Зд. Саранск-сюита

Борис Креймер 3
                Из всех командировок, в  которых  мне пришлось или довелось бывать, эта деловая поездка в Саранск из разряда “повезло”.  Задачу, поставленную передо мной, я  очень быстро и на удивление легко решил.

         Запомнилась эта легкая командировка множеством шуток, острот и смешных ситуаций. И главное, знакомством с интересным человеком.
      
Лечу в Саранск

         На Саранском заводе резино-технических изделий задерживали выполнение нашего очень важного заказа. Вопрос не относился к моей работе. Но стало любопытно и я согласился поехать и  “протолкнуть” заказ.

         Меня ввели в курс дела, снабдили билетами и письмами.Получив устные инструкции, документы и деньги я отправился в путь. Лететь предстояло через  Куйбышев. Там пересесть на другой рейс и в Саранск. До Куйбышева добрался по расписанию.

Буфет

         Но самолет В Саранск задержали на два с половиной часа. Я  отправился в буфет. Сей пункт общепита  выглядел неплохо. Я взял из стопки поднос и пристроил на направляющие, по которым передвигаясь, удобно было нагружать его разными закусками и салатами, булочками и напитками.

         Я давно придумал себе способ не очень напрягаться с выбором из предлагаемых яств.. Способ я назвал “списыванием”. То есть  брал то же, что и  стоящий впереди меня. Иногда с минимальными коррективами. Очень удобно. Не настаиваю, что  первым это придумал.

         Я стоял за солидным крепышом  лет сорока.
Он мне нравился и я  “списывал” без раздумий. Все было хорошо до булочек. Мне не досталась такая же и я положил другую, на копейку дороже. Дошли до кассы. “Солидный” предъявил свой поднос.

         - С Вас 67 копеек. - спокойно сказала кассирша. Он протянул рубль, получил сдачу и  сделал шаг от кассы.

         Раз у  “солидного” 67 коп., значит у меня 68 , решил я  “в уме” задачу из второго класса.

         - С Вас рубль сорок - равнодушно сообщила кассирша. Я очень удивился. Как оказалось, не  один. Даже начать  “разборку” не успел.
        - В чем дело? Почему такая разница? У нас одинаковые наборы! - это  “солидный” вернулся и активно вмешался.

         - Проходите, товарищ, не задерживайте! - привычно хамила кассирша.
         - Немедленно пересчитывайте!  И мне тоже! - ледяным тоном потребовал солидный.

         Сценку эту наблюдали несколько человек, готовых принять участие. Кассирша поняла, что не ее день. Она трижды пересчитывала наши  “подносы” и у нее каждый раз получались разные цифры. Наконец сошлись на том, что с каждого по 62 коп. и получили свои сдачи.

         Мы устроились за столиком. Посмотрели друг на друга и рассмеялись.
         - Комов Константин Нилович! - первым  представился крепыш. Я также назвал себя.
         - Я обратил внимание, что Вы “копировали” мой выбор. Мне понравилась идея. Я тоже так делаю, но не системно. - сказал Комов.

         - Мое название приема  “списывание”- подтвердил я.
        - Хороший термин! Беру на вооружение! - мы  быстро поладили и нам это нравилось..
         - Возвращаюсь. в Москву. Будете у нас, звоните! - он протянул мне карточку.

         Объявили рейс Комова и он попрощался, торопясь к самолету. Через несколько минут  мой рейс на Саранск призвал на борт. В самолете моим соседом оказался уже немолодой, седой мужчина. Разговорились. Он, как и я, летел в Саранск  первый раз. Решили держаться вместе.

         - Перов Викентий Кузьмич! - назвал себя мой попутчик. Я ответил, представился.
         - У тебя глаза заблестели! Ясно, я какой-то по номеру Кузьмич! - я понял, что он не против обращения  “Кузьмич”.

         - Вы будете смеяться, но Ваш номер четвертый! - подсчитал я знакомых  “Кузьмичей” .
         -  Вот и ладно! Смеяться не буду. Говори на “ты”! - он посмотрел в окно.

         - Темно совсем! Куда мы, как сядем? - нам нужен был план действий.
         - Поедем в какую-нибудь гостиницу. Мест, конечно, нет. Но как-то перекантуемся до утра. Ибо оно мудренее. - предложил я вариант. Кузьмич его утвердил.

Гостиница.

         “Hotel СУРА гостиница”. Трехэтажное здание. Чистое и аккуратное. С длинной одноэтажной пристройкой. Мы вошли в фойе. Все  уголки, все пространство  было занято людьми, чемоданами,узлами и коробками.

         Мы стояли у дверей и намечали путь к окну администратора. Дело непростое, потому что пройти можно было, разве что на пуантах. Но глаза привыкли к  освещению и мы, осторожно ступая, пробрались к окну.

          Не маленькое, оно было закрыто крышкой. Надпись гласила “Мест нет “. Перед-под окном был солидный подоконник. Мы поставили наши чемоданы на пол и облокотились, давая отдых спинам.
         
         За синим толстым пластиком ярко горела лампа. Она освещала стол, за которым сидела дежурная и заполняла журнал. Кузьмич, кажется, увидел место на полу, где мы могли  бы расположиться.

          Уже лучше. Мы не разговаривали, чтобы не расслабляться. Надо было с наименьшими потерями скоротать ночь. А утром двинемся по местам командировок.

         Крышка окна неожиданно, без звука, открылась.
       - А вот Вас и Вас я сейчас устрою! - быстро, даже не здороваясь, сказала дежурная и положила на подоконник два бланка.

        Я свой заполнил за полминуты, потом помог Кузьмичу и протянул оба дежурной.
         - Вот, пожалуйста! И спасибо Вам большое! - я не верил в такую удачу.

        - Сумасшедший дом!  Ваш номер 24. Это полулюкс на двоих. Второй этаж. Завтра утром дооформите документы. Оплатите первые три дня. Отдыхайте! Завтра познакомимся! Она положила на подоконник ключ с биркой. Крышка вернулась на место.

Полулюкс

         Кузьмич открыл дверь, мы вошли в наш полулюкс. Я поставил чемоданы на свободное место. Повернулся к Кузьмичу, наши взгляды встретились, мы рассмеялись. Начали обживать новое жилье.

        Две кровати. Такие называли полуторными. Я подсчитал, что на двух таких могут легко поместиться четверо. Холодильник. Стол -тумба с “комбайном”. Телевизор, приемник и проигрыватель в одном корпусе.

         Стол, четыре стула. В тумбе кое-какая посуда. Полотенца по два на спинках кроватей. Шкаф для одежды. В шкафу утюг и вентилятор. Кузьмич проверил. Все работало.

         Мы переоделись в спортивные костюмы. Верхнюю одежду поместили в шкаф. Чемоданы пока стояли на кроватях.
         - Пойду, осмотрюсь! Ты со мной? - Кузьмич ожил и был бодр и деятелен.

         - Да! Но возьмем полотенца и причиндалы, найдем душ и с дороги его примем! - уточнил я.
         - Конечно! А потом еще кое-что примем! - рассмеялся Кузьмич.

         Мы отыскали душ, искупались и пошли вниз, посмотреть, что там. Большая часть людей из фойе исчезли. В конце длинной пристройки мы услышали голоса. Там были большие, как казармы две комнаты.

         - Все понятно! Ночлежка! И людям хорошо и копейка в кармане позвякивает. Идем отсюда! Мы, возможно увидели лишнее. - Кузьмич пошел  назад, я не от тавал.

         Мы вернулись в номер. У нас были припасы. Стол был недурен. Имелись две бутылки коньяка, колбасы, сыры, хлеб, конфеты. В коридоре работал титан.Чайник и стаканы имелись Заварка тоже. Мы выпили коньку, закусили и начали разговор.

         - Я коротенько, минут на сорок! Приехал, значит, знакомиться со  всем холодильным оборудованием местной торговли. Сначала посмотрю, как у них дела, потом вызову нужных спецов для ремонта и наладки. - сообщил  цель поездки Кузьмич. Заодно вспомнил Огурцова и немного изобразил деревенского.

         - А я на завод резино-технических изделий. “”Протолкнуть” заказ. - без  всяких подробностей объяснил я мой приезд.

         - Как ты сказал отчество твоего солидного сотрапезника в в буфете? - спросил Кузьмич.
         - Нилович. - напомнил я.
         - Ну, тебе повезло! В один день и Нилыч и  Викентий! - смеялся Кузьмич.

         - Вот потому-то интересуюсь, как тебя звали в школе и дома? - полюбопытствовал я.
         - В школе Кеша, Вик, Викки, Викеша. Чаще Кеша. Дома также, иногда Викуня. Это, пока не женился. Жена меня зовет Кент! - поведал Викентий.

         - Здорово! Изобретательно! Элемент новизны! -  немедленно одобрил я.
         - Ну ласково, это Кентик, Кентюша, а когда сердится, то я Кентяра! - с нежностью и восторгом говорил о жене Кузьмич.
         - Щас и я лепту внесу! Можно? - чуть-чуть дурачился я.

        - Валяй! Может чего нового узнаю!  - не возражал Викентий Кузьмич.
        - ВикЕнт де Перофф! - выдал я.
        - Ух ты! Я думал, что и не придумать уже ничего. А ты во как! - восхитился Кузьмич.

        - Так я исчо могу! - похвалился я. Правда, опасался переборщить.
         - Давай! - заинтересовался  “де Перофф”
         - Кентурион! - торжественно провозгласил я.
         - Обалдеть! - с видимым удовольствием  признался Кузьмич

          Мы выпили еще немного коньяку и продолжили нашу беседу. Время было не очень позднее и мы беседуя, осматривали наш “полулюкс”. Внимание привлекла необычная высота кроватей, точнее постелей.

         Провели осмотр с пристрастием. Завернули одеяла и простыни и все поняли. Это было нечто! Кровати были очень старые, с сетками.
 Сетки растянулись до предела. Внутренняя часть выглядела, как парабола. Низ этой параболы доставал до пола.

         Чтобы компенсировать это, гостиничные  служители сделали следующее: один матрас скатали в рулон и положили на “дно” сетки. Еще один матрас сложили вдвое по длине и он почти выровнял горизонталь.

          Неточности удалось исправить просто сложенными одеялами. Сверху положили матрас, одеяло и еще один матрас. Получилось ровно, гладко и упруго, но высоко.

         Мы хохотали, смотрели на эту чудесную “конструкцию”, и опять смеялись. Но спать можно было, правда с небольшим риском сверзиться.Мы поставили чемоданы под кровати. Место, не занятое параболой занял чемодан. Кузьмич предложил на “посошок”. Мы выпили по глотку золотистого напитка и улеглись спать.

         Утром мы свежие и отдохнувшие принялись за дела. Оформили документы. Заплатили за три дня. Через дорогу, рядом с  “СУРОЙ”, было кафе, где мы прекрасно позавтракали. Потом Кузьмич ушел по своим делам, а я вернулся в фойе.

Связь

         Мне сказали, что прямой связи нет. На почте следовало добыть талон на переговоры и ждать в номере или в фойе, когда соединят. Сходить на почту, взять талон и отдать дежурной заняло не более десяти минут.

         - Вы можете спокойно ждать в номере! - дала мне совет дежурная.
         - А как я узнаю, что связь дали? - спросил я.
        - Узнаете! - краткий ответ не объяснил по сути ничего.
         - Не понял! Каким образом я узнаю? -настаивал я.
         - Узнаете! - улыбаясь, сказала дежурная.

         Ясно! Надо доверять ее словам. Пошел в номер и прилег на “ложе”. Я в самом буквальном смысле  был на высоте! Вдруг раздался чудовищной громкости звук. От него мелко дрожали стекла в окнах. Я понял это ОНА!

          Связь! Я помчался вниз. Дежурная, смеясь, показала на кабину. Я вошел, взял трубку уличного телефона -автомата. Слышимость была отличной! Доложил обстановку. Получил нужную информацию о приезде  еще двух специалистов.

         Осмотрел просторную кабину для переговоров
 Деревянная будка полтора на полтора метра. На крыше этого телефонного храма я увидел ЕГО! Звонок! Думаю, этот сделали для страны Гулливеров! В диаметре около метра! Не услышать его зов в пределах, если не всей Галактики, то всей гостиницы, точно невозможно!

         Отлично! Теперь можно спокойно говорить  с заводскими. Наконец, взял документы и отправился к месту командировки. На завод!

На заводе.   

         Заказал пропуск. Через 15 минут получил картонку на три дня. Куратором вопроса была главный технолог. Очень красивая женщина, чуть за тридцать.
         Мы познакомились, обговорили детали совместных действий, обозначили сроки и минимум готовых изделий.

         Приехал Игорь Рузин, инженер-химик из Красногорска. Помочь с составом резиновой смеси. Приехал также Олег Шубин, конструктор, представитель КБ.  Для приемки готовых изделий. Обоих я хорошо знал.

         Главный технолог поручила изготовление участку старшего мастера по фамилии Диндюк. Это была третья прелесть после Ниловича и Викентия. Вечером Кузьмичу предъявлю!

          Мы втроем пообщались за обедом в заводской столовой. Дело пошло. Костя Диндюк обещал за два дня сделать весь объем. День мы  все же  ”зарезервировали”.

         - Милейшие люди! Почему же случилась катавасия с  выполнением нехитрого заказа? - спросил я.
         - Официальная версия, это состав смеси и присадок. В связи с большим объемом детали и требованиями к геометрии. - ответил Шубин. И с серьезным видом поднял вверх палец.

         - Я привез все компоненты. Все будет  как надо! Тип-топ!- Игорь улыбнулся.
         - Опять чьи-то закулисные игры! - тихонько резюмировал я. Олег приложил палец к губам и кивнул.

         Через два дня отправлю заказ, подпишем бумаги и все. Пригласил главного технолога, Елену Трошину завтра пообедать с нами, троими. И решил прогуляться по Саранску.

        Увидел красивое здание музея. Имя Степан Эрьзя, мне ничего не сказало. Никогда не слышал. Надо узнать, кто такой и что сотворил. Я долго ходил. Было много, на что посмотреть! Мне, в общем, понравилось.
-топ
         Еще раз проанализировал обстановку. Никаких подводных камней я не видел. Все покатилось по привычной колее. Начали делать, значит сделают! В отличном настроении я двинулся к гостинице.

В номере.

         Кузьмич пришел раньше и хлопотал, что-то делая на столе и мурлыча какую-то мелодию, похожую на “Аве Мария”. Я поздоровался.
         - Привет! Переодевайся, мой руки и к столу! Мне торгаши надавали дефицита! Будем осваивать! - сказал Кент. Я пошел выполнять указания.

         - Значит, все хорошо в царстве Деда Мороза? - видя ответ, все же спросил я.
          - Да! Обрадовались! Работы много. Я им объяснил, как и что. Провинция! Делаем большой договор! - внятно ответил Кузьмич.

         - А у тебя? - поинтересовался Викентий.
         - Дело пошло. День, два и все в ажуре! - я рассказал о заводе, о знакомых, приехавших по этому же вопросу и о музее Эрьзи.
         - Не знаю, не слышал никогда! - и не думал расстраиваться Кузьмич

         - Ну-с! Приступим, помолясь! - мы чокнулись и  коньяк проник в глубины наших организмов.
         - Фамилия мастера участка Диндюк! - тихо сказал я.
         - Небось, с детства его дразнят! Дундук, точно, а может еще чего придумали. Ты уж точно приложился! - отреагировал Викентий.

          - Есть мысль! Но лучше я напишу! - не спеша признался я.
         - Пиши скорее! Я же понимаю, что эта третья занимательная вещь после меня и Нилыча! - торопил Кузьмич.

         На листке я написал: Диндюк.
Строкой ниже мою интерпретацию: д’Индюк  и протянул Кузьмичу.
Он глянул, охнул и засмеялся, потом заржал, потом налил.

         - Слушай! А главный д’Индюк в курсе?
         - Нет! Он же обидеться может! Не показывал и не стану! - отверг я мысль  о том, чтобы  подшучивать над Костей Диндюком.
         - Ничего не обидится! Он рад будет стать французским дворянином! Завтра же и покажи! - он протянул листок.

         Потом мы спокойно поужинали. Спалось мне спокойно. Утром кузьмич опять хохотал и наказал непременно подарить шутку Косте.

На заводе

         Дело шло хорошо. Но едва я появился на участке, как увидел контролера, несущего наши изделия. Он нес их в лабораторию. Я велел эти вернуть на место, а исследования вести на тех, где дефекты. Спас я четыре штуки, 10% заказа!

         Показал мастеру  Косте мою шутку. Костя очень обрадовался и хохотал от души.
         - Я боялся, ты обидишься! - признался я.
        - Меня с малых лет дразнят. Но кроме Дундук, сундук и, само собой, Индюк, ничего не было. А сейчас надо выбрать титул подходящий.  Да, задача! - рассказал  о себе Костя и продолжил:

        - Я знаю, был такой герцог, Бульон. Он бульон, а я, ха-ха-ха! Индюк! - веселился Костя.
         - Маркиз! Вот твой титул! -  предложил я.
        - Самое то! Маркиз д’Индюк! - поддержал новоиспеченный дворянин.

         Наши дела по сути завершены. Я был доволен, но странное ощущение, что идет какая-то игра, правил которой я не знаю, не оставляло. Кузьмич бы сказал, что все тайное иногда забывается.

         Мы решили послезавтра ехать в Москву. У всех были дела в столице. По случаю завершения дел в Саранске, на завтра запланировали поход в ресторан.  Кузин выяснил что, где, когда. Мы решили, что идем к 19.00.

         Елена поблагодарила за приглашение, но пойти не согласилась. Шубин сказал, что надо и Кузьмича пригласить  с нами. Еще один вопрос, это билеты на поезд. ЖД - касса была рядом с гостиницей. И мы отправились туда.

         В просторном помещении было всего несколько человек. Мы подошли к свободному окошку. Симпатичная кассирша с интересом рассмотрела нас.

        - Нам нужны три билета в Москву на послезавтра. - сказал ей Шубин.
         - Всем надо! А билетов нету! И помочь ничем не могу! И не уговаривайте! - отшила нас кассирша.

         - Весьма жаль! Будем думать! - посетовал   Олег. Мы вышли на улицу.
        - Завтра на заводе выясним варианты. -сказал Игорь. На этом и порешили.

В номере

         Я отправился в свой номер. Очень хотелось полежать и подумать. Я размышлял не более получаса. Пришел Кузьмич. Разложил пакеты на столе. Потом убрал их в холодильник.

        - Кузьмич! Мы завтра собрались в ресторан. Приглашаю составить нам компанию! Тем более, что о тебе знают и хотят познакомиться! -  я с удовольствием передал приглашение.
        - О! Я к тебе с аналогичным приглашением! И о тебе знают и хотят познакомиться! - ответил он без паузы.

        - И как быть? Мы же не можем и тут и там! - задал я вопрос, на который трудно ответить.
         - А не надо напрягаться!  Поступим так, как удобнее для нас обоих. - Кузьмич вдохнул и договорил:

         - Твой поезд вечером. Завтра мы идем по ресторанам, а послезавтра мы с тобой здесь, в номере, спокойно посидим. Вот и все! - я понял. Мудрый Кузьмич предвидел такую ситуацию и нашел решение.
         - Слушаюсь и повинуюсь, о мудрейший! - на восточный лад согласился я.

         Мы ужинали. Стол был уставлен белыми картонными листами, которыми Кузьмич, с успехом заменял тарелки. Колбасы, сыры, ломти хлеба лежали на них. Кузьмич достал из холодильника бутылку виски. Я его никогда не видел и рассматривал бутылку. 40°, 400 мл.

        - Давай попробуем подаренного буржуйского зелья! - сказал Кузьмич и налил понемногу в стаканы.
         - А что? Вроде нормально! Но не очень распробовал! - поделился я впечатлением.

          - Аналогично! - он налил  для истинного “распробования”. Мы выпили, закусили сыром
         - Напиток неплохой. Но у нас нет культуры потребления такого питья. Его самого нет! Не наш напиток! Но пропасть ему не позволим! - без суеты, спокойно растолковал Викентий Кузьмич.

Билеты

         На заводе сказали, что отвезут нас в Рузаевку и посадят в один из многих поездов. Не проблема! Все детали были упакованы в четыре свертка по десять штук. Их сложили в четыре. мешка. Вес каждого был около двадцати пяти кг.

         Мешки повезли в аэропорт. Я видел, как их погрузили в самолет. Все документы были оформлены.  По сути это означало выполнение задания. Договорились, что завтра подписываем протокол  и мы разъезжаемся по своим местам работы.

         С Игорем и Олегом мы наметили астретиться в 18.30 как раз у кассы.  От нее три минуты до ресторана. Мы разошлись кто куда.  Я00 прошелся по улицам, прошел мимо музея Эрьзи. Зашел в попавшийся хозмаг.

         Дежурная отобрала у меня брюки и рубашку  и сама за минуту погладила их. Я поблагодарил и пошел к себе. До встречи было еще часа два и я растянулся  на ТРОНвати, как я называл наши лежанки.

          Дела практически завершены. Пролежав около часа, я почувствовал прилив сил. Желание действовать подгоняло, я сдерживал себя. Все оасполагало к хлрошему вечеру.

Потом не торопясь оделся, аккуратно завязал галстук. Проверил бумажник. Наконец спустился вниз. Дежурная меня осмотрела, одобрила и выпустила на свободу.

         Мы подошли к кассе одновременно. Точно.
Решили заглянуть на всякий случай. Зал был пуст. Окошко, где мы вчера пытались добыть билеты, светилось. Мы подошли. Кассирша была та же.

         - Нам три билета в Москву на завтра! - Олег протянул три наших паспорта.
         - А я Вас помню! Вы у меня вчера все втроем были! А почему же Вы билеты не взяли? - спросила кассирша. Последовала немая сцена.
         - Спасибо! - Олег протянул деньги, забрал паспорта, билеты и сдачу.

         Сжавшиеся в комки наши чувства юмора ожили, вернулись к норме и мы захохотали. Хохот начался немного истерически, но плавно перешел в обычный. Кассирша высунула голову с непонимающими глазами, но увидев нас, исчезла.

Ресторан

         Мы молча шли за Игорем, который был лоцманом или “Дерсу Узала”. Еще не было 19.00, но нас пустили в зал. Подошел официант и повел нас к столику.

         Мы уселись. Сделали заказ. Два блюда мордовской кухни в горшочках, салаты, графинчик водки, бутылку шампанского, минеральной. Олег достал паспорта с билетами и отдал нам с Игорем наши.

         Увидев билеты, мы опять расхохотались. За соседним столиком поместилась компания из трех парней. Они с одобрением смотрели и слушали наш смех. Официант принял заказ и у наших соседей.

         Минут через пятнадцать он прикатил тележку и ловко расставил на нашем  столе тарелки, графин и шампанское. Перешел к соседям и их стол также уставил тарелками и бутылками.

         Я потрогал шампанское. Бутылка была очень холодная.
        - Ты, как старший и самый опытный, открывай нашу торжественную церемонию! - как можно серьезнее сказал я и протянул бутылку Олегу.

         Он взял ее и не торопясь начал раскручивать проволоку оплетки. Едва Шубин закончил, как пробка с мощным звуком выстрела вылетела.

         Вслед за пробкой, пенясь вылетела почти треть содержимого бутылки. В воздухе  шампанское  собралось не то клубок, не то в кляксу объемную.

          Этот “снаряд”, по крутой баллистической траектории, как ядро из мортиры, упал на сидящего к нам спиной соседа. Симпатичный парень, вскочил. Он не понимал, что случилось.

         Его друзья засмеялись. Не над ним, а над ситуацией. Мы тоже смущенно улыбались. Соседи, по нашему примеру, сняли пиджаки и повесили их на спинки стульев.

         Парень, убедившись, что нет причин для расстройства, достал платок и стал вытирать вино с шеи и затылка. Олег стоял рядом с ним и пытался помочь, чтобы загладить невольно причиненную неприятность.

         Парень сунул в карман платок, улыбнулся и протянул руку Олегу.
       - Все в порядке! Вы первый, кто  “искупал” меня в шампанском! Я - Олег! - Шубин пожал протянутую руку и засмеялся.
         - Рад знакомству! Меня зовут Олег! - все засмеялись, напряженность исчезла.

         Вернулось хорошее настроение. Мы выпили за успех, посмеялись над  саранским способом продажи билетов и над искусством Олега управляться с шампанским.

         Похоже, это слышали соседи. Они тоже смеялись над  “купанием в шампанском” и пришли к выводу, что им стоит попробовать “отомстить” нам тем же способом. Был призван официант и заказана бутылка шампанского.

        Олег- сосед снял оплетку и чуть тронул пробку. Она вылетела и упала на их стол, из бутылки вылилось десять граммов шампанского.Дружный хохот раздался за обоими столами. 

         - Ибо месть не лучшее, что есть на свете! - сказал старший из соседей.
         - А давайте сдвинем столы и стаканы тоже “сдвинем”, за удачу всем, кто в командировках! - предложил Олег-сосед.

         Мы так и сделали и гуляли весело и непринужденно. Я вспомнил, как года три назад насос, который  проверял, выбросил порцию солярки, литра полтора -два. Она вся упала на голову моего шефа. Очень похоже, на наш случай с шампанским! Посмеялись. Нашли, что Олегу повезло намного  больше!

         Мы воздали должное местной кухне. Всем она очень понравилась. Потом мы отправились “по домам”. Завтра с утра на завод, а вечером в Москву!

Беседа с Кузьмичом

         Кузьмич только вставил ключ, когда я достиг к номера. Мы вошли.  Переоделись.
        - Ты очень пьяный? - спросил  он.
        -  Нет! Веселый! - насторожился я.
        -  Давай в душ, потом немного посидим. - я понял. Кузьмич уже грустит перед расставанием.
         - Пойдем! Я тоже не хочу уезжать! - мне тоже было грустно. Но, что поделаешь.

         Мы сидели  со стаканами и допивали остатки коньяка. Обменялись впечатлениями от ресторанов. Я рассказал о билетах и об Олегах. Кузьмич хохотал. Но  мордовскую кухню мы оба похвалили. Я съел конфету из коробки. Потом еще одну. Роскошно!

         - Завтра не задерживайся! К 11.00 или раньше начнем  наш “утренник”! - Кузьмич убрал конфеты в холодильник.

         На заводе мы подписали все, что нужно.Отметили командировки. Олег Проверял все бумаги ,передавал Игорю для контроля. Разложили на три комплекта. Все в порядке. Машина заводская придет за мной в 17.50. Я отправился в гостиницу.

         Доплатил за день пребывания. Подарил дежурной коробочку конфет и пошел в номер. Время было 10.25. Кузьмич лежал на своей ТРОНвати. Увидел меня и кряхтя спустился. Стол был почти сервирован.

         - Хорошо, что ты пораньше! Я не хочу расставаться. Знаю, надо,а не хочу! - тоска звучала в его, обычно бодром голосе.
         - Ну, связь держать будем! Телефоны есть, не потеряемся! - утешал я нас обоих.

        - Лучше скажи какую-нибудь мысль умную, я блесну в обществе нашем. Ты не волнуйся, я автора называю всегда. - Кузьмич шутил, а я осознал, что мы расстанемся через несколько часов.
         -  Хорошо,  о Викентокл! - согласился я.
         - Вот неугомонный! В греки-то это ладно, но в древние! - восхитился Кузьмич.
         - А я думал, может Викентарх лучше? - я рад был реакции Кузьмича. Тот просто балдел от разнообразия новых вариантов имени.

         - Ты уедешь и кто будет такое красивое придумывать? - сокрушался “древний грек”

         Мы выпили по глотку коньяка. Кузьмич плеснул еще. Закусили тонкими ломтями хлеба с толстым слоем икры. Буженине уделили наше внимание, нахваливая вкусное мясо.

         - Вот хочу тебе сказать. Мало быть умным, образованным и прочее. Надо цену себе знать! Но дело  не только в этом! Положим, знаешь ты себе цену. - сделал паузу Кузьмич. Я с интересом слушал.

         - Надо уметь потребовать ее! Не позволять всяким начальничкам болтать про штатное расписание и вешать лапшу на уши! - развил он мысль  и продолжил:

         - Вот и выходит, что и потребовать цену далеко не все!  Самое трудное заставить платить эту цену! - это уже была законченная мысль.

         - Мне нравится, но масса вопросов, думаю блокирует воплощение в реалии. - высказал мнение я.
         - Конечно! Я к тому, чтобы напомнить тебе, не позволяй ездить на себе! - Кузьмич был  искренним.
         - Ты прав, но требовать свою цену и главное, получить ее, удается считанным  счастливчикам. Потом  выясняется, что это чей-то сын, внук и т. д. - резюмировал я.

         - Я на самом деле не такой мягкий и податливый, как кажется. Я заводской, могу и так и эдак! Но мысль верная! - я кажется правильно понял заботу Кузьмича.

       Мы пили по капельке коньяк и говорили о том, о сем. Нам было приятно.
        - Ты обещал умную мысль подбросить! - сказал Кузьмич.

         - Часто говорят: “Незнание закона не освобождает от ответственности!” - напомнил я .
         - Говорят! И что? - спросил он.
         - А то! По логике выходит, что  “Знание закона освобождает от ответственности!” -пояснил я.
        - Ничего себе! Ну ты голова! - восхитился Кузьмич.

         Время пролетело незаметно. Я начал укладываться. Наконец собрался . Проверил все в норме. Через четверть часа приедет машина. Кузьмичу еще два дня жить в нашем полулюксе.

         Мы сердечно попрощались и я потащил вниз мои чемодан и сумку. Через сорок минут поезд вез нас троих в Москву.