Ох, и славная эпоха - времена царя Гороха

Раиса Яковлева
 
  Во времена царя Гороха люди жили ни хоршо, ни плохо, а просто и весело. Вода в колодцах была сладкая и вкусная. Выпьешь колодезной воды, сразу почувствуешь себя здоровым и сильным. Куры исправно несли яйца, петухи кукарекали вместо будильников и важно расхаживали по двору, кичась своим гребнем, серьгами и пышным разноцветным оперением. Коровы паслись на зеленых сочных лугах и давали людям полезное и питательное молоко.


  Природа одаривала людей прекрасными плодами: наливными яблоками, сладкими сочными грушами, алыми вишнями и лиловыьи сливами... А сколько ягод росло в лесах: красная малина и розовая земляника, черная смородина и черника... Какое множество грибов пряталось под деревьями и кустами, в зеленой траве и под опавшими листьями! Подберезовики и подосиновики, белые грибы и шампиньоны, маслята и опята... Только не ленись! Бери корзину побольше - и в лес.


  После сбора урожая устраивались веселые ярмарки. Собиралось много народа. Одни продавали, другие покупали, третьи пели и плясали - развлекали толпы зевак.
  Утром встречаются два мужика.
  - Здорово, Иван!
  - Здорово, коль не шутишь!
  - Что это ты такой лохматый, и сено в волосах?
  - Дак, пошел я сегодня спозаранку к реке с удочкой рыбу ловить. Глядь, а в реке русалка купается и меня к себе манит. Я и вошел в реку, иду к ней. Она улыбается, ручкой машет. Подошел поближе, русалка исчезла. Вместо нее черт вылез, вот я и дал деру. До сих пор очухаться не могу.


  Царь Горох умело управлял государством, справедливо разрешал спорные вопросы. Он любил свой народ, был доступен для простых людей и пользовался у них уважением. Как случится спор между соседями, сразу идут к царю, он рассудит. Петр и Влас были соседями. Жили дружно, пока Влас не решил раскопать участок земли, заросш8ий травой, между их огородами и посеять там овес.
  -Это моя земля! - Заявил Петр, - мой дед перед смертью сказал мне об этом.
  -Это моя земля! - Возмутился Влас, - это мой дед, умирая, завещал мне ее!
Страсти накалились, чуть до драки не дошло. Пошли к царю.


  - Что стряслось, мужики? - вопросил царь Горох, выйдя на высокое крыльцо.
  - Рассуди нас царь-батюшка! - поклонились ему соседи. Так, мол, и так. Почесал царь затылок и рассудил:
  - Поскольку земля эта между вашими огродами находится, принадлежит она равно, как Власу, так и Петру. Повелеваю! Разделить ее на две равные половины. Одна половина принадлежит Власу, другая половина - Петру.


  - Правильно рассудил, - загудел собравшийся вокруг народ. - Наш царь - голова!
В другой раз поспорили бабы, у кого щи вкуснее. Разгорячились, кричать начали.
  - Ты, вобче, варить не умеешь! - кричала Пелагея.
  - Это я-то не умею?! - Возмущалась Евдокия. - Мой мужик всегда ест да нахваливает! А твой - голодный ходит!
  - Это мой-то голодный?! Погляди, какое брюхо отрастил!


Пошли за правдой к государю. Вокруг народ собрался, посмеивается.
  - Что приключилось, бабоньки? - встретил их Горох.
Пелагея с Евдокией попросили рассудить их спор.
  - Вопрос, конечно, интересный, - улыбнулся царь. - На чем ты варишь щи? - спросил он Пелагею.
  - На курином бульоне.
  - А ты Евдокия?
  - На хорошем мясном бульоне из говядины с косточкой.


  - Вот послушал я вас и аж слюнки потекли. Такой вкусный спор получился! Только как же я могу вас рассудить, коль ни одни, ни другие щи даже не прорбовал.
  - Не обессудь, батюшка! Мы сейчас принесем тебе по миске щей. - закричали Пелагея с Евдокией и побежали за щами.


  - А позвать мне сюда Первого и Второго министра, будем щи пробовать!
Отведал царь одни щи, потом другие, передал своим министрам отведать. Посовещавшись с министрами, постановил следующее:
  - Щи на говяжьем бульоне получаются наваристые, а на курином нежные, деликатные. Сейчас прикажу своему повару один день варить щи на курином бульоне, а другой - на говяжем. А вам бабоньки, присуждаю звание лучшей поварихи! Тебе, Пелагея, и тебе, Евдокия! Позвать сюда писаря!


  - Приказываю тебе, - обратился он к писарю, - написать две грамоты: одну Пелагее, другую - Евдокие. Присудить Пелагее звание лучшей поварихи по щам на курином бульоне, а Евдокие - звание лучшей поварихи по щам на говяжем бульоне!
Женщины помирились и ушли домой счастливыми. Ай, да Горох!


  Так и жили в гороховом царстве. Босоногие, румяные ребятишки бегали по улицам; молодежь водила хороводы, а мужики да бабы занимались хозяйством. По вечерам они собирались на завалинке, пели песни, рассказывали друг другу байки. Вот некоторые из них.


  - Раз пошел я на рыбалку, - говорит Степан, - у меня клюнула щука. Я стал ее тащить, а она такая сильная да большая, - думаю, ее мне в лодку не втащить. Взял топор, тюкнул - и разрубил пополам. Голова ушла, а хвост остался. Ну, взял хвост, принес домой... А на следующий год на этом же самом месте закинул блесну - опять та же щука схватила, без хвоста.


  - Бывает... А вот у меня была собака, - подхватил Иван. - Пойду на охоту, она заметит зайца, сделает стойку и поднимет лапу: один заяц, значит! А попадутся два зайца - две лапы поднимет, три зайца - три лапы, а на одной стоит.
  - Ну, а четыре зайца?
  - Четыре? Тогда она четыре лапы поднимает.
  - А на чем же, - спрашивает Степан, - она стоит?
  - Как на чем? - На хвосте!


  - Приехали к нашим соседям, - начала свой рассказ Пелагея, - гости дорогие, дочка с зятем. Стала хозяйка их угощать-привечать. Поставила на стол миску с горячей кашей, да положила с дочкиного края комушек масла. А зять-то и приметил.
  - Повернись, каша, как я люблю дочь Вашу!
Сказал, да и повернул масляным боком к себе. Опять мать дочери масло подсунула, и снова зять миску повернул. Пришлось теще всю кашу маслить. А зять ест да похваливает - Правильно, мамаша, кашу маслом не испортишь. Хороша каша, как дочь Ваша!


  - Это что! - послушайте мою байку, - вставила Евдокия. - Жалился мужик Богу: "Почто мужика обидел - бабам слабинку дал? Бабам что не жить - действительную не служить, на войну не ходить!" Толкуют ему - бабы  детишков рожают, муки родовые принимают. А он свое: "Да я бы сколько хошь нарожал!" Услыхал то Господь и наслал на мужика родовые муки.


Охнул мужик, скрючился, по полу катается, криком исходит. Двое ден отмучался. Силов более нету. И полез он со страху, сердечный, на крышу. Сидит на крыше, обхватил руками трубу и уж хрипит. Летела мимо ворона. Увидел мужик, аж побелел весь. "Кыш! Кыш! Не замай". Замахал руками и полетел кувырком вниз. Только не разбился, не разродился, а взмолился: "Гоподи! Боже! Сними с меня эти муки. Лучше век воевать, чем единожды рожать!"


  - Это правда, - согласился Назар, - а я знаю байку про Правду и Кривду. Встретились Правда и Кривда. Кривда расфуфыренная, холеная, вся в золоте и мехах. Правда бледная, худая, в обносках. Кривда Правду и пожалела: "Пойдем, подруга, в ресторан, я угощаю." Правду-то в ресторан и пускать не хотели, больно вид у нее нищенский, но Кривда сказала: "Эта дама со мной!" Нехотя, но впустили. Сидят они за столиком, шампанское попивают, конфетками закусывают. Порозовели щечки у Правды, глазки заблестели. Подзывает тут Кривда официанта:

 
  - Что ж ты, братец, сдачи со ста рублей не даешь?
  - Помилуйте, сударыня, какие сто рублей? Вы же еще не рассчитались. Закричала Кривда, ногами затопала. Хозяина заведения потребовала. Тот видит, важная дама, вся в драгоценных каменьях, и потребовал у официанта дать ей сдачу со ста рублей. Официант поднял глаза к небу и возопил: "Правда, где ты?" А Правда вздохнула и произнесла чуть слышно: "Тут я. Но помочь не могу, сама в долгу!"


  - Есть мужики, как напьются, так обо всем забывают, - продолжила разговор Ульяна. - Ехал мужик в город. А телега скрипит - тара-бара, тара-бара. Мужик ей и говорит: - Не скрипи, телега. Приеду в город, овес продам, дегтю куплю и тебе колеса смажу. Приехал мужик в город. Овес-то продал, а денежки-то пропил. Едет мужик в деревню домой, карман-пустой, с больной головой. А телега-то так и скрипит - тара-бара, тара-бара!


  - Бабы тоже не всегда  справно хозяйство ведут, - обиделся Влас за мужиков.
  - Так это все от мужа зависит, - отрезала Пелагея. Приласкает хорошо ночью муж жену. Встанет она веселехонька. По избе лебедушкой проплывет, цветы польет, кошку погладит, молочка плеснет. Выйдет во двор, зерна курам насыплет, приговаривая: "Ой, вы, ципочки, ой, вы, милые! Цип-цип-цип!"

 А как муж отвернется к стенке ночью, да не приголубит, встанет жена не с той ноги, цветы не польет, кошку пнет, выйдет во двор, замашет руками на кур: "Кыш! Кыш! Окаянные! Житья от вас нету!"


  Однажды пришли к царю Назар с Ульяной. Оба бледные, смурные, никак что-то стряслось.
  - Что привело вас ко мне? - спросил, выйдя на крыльцо, царь Горох.
  - Помоги, батюшка, промолвили они в один голос. - Сын наш Федор заболел. - Был таким веселым, бегал с ребятами, а как стукнуло ему семнадцать годков, посмурнел, задумался. На гулянки не ходит, хороводы не водит. Сидит, думает, ничего не говорит. Не знаем, что и делать.


  - Приведите его ло мне. Я поговорю с парнем, авось, поправится.
  - Здорово, Федор! - приветствовал царь гостя. - Заходи в горницу, садись за стол, поговорим.
Сел за стол царь, а за ним и Федор. И пошел у них длинный разговор.
  - О чем задумался, парень?
  - О жизни. Зачем человек живет? Зачем на свет рождается? Как жить должен? Думаю я думаю, ответа не нахожу. Объясни, батюшка!


  - Трудные вопросы ты задаешь, Федор! Для того и живет человек, чтобы мудрости набраться. А чтобы мудрости набраться, надо жизнь прожить. Непросто это, ибо, как сказал царь Соломон:
"... во многой мудрости много печали..." А еще сказал он: "Всему свое время".
   "Время рождаться,
     и время умирать,
     время разрушать,
     и время строить;
     время разбрасывать камни,
      и время собирать камни;
      время любить,
      и время ненавидеть..."
  - Тебе сколько лет?
  - Семнадцать.


  - А в семнадцать лет, парень, время водить хороводы, время любить, время разбрасывать камни и строить свою жизнь. Главное в нашей жизни честно трудиться и делать добро для людей. Тогда будешь счастлив. Благословляю тебя, Федор, на долгую, добрую и счастливую жизнь. Кланяйся батюшке с матушкой. Прощай.
  - Благодарствую, батюшка! - откланялся Федор.


  Шли годы. В один прекрасный день царь Горох велел собрать весь народ на Дворцовой площади. Когда народ собрался, вышел царь на высокое крыльцо и сказал:
  - Слушайте, люди! Сорок лет я управлял царством, надеюсь, вы на меня не в обиде.
  - Не в обиде, - загудела толпа.


  - Теперь настал мне срок покинуть вас. Дай Бог вам всем здоровья и счастья! Живите дружно и весело! Помните, что был такой царь Горох. Рассказывайте обо мне своим детям и внукам, а они расскажут своим детям и внукам. Пусть живет в народе память о царе Горохе. А теперь прощайте!


  После этих слов вознесся наш царь в небо. Собравшийся народ растеряно смотрел, как возносился Горох все выше и выше, пока не исчез совсем.
  - Святой человек был! - сказал какой-то мужик, почесав затылок. - Голова!!!