Ударник

Буер Артур
Отслужив в армии я восстановился на четвёртом курсе института. Знакомых среди студентов почти не осталось, да и на весёлую студенческую жизнь времени не оставалось. Пока я служил, в институте изменили учебный план и я должен был досдать за несколько месяцев семь экзаменов, не считая предстоящей сессии. Поэтому я учился в очень напряжённом ритме и читал учебники даже во время большой перемены. На нашем курсе это заметили и правильно поняли причину моего отчуждённого поведения. Поэтому я не знал имена большинства своих сокурсников.

Весной нас отправили на сельхозработы. Нам поручили разрезать картошку пополам. Зачем – я так и не понял, но по армейской привычке тупо и без перекуров резал картошку, чтобы за работой поскорее прошло время. Во время часового обеденного перерыва я быстро съедал бутерброд и читал учебник. Так продолжалось четыре дня.

В четверг вечером я попал на застолье, а утром проснулся не выспавшимся. Я решил не брать с собой учебник и подремать в обеденный перерыв. Но когда он наступил, спать расхотелось, и я продолжил резать картошку. Чтобы не испытывать дискомфорт от одиночества я начал вслух повторять выученные накануне определения. Когда я закончил очередное из-за спины раздался мужской голос:
- Браво! Ответ на пятёрку! Вы студент?
- Да, четвёртый курс, электрик.
- А как Ваша фамилия?
- А зачем Вам? – удивился я.
- Я ректор института, - представился мужчина, - и мне хочется знать в лицо всех прилежных студентов.
- Буер.
- Запомню, а почему Вы работаете в гордом одиночестве?
- Все обедают.
- Обед закончился пятнадцать минут назад.
- А Вы крикните, наверно на массу давят.
- Простите, что делают?
- Спят после обеда. Сам Бог велел.
- А почему Вы не спите?
- Земля холодная, без шинели опасно.
- Вы после армии?
- Да, осенью вернулся.
- Награждены?
- Нет, я не герой.
- Вы даже во время разговора со мной не перестаёте работать. Почему?
- Мне эти полевые выходы в армии надоели, а у меня по учёбе хвостов полно.
- Понятно. Я уезжаю в город, а Вы передайте старшему, что я его искал.
- А кто у нас старший?
- Доцент Дидоня, - с раздражением ответил ректор.
Минут через сорок из лесопосадки вышел мужик в шляпе и позвал всех на работу. Я подошёл к нему и спросил:
- Вы часом не доцент Дидоня?
- Да, а что?
- Приезжал ректор и Вас искал. Уехал сердитым.
- Вы шутите?
- Нет.

Лицо доцента сразу потеряло следы послеобеденной дрёмы и он начал выпытывать у меня, что говорил ректор. Узнав про время визита, доцент пожурил меня, ведь надо было сразу его найти. А потом доцент улыбнулся и поделился: «Я съел что-то не свежее и пошёл до ветру. А так бы я приступил к работе минута в минуту!» «Вот шланг! - подумал я, - в армии так оправдываются зелёные пацаны, - а тебе уже лет сорок!» Спросив мою фамилию и номер группы, доцент пообещал поощрить моё трудолюбие.

Несколько недель спустя, меня вызвали в канцелярию и ознакомили с приказом ректора: «За добросовестное отношение к труду во время проведения сельхозработ, объявить благодарность и выплатить денежную премию…» Следом мне вручили грамоты комитета ВЛКСМ и студенческого профкома института, назначили повышенную стипендию, написали статью в студенческую газету и предложили вступить в ряды КПСС. От последнего предложения я отказался…