Тезисы о добром, злом и природе человека

Япет Сатурнов
                "Глиняных два кувшина есть в Зевсовом доме великом,
                Полны даров, – счастливых один, а другой – несчастливых …"
                ( Гомер. «Иллиада»)


     Есть мнение, что все утопии зиждутся на желании объяснить суть Добра и Зла, и научить всех Истине. Одной утопией больше – вреда, надеюсь, не будет.
 
     Наиболее распространено убеждение, что добро и зло существуют, и сотворены они в метафизике. Субъективация и персонификация добра и зла в мире, в человеческой культуре открывает безбрежный океан сюжетов для произведений искусства, олицетворяющих провидение, роковые обстоятельства и непреодолимые силы, вмешивающиеся в повседневную жизнь человека и ставящие его перед неизбежным выбором поступка.
 
     Древние добро именовали благом и говорили, что бог благ по существу, а ничто благое не вредоносно. То же, что "не творит никакого зла, не может быть и причиной какого-либо зла…"(1). То есть, для зла следует искать какие-либо другие причины, главными из которых назывались несправедливость и неумеренность.

     Однако, наличие случайности возникновения зла в божьем промысле предположить сложно. Поэтому появляются основания предположить различное понимание человеком и богом того, что люди именуют, как зло.

     И вот, пришла мысль, сформировавшаяся в идею рассматривать зло и добро не как собственно сущности, а как злое и доброе свойства бытия сущностей.

     Эти свойства проявляются и не существуют иначе, как в отношениях между живым, то есть обладающим жизнью. И, как следствие, возникает промежуточный вывод о бессмысленности борьбы с целью уничтожения свойств.
 
     Борьба со злом, проявлением к нему злого, а тем более, уничтожением физических носителей злого, даже убивая с любовью, возвращая Вседержителю некачественный продукт на переделку – в лучшем случае ничего не меняет, замещая чужое зло своим.

      Злое можно попробовать изжить. Не проявляя его. В основе проявления этих свойств, во взаимодействии как событийном, так и замышляемом, можно усмотреть определяющую роль характера, как комплекса установившихся и потому предсказуемых реакций на явления мира, сложившегося, если говорить о естественном живом, под влиянием огромного количества факторов периода бытования, как наследственных, так и приобретённых в опыте. Или, если говорить о живом, искусственно созданном— задуманного и воплощенного набора характеристик и программы их применения.
 
     К примеру, жила - была Сущность. Бытовала себе по потребностям, в миру и согласии сама с собою. И вдруг, случилось событие! То есть сошлись в одной мировой точке два бытия, ее и другой Сущности. Произошла неприятность! Второй Сущности стало плохо. То ли первая прищемила-отдавила ей что-то, то ли свет застила. В общем, первая Сущность нарушила мирное бытие второй. Потерпевшая сторона выразила свое недовольство. И тогда перед первой встал вопрос самооценки собственного бытия по отношению к бытию других сущностей; особенно, как дальше быть, если твое собственное бытие получает отрицательную оценку других?
 
     Момент принятия решения по дальнейшему бытию, по-видимому, и является моментом проявления во внешнем мире доброго или злого свойства своего характера. Продолжать ущемлять – проявить злое, прекратить и помочь пострадавшей от тебя Сущности наладить прежнее житье-бытье, значит проявить доброе.

      Доброе и злое, вообще, есть нравственная оценка, описание ощущения от влияния на свое бытие бытия других сущностей. Причем добрым или злым оценивается только умышленно направленное на нас чужое бытие. Если, допустим, на кого-то случайно упадет сосулька или он случайно заразится болезнью, то это никак нельзя рассматривать как доброе или злое проявления бытия сосульки или болезни, так же, как и нападение хищника, или даже другой сущности, бытующей “по ту сторону добра и зла”. В последнем случае, как известно, пока грех не назван, он и грехом-то не считается. Добрым или злым, таким образом, можно расценивать только намерение или замысел.

     На нашей родной планете, Земле, наиболее полно, разносторонне и мощно проявляет злое и доброе свойство своего бытия сущность под названием Человек. Человек разительно отличается от всего живущего на Земле. Не человек как организм, водно-белково-жировая субстанция с легкой примесью минералов. А Человек как образ Творца, обладающий способностью творить Мир.

     Изменения, которые Человек производит на Земле революционны. Они не диктуются только лишь естественными потребностями организма. Человек создает технологии для образования вещей, которые никогда не смогут быть рождены окружающей его природой планеты. Человеческие творения пока неестественны природе. Используя ресурсы Мира люди преобразуют их своими замыслами в творения, многие из которых будучи возвращены природе после их потребления человеком, не имеют дальнейшей судьбы в цепи природной эволюции. Пластиковые бутылки, фильтры сигарет, капроновые чулки - вечные и не нужные природе вещи. Потому как они имеют своей целью, замыслом, воплощенным в них создателем, только лишь удовлетворение иррациональных желаний человека.

      Апофеозом идеи потребления становится потребление человеком себя как образа. Творение кумиров и соответствующих им предметов потребления в угоду рынку, диктующему законы своему же создателю.

     “Ты ведь потребляешь не его (свой “Gelandewagen” - Я.С.). Ты потребляешь образ себя, ездящего на нём…” (2).
 
     И, как следствие, человечество все более и более увеличивает переработку ресурсов планеты в предметы чуждые естественной, до-человеческой природе.

     Однако, лоботомию себе делать не будем, рассматривать на свет тончайшие срезы собственного серого вещества тоже, ну и химию типа дофамина, серотонина и, какой-нибудь, моноаминоксидазы-А, тоже отложим в сторону. Хотя, возможно, особенности обмена веществ в конкретном организме могут играть не последнюю роль в формировании характера… Да! Электричество к мозгам подключать не станем. Так как на себе эти манипуляции делать бесполезно, вряд ли, что увидим и поймем, а если чего и привидится, то можно ли этому верить? Как бы тонко ни нарезать мозги, какую бы химию в них ни впрыскивать, каким бы током ни раздражать – всё равно, не поймешь человека, пока не поговоришь с ним. Откровенно, да хоть на 30 процентов, по душам. Равно, как невозможно разобраться какая задача решается на компьютере, замеряя напряжение на каком-либо конденсаторе, пока не поговоришь с человеком, давшим задание программисту.  Ну, а на других такие опыты просто аморальны. Проявим доброе свое свойство. Поэтому, попробуем разобраться по-человечески, по-обывательски.

      Я, Мозг, Ум, Разум, Сознание, Рассудок, Воля, Дух, Душа, Совесть, Сердце - этими словами Человек описывает то, чем он понимает Мир. Чем живет в Мире, а, следовательно, и решает, как поступать, по доброму или по злому. Мозг и сердце относятся к телу и их можно исключить из рассмотрения как исполнительные механизмы. Хотя, по поводу сердца имеются другие мнения *. Роль Я пока загадочна и претендует на главную во всём чего касается своим вниманием. Умом характеризуют работу мозга. Быстрый, медленный, ясный, острый, тупой и т.п.  Разум, сознание, рассудок, воля, дух, душа, совесть нуждаются в прояснении.



     Из рассмотренного ранее примера встречи двух сущностей можно заключить, что проявление какого-либо свойства своего бытия может иметь ненамеренный, намеренный и преднамеренный характер.

     "Не-намеренный" – оно и понятно, случайный.
     "Намеренный" – продолжение проявления того или иного свойства при известной реакции взаимодействующей сущности (другого человека). По сути, в намеренности осуществляется выбор между Добром и Злом, проявляется доброе или злое свойство своего характера.
    "Пред-намеренный" – не случайный, имеющий целью проявление определенного свойства бытия к другому бытию, действие замысла.

     А это что такое замысел? Пришло слово не одно, а привело с собой еще мысль, идею, промысел и умысел. Ну, два последних можно сразу отнести к эмоциональной окраске замысла, его крайним значениям, плюсу и минусу. Мысль представляется спонтанно возникающим продуктом деятельности мозга, его работы на “холостом ходу”. Существует даже мнение, что мысли являются отходами работы мозга... Мозг, получая информацию от органов чувств, или используя, созданные ранее им самим решения задач, генерирует мысль, как внутреннее содержание предмета интереса в единстве всех многообразных и противоречивых форм его возможного бытия, некую невещественную сущность...
 
    Причем, мысли имеют отношение более к пониманию прочувствованного, чем к решению актуальной задачи. А вот идея, так же являющаяся продуктом деятельности того же мозга, представляет один из вариантов решения мозгом конкретной задачи. Оба этих продукта проходят анализ рассудком для представления разуму на выбор и принятие решения о соответствии, требующему удовлетворения, желанию.

    Сама деятельность мозга свободна. Действие, направляемое разумом, находящемся в сознательном состоянии, но не управляемое им. В том смысле, что человек, находясь в сознании не может управлять физико-химическими процессами работы мозга, изготавливая мысли и идеи. Разумная деятельность по управлению организмом осуществляется разумом, так сказать, в бессознательном состоянии. Хотя, вполне возможно, что сознательное состояние является единственным состоянием разума на всех уровнях и во всех системах организма. Ведь, каждая клетка в своей деятельности отличает себя от не-себя.

    Что же замысел? Замысел – продукт работы разума. Отобранная разумом идея реализации желания. Генеральный план, направление приложения воли. Создание в Мире новой сущности, имеющей определенную цель бытия. И поддерживающий выполнение этой цели на протяжении всего срока “жизни”.

    Для любого действия нужна энергия, просто-таки необходима. Особенно живому... в целях поддержания жизни. Можно предположить, что именно эта энергия выражается словом дух. Во всем живом по роду его. В человеке – человеческий. В муравьишке – муравьиный. Дух – внутренняя потенциальная составляющая жизненной энергии, способность к совершению действия. Пополняемая и расходуемая.  Минимальное количество этой энергии, неприкосновенный запас, возможно, дается человеку при рождении. "... и вдунул в него дыхание жизни..."(3). Этой энергией человек, как открытая система, обменивается с Миром.

    Проявление движущей составляющей энергии жизни во внешнем мире – Воля. Волюшка, воля вольная – свободная энергия жизни. Человек черпает ее из Мира, преобразуя через чувства, эмоции в дух свой. И отдает ее Миру, реализуя свои замыслы. Воля человека – проявление человеческого Духа! Любой акт творения требует энергии по формированию замысла, определению и активированию сил и средств его материализации, преодолению возникающих препятствий... Чтобы набраться духа надо проявить волю, а, чтобы проявить волю надо собраться духом. Так и течёт жизнь, с небольшими потерями на трение и выделение тепла, направленная на повышение КПД пррцесса.

      В неприкосновенном запасе Духа Творцом заложено стремление к благотворению. То, что люди ощущают, как совесть. Связующее звено между разумом и душой. Однако, совести дан голос совещательный. Его можно не слушать, но нельзя не слышать. Голос,сигнализирующий разуму о возникновении рассогласования реального бытия с бытием, определенным замыслом Творца. Голос, звучащий после со-бытия, или в момент планирования решения о будущем поступке. Предлагающий исправить неправильный поступок или намерение. Совесть – те знания, представления, о том, как надо жить, которые были с человеком всегда, с самого "детства".

      Свобода проявления человеческого духа, свобода волеизъявления задана замыслом о человеке. Дарованной человеку способностью к самоограничению. Ведь свобода, как таковая – стихия, психическое состояние, обусловленное ощущением отсутствия ограничений. Ей необходимо управлять.

     Душа же – обитель духа. Контейнер для доставки стяженного духа на Небеса. Характеризуется, по опросам местных жителей планеты, весом (тяжело или легко на душе), прозрачностью (от черной-темной до светлой-кристальной), температурой (тепло на душе или душу сковал ледяной холод). Хотя эти характеристики скорее ей сообщает находящийся в ней дух.

     Разум. А разум, похоже, и есть то самое, что прячется под маской "Я". То, что считает себя собой. Притязает абсолютно свободно решать все вопросы бытия Мира. Целью жизни разума в Мире может предполагаться свободное стремление к максимальному соответствию замыслу Творца о нем. Жить в ладу с совестью, голосом данной ему души, управляя вверенным ему организмом. “Ходи предо Мною и будь непорочен”, – говорил Бог Аврааму.(Быт.17:2)

      Всё живое, включая человека, обладает желанием жить, инстинктом самосохранения, как предустановкой своего существования и градиентом собственного бытия.
 
     Исходя из этого, злом, злыми можно считать свойства бытия сущностей, мешающие жизни. Добром, добрыми – свойства бытия сущностей не мешающие жизни.

     "Всё губительное и разрушительное – это зло, а спасительное и полезное – благо."(1).
 
     Достаточно ли для добра, делания добра, добродетели – только не мешать жизни? Конечно, недостаточно!
 
     "Всегда существует преобладающее основание, которое направляет волю в её выборе, и для сохранения свободы достаточно, чтобы это основание склоняло, но не принуждало."(4).
 
     Добролюбие, доброделание, благоволение должны бы воспитываться, как нормальный и естественный образ бытия. Однако, огромные трудности стоят на пути согласования воспитания и дарованного права на свободный выбор... Маяком на этом пути должна служить совесть.
 
    Сам разум – тлен! Средство бытования души в теле, стяжания духа.
    " Я " умирает вместе с телом – мозгом с его умом и интеллектом, сердцем... Пониманием доброго и злого... Оставляя после себя лишь отпечатки смысла своей жизни.

   " Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." – начертал гений, солнце русской поэзии.
 
     Человек же из праха - в прах!

     А душа, как парашютик цветка одуванчика, оторвавшись от тленного тела, несет семя стяженного духа к новой жизни.

*Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) полагал сердце органом чувств божественного, получения из мира духовного экзогенных, нисколько не адекватных обычным органам чувств ощущений самого высшего порядка. « Дух, Душа, Тело», Минск,Белорусская православная церковь, 2013. ISBN 978-985-7181-13-1.
1. Платон « Государство» Сочинения в 4 Т. , Т.3:М.:Изд-во Мысль, Филос.наследие Т.117, 1994,-654 с.
2. В.О.Пелевин «Диалектика переходного периода из Ниоткуда в Никуда»: М.:Изд-во Эксмо, 2003. -  384 с.
3. Быт.2:7
4. Лейбниц Г.В. «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла».Сочинения в 4 т.:М.:Изд-во Мысль, Филос. наследие Т.109, 1989,-554 с.