Прогулка по храмам старого города

Герман Фильберт
Многие знают, что Ставрополь, долгое время являющийся центром огромной Кавказской епархии, уже полторы сотни лет украшает храмовое ожерелье, золотившееся куполами более чем тридцати православных храмов, соборов и церквей, куда на богомолье стекались тысячи верующих практически со всего Юга России, начинался с деревянных церквей.

Начало начал

Обсуждая неимоверно глубокую и внушительную тему храмовой истории краевого центра, хотелось бы в первую очередь вспомнить те первые церквушки, которые собирали в себе еще основателей города: казаков, драгун, мещан, переселенцев. Те здания остались лишь в памяти историков, да некоторые фотоснимки или картинки их в городском архиве.

Приглашаем вас прогуляться по некоторым как действующим, так и разрушенным храмам краевой столицы. Для того чтобы рассказать про все, понадобится очень много времени, поэтому остановимся на семи самых ярких и трагических историях ставропольских церквей. А самая первая из них возникла еще в бытность Ставропольской крепости на ее территории. Согласно легенде это был построенный по личному распоряжению А. Суворова в 1780 году полковой храм владимирских драгун. Когда же он пришел в ветхое состояние, то был разобран самими же кавалеристами. Эта церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца.

Примерно в то же время, согласно народному преданию, в районе Нижнего рынка, на месте нынешнего Пассажа, хоперскими казаками была возведена своя полковая церковь. Когда же по повелению Кавказского наместника казаки были переведены для дальнейшей службы Отечеству далее на юг, в район Кабарды, то они разобрали ее и увезли с собою на телегах. И выстроили заново в одной из оборудованных ими горных крепостей.

От дерева к камню

В 1795 году горожане и купечество Ставрополя принимают решение о строительстве собственной городской, пока что деревянной церкви во имя Живоначальной и Нераздельной Троицы. Выстроенный наспех храм, к сожалению, не отличался наружной отделкой и добротностью. Вскоре деревянную Троицкую церковь разобрали, а в 1800 году новый сход горожан заявил:

«На месте состоящей в Ставрополе, в мещанском форштадте, деревянной соборной Святой Троицы церкви выстроить желаем каменное здание...».

Кафедральный Троицкий собор был построен в 1817 году в основном на добровольные пожертвования мещан и купечества. Находился он на месте нынешней гостиницы Интурист. В начале 30-х годов 19 века на деньги купца Игната Волобуева к собору пристраивают два предела. С Троицким кафедральным собором были связаны многие события жизни Ставрополя. Здесь, в присутствии цвета русской армии, проходили торжественные молебны по случаю побед в Кавказской войне, в честь прибытия великосветских особ. На службах в этом соборе бывали Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, опальный Александр Бестужев, композитор Александр Алябьев и художник Алексей Венецианов.

В советское время Троицкий собор одним из первых разделил печальную участь православных храмов некогда богомольной России. Тяжелый взрыв до основания разрушил творение рук наших сограждан - первый каменный храм Ставрополя.

Крестовоздвиженский храм

В скором времени после строительства первого кафедрального собора, в 70-х годах 19 столетия, купец и почетный гражданин Ставрополя Игнатий Волобуев подарил под архиерейское подворье свою усадьбу на Кузнечной улице. На данный момент последняя носит название Голенева. В этом здании была устроена домовая церковь в честь Воздвижения Христа Господня, еще именуемая Крестовоздвиженской. В ее церковной ограде стали хоронить особо достойных лиц духовного и гражданского звания. Здесь же впоследствии был погребен и сам И. Волобуев.

При храме действовала духовная семинария, которую в разное время окончили многие видные церковные деятели, в том числе и митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон. Но в 60-е годы прошлого века и семинария, и сама церковь были закрыты и постепенно стали разрушаться. Возрождение началось три десятилетия спустя.

Трагедия Варваринской церкви

Печальна и интересна судьба еще одного храма, ныне не существующего - Варваринской церкви. Интересна она тем, что с ней связано множество легенд и слухов. Располагался этот храм на возвышенности, к югу от крепостных бастионов, в центре старого кладбища, утопающего в зелени деревьев, со всех сторон окруженного высоким белокаменным забором. На этом месте сегодня находится строительный техникум. По легенде Варваринское кладбище, названное по храму, было первым в Ставрополе. И возникло с момента устройства самой крепости.

План этой церкви был подготовлен в 1833 году, и в скором времени началось ее возведение. Таким образом, по чертежам архитектора Воскресенского, храм во имя святой великомученицы Варвары предстал в своей первозданной красе. Он, не отличавшийся размерами, поражал современников своей красотой.

«Церковь эта, хотя и не так обширна, но по внутренней своей отделке и наружной красоте занимает видное место. В ней есть замечательный образ великомученицы Варвары во весь рост, украшенный богатой серебряной ризой, изготовленной известным московским ювелиром Сазиковым», - писали в то время о ней ставропольчане.

В 1866 году в нижнем этаже храма была устроена греческая церковь с престолом во имя святого пророка Илии. Тогда же возвели трапезную для прихожан и церковную сторожку, где жили монахи, кормившие бедных и странников. Несколько позже строится и легкая трехъярусная звонница, как бы парящая над зеленым куполом кладбищенской горы. Здесь в Крещенские праздники ставропольчане выпускали в небо голубей в знак мира.

Настоятель храма кандидат богословия отец Иоанникий в начале 20 века открыл аналог некоего модного по тем временам светского салона. С той лишь разницей, что это был в своем роде интеллектуально-нравственный клуб. Он объединял самые светлые головы Ставрополя тех лет: различных представителей интеллигенции, в том числе композиторов, духовенства. Здесь играли музыку собственного сочинения, исполняли песни, вели беседы на политические и религиозные темы, проводили дебаты.

Но самым удивительным в истории Варваринского храма является то, что он некоторое время выполнял даже функции кафедрального собора. Дело в том, что во времена большевистского террора из 12 действующих на тот момент Ставропольских приходов лишь один этот храм остался «тихоновским». То есть верным Патриарху. Остальные перешли под контроль так называемого «движения обновленцев», которое контролировалось новой властью и учинило раскол в Русской Православной Церкви.

И вот тогда, по воле местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия, храм стал епархиальным центром. Сюда были отправлены поочередно четыре епископа, которые бесследно исчезли в застенках местного ГПУ. Так что протоиерею Иоанникиму самому пришлось до своего ареста нести всю ношу обязанностей правящего архиерея. Примечательно, что настоятель Варваринской церкви в то время сумел вернуть «тихоновцам» практически все приходы Ставрополя.

В результате против священника развернулась настоящая война, возглавляемая советской властью. Она включала в себя череду обысков храма, конфискацию церковной утвари, травлю настоятеля. А впоследствии обернулась и его высылкой в поселок Тогур на Оби. Сердце батюшки перестало биться в Сибирском регионе в год победы в Великой Отечественной войне. А вместе с ним погибло и дело всей его жизни - рукопись по истории Православной Церкви на Кавказе.

После высылки настоятеля Варваринский храм был сначала закрыт, а потом и разрушен, но до 50-х годов 20 столетия на бывшей кладбищенской горе виднелись изуродованные и оскверненные могильные памятники первых ставропольчан.

Уцелевшая обитель

Но давайте вновь вернемся в век девятнадцатый. Это было золотое время для Ставропольских храмов. На всем его протяжении возводились и реконструировались очень многие из ныне существующих городских приходов. В 1847 году Кавказский наместник генерал Воронцов дал разрешение ставропольчанам на строительство за Тифлисской заставой, на другом городском кладбище, церкви во имя Успения Божией Матери. После окончания строительных работ этот храм предстал в Ставропольском предместье во всей своей красе.

Над его сводчатыми стенами поднималась крыша с фронтоном, огражденным кованой решеткой, где висели многопудовые колокола. В середине крыши поднимался восьмигранный барабан с узкими вытянутыми окнами, обрамленными наличниками и украшенными коваными решетками. Купол венчал вызолоченный крест. Трехъярусный иконостас с многочисленными иконами хорошего письма, люстры в позолоте, облачение священников из парчи, бархата и шелка, расшитое золотом, - все это делало новый духовный центр достойным живущих и памяти ушедших в мир вечности.

Успенское кладбище, просуществовавшее уже около двухсот лет, было одним из самых ухоженных и богатых. Величественные надгробные памятники из полированного гранита и фамильные склепы в малой доли сохранились и ныне. Здесь же находится реконструированная местным казачеством надгробная плита на могиле генерала Христофора Попандопуло.

А Успенский храм отличает от всех остальных тот факт, что он был единственным ни на день не закрываемым советской властью приходом и в его стенах безостановочно проводились богослужения с момента освящения и по сей день. А вот Успенское кладбище, к сожалению, на данный момент представляет из себя непролазные дебри, исковерканные или полностью уничтоженные надгробья и памятники. На месте, ранее занимаемом кладбищем, сейчас возведена железнодорожная поликлиника, частные домовладения.

Срубая головы церквям

И вновь девятнадцатый век. В 1839 году Святейший Синод дал ставропольчанам разрешение на постройку нового храма. Купечество и мещанское общество на сходе решило наименовать его Казанским. А 22 июня 1843 года между Гостиным рядом и комиссариатскими строениями на восточной окраине Крепостной горы было отведено место под закладку храма, что и произошло через две недели в присутствии практически всего города. Закладку храма освятил епископ Кавказский и Черноморский Иеремия.

Собор был спроектирован и построен в русско-византийском стиле, где такие элементы русского храмового зодчества, как кокошники, архитектурные пояса сочетались с греческими капителями и нишами. Крестообразный и симметричный, с высоким световым барабаном центрального купола, притвором, четырьмя опорами, поддерживающими тяжелый свод, храм мог вмещать более 700 верующих.

После постройки собора, в достоинстве кафедрального, известный ставропольский архитектор Павел Воскресенский представил проект его звонницы. По плану она должна была покоиться на дубовых сваях, что однако не было принято комиссией. Так что колокольня все же была возведена, но на каменном фундаменте. Имела она высоту в 46 сажень, а вес в 500 тысяч пудов.

«Царь-звонница» поражала не только своей высотой, но и изяществом всех ярусов. На первый из них вели винтовые каменные лестницы, оканчивающиеся не большими главками с вызолоченными крестами. Выше можно было подняться по деревянным лестницам, а в главу колокольни - по свисавшей корабельной цепи. Сама глава была покрыта железом в виде чешуйчатых шашек, оканчивалась железным, обтянутым медью и вызолоченным в огне крестом с оцинкованными цепями. На всех ярусах находились медные колокола, звон которых был слышен за многие десятки верст от Ставрополя.

Судьба и этого храма с его звонницей так же печальна. Собор был разобран по камешку, в первые годы установления диктатуры пролетариата, включая подземный этаж. Накопленные в нем богатства канули в Лету, а все остальное - иконы, хоругви, облачения священников - было просто уничтожено.

Сама же колокольня устояла вплоть до 1943 года, когда после освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков была взорвана, уже не понятно для каких целей. Существует легенда, согласно которой комендант города майор Лалиани распорядился взорвать «визитную карточку» краевого центра ввиду того, что она может послужить ориентиром для вражеской авиации при бомбардировках. За самоуправство офицер в дальнейшем был разжалован в рядовые.

В начале 2004 года по благословению епископа Ставропольского Феофана были начаты подготовительные работы по воссозданию комплекса Казанского кафедрального собора. 27 сентября этого же года состоялась закладка воссоздаваемого храма, а 4 апреля 2010 года, на Пасху, в Казанском соборе прошла первая служба. Работы по восстановлению колокольни продолжаются до сих пор.

А дальше?

Из семи описанных выше храмов старого Ставрополя были утеряны нами шесть. Устоял лишь один - Успенский. А вот Крестовоздвиженский и Казанский отстроены заново. А рядом со строительным техникумом недавно возведена небольшая часовенка во имя святой Варвары.

На сегодняшний день открываются новые приходы в краевом центре. Началось возрождение христианского зодчества. Хочется верить, что начавшееся в 21 веке строительство и восстановление в столице края продолжится. И мы уже никогда не вернемся к тому, что сегодня стараемся забыть - к объявлению войны храмам. Причем храмам не только как строительным объектам, а еще и как духовной составляющей жизни Ставрополя. Как местам, куда может прийти каждый из нас для того, чтобы привести в порядок свои мысли и ощутить себя частью большой христианской семьи. Поразмыслить о добродетели да вспомнить  свои проступки перед людьми, перед истиной, перед Богом...