Джозеф Филпот. Открывая уста за безгласных

Инквизитор Эйзенхорн 2
ОТКРЫВАЯ УСТА ЗА БЕЗГЛАСНЫХ
Джозеф Филпот (1841)
http://www.truegospel.net/Philpot/073.htm

Открывай уста за безгласных и за тех, кто обречены на смерть. Открывай уста твои для правосудия и для защиты бедного и нищего
Притч.31.8-9 KJV

Есть некоторые расхождения во мнениях относительно того, кем был этот царь Лемуил, к которому со словами, что я только что прочитал, обратилась его мать, вместе с оставшейся частью главы; но наиболее обоснованным мнением является то. что это сам царь Соломон, и что он называет себя либо ласкательным именем, которое употребляла его мать, либо это второе имя Соломона в дополнение ко всем известному, ибо среди евреев была практика давать различные имена одному и тому же человеку. Поскольку Соломон в другом месте назван Джедидиа (2 Цар.12.25), есть основания полагать, что Лемуил - это просто другое имя для царя Соломона. Значение имени Лемуил - буквально "посвященный Богу", "принадлежащий Богу". Апостол имеет это в виду, когда он говорит о Христе в одном коротком выражении: "Все ваше, вы же Христовы, а Христос Божий" (1 Кор.3.23), то есть принадлежащий Богу.
Итак, мать обращается к своему сыну царю Лемуилу и дает ему прекрасный совет, который содержится в последней главе Книги Притч, и, несомненно, совет, который она дала ему, имеет буквальное, а также духовное истолкование. Есть, кажется, две ошибки, в которые впадают люди: одни всецело отбрасывают духовный смысл текста и принимают только буквальный, а другие полностью отвергают буквальный и принимают только духовный. Тем не менее не приходится сомневаться, что в Писании есть и буквальные толкования, и духовные, и что всегда есть аналогия или сходство между теми и другими; духовное толкование обычно основано на буквальном и покоится на нем. Поэтому, стремясь понять опытное толкование этих слов, которое я постараюсь вынести перед вами, я не имею в виду отвергать их буквальное значение, которое, несомненно, тоже предназначено для того, кому они адресованы.  Мать Лемуила увещевала его строго и буквально, когда он восседал на суде как царь, чтобы открыть свои уста "за безгласных и обреченных на смерть". Она внушала ему, как судье своего народа, как тому, кто воссел во главе его для отправления правосудия - что он должен "открыть уста свои для правосудия и для защиты бедного и нищего". Но когда мы смотрим на духовный и опытный смысл этих слов, мы смотрим на Того, Кто больше, чем Соломон, и знаем, что Лемуил указывает нам на Царя более великого, чем  Соломон был во всей своей славе. Имя это теофорное, и оно означает, как я уже сказал, преданный или посвященный Богу.  Кто же может тогда иметься здесь в виду более ясно, чем Господь жизни и славы, Который есть Сын Божий, Его Слуга и Посланник, Который был предан и посвящен Ему все Свое странствие здесь на земле, и все же есть одно с Ним в сущности и един с Ним во славе?   
Но можно спросить, означает ли здесь Лемуил Господа Иисуса Христа, кого мы можем понимать под его матерью и кто та, что дает дать ему совет? Как это должно быть объяснено последовательно с аналогией веры и Священным Писанием истины? Мы читаем в Песни 3.11: "Придите, дочери Сиона, и узрите царя Соломона с короной, которой его мать короновала его в день радости его сердца". Здесь мы имеем строгую параллель, ибо царь Соломон, который, несомненно, есть прообраз Иисуса во всей книге, связывается с описанием любви Иисуса и Его Церкви. Но если говорится, что у Него есть мать и она венчала Его на Царство, то Его мать также должна представлять Церковь, ибо Господь Иисус Христос был рожден женщиной и получил от нее Свою человеческую природу. Таким образом о Церкви можно сказать также в этом смысле, что она является матерью Христа.  Тогда у нас есть в тексте определенные советы, которые были даны Царю Его матерью: "Открывай уста за безгласных и за тех, кто обречены на смерть. Открывай уста твои для правосудия и для защиты бедного и нищего". И именно поэтому, с опытной и духовной точки зрения, я с Божьего благословения рассмотрю этот отрывок, и, ни на что не претендуя,  просто скажу о ведущих моментах текста, как они представлены моему уму под научением благословенного Духа.
1. Первое слово, которое, кажется, привлекает наше внимание - это "безгласные". Ибо если у нас нет какого-то представления, кто такие "безгласные", за которых царь должен открывать свои уста, мы не сможем понять, по каким причинам он должен это сделать. В этих словах говорится о вполне определенных людях, но кто они такие? Это те, кого Бог оживотворил к духовной жизни, и в чьи сердца Он посеял Свой страх. Это те, кого Бог призвал в Свой суд и они предстали перед Ним. Но почему они должны быть безгласны? Есть несколько обстоятельств, которые делают их немыми, и если бы они не были безгласны, им не был бы нужен Посредник, что открыл бы уста за них.
Первое, что делает их безгласными - это глубокое обличение и ощущение вины в своей совести. Мы находим это естественным среди людей, ибо когда против человека и его совести выдвигается истинное обвинение, он бывает поражен как молнией и ему нечего сказать, как говорит Анна в своей песне: "нечестивые будут молчать во тьме" (1 Цар.2.9). Сама сила совести, когда совесть приносит обвинение,  делает человека совершенно немым. Когда Бог, применяя Свой святой закон к совести человека, вызывает его на суд, Он поражает его немотой, так что он не может сказать ни слова в свое оправдание.
Это обычная практика в уголовных судах, когда, заслушав доказательства обвинения, судья говорит подсудимому: "Что вы можете сказать в свою защиту?".  Преступник иногда пытается отмахнуться от некоторых обвинений, но во многих случаях он не может сказать ни слова, ему даже не о чем просить суд; у него нет оправдания и нет оснований оспорить приговор судьи. Так всегда бывает с духовными преступниками, с тем, кто предстает перед Божьим судом. Им не о чем просить суд, они не могут привести ни одного основания для того, почему уста Господа не должны произнести тот праведный приговор, который они заслужили из Его рук. Они стоят безгласными перед Судией всех. О них сказано, что они "полагают уста свои в прах" (Плач 3.29), ибо им не сказать ни слова. Они не будут ни пререкаться с Богом, как со своими собратьями, ни состязаться с Ним, как те, что притязают на благословение из Его рук, они не поднимутся против Него дерзко и самонадеянно, "с гордой выей" (Иов 15.26)., без святого благоговения или благочестивого страха; они не уподобятся также жрецам Ваала, которым у нас так много подражателей, воющих и визжащих, как если бы они изменили разум Божий и извлекли благословение из Его руки, хочет Он того или нет. Ни один  духовно обличенный, осуждаемый законом преступник не придет к Богу, Который стал известен в его совести как "пожирающий огонь", даже с малейшей дерзостью или самонадеянностью. Он стоит перед Ним безмолвно, не имея ни оправдания, ни возможности сказать что-то в свою защиту.
Но этот преступник не просто безмолвен перед Богом, он безмолвен и перед своими собратьями. Вы можете обоснованно подозревать религию людей, у которых есть слово для всего и для всех, у которых на все готовы цитаты из Писания, так что они, кажется, несут с собой  мешок, полный текстов, и все, что им нужно сделать - это опустить туда руку и вытащить что попадется. У них может быть знание Писания в голове, но нет учения Божьего Духа в сердце, и они готовы рассуждать о текстах Писания, не один из которых не применялся когда-либо с силой к их душам. Но этот бедный преступник безгласен перед своими собратьями, ему нечего сказать, ибо он не может сказать о благости Божией к его душе. Ему нечем хвалиться, ибо в себе он не что иное, как "раны и синяки и гниющие язвы" (Ис.1.6). Он не может вознести хвалу Богу, и все, что он может сказать, если он мог бы говорить - это история о нечестии, несчастье и горе. И поэтому он далек от того, чтобы идти к людям или расспрашивать разговорчивых; "он сидит один, и молчит, потому что он понес на себе иго Божие" (Плач 3.28 KJV).
Но есть и другой смысл, в котором этот бедный виновный преступник безгласен, и это значит, что он не в состоянии излить глубокие чувства своего сердца Богу, что бы ни было работой его души, и любые бурные мысли и болезненные тревоги происходят внутри него. Его язык - это язык стонов и вздохов; у него нет красивого набора из фраз, которые он узнал из уст других; он не может молиться чужими словами или прийти к Богу с тем, что он украл с кафедры; он может только прийти к Господу со стонами, слезами и вздохами о милости, которую Бог может распространить на свою виновную душу. Он очень редко окажется способным рассказать все о различных чувствах своего сердца, и часто вынужден, когда он приходит к престолу благодати, просто стонать и вздыхать о желаниях своей души, потому что он не может ни найти доступ к Богу, ни свободно выразить то, что происходит в тайниках его души.
