Девушка, которая всегда слушала чужие советы

Татьяна Яценко
   «Можно ли прожить жизнь, не имея собственного мнения?» — эта новая мысль вот уже неделю мучает Соню. Возникла она внезапно и по совершенно пустяковому поводу, но постепенно завладевает девушкой, угрожая её спокойному существованию. Сколько Соня себя помнит, её семья всегда выстраивала жизнь в строгом соответствии с чужими советами.
 
 — С сегодняшнего дня яйца мы больше не кушаем! Ты знаешь Сонюшка, я тут в газете вычитала, что они повышают холестерин в крови, — мама не знает, что такое холестерин, но раз в газете написано, то нужно немедленно исключить яйца и тем более такие вкусности, как омлет, фаршированные яйца, гренки с яйцом, яичный рулет, роллы из яичных блинчиков с сыром и огурцом и, конечно, булочки и пироги, требующие добавления яиц.

 — Вот тут, Сонечка, написано, что яйца, оказывается, очень полезны, а мы их почему-то не едим! — мама совсем позабыла, что несколько лет назад, повинуясь чужой рекомендации, сама исключила их из семейного меню.
 
   «Это ведь в девяностые, кажется, яйца признали вредными. Просто купить их было невозможно, как и сахар, соль, крупы. Тогда это дурацкое выражение появилось — «сахар и соль — белая смерть». Умный ход борьбы с дефицитом, а мы-то, наивные, верили …» — вяло думает Соня, разглядывая капли дождя, стекающие с окна троллейбуса. Пока едет домой, вспоминает и неустанную борьбу мамы с её детской близорукостью. Мама где-то вычитала, что окончательно справиться с болезнью можно, если кушать побольше черники. Соня поедала её килограммами, но близорукость только прогрессировала, ведь про другие способы лечения в то время в газетах не писали. «Всего на всего удачный маркетинговый ход американских фермеров, которые вырастили слишком много черники, а продать её не могли …».

Мама и бабушка Сони всю жизнь дрейфовали от одного чужого совета к другому, будто корабль, оставшийся в открытом море без управления. И пусть чужие советы противоречили друг другу, были бессмысленными или очевидно глупыми, к ним всё равно прислушивались. Более всего верили печатному слову, особенно если журналист ссылался на мнение ученых. Оно немедленно наделялось ореолом святости и никогда не подвергалось сомнению. 
    
    К началу взрослой жизни Соня твёрдо знала — другие люди лучше понимают, что ей нужно. Поэтому если молодой человек ухаживает за Соней, но не соответствует журнальным рекомендациям, не одобрен семьей и старушками на лавке у подъезда, то его — в утиль. Если платье не нравится подругам (пусть из зависти, потому что хорошо сидит на Соне), надевать его не стоит. Если все хвалят книгу модного писателя, необычную, но скучную, то и Соне придётся её как-нибудь осилить. По совету известного театрального критика она обязательно сходит на «авангардный» спектакль, даже если после просмотра на душе станет тяжело и тревожно. Посетит она и премьеру нашумевшего ещё до выхода фильма, оказавшегося на деле пустышкой.

   Но если до появления интернета лодку Сониной жизни под влиянием чужих мнений все же довольно плавно относило от одного берега к другому, то после — она попала в водоворот, грозивший окончательно затянуть её.  Советы и мнения самых разных людей, высказанные ими на сайтах, в соцсетях, показанные в видеоблогах, стали сыпаться на бедную девушку с бешеной скоростью, и в один прекрасный день Соня осознала, что не может понять, как ей жить дальше.
   
   А началось всё с диеты. Два килограмма лишнего веса своим появлением были обязаны нервотрепке с написанием дипломной работы и сдачей госэкзаменов. Ещё два — трудоустройству в крупную компанию с непомерно высокими требованиями к сотрудникам. Впрочем, фигурка у Сони осталась вполне приличной. Но глянцевые журналы имели другое мнение. «У тебя лишний вес? Какой кошмар!!! Это же ненормально!» — буквально вопили они — «Посмотри на себя! Кто тебя замуж возьмёт? Да кто вообще посмотрит на тебя?! С таким весом ты ещё надеешься сделать карьеру? Прожить долго и счастливо? Напрасно, дорогуша! Для этого нужно стать худой!» И пусть Соня со своими новыми килограммами чувствовала себя бодрой и активной, продолжала нравится мужчинам, господствующее в обществе мнение одержало над ней сокрушительную победу — девушка уверовала, что счастья ей не видать, пока она не сбросит эти несчастные четыре килограмма.

     Не обнаружив в книжном магазине универсального руководства по избавлению от лишнего веса, Соня с надеждой обратилась к интернету. Однако там её ждало сильное разочарование: быстро получить чужой совет никак не удавалось. Броские названия диет — «Похудеть без белка», «Низкоуглеводное питание», «Сыроедение», «Система двадцати», «Диета без яиц» (такое мы уже проходили, подумала Соня, кликая другую страничку) — не раскрывали их сути и ничего не говорили об их эффективности.  У Сони даже голова закружилась от такого разнообразия. Пожалуй, впервые в жизни ей пришлось принимать решение самостоятельно.

   После пятичасового сидения в сети, двух кружек чая и четырех бутербродов с докторской колбасой, она выбрала диету с очень хорошим названием: «Похудеть за неделю». Первые три дня нужно было есть исключительно овощной супчик (картошка, морковка, лук, капуста — белокочанная, брюссельская, брокколи, сельдерей и петрушка), оставшиеся четыре — кашу на воде без соли и обезжиренный творог — гадость ужасная, но недельку потерпеть можно. Суп Соня ела, закрыв нос левой рукой, уж очень специфический он издавал запах (ядреный капустный), да и вкус у него был так себе. Потом давилась кашей без соли и сухим творогом. Но что ни сделаешь ради соответствия фигуры модному тренду!

   По окончании диеты Соня осталась довольна — три килограмма долой. Правда, в понедельник на работе случился аврал — пришлось подбодрить себя шоколадкой. Во вторник праздновали день рождения Марии Львовны (от испечённого ею самолично тортика отказаться было бы невежливо). В пятницу национальная сборная одержала неожиданную победу над фаворитом чемпионата (пару бокалов пива в их честь — не грех!). Соня и не заметила, как сброшенные три килограмма вернулись сами и привели за собой ещё пару новых. Это ничего, успокаивала она себя, диет в интернете достаточно, а решение проблемы не занимает много времени.

   В течение следующего года, слушая чужие советы, Соня испробовала диету без белка, потом диету с белком, но без углеводов, фруктовую и овощную диеты, похудение на кашах, наконец, семидневное голодание, после которого, собственно, она и оказалась в больнице, упав в обморок прямо на рабочем месте. В больнице её пожурили за наплевательское отношение к собственному здоровью и выписали домой, чтобы Новый год она смогла встретить в кругу семьи. Но домашнее застолье никак не входило в Сонины планы. За год сидения на диетах она набрала уже двадцать пять килограммов лишнего веса. Поэтому пришлось соврать родителям, что новогоднюю ночь она проведёт с друзьями.

   Сама же осталась в своей квартире, забралась с ногами в мягкое кресло у окна, закуталась в плед и начала плакать, и думать. Что она сделала не так, ведь старалась же соблюдать все советы и рекомендации, послушно ограничивала себя в еде и истязала в тренажерном зале? И что в итоге: толстая, обессиленная, злая, одинокая и несчастная. Может потому, что у неё силы воли нет? Другие же достигают результатов, а она — не может. Значит, она ущербная!

    «Можно ли прожить жизнь, не имея собственного мнения?» — после шестичасового нытья и самобичевания подумала Соня. — «Да и каким оно должно быть, это мнение?» Соня включила интернет, стала просматривать разные странички и вдруг впервые осознала, что по каждому вопросу у ученых существовали диаметрально противоположные мнения. Например, исследования, проведённые специалистами одного известного в США университета, демонстрировали абсолютную пользу для человека овощей и фруктов. А вот Всемирная организация здравоохранения посчитала такую пользу недоказанной. Больше всего путаницы оказалось с молоком. Начитавшись кучу мнений, Соня так и не разобралась — молоко очень полезно или очень вредно для жизни.

     В этот день Соня прозрела и увидела, что в мире нет абсолютно верных мнений ни по одному вопросу человеческого существования. Всё могло оказаться ложью и быть опровергнуто более поздними научными исследованиями.

      И как ей после этого, прикажете, жить: без советов и чужих «авторитетных» мнений? Самой решения принимать, что ли? Но она ведь не специалист во всех сферах жизни…

      Пришлось Соне «включить мозги» и начать думать своей головой. Постепенно она перешла на интуитивное питание (стала прислушиваться к своему телу и его потребностям): двадцать три килограмма растаяли за полтора года, а два остались (значит, не лишние, а самые что ни на есть нужные, решила Соня). Она перестала истязать себя длительными тренировками и полюбила пилатес. «И больше никаких пустых книг от модных писателей и странных спектаклей от не менее модных режиссеров!» — твёрдо решила она.

Но одно всё же продолжает волновать Соню: молоко-то можно пить или лучше воздержаться?
 А вы как думаете? :)