В Москве прошлого века

Владимир Микин
МОИ ЗНАМЕНИТЫЕ РОВЕСНИКИ

Я родился в 1935 году.  Между прочим, в этом же году  - по чистому совпадению, - отнюдь, как вы понимаете,  не в ознаменование моего появления на свет -  в Москве среди прочих были сооружены два здания, выполненные в модном тогда стиле позднего конструктивизма:  гостиница «Москва», где наша семья, перебравшись в столицу из Иванова, временно разместилась весной 1939 года, и -  545-я московская средняя школа  на Дровяной площади,    возле Шуховской башни, в которой  я потом учился со второго по десятый класс.

  Номер в «Москве», этой самой фешенебельной в те времена столичной гостинице, произвел на меня, четырехлетнего,  большое впечатление, - наверное, в первую очередь потому,  что в нем была ванная комната с белоснежной ванной.

 Сама ванна имела – не в торце, как потом стало принято, а посредине, на кафельной стене, два блестящих крана, - для горячей и холодной воды.
Для меня, до тех пор мывшегося лишь в бане,  эта ванна была сказочным  чудом – вроде скатерти-самобранки или ковра-самолета.

Правда, через несколько лет, когда я гостил летом в деревне у моей тетки, - тети Лели, я испытал, пожалуй,  не менее яркие, но в корне отличные банные впечатления: по субботам мы по очереди, уподобляясь наивной сказочной Бабе Яге,   залезали в протопленную и чисто выметенную   русскую печь, которая успешно исполняла по совместительству с основным назначением роль современной сауны.

Другим московским чудом, которое я увидел, было, конечно,  московское метро с его эскалатором - «лестницей-чудесницей», описанной в увлекательной детской книжке «Что я видел» Бориса Житкова, которую мне тогда читали.

Что же касается 545-й московской школы, которую столичные высокого ранга чиновники от образования с гордостью показывали зарубежным гостям, - то я написал о ней, а попутно и о  событиях, происходивших  в стране с 1939 по 1953 год,  в воспоминаниях, помещенных в «Прозе.ру» под названием «Наша  545-я московская в 1944 – 1953». Их можно почитать по адресу    http://www.proza.ru/2013/06/03/1554

  Тогда, в 1939, я увидел Москву еще довоенную, -  с улицами, на которых автомашин было так мало, что марки их можно было пересчитать по пальцам. Зато в столице еще трудились 60 ломовых извозчиков, составлявших конкуренцию грузовым автомобилям, а около домов,  ближе к окраинам,  кое-где красовались чугунные невысокие грибообразные тумбы -  для привязи лошадей.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ  АРХИТЕКТУРНЫЙ  КРУГООБОРОТ В МОСКОВСКОЙ ПРИРОДЕ

В моей памяти сохранился вид на фундамент Дворца Советов,  заложенный перед войной на месте снесенного в 1931 году Храма Христа Спасителя. Этот фундамент родители мне показали, когда мы переезжали через столичный Крымский мост.

Через три года, в связи с началом войны,  Дворец Советов строить раздумали, -  было не до того, - а верхние металлические конструкции каркаса, смонтированные на его фундаменте,  демонтировали и использовали для военных нужд.

Проект Дворца, замышлявшегося как самое большое и высокое на то время архитектурное сооружение в мире (416 м в высоту) со 100-метровой скульптурой Ленина наверху -  так и не был реализован, и сейчас описание  его можно увидеть только в Интернете.

 Однако в конце 50-х решили, что свято место (уж истинно свято!) пустовать  не должно, и  в 1960 году  на могучем, уходящем на тридцать метров под землю фундаменте несостоявшегося Дворца Советов  соорудили великолепный открытый бассейн «Москва», в теплой воде которого было так здорово плавать во время  морозов или  снегопада московской зимой, стоило только поднырнуть под стеклянную стенку из теплой душевой. 

Бассейн «Москва», прослужив москвичам верой и правдой 34 года, уступил в 1994 году место заново отстроенному Храму Христа Спасителя, а москвичам продолжал служить как летом, так и зимой еще один бассейн -  «Чайка», открытый в 1957 году – к шестому фестивалю молодежи и студентов.

СТАРЫЙ НЕСКУЧНЫЙ САД И ЦПКиО

Семье нашей в 1939 году выделили  большую квартиру на Новопесчаной улице,    (в 29 лет отец был назначен самым молодым народным комиссаром в правительстве Российской федерации), а потом, в 1943 году родители обменяли ее на другую – на Шаболовке, - поближе к текстильной фабрике им. Фрунзе - новой работе отца.

От этой второй квартиры мы с приятелями  в военные и послевоенные зимы добирались на трамвае № 19,  или даже прямо из дома на коньках (снег на тротуарах практически не чистили) -  по Шаболовке, а затем по Выставочному переулку до входа в Нескучный сад и скатывались по длинной горке вниз к  «ландышевой аллее»  катка Центрального парка культуры и отдыха, а потом катились по этой аллее направо, к круглому катку, носившему название «Народное поле», где громко играла музыка, и  часто исполнялся великолепный вальс Хачатуряна к «Маскараду».

До сих пор, когда я слышу этот вальс, я вспоминаю тогдашние счастливые часы, проведенные на катке в Центральном парке.

Этот скоростной спуск  от входа в Нескучный к «ландышевой аллее» запомнился мне еще и потому, что однажды вечером я в середине горки с разгону   налетел на натянутую на уровне пояса проволоку.  Очевидно, за этим самодельным аттракционом наблюдали из кустов его устроители – такая же шпана, как и мы.

Кстати, настоящих аттракционов в Центральном парке в те времена было немного, и работали они в основном летом. К сожалению, я не застал парашютную вышку, - она уже не действовала.

На моей памяти в качестве главных аттракционов там были два двухместных металлических самолета с пропеллерами, которые приводились в действие электромоторами: один самолет исполнял «мертвую петлю», а другой -  «иммельман», дополняя петлю «бочкой».

 Самолеты, делая петлю,   поднимались ввысь всего метров на шесть, однако эти удивительные полеты, когда ты зависаешь в верхней точке на привязных ремнях,  нас, мальчишек, очень впечатляли.

Кроме самолетов была еще «катапульта»:  тебя пристегивали к сидению на конце большого рычага, рычаг снимали со стопора, он взмывал вверх, описывал полукруг, в конце которого ты висел вверх тормашками, немного не долетев до земли, а потом рычаг нес тебя к месту старта. Процедура повторялась несколько раз.

Еще были, разумеется, качели: одни - для взрослых и поменьше - для  детей, открытая «комната смеха» с кривыми зеркалами, в которой веселились, потешаясь над собой и друг над другом, трудящиеся, и был еще аттракцион, располагавшийся в  специальном помещении: там был покрытый грязноватым линолеумом круг, на котором рассаживались любители острых ощущений,  а затем,   когда круг начинал вращаться со все возрастающей скоростью,  пытались удержаться, но все равно разлетались, шлепаясь о мягкие борта аттракциона.

Как в большинстве парков культуры по всей стране, в Центральном парке были всякие силомеры и, в частности, установка, на которой можно было бить здоровенной деревянной колотушкой по деревянной же наковальне. От удара грузик взлетал вверх по вертикальной градуированной направляющей, указывая силу богатырского удара.

Летом на пруду в Нескучном и на набережной парка можно было взять лодку и демонстрировать друзьям и подругам свои гребные навыки.

800-ЛЕТИЕ МОСКВЫ

Когда москвичи недавно в сияющей миллионами огней столице отмечали грандиозными фейерверками и концертами на праздничных эстрадах ее 870-летие, я вспомнил, как мы, тогдашние москвичи, в 1947 году, через два года после окончания войны, праздновали отдаленную, но более круглую дату -  ее 800-летие, поражались удивительной, на наш тогдашний взгляд, иллюминации на Красной площади и праздничному салюту. На площади было темно, но светили прожектора,  и лампочки накаливания окаймляли большие портреты Ленина и Сталина, а также контур Спасской башни.