2. Но у нас есть и другие люди, за которых царь Лемуил должен открыть свои уста - это "обреченные на смерть". Это выражение не означает тех, о ком Послание Иуды говорит как о "предопределенных к осуждению"; оно не о тех, кого Бог "предназначил на гнев", как "сосуды гнева", но это те, кто осужден в своем уме как "обреченные на смерть" судом своей совести.   Господь жизни и славы никогда не открывает Своих уст за отверженных. О нем сказано, что Он будет "судить праведно", и Он будет судить так, чтобы правосудие было удовлетворено, все требования закона исполнены и искупление совершено. Он не мог бы умолять праведно, если бы умолял о тех, за кого не дано удовлетворение и чей долг не искуплен.
Поэтому это слово   не означает тех, кого Бог предопределил на гнев, но Его избранный народ, который через работу благодати в его сердце доводится до тех чувств, с которыми Его люди стоят перед Ним как "обреченные на смерть", то есть, смертный приговор написан в их совести, как говорит апостол: "мы имеем смертный приговор в себе" (2 Кор.1.9). Они не видят надежды спастись "от грядущего гнева", они не видят, как грехи их могут быть прощены, потому что они так черны и отягчены; они не знают, как Бог может, в соответствии с теми атрибутами, которые Он уже явил в их совести, спасти их от вечной смерти и, следовательно, милость еще не явлена в их душах, их совесть не была окроплена кровью искупления, и они не были приведены к познанию того, что Христос через Святого Духа ведет их через веру к удовлетворению Христа; они стоят осужденными в своей совести и видят, что остался только шаг между ними и вечной смертью.
Именно за этих людей царю Лемуилу предстоит "открыть уста",  то есть он должен умолять и ходатайствовать за них; он должен открыть уста как их Защитник перед Богом, чтобы стать их Посредником и Заступником "от грядущего гнева". Вся жизнь Иисуса на земле, каждая ветвь Его активного и пассивного послушания была открытием Его уст за тех, кто обречен на смерть, и Он никогда не ходатайствовал более мощно и действенно, чем тогда, когда Его раны были открыты на кресте. И в суде небес, в Своем заступничестве на нем, которое Он непрестанно возносит как  Первосвященник и Спаситель Своих избранных, Он открывает Свои уста, хотя и не в реальных словах, но Его присутствие там уже есть ходатайство Богу за безгласных, и Он умоляет и ходатайствует за всех, кто обречен на смерть.
Но есть и другой смысл слов, который, я думаю, очень совместим с Писанием и смыслом данного отрывка. Имя Лемуил означает "тот, кто предан Богу", и оно вполне может представлять Посланника Всевышнего, Того, Кто был освящен и отделен, чтобы встать во имя Его, Кто был воздвигнут Духом Святым в познании Триединого Бога и ведом руководством и делом Духа, чтобы встать во имя Божие и совершить Его дело.
В этом смысле вся Церковь состоит из "царей и священников Богу", из сынов и дочерей, которые преданы делу Господа и продвижению Его славы на земле; и именно к ним обращено  это увещание: "Открывай уста за безгласных и за тех, кто обречены на смерть". Так служитель Духа открывает уста за безгласных, когда он прослеживает их опыт, и таким образом входит во все чувства их обеспокоенного сердца; когда он помогает им описывать  самые мучительные ощущения, которые они испытывают, муки вины и страшные приговоры, под которыми они страдают, и всю работу благодати в их душах таким образом, каким они не в состоянии описать ее сами. И когда он открывает им уста, он делает это исходя из некоторого личного опыта этого в его собственной душе, и из света, брошенного на него из Писаний, ставя себя на их место и вспоминая те самые чувства, которые они переживают, и работу благодати, которую Святой Дух совершает в их сердцах. И таким образом многие из Божьих бедных безгласных детей, которые чувствуют себя обреченными на погибель, входя в часовню, где есть служитель истины, говорящий во имя Господа, нашли к своему удивлению и утешение, что у него есть язык, чтобы объяснить тайны их сердца, что он знаком со всем, что в них происходит, и что он может рассказать о тайных чувствах их душ, которые они не в состоянии объяснить себе сами.
