Протокол допроса свидетеля ДЕДА П. В

Яаков Менакер
ПРОТОКОЛ  ДОПРОСА

1944 года июля месяца 26 дня м. Мур-Куриловцы.

Я, оперуполномоченный Мур- Куриловецкого РО НКГБ Винницкой области ст. лейтенант   Рожков допросил в качестве свидетеля:

Деда Павла Васильевича, 1899 года рождения, уроженца села Котюжаны, Мур-Куриловецкого района Винницкой области, соцпроисхождение из крестьян-бедняков, служащий, образование 6 классов, беспартийный, украинец, гр-н СССР, со слов не судим, женат.

Об ответственности за дачу ложных показаний предупрежден по ст. 89 УК УССР. (подпись) Деда.

Вопрос: Знаете ли Вы гр-нку Енджиевскую и какие у Вас с ней взаимоотношения?

Ответ: Гр-ку  Енджиевскую Ольгу Феодосьевну я знаю всего лишь два-три года, взаимоотношения у меня с ней нормальные, личных счетов с ней нет.

Вопрос: Расскажите подробно о предательской деятельности  гр-ки Енджиевской при немецкой оккупации.

Ответ: Мне известно о предательской деятельности Енджиевской при немецкой оккупации то, что она была тесно связана с жандармерией и при первом разгроме еврейского населения Енджиевская предала шесть детей еврейской национальности, данный факт мне известен потому, что в это время я работал бухгалтером детского дома и когда начался первый еврейский разгром, то Енджиевская поехала в м. Мур-Куриловцы заявила, что у нас есть шесть детей еврейской национальности, на следующий день приехали два шуцмана она сразу же принесла метрические выписки на

Вторая страница.

шесть детей еврейской национальности, тогда когда шуцманы документов не спрашивали и не когда не проверяли, и эти документы можно было не показывать, но они хранились у нее на квартире. Когда она принесла документы т. е. личные дела на выше указанных детей то шуцманы взошли в комнату отобрали детей т.е. шуцманы и она находились в конторе, а детей им привели воспитательницы в контору где они сидели т.е.  шуцманы и Енджиевская, когда детей завели в контору, то Енджиевская сказала детям, что вас берут в другой детский дом, и сняла часть верхней одежды как-то ботиночки и пальто  и в такой холод проводила детей раздевши. Енджиевская дала распоряжение своему ездовому Фариону Степану Самойловичу запрячь лошадей и отвезти детей в Мур-Куриловцы в жандармерию и по приезду в дет дом ездовой Фарион то он рассказал, что как я сдал детей в жандармерию, то там находились женщины еврейки они их взяли на руки и вскоре мы узнали , что детей расстреляли. Кроме того, Енджиевская часто справляла балы, на которые приглашала немцев. Детей кормили дохлой кониной, Дети были сильно истощенные. Больше добавить не могу не чего к своим показаниям.

Ответы на вопросы записаны с моих слов правильно и протокол мой прочитан. Деда (подпись).

Допросил оперуполномоченный РО НКГБ ст. лейтенант (подпись) Рожков.