Один исторический портрет

Георгий Жаркой
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

«Я иногда задумываюсь, почему так, а не иначе сложился мой путь на войне и вообще в жизни». (Из беседы маршала Г. К. Жукова с писателем К.Симоновым).
   Жизнь героев – это наша память. Память о горькой и прекрасной дороге, по которой они ушли в бессмертие. Их жизнь – не жития святых, а биография времени.
   Г.К.Жуков родился в крестьянской семье, о военной карьере не помышлял. В 1914 году был мобилизован на фронт – шла Первая мировая война. В 1919 году стал коммунистом. Так он сделал свой выбор. Этому выбору он остался верен до конца жизни.
   Все характеристики Г.К.Жукова 20-х – начала 30-х годов строятся по сходному принципу: сначала перечисляются положительные качества: мужество, дисциплинированность, умение организовать службу, авторитет, а затем непременное упоминание о грубости, резкости, нетерпимости. «Груб с подчиненными, резок, нетерпим».
   Время было суровое, жестокость поощрялась, напротив, интеллигентность, вежливость порицались как буржуйские пережитки. Однако среди разных документов в личном деле Г.К.Жукова имеется и такой: «Группа слушателей Академии им. М.В.Фрунзе прямо заявляет, что Г.К.Жуков был приближенным врага народа Уборевича – в особенности по части издевательства над подчиненными. Комиссар Котов. 1937 г.».

   Обратим внимание на дату – 1937 год стал самым черным годом в истории русской армии.
   Мир с содроганием узнавал об измене людей, которые составляли славу и гордость Родины. Из 5 маршалов – трое были расстреляны как предатели. Кто они, эти трое?
А. Егоров – опытный стратег, штабист, человек эрудированный, осмотрительный, умеющий принимать решения.
В.Блюхер – самый популярный из оставшихся в живых героев  гражданской войны, его имя стояло в одном ряду с именами Щорса и Чапаева.
М. Тухачевский – человек уникального дарования, теоретик, крупнейший в Европе специалист по проблемам технического перевооружения.
    За маршалами под топор репрессий  попали и остальные командиры, комиссары, офицерский состав. Среди прочих был и Уборевич, под чьим началом служил Г.К.Жуков. и каждое доброе слово репрессированного делалось смертным приговором. Преданные Родине люди уходили в небытие, превращаясь в лагерную пыль
   На плечи уцелевших ложилась тройная ноша ответственности.
   В ночь на 22 июня 1941 года в Москве все окна Наркома обороны светились ярким светом. Буквально 21 июня Г.К.Жукову звонили из Киева – немецкий перебежчик утверждает: Германия завтра нападет на Советский Союз. Что делать? Однако по инициативе Сталина в военные округа была дана директива: «Не поддаваться на провокации». Сталину хотелось любой ценой избежать войны, поэтому игнорировались самые вопиющие факты. Унизительный, калечащий страх перед репрессивной машиной связывал военачальникам руки.
   А люди в Москве. Киеве, Харькове и Ленинграде мирно спали. Впрочем, нет. В эту ночь многим было не до сна. 22 июня – день выпускных вечеров. Праздник прощания с детством  совпал с прощанием с мирной жизнью.
   В 3.07 в приемной Сталина раздался звонок: «Немецкая авиация бомбит белорусские города». В 3.40 позвонили из Киева: бомбы ложатся на украинскую землю.
   Так кончилась самая короткая в году мирная последняя ночь.
   На 1 июня 1941 года наши вооруженные силы составляли 5 миллионов человек. Из них 3 с лишним находились на приграничных базах.
   К 18 октября было убито более миллиона и взято в плен 2 миллиона 800 тысяч.
   Г.К.Жуков – один из немногих – сумел в те страшные дни сохранить силу духа, способность оценивать положение и руководить боевыми действиями.
   Когда мы говорим о героизме воина, то не будем забывать: самая страшная смерть – не на миру, не в бою, не в горячке сражений. Самое страшное оказаться заподозренным, униженным, растоптанным клеветой, оговором, стать жертвой провокаций. И трудно понять, откуда брались у Георгия Константиновича силы бороться с этим страхом? Какой силой он обладал, когда мог резким словом одернуть, оборвать всесильного Берию, одного из самых «черных» людей истории?