Подарок поэта Игря Северянина рыбакам- дюбителям

Доба Каминская
           ЭТА УДОЧКА

Эта удочка мюнхенского производства ,
Неизменная спутница жизни моей,
Отвлекает умело меня от уродства
Исторических- и истерических!- дней.»

Эта палочка, тоненькая, как тростинка,
Невесомая, гибкая, точно мечта,
Точно девушка,- уж непременно блондинка,
Восхитительные мне открыла места.

Нежно взяв ее в руки и мягко лаская
Как возлюбленную, я иду с ней в леса,
Где не встретится нам эта нечисть людская,
Где в озёрах поблескивают небеса.


Мы идём с нею долго,- с утра до заката,
По тропинкам, что трудный соткали узор,
Нам встречается лишь лесниковая  хата,
Но зато нам встречается много озёр.

И на каждом из них, в мелочах мне знакомом,
Мы безмолвный устраивать любим привал,
Каждый куст служит нам упоительным домом,
Что блаженство бездомному,  мне, даровал.

Наклоняясь над водой и любуясь собою
В отразивших небес бирюзу зеркалах,
Смотрит долго подруга моя в голубое,
Любопытство в тигровых будя окунях.

И маня их своим гибким- гибким нагибом,
Привлекает на скрытый червями крючок,
Чисто женским коварством доверчивым рыбам
Дав лукавый,- что делать- смертельный урок.

Уловив окунька, выпрямляется тот час
И свой стан изогнув, легкий свист торжества
Издавая, бросает, довольная очень,
Мне добычу, лицо мне обрызгав слегка.

Так подруга моя мне даёт пропитанье,
Увлекает в природу, дарует мечты.
Оттого- то и любы мне с нею скитанья-
С деревянной служительницей красоты.

Вначале я предполагала ограничиться только этим одним стихотврением в качестве подарка рыбакам- любителям портала. Но затем решила рассказать читателям о жизни и творчестве этого замечательного поэта.
В январе 1918 года Игорь Северянин уехал из Петрограда в Эстонию и поселился там в посёлке Тойла, где жили его родственники. В феврале он едет в Москву, где участвует в выборах «Короля поэтов», которые состоялись 27 февраля в Большой аудитории Московского Политехничасаого музея. Среди многих выступающих на этом своеобразном вечере были Владимир Маяковский и Игорь Северянин. Их выступления сопровождались страстными спорами между сторонниками этих двух поэтов, то и дело в аудитории раздавались крики и свистки, в перерыве дело дошло чуть ли не до драки.
Королем был избран Северянин. За ним, по числу голосов, следовал Маяковский, который был избран вице- королем.
Игорь Северянин не принял идей революции. Он понял, что в наступившем хаосе ему лично и его музе не выжить. Поэтому выступление в Политехническом, фактически, было его прощанием с Россией. И он спрятался на берегу Балтики, среди лесов, полей, озёр и рек. Здесь началось его возрождение, как поэта.
Северянин возвратился в Эстонию, в посёлок Тойла, в марте 1918 года. После заключения Брестского мира Эстония попала под власть Германии, поэт оказался таким образом в эмиграции.
Попасть на Родину ему было уже больше не суждено. В 1921 году Северянин принял эстонское гражданство. В Эстонии он активно занимался твоческой деятельностью, теперь у него усилились мотивы пейзажной лирики, мотивы единения человека с природой, тема настоящей любви.
В посёлке Тойла, в этой рыбацкой деревушке на берегу Финского  залива, Северянин прожил самую важную и счастливую часть своей жизни. В 1918 году он написал восторженное стихотворение, посвящённое этому посёлку:

ЭСТ-ТОЙЛА

За двести вёрст от Петрограда,
От станции в семи верстах,
Тебе душа поэта рада,
Селенье в еловых лесах!

Там блёкнут северные зори,
Чьи тоны близки к жемчугам,
И ласково подходит море
К головокружным берегам.

Давно я местность эту знаю,
Ее я вижу часто в снах...
О, сердце! К солнцу! К морю! К маю!
К Эст- Тойле в еловых лесах.            

В основе таланта Игоря Северянина лежит способность тонкого, поэтического восприятия окружающего, проникновенного чувствования природы. С природой он был способен слиться в одно целое, чувствуя себя ее частью.
Игоря Северянина невозможно представить без воды, без лодки и удочек. Они были такими же неотъемлемыми атрибутами его жизни, как перо и стихи. Признания в любви к природе мы находим во многих его стихах. В них проявляется великая и редкая спрсобность  человека поддаваться магии красоты окружающего мира.
В 1921 году к Игорю Северянину пришла главная любовь всей его жизни- Фелисса Круут.
Его мать к этому времени уже умерла;  были прожиты все деньги, привезённые из России, Северянин стал сильно пить. Но самый главный роман его жизни раскручивался стремительно. Очень нужны были Северянину в это время и кров, и опора.
В декабре этого же года в Тартусском Успенском соборе влюблённые обвенчались. В это время Фелисса уже ждала ребёнка. В августе следующего года у них родился сын- которого крестили и назвали Вакх. Ради замужества Фелисса перешла из лютеранства в православие. На последующие 16 лет Фелисса взяла на себя заботы о поэте, она была его ангелом- хранителем и не раз, в прямом смысле сова,его спасала. Так, она спасла мужа от алкоголизма.
Благодаря Фелиссе творчество поэта не угасло в эмиграции, а получило развитие: его стихи приобрели ясность и классическую простоту. Северянин стал также первым крупным переводчиком эстонской поэзии на русский язык.
Строгая лицом и красивая была его избранница. Ей Северянин посвятил много стихов, один из них «Пленительной эстонке»:

Глубина, что без дна,
И чувства, что так тонки,
И долгая весна.
Блажен твой друг,  Фелисса!

У «хладных Финских скал»
Он солнце отыскал.
Мечты, мечты?...Сбылися.

Вот как сам игорь Северянин описывает этот счастливый период своей жизни в Эстонии:
«Эстонская природа очаровательна, сосновые леса, 76 озёр в них, трудолюбиво и умело возделанные поля.Речки с форелями. Да, здесь прелестно. У меня своя лодка -
« Ингрид», я прстоянно на воде. В 1921 году женился на эстонке. Ее зовут Фелиссоой, ей 25 лет, теперь у нас пятилетний сын, мальчик Вакх. Она пишет стихи и по эстонских, и по русски. Ежедневно читаем, выписываемых полные собрания каждого писателя. Она универсально начитана, у неё громадный вкус. Мы живем замкнуто, почти никого не видим, да и некого видеть здесь: отбросы эмиграции и рыбаки, далёкие от искусства. За эти годы выпустил 13 книг!».
Лейтмотив души Эстонии «Край святого примитива»- красота, чистота и тишина этих мест, успокоительно действующие на мятущиеся и амбициозные русские души. «.
Сколько за это время было пережито ими прекрасных и мучительных мгновений, часов, дней и месяцев в их совместной жизни. Фелисса была прекрасным партнером поэта в его контактах с прородой: и ходила далко, и рыбачила, и на санках каталась. Фелисса- моряна и сама была порождением и частью эстонской флоры и фауны. Это чувствуется по стихотворным признаниям и откровениям Игоря Северянина, посвящённым поэтом эстонской природе и любимой жёне, в самый романтический и спокойный период его жизни:

Я грущу по лесному уюту,
Взятый городом в плен на два дня.
Что ты делаешь в эту минуту
Там, у моря теперь без меня?

В неоглядное вышла ли поле
В золотистых сентябрьских тонах?
И тогда сколько радости, воли
В ненаглядных любимых глазах.

Или, может быть, лёгкой походкой
Ты проходишь по пляжу сейчас.
И тогда море с дальнею лодкой
В зеркалах обожаемых глаз.

Это написано в 1921 году. А в 1927 году Северянин создал стихотворение «Эта удочка», приведенное в начале очерка- это гимн эстонскому раю, дано описание бесценных и чистейших мгновений нашей жизни на Земле. И эти мгновения совпали с наличием любимой и любящей женщины.
Особое место в жизни и творчестве Игоря Северянина занимали женщины, которые его всегда привлекали, поддерживали и питали его талант, стимулировали его вдохновение. Любвеобилие и чувственность Северянина не знали пределов. Он все время испытывал терпение своей жены, прстоянно изменяя ей. Так, связь Северянина с хозяйкой лавочки в Тойла продолжалась около пяити лет. Но постоянные романы и связи были родной стихией поэта. Северянин понимал возможные прследствия, но ничего не мог с собою поделать. Фелиссия терпела эти пытки целых 15 лет, сознавая, какой крест она на себя взяла, став супругой знаменитого поэта.
С первых лет эмиграции Игорь Северянин активно гастролировал в Европе. В феврале 1931 года он добирается до Парижа, где князь Юсупов организовал поэту два выступлнния. На втором выступлении была Марина Цветаева. Она писала: «Единственная моя радость за все это время - вечер ИгоРЯ Северянина. Первый мой ПОЭТ, то есть, первое сознание ПОЭТА за 9 лет, как я из России... Среди стольких призраков, сплошных приведений, - Вы один были жизнь”.
На концерте Северянина побывал также и Константин Паустовский. Он восхищался волшебством стихов и голоса поэта: «В этом была своя магия, в этом пении стихов, где мелодия извлекалась из слов, не имевших смысла. Язык существовал только как музыка. Больше от него ничего не требовалось».
При заграничных поездках с женой по Европе Северянин также не обходил женщин стороной. Там появилась и стала его настойчиво преследовать молодая поэтесса Вера Коренди, которая называла себя музой поэта. Она требовала свиданий и грозила самоубийством. В 1935 году между супругами произошёл скандал и Фелисса выгнала мужа из дому. На этом их совместная жизнь закончилась. Фелисса осталась жить в Тойла, а Северянин был вынуждн покинуть ее дом и переехать к своей новой пассии в город. Но город он  не любил. Северянин очень переживал из- за разрыва с женой, который имел трагические последствия для его дальнейшей судьбы. Он много раз писал ей покаянные письма с признаниями в любви, пытался вернуть потерянный рай. Но дверь туда больше не открылась. После разрыва с Фелиссой у Северянина исчезает упоение красотой Эстонии, иссякли живые родники, которые питали его творчество. Перестали приходить новые стихи. Нельзя плевать  в колодец, из которого пьёшь, даже гениям.
И все чаще Игорь Северянин обращается мыслями к рекам своего далекого детства, на память приходит любимая речка Суда. Когда в 1940году поэт был уже близок к уходу из жизни и тосковал по местам своего детства, он почти в один день написал два стихотворения с признанием в любви  и прощанием с Россией:

Россонь- река совсем особая,
Чудотворящая река:
Лишь воду я ее испробую-
Любая даль не далека.

И грезы ломкие и хрусткие
Влекут к волнующему сну:
Я снова вижу реки русские:
Нелазу, Суду и Шексну.

О, реки, плывшие по юности,
Вы облюбованы, как юнь.
Я знал вас в солнечности, в лунности.
Гляделся в вашу полынью.

Всю жизнь по жизни влек вас волоком,
Легчайшим, как лебяжий пух.
Течений ваших слышал колокол.            8 сентября 1940 года.


        СИЯЕТ ДЕНЬ

Сияет день и там, в его сиянье,
Порожиста, быстра и глубока ,
Родная Суда в ласковом влиянье
На зрелые прибрежные хлеба.

Ее притоки- Андога и Кумба,
Нелаза, Кемза, Шулома и Копь-
Открытья восьмилетнего Колумба,
Я вижу вас из-за несметных толп.

Ведь с вами, реки, связано такое,
Незабываемое никогда,
Пропахнувшее свежестью левкоя
И говорящее сплошное « Да».

В вас только в детстве выужено рыбы,
По вам скользила лодочка моя:
Воспламенённое мое спасибо
Вам, староновгородские края.

Вас повидать опять - мое желанье,
Непобеждаемое, как весна...
Сияет день и там, в его сиянье,
Моих слиянных рек голубизна.          5 сентября 1940 года.

Если великому поэту Игорю Северянину в будущем поставят  памятник в России или в Эстонии, он должен быть там изображён с удочкой на плече, шагающим на рыбалку.

 Великий Варлам Шаламов в эссе «Русские поэты ХХ века» даёт высочайшую оценку поэтическому таланту Игоря Северянина: «...Северянин- поэт, наделённый поэтическим горлом абсолютной чистоты, знающий в овершенстве русское стижосложение и превосходящий всех поэтов и  Х1Х и ХХ веков разнообразием поэтических размеров. “.