «слишком» фамильярным, да и «малыш» не уступал капитану в росте), то и у тебя что-нибудь застрянет в голове. Надеюсь, ты не будешь перегружать её всякими глупостями типа выпивка и дамы до полного беспамятства. Обратно возвращаясь к островам.

Капитан провёл рукой над картой:

- В них различают Большие Антильские и Малые. Они все располагаются между Северной и Южной Америками. Все вместе они образуют дугу, которая очерчивает Карибское море и отделяет его от Мексиканского  залива. Острова ещё называют Карибскими из-за того, что на них жили индейцы – карибы (возможно, араваки, бывает они неразличимо перемешаны, но какая для нас разница). Кое-где они ещё остались. 

Большие Антильские острова: Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико. Из них, для нас с тобой весьма важно, что первые два и последний образуют почти прямую линию, направленную западным углом Кубы к Американскому полуострову Юкатан, говорят, (он понизил голос), там  есть индейские города с неисчислимыми сокровищами. На островах есть равнины и горы.

Самая высокая - на острове Гаити. Эта горка высотой 10416 футов (3175 м). Похоже, что все эти скалы на островах – продолжение гор материка, но не берусь утверждать. 

Погода, естественно, тропическая, жаркая, дуют пассаты. Часто даже в сухой период бывают жуткие ливни с сильными грозами и ураганами. Почти все острова заросли вечнозелёными кустарниками и лесами.

Малые Антильские острова, которые я упомянул, образуют дугу, почти упирающуюся в Южную Америку. Их столько, что замаешься перечислять. Наши ребята давно с ними освоились. Вообще почему-то в этих местах острова располагаются дугами – от оконечности острова Куба дуга Багамских островов упирается в полуостров Флорида.

В общем, все эти куски суши были и есть рай для людей нашего ремесла. Одни – для стоянки и отдыха, другие – чтобы спрятаться,а  потом напасть на мимо идущий корабль, третьи – с сёлами и городами, чтоб было, где взять продовольствие и что грабить. Всё это вместе можно рассматривать как большую дойную корову, только знай, за что  «дёргать», и денежные ручьи будут течь в твои сундуки. Однако для навигации большие сложности. Надо быть всё время бдительным и осторожным, а то можно запросто угробить нашего «Гонца».

Главное с точки зрения возможного дохода -  это торговые корабли (без учёта национальной принадлежности) и  испанцы с их сокровищами («золотые» флоты, «серебряные» флоты). Простор для предприимчивости и выбора места, где можно это отнять. А уж потом можно отдохнуть от «трудов праведных».
Однако кроме дуг этих островов, внутри них есть ещё и такие отдельные острова, как, скажем, остров Хувентуд у побережья Кубы, Большой Кайман с посёлком Джорджтаун,  Ямайка с деревней Кингстон и некоторые другие. Думаю,  Артур, если нам повезёт, то тебе удастся познакомиться с теми или иными замечательными островами…

Сколько кораблей с сокровищами потерпело крушение на этих берегах!
(От редакции для сведения читателя.  Открытие и завоевание Нового Света – одна из наиболее трагичных и кровавых страниц мировой истории. Его открывали и пытались осваивать на  каракках и каравеллах. Эти два типа многомачтовых судов были разного размера. Самые маленькие назывались «каравеллетами», большие - «каравеллоне». С косыми парусами – «каравеллы-латинас», с прямыми – «каравеллы-редондас»/косой парус у них был только на бизани/. На этих кораблях совершали свои походы в поисках Индии ещё португальские мореходы /Нуньо Триштан, Альвизе Кадаместо, Диогу Кан, Фернандо По, Бартоломео Диаш  и др./ и, конечно, открыватель Америки Христофор Колумб. Плавание на этих небольших судах в отсутствие карт, опыта кораблевождения в этих водах, и соответственно знаний о ветрах и течениях было весьма тяжёлым и опасным.

На Американском континенте пред алчными взорами нищих идальго явились такие сокровища, которые им даже не могли присниться. Награбленное надо было вывозить. Конечно, в силу малой вместимости каракки и каравеллы для этого не годились. Появились новые  большие вооружённые транспортные корабли – галионы.   Они были гораздо длиннее, имели более стройную форму корпуса и оснастку с прямыми парусами и на вид производили более надёжное впечатление.

Корма была высокой, с узкими надстройками в несколько ярусов, с каютами для капитана, офицеров и знатных пассажиров. Обычное водоизмещение было в районе 700 тонн (против обычных 200-300), длина корабля по килю составляла примерно 30 метров. Зато по палубе - около 50. Ширина - близ 15  метров. Высота борта от киля до верхней палубы составляла 10 метров. Грот-мачта (самая большая мачта на корабле) - 40 метров. Желание испанцев вывозить как можно больше сокровищ иногда приводила их к гигантомании. Достоверно известно, что испанский галион под названием «Мадре де диас», имел водоизмещением 1600 тонн, длина его палубы  была 60 метров, ширина – 17 м, а осадка (от ватерлинии до киля) 10,5 метров.

А водоизмещение гигантского галиона «Сантиссимо Трининад» превышала 2000 тонн. Все эти корабли были очень дороги в постройке и требовали много материала. Не зря в Испании в это время вырубили почти все леса. При этом мало кто знает, что их мореходность оставляла желать лучшего: громоздкие, неповоротливые и малоустойчивые.

Алчные испанцы, возвращавшиеся домой с награбленными сокровищами, от жадности теряли здравый смысл и чрезмерно перегружали свои суда. Неудивительно, что морские хроники тех времён пестрят сотнями названий галионов, которые не дошли до берегов Европы.

В те времена не только в Испании, но и в мире не было каких-либо положений об ограничении допустимой осадки судов, хотя, казалось, к этому времени закону Архимеда было уже около 2000 лет. Кораблестроение оставалось только искусством, где всё основывалось на опыте и амбициях мастера.

Испанцы плевать хотели на признаки хорошего корабля, которые были сформулированы ещё Лукрецием Аннеем Сенекой /55 г. до н.э.- 40 г. н.э/: «Корабль хорошим считается, когда он устойчив и крепок, быстроходен, уступчив ветру, послушен рулю».

К сожалению, лишь только в 1666 году английский корабельный мастер Антоний Дин к несказанному удивлению всех теоретически определил осадку и прорезал пушечные порты ещё до спуска корабля на воду. Безусловно, это далеко не сразу было воспринято всеми корабелами мира…               

Таково было положение дел со всем тем огромным «парком» судов, которые возили товары, серебро и золото по морям, на которых служили военную службу моряки, и эти же типы кораблей использовали флибустьеры всяческого толка).

А сколько кладов, Артур, спрятано и зарыто на разных островах! Может, нам  где-нибудь улыбнётся счастье. Бросив якорь у какого-нибудь островка, нырнув на мелководье, или, сойдя на берег и вонзив заступ в почву, а то и заглянув в пещеру, мы вовсе без всякого риска обретём столько  сокровищ (денег), что бросим наше рискованное ремесло и будем проживать остаток жизни в тиши и уюте… 

http://www.proza.ru/2018/07/02/989