Записки линейного пилота. Опасное сближение

Сергей Разживин
Лётчикам гражданской авиации посвящается.   

Стихи.ру Сергей Разживин 3

Когда я слышу звук мотора,
Ищу я в небе самолёт,
А он идёт пока в наборе,
Ввысь, устремляя свой полёт.

И провожая его взглядом,
Я представляю себя в нём:
Второй пилот со мною рядом,
В душе моей опять подъём.

Для лётчика полёт - награда
И авиация - судьба,
Быть в небе для него отрада -
Всё остальное ерунда!
19.06.19.

                Ту-134

Мне посчастливилось пилотировать Ту-134 - замечательный, надёжный, легко управляемый и красивый самолёт, который эксплуатируется теперь только в Северной Корее (КНДР), но уже давно не производится.

Если бы он имел более экономичные и менее шумные движки и современную авионику - ему бы цены не было!

Кстати, Ту-134 являлся одним из самых массовых пассажирских самолётов, производившихся на Харьковском авиационном заводе с 1966 - 1989 годы для авиалиний малой и средней протяжённости.
   
На сленге наших пилотов Ту-134: "Маленькая тушка", "Истребитель", "Худой".

Почему "Маленькая тушка", да потому, что меньше он чем Ту-154.

Почему "Истребитель", потому, что легко управляемый и быстрый.
А "Худой" тоньше, однако, чем Ту-154.

По показателям коэффициента надёжности Ту-134 зарекомендовал себя практически безотказным.

Выдающейся особенностью самолёта является непревзойденное до сих пор ограничение по величине встречной и боковой составляющих ветра при взлете и посадке, равное 30 и 20 м/сек соответственно.

Поэтому, когда другие лайнеры "сидят" в аэропортах и ждут уменьшения ветра - "Худые" летают.

Уже готов был на смену Ту-134 усовершенствованный и на 90 процентов собранный из отечественных комплектующих Ту-334 с двигателями Д-436Т1, но, враги страны и отечественной авиации не пустили его в серию, и теперь они стоят и гниют в Жуковском (в Москве), и в Казани!
Беда!

В России Ту-134 должен был заменить ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100, превосходящий его по дальности полета.

Однако, в связи с постоянными неисправностями и последней катастрофой 7 мая 2019 в Шереметьево, самолет "Сухого" даже не приближается к Ту-134 по уровню безопасности.

                Харьковская зона

Это событие произошло в бытность мою командиром на Ту-134.

Однажды, поздней сентябрьской ночью, вылетели мы на этом лайнере из Одессы в Самару.

Заняли подписанный диспетчером аэродромного диспетчерского пункта (АДП) эшелон 9100 метров.

Забрезжил рассвет. Вошли в печально известную своими сближениями и столкновением самолётов, Юго-Западную Харьковскую диспетчерскую зону ответственности.

Харьковская зона управления воздушным движением всегда характеризовалась высокой интенсивностью полётов, так как через неё проходило большое число воздушных трасс.

Особенно непредсказуемым сектором воздушных трасс в Харьковском центре, являлся Юго-Западный, с высоты 6000 метров и выше.

                Столкновение

11 августа 1979 года, из-за ошибки авиадиспетчера, в небе, в районе Днепродзержинска (ныне Каменское) на высоте 8400 м столкнулись два авиалайнера Ту-134А тогда единственной в стране и крупнейшей в мире авиакомпании «Аэрофлот».

Лётчики не могли видеть друг-друга, так как летели в облаках, поэтому жизнь всех находящихся на борту полностью находилась в руках авиадиспетчеров.

Эта авиационная катастрофа стала одной из крупнейших в истории авиации и получила большой резонанс не только у нас в стране, но и в мире, поскольку унесла 178 человеческих жизней!

Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор».

По свидетельству очевидцев, отдыхавших на пляже Днепра, зрелище было ужасающим.

Оставшиеся в живых от столкновения люди, падали вместе с обломками самолётов и кричали.

Спастись не удалось никому.
Погибли все 178 человек, включая 36 детей.

                Опасное сближение   

Спустя некоторое количество лет после этой ужасной катастрофы, летим в облаках Юго-Западного сектора Харьковской диспетчерской зоны ответственности.

Было время "собачьей вахты".

В русском флоте есть такое понятие "собачья вахта", которая длится от 00:00 до 04:00.
 
Она считается самой тяжелой из-за того, что вахтенному приходится бороться со сном.

Я дал команду усилить осмотрительность.
Хотя много из кабины современных самолётов не увидишь.

Сектор обзора весьма ограничен.
Да и к тому же, летели мы в облаках.

Мы были насторожены. Внимательно слушали эфир, поскольку знали, что в этой зоне возможно всякое.

Мог ошибиться диспетчер, как это произошло во время столкновения двух бортов в районе Днепродзержинска, мог он и банально вздремнуть.

Подошли к рубежу смены эшелона полёта.
Получили разрешение набирать 9600 метров.
Приступили к набору.

Затем диспетчер передал нас на связь Северо-Восточному сектору.

Вышли с ним на связь.
Доложили о пересечении высоты 9400 метров и наборе 9600.
Летели уже между слоями облачности.

Вдруг, впереди по курсу я увидел точку. Через мгновение она превратилась в Ту-134, который промелькнул над нами буквально в нескольких метрах.

Суммарная скорость сближения между нами была около 1600 км/час (444,4 м/сек) и складывалась она из нашей - 800 км/час и скорости встречной "Тушки", у которой она была приблизительно такой же.

Тем не менее, мы даже успели рассмотреть заклёпки у него на "брюхе" и потеки на капотах двигателей.

Мгновение для нас как бы растянулось в секунды.

Всё в нашем мире относительно.

Но, оказывается пространство-время в нашем сознании,  приобретает свойство в определённых ситуациях и "растягиваться", и "сжиматься"

Этот феномен происходит только в критических ситуациях!
 
О попадании в такие ситуации и этом феномене рассказывали и писали военные лётчики.

Но, вот, в такую ситуацию попал и наш экипаж.

Мы были на мгновение, на мизер, на волосок от столкновения.

Буквально сразу же попали в спутную струю от встречного борта.
А он, естественно, попал в нашу.

Нас несколько раз основательно болтануло.

Автопилот сразу "вырубился". Сработала световая и и звуковая сигнализация выхода на критический угол атаки.

Штурвал рвался из рук.

Мы могли "свалиться" и в штопор, и в крутую спираль.
Страха не было, была лишь злость на диспетчера.
И я выдал в эфир:
   
- Ты, что же делаешь, сука!?
   
Минуты две стояла тишина.

Затем, видимо, очухавшись от дрёмы после моего высказывания и увидев на экране локатора, что метки самолётов сошлись, обалдев и струхнув, он "убитым" голосом ответил:
   
- Ребята, простите, виноват.
Не сообщайте об этом.
   
Последняя фраза нас возмутила до глубины души.
Ведь, он, засранец, струхнул не от того, что чуть не угробил около двухсот человек, а испугался за собственную шкуру.
Накажут.

Бросил ему в ответ:
   
- Бог простит.
   
Вышли из его зоны. Пока летели до Куйбышева (Самары) - "остыли".

Простили диспетчера и я не стал сообщать об этом инциденте.

За всю мою лётную практику, случаев сближения из-за невнимательности и ошибок диспетчеров и у нас, и за границей было множество.

Своевременно замечали, сообщали, предотвращали.

Но, описанный случай запомнился мне на всю оставшуюся жизнь!

                Посещение диспетчерских пунктов

Одно время у нас действовало распоряжение командира лётного отряда о посещении экипажами рабочих мест диспетчеров, с целью ознакомления с особенностями их работы.

Однажды, выполняя указание командира ЛО, мы зашли на диспетчерский пункт "Подхода" (ДПП), с которого осуществляется контроль и управление воздушными судами в пространстве, ограниченном высотами от 1800 метров до 5700 метров и радиусом от 50 км до 200 км от аэродрома.

Работа у авиадиспетчеров, безусловно, очень ответственная и напряжённая.

Ребята сидели на рабочих местах, некоторые в тапочках, в расслабленных позах, переговаривались между собой о прошедших выходных.

А один, молодой, ну прямо, как в баре, развалился - нога на ногу, стопа на тангенте (тангента - педаль для выхода на связь) - стакана с коктейлем только не хватало.

Нас это покоробило. 

Столкновение, падение и гибель ему явно не грозили, разве, что только случайное падение с кресла на пол и ушиб.

Примерно такую же картину наблюдали и у диспетчеров, контролирующих верхнее воздушное пространство.

Что можно сказать по этому поводу? Делайте вывод сами.

                Провозка авиадиспетчеров
   
В нашем  лётном отряде был короткий период времени, когда в состав экипажа включали двух молодых диспетчеров-стажёров, которые сидели в кабине (Ту-154) на откидных сиденьях в наушниках, наблюдали за работой экипажа, слушали радиообмен.

Таким образом, у них формировалось пространственное мышление.

Они гораздо лучше понимали воздушную обстановку.

Но, этот период продолжался очень не долго - менее года.

Потом такие "провозки" чиновники от авиации в целях экономии отменили. 

Увы и ах!
      

На фото Ту-134А-3 RA-65797 Самара (AirUnion).

Завод-изготовитель ХГАПП (Харьков).
1-й полет 1980.

Списан 3.03.2010. Порезан.

Не долетал 12 лет по годам и 7000 по посадкам.

Пилотировал его.
Мог бы летать и летать.

Москва - Домодедово.
Фото MrZorg 12.08.2007.

Спасибо автору.