И снова; этот Лемуил, этот помазанный слуга Всевышнего, - открывает свои уста за безгласных и обреченных, когда в общественной молитве, он может излить само чувство их сердца к Богу; когда он молит о них и с ними у престола благодати, и несет их в своих торжественных прошениях престолу Всевышнего, и, таким образом, в своих молитвах, выражая чувства, желания и вздохи, к их удивлению, выражает те самые чувства, с которыми они жили, и представляет Богу глубины их сердец.   И он открывает свои уста за безгласных и обреченных, когда приходит с состраданием к бедным и измученным и принимает на себя стрелы сатаны, направленные в искушаемую семью Божию. И так во всякое время  и в каждом месте, за каждой кафедрой и при каждом случае он не стыдится открыть свои уста за бедных и безгласных, которые не могут заступиться за себя сами, и возвещает,   что это люди живого Бога, что бы самонадеянные о них не говорили.
3. Но мы продолжим немного дальше с нашим текстом, потому что мы находим там других людей, которые названы "бедными и нищими". Человек не является духовно немым всю свою жизнь, и не он все свои дни один из тех, кто обречен на смерть. Эти слова, кажется, указывают лишь на начало действия благодати в его сердце, а также на особые времена испытаний и искушений; но по мере того, как мы продолжаем читать, мы находим характер всей жизни христианина, и слова, описывающие состояние детей Божиих в каждом состоянии и на каждом этапе их пути. В Псалме 85 Давид говорит о Боге, избавившем его от глубин ада. Он говорит о сладостном избавлении, которое он испытывал, но он начинает Псалом со словами: "Я беден и нищ". И, следовательно, избавление, которое испытал человек, пусть и избавлен от ада, означает, что всю свою жизнь он будет иметь этот опыт, вложенный в него Духом Святым, что он беден и нищ, и пока он таков, он захочет знать на опыте что-либо из богатств Христа, или вкусить утешения, которые только Дух Божий может донести до его выжженной и жаждущей души.
Сколько мы находим в наши дни тех, кто "богат, разбогател и ни в чем не знает нужды", и все же они всегда говорят о богатствах Христа и хвастаются ими! Но что они могут знать о богатствах Христа? Его богатства - для бедных и нищих, Его Кровь - для виновных. Его праведность - для наших, Его совершенное дело для тех, кто постоянно нуждается в Его могучей руке, чтобы она спасла их из глубин ада. И поэтому какими бы ни были понятия людей о богатствах Христа, Его Крови, праведности и славном спасении, никто на самом деле не оценит Его, кроме тех, кто действительно измучен и тоскует по Нему, желает жить Им, как пищей их сердец, просит Бога, чтобы Он сладко явил им Своего Сына, те, кто беспокойны и безрадостны без Него. Никто не оценит Его, кроме бедных и нищих, кроме тех, кто действительно так дышит и так чувствует, кто лишен всего, чем может похвастаться плоть, и всего, чем природа может превознести себя.
Но у этих бедных и нуждающихся есть и ум. Мы часто находим, что работа благодати в душе человека и упражнения ее в его сердце приравниваются в Писании к действию закона, к некоторому испытанию, которое должно состояться в суде. Мы находим это в различных частях священной книги. "Пусть мой приговор, - говорит Давид, - выйдет от Твоего присутствия" (KJV). Мы читаем также у Михея: "Я приму негодование Господне, потому что я согрешил против Него, и мне не умолить Его". Это намек, что есть решение, которое должно быть принято, что есть суд, который состоится в суде совести, и что этот суд подтверждается устами Божиими. Так вот, тот, кто никогда не испытывал это в своем сердце, не знает, оправдан ли он или осужден. Тот, у кого никогда не было суда над ним, кто не представал перед судом своей совести и не признавался виновным, когда ему нечего было сказать в свое оправдание, и не получил затем из уст Судии оправдательный приговор, вообще ничего не знает о том, что это такое иметь явное свидетельство от Господа Бога Всемогущего о том, что он является одним из Его избранных и помилованных.
Затем Церковь призывает царя Лемуила: пусть Царь царей, и Господь господ", Великий Первосвященник и Посредник Своего дорогого народа вспомнит о тех, о ком "книги раскрыты и суд приближается", когда у "бедных и нищих" нет советника и им не на что купить помощь заступника, их же собственные уста закрыты под тяжестью вины и осуждения; и Он выйдет вперед и защитит их. И как Он умолит за них?  Развернув Свою книгу и показав, что под их именами было написано, что за грехи их пролилась кровь, и что их беззакония удалены от взора Божия. Он умолит их, выступив в их защиту как Тот, Кто понес их грехи в Своем теле на древе, исполнил закон ради их праведности  и принес вечное оправдание от всех вещей, от которых они не могли быть оправданы по закону Моисееву. Таким образом Он заступается за них.
Итак, в некотором смысле те, кто также выступают во имя Всевышнего и молят за бедных и нищих, когда им открыт под научением Духа путь спасения через удовлетворение от Посредника, когда они показывают, что есть славная праведность во всех и для всех верующих, и когда они объявляют, что Бог снял грехи Своих избранных через Кровь Своего дорогого Сына. И когда они под научением Духа прослеживают это в опыте своей души, Сам Дух создает благословенное доказательство в сердцах их бедных и нуждающихся слушателей, что они прошли через то же самое.
Тогда они умоляют за бедных и нищих, приводя те причины, по которым они должны стоять оправданными перед судом Божиим. Советник будет умолять заключенного должника, если он сможет выдвинуть любые доказательства того, что долг был оплачен другим, а адвокат - защищать преступника перед судом, если у него будет королевский указ об амнистии или помиловании и возможность доказать, что его подзащитный включен в него, и такое ходатайство будет достаточно действенным, чтобы узник был освобожден. Но какая лучшая причина оправдания может быть для бедных должников перед судом Божиим, если уже дано полное удовлетворение за их долги, требования правосудия были выполнены, когда пролилась кровь, и грешник был примирен с Богом совершенным делом дорогого Сына Божия? Таким образом, слуги Бога умоляют о "бедных и  нищих"; а когда у них есть возможность открыть перед глазами узника свиток и показать там его имя, чтобы благословенный Дух запечатлел запечатает это свидетельство в его сердце и совести - узник будет удовлетворен, как и все законопослушные люди, сочувствующие ему. И так все мы можем объединиться, воздавая честь и хвалу Агнцу.
4.   Но у нас есть торжественный намек, как в отношении Лемуила, Который ходатайствует за нас на небе, хотя Он не нуждается в таких советах, так и для тех Лемуилов, которые стоят во имя Бога, чтобы умолять о "бедных и нищих" на земле ради праведного суда. Последним скажем: пусть никакая предвзятость не повлияет на ваш суд, пусть справедливость имеет свое полное влияние, а также милосердие; пусть преступник не будет помилован, если тем самым пострадает справедливость; но пусть суд во всех смыслах учтет все требования правосудия.
Наш Лемуил, Царь и Заступник, не судил бы праведно, если бы Он открыл Свои уста для тех, кто определен на погибель, потому что справедливость никогда не была удовлетворена за них, кровь никогда не проливалась за них, их грехи никогда не были искуплены, и праведность никогда не была принесена для их оправдания перед Богом. Поэтому Он, наш Великий Заступник, хотя и открывает Свои уста за безгласных и умоляет за бедных и нищих, но Он делает это с самым строгим соблюдением закона и правосудия. Если бы Он включил в Свое посредничество и ходатайство тех, кого Бог не избрал, чье имя не было в Завете, чьи грехи не искуплены на кресте, или, с другой стороны, если бы Он исключил из Своего ходатайства и посреднического заступничества, по правую руку от Бога любого, кто был включен в завет благодати, любого, за чьи грехи Он умер на кресте и за  чьи беззакония Он истек кровью - Он не судил бы праведно.
Но Он "судит праведно", когда Он действует в соответствии со строжайшим законом справедливости; и  было бы так же несовместимо с праведностью спасти любого, кто не был помилован через Его Кровь, как и если бы должен был быть изъят из Его посредничества кто-то, кто был помилован через Его искупительную жертву. Но Он судит праведно, Он знает, что делает, Он действует по самым строгим требованиям правосудия, не отменяя его милосердием, но являя милость в ее полноте и также правду в ее полноте, так что ни  милость не отменяется правдой, ни правда милостью; они едины, но не смешаны, соединены, но сохраняются, идут своими путями и все же работают вместе от вечности к вечности.
Но мы переходим к Лемуилам на земле, к тем, кто стоит во имя Господа, исполняющего Свое дело в святилище; они также должны судить праведно и открывать свои уста за безгласных. Но как они будут тогда "судить праведно"? Путем взвешивания и изучения дел которые приходят к ним, проводя прямую и узкую грань между ложной и истинной религией, между плотскими убеждениями и духовными, между учениями Бога и делами падшей природы. Служитель может иметь от природы сострадательное сердце и врачевать раны, независимо от того, были ли эти раны нанесены Святым Духом или нет; или он может иметь такие ошибки в вопросе, от Духа что-то идет или нет, что он может опечалить сердца тех, кого Господь не опечалил. Мы впадаем  в ошибки с обеих сторон. Некоторые будут хулить Бога из-за того, что кто-то возложил  тяжкое бремя на тех, кто уже тонут под тяжким грузом вины на совесть, и положил камень преткновения на путь тех, кто проходит сквозь глубину Божия научения. Такие не судят праведно, они не производят различения и не ходят путями, которые Бог заповедал в Своем слове.
Также есть другие, которые не судят праведно и впадают в другую крайность, принимая каждую слезу из глаз лицемеров за настоящие муки благочестивой скорби, которые верят всякому торжественному взору исповедующих людей, которые считают, что они скорбят на Сионе, и принимают простые нежные чувства естественного сердца, вызванные трогательной проповедью, за глубокое раскаяние, которое производит только работа Духа Святого. Но Церковь советует своим Лемуилам "судить праведно", чтобы идти в  строгом соответствии с работой Святого Духа, путями, которые Бог заповедал в Своем слове, чтобы не уклониться в крайность плотского сострадания с одной стороны и не ожесточить свою душу с другой.
Опять же, некоторые Лемуилы склонны сильно доверять плотским мотивам. Если в их собрании есть богатые респектабельные люди, они склонны переставать судить праведно и оставлять в Церкви людей с более мелким опытом, чем у тех, что бедны. Или, возможно, они смягчат свое служение, чтобы какой-нибудь состоятельный диакон или какой-нибудь богатый сторонник не обиделись и не отвернулись от них, и тоже перестают судить праведно из-за стремлений плотского сердца. Другие не могут судить праведно по "страху человеческому, что приводит в западню". Они не могут нести крест, который каждый верный служитель должен нести, не хотят терпеть стрел,  которыми самоуверенные и самонадеянные люди постоянно стремятся ранить их, а потому они так смягчают истину, так срезают острые углы всего, что кажется оскорбительным, что вместо того, чтобы сохранить хотя бы очертания истины, они готовы отбросить все что угодно, чтобы их не трогали. И таким образом они отступают, чтобы угодить исповедующим людям, вместо того, чтобы стоять вперед бесстрашно и преданно в простоте Евангелия Иисуса Христа.
Опять же, везде, где есть семейные связи, для Лемуилов всегда есть великое искушение не судить праведно - скажем, собственных детей, которые стали легкомысленны. Если у служителя есть земные отношения с теми,   кто начинает исповедовать религию, он искушаем не судить праведно, но его взор ослеплен благосклонностью и предрассудками, а также стремлением упрекать тех, кто в церкви не похож на его родных и друзей, хотя он не может и мечтать о том, чтобы уподобить им всех. И так теплые ощущения  его естественного сердца мешают ему судить праведно.
Опять же, в церквах постоянно бывает так, что есть те, кто не может слушать служителя или предубежден против него, и кто, из различных мотивов, разделяет общину на части из-за отношения к нему. Тогда любому человеку становится тяжело судить праведно. Он будет склонен умалить то, что действительно хорошо во многих, и, возможно, приписать им мотивы, в которых они действительно не виноваты; и если он усматривает расположение в своих сторонниках, то  будет  видеть неприязнь в случае его оппонентов. И я действительно знаю, из того, что я видел, что многие разделения в церквях возникают из духа служителя, и там, где они не происходят от него, многие усиливаются им, так что он, вместо того, чтобы стремиться исцелить бреши и соединить Божьих людей вместе, становится лишь главой сильнейшей стороны. Это явно не праведный суд, который пастырь должен совершать над паствой - если он обращает главное внимание на некоторых овец, и пренебрегает другими или ранит их. Не думайте, что я перехожу на личности; я не виню никого лично, ибо эту общину я почти не знаю и не слушаю сплетни от других.  Это просто общие наблюдения, как они пришли мне в голову в данный момент из текста. Но есть путь, предписанный слугам Божьим, что хотели бы идти по стопам своего великого Учителя и открывать свои уста за безгласных, за бедных и нищих, а также судить праведно - и для этого идти трудным и узким путем, среди камней и скал со всех сторон, на которых так легко сесть на мель, так и не пристав к безопасному берегу!   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn