Плати, или отключим соседа

Герман Фильберт
Ко мне обратился парень, проживающий в дачном кооперативе СНТ «Октябрьское», расположенном в черте краевого центра – Тагир Оразов. Беда, случившаяся с ним, к сожалению, уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим для Ставрополя. Подобные напасти у нас происходят, увы, чуть ли не каждый день. Причем, одинаково.
Представьте, садоводы-любители обрабатывают свои участки в каком-нибудь кооперативе. У них в домике, а иногда и просто в сарае, где хранится инвентарь, есть электрический свет. Плюс, как правило, водонапорный насос, питающий участок живительной влагой из колодца.
И вот, как часто происходит, кто-то из огородников начинает воровать электричество с общей линии. В наше время, особенно для людей, понимающих толк в электрике, это рас плюнуть. Затем, работники горэлектросети, сверив показания суммы данных личных электросчетчиков и одного общего, усматривают разницу. То есть, наглядно видят сколько киловатт недобросовестные получатели света пытались провести мимо их всевидящего ока. А по-простому – украсть.
В этом случае электрики выставляют счет всему дачному кооперативу, совершенно не разбираясь. Ну, то ладно, к такому положению дел садоводы давно привыкли. Далее происходит еще более странное действие. Уже от руководства кооператива. Оно делит сумму недостачи на всех владельцев участков и требует оплаты.
Разными способами. Бывает просто тупо раскидывает сразу на ни в чем не повинных людей те деньги. Бывает, берет их из общей кооперативной кассы (если таковая имеется). Но касса та существует совсем не для этого. А на «черный день», как говорится. Мало ли… Вдруг завтра газовая труба лопнет, здесь-то деньги и потребуются. Да и, опять-таки, средства эти в равных долях вносили все дачники, большинство из которых честные люди, не обязанные платить за воров.
Ситуация в кооперативах может пойти и по третьему варианту. С людей сразу, впрок, каждый месяц, на постоянной основе взымают деньги. Знаете, как это бывает? А вот так: на воду – триста рублей, на ремонт дороги - сто рублей, за свет – пятьсот деревянных, да плюс еще на всякий случай (читай – на воров) еще пару сотен. Во как!
Все якобы честно, платите за будущие кражи вашего соседа дяди Коли сразу. Зато как цинично и кощунственно звучит. Людей прямо заставляют платить за кого-то, не давая им опомниться, разобраться, понять – что к чему. Их не спрашивают – хотят ли они жертвовать соседу деньги, их понуждают. И попробуй ведь отказаться, можешь вообще оказаться отключенным от общего рубильника. В отличие от дяди Коли, кстати. И к такому варианту развития событий бесправные дачники давно привыкли.
Но бывает, как ни странно, и четвертый вариант. К нему-то и принудили семью Тагира заодно со-многими соседями. Дело в том, что молодой человек, как и почти все дачники кооператива «Октябрьское» проживает на своем участке, в сооруженном там домике. Конечно же, законно, имея прописку. Сразу представляем: освещение дома, его обогрев, насос для снабжения водой. Все зависит от снабжения током.
А долг, за последние несколько лет, образовался перед горэлектросетью в четыреста тысяч рублей. По старой схеме – кто-то долго и упорно ворует электричество. Всего же в кооперативе проживает около сорока семей. И вот, первого марта этого года, как снег среди весны, посетили «Октябрьское» мастера световых эффектов. Да показали весьма избитый для ставропольцев фокус под названием «конец света». Говоря простым языком – отключили садоводам ток. Первому Тагиру. А у него маленький ребенок. Затопил парень «буржуйку» сырыми дровами, что не улучшило качество воздуха в его доме.
И волнует Т. Оразова один вопрос. Нет, совсем не тот, о котором вы могли подумать. Не почему свет погас в «Октябрьском»? А вот какой: из всех жилых домов, расположенных в кооперативе, электричества лишилось пять. Те, чьи хозяева не имеют договора с горэлектросетью на оказание услуг. На это у них другой договор, со своим кооперативом. А у него, в свою очередь, уже с людьми с молниями на касках.
По большому счету разница не большая. Деньги за ток, так или иначе, поступают в горэлектросеть. Причем, сам Тагир за свет всегда платил регулярно, долга не имел. К чему такая разборчивость наших фокусников? Что за представление они устроили в первый день весны на окраине Ставрополя? Причем, надо полагать, смешно стало только восьмой части зрителей. До слез смешно!
Получается так, что если у человека нет прямого договора с электриками, то можно над ним издеваться, лишать его света, а заодно тепла и воды? Или эти комедианты с вольтметрами в карманах понятия не имели, что на дачах электричество – это все? Или что там могут проживать дети?
Как же так получается, что заключенный с дачным кооперативом договор совсем уже не ценится? Что за кражу тока дядей Колей не просто должны платить все, нет, должно заплатить меньшинство дачников, в виде пяти семей? Они, видимо, больше всех виноваты? А, может быть, электрики решили, что раз уж договор не сними напрямую заключен, то уж точно именно эти люди и воруют ток?
А как же следствие, спросите вы, доводы, доказательства? Зачем это все, - ответят вам клоуны, вооруженные диэлектрическими перчатками, - политика военного коммунизма! Или документ покажи, или к стенке становись! Все легко, а главное - просто, думать не надо. Только концлагерь уж сильно напоминает. Мол, если не признаетесь в краже, то каждого восьмого расстреляем…