Похищение сабинянок

Александр Таубин
Данное событие связано с мифологией, но можно не сомневаться, что нечто подобное происходило на заре возникновения римской государственности. Пересказывать его в деталях не вижу смысла, но попробую обратить внимание на мудрое разрешение в те далекие годы серьезнейшего конфликта. Излагаю, в основном, по Генриху Штоллю. Обратимся к событиям. Ромул действовал так, как и сейчас многим правителям можно у него поучиться. Дело происходило вскоре после основания города.  Как можно себе представить, подданные Ромула в тот период представляли собой разношерстный сброд, а не сложившееся племя или народ. Так случилось, что выбравшие его предводителем  были в основном мужчины, а женщин было очень мало. Скорее всего это была толпа достаточно разбойного вида. Такое нетрудно представить.  Это чем-то напоминает  покорение американского Дальнего Запада в 19 веке. У них поначалу с женщинами тