А ну-ка, загляни!

Олег Сенатов
Вот уже  седьмой  год на литературной ниве пашет прозаик Олег Сенатов, написав более сотни разножанровых произведений – есть у него и романы, и повести, и эссе, но большая часть написанного им – это небольшие рассказы. Приняв к сведению объем написанного и возраст автора, впору подвести некоторые итоги.
Можно констатировать, что весь корпус произведений Олега Сенатова характеризуется единством  стиля, и все они посвящены единственной теме - описанию жизни единственного героя - автора. В этом-то и заключается главная проблема; ладно бы эта жизнь была бурной и красочной, но она была на резкость однообразной и банальной; наш герой долго учился, а потом 48 лет работал в одной профессии на одном и том же предприятии, ни разу не сидел в тюрьме, не участвовал ни в каких в военных действиях, и был всего единожды женат; разве, что под конец жизни смог попутешествовать по миру. Казалось бы, как о такой жизни можно написать сотню произведений? А вот как! Олег Сенатов на свою незамысловатую жизнь смог посмотреть во всевозможных ракурсах: поворачивал ее перед своим мысленным взором и так, и этак – бросал на нее взгляд то снаружи, то изнутри; разглядывал ее то из прошлого, то из будущего; размещал наблюдателя то на этом свете, то на том; анализировал то в изъявительном, то в сослагательном наклонении; описывал свою историю то по Прусту, то по Анкерсмиту, а то и вообще дотоле неизвестными способами. При этом он перепробовал все известные литературные техники: - от «телеграфного стиля» до «потока сознания»; использовал все приемы постмодернизма: составление перечней, описей, классификаций  и каталогов.
И каков же итог всех этих трудов?
Самая заурядная жизнь  предстает перед озадаченным читателем в своей неожиданной многомерности; в ней обнаруживаются и пустоты, и тайники, заполненные любопытным хламом, и пещеры, ведущие в тупики, и лабиринты, грозящие безднами, но, в конечном итоге, возвращающими в исходную точку; жизнь героя  выглядит то причудливой голограммой, то головоломкой, то умелой обманкой.
Нет, произведения Олега Сенатова не претендуют на какие-то новые прозрения – они лишь вовлекают  читателя в еще одну разновидность литературной игры; – она называется «а ну-ка, посмотри!».
Это, как если бы автор, наподобие ярмарочного зазывалы, водил читателя в парке аттракционов вокруг большого шатра, предлагая заглянуть вовнутрь  то через одно маленькое окошко, то через другое, то через узкую щель, то через дыру с рваными краями, то через крохотное отверстьице, - так, что, хотя его взгляд направлен на одно и то же, увиденное всякий раз кажется другим,. И только в том случае, если у зрителя (читателя) достанет терпения обойти шатер по всему периметру, заглянув в каждую дырку, у него может сложиться образ целого, неопределенный  и смутный, приоткрыв сокровенные смыслы самой заурядной жизни, и тем самым - человеческой жизни вообще.
                Александр Астахов
                Июнь 2018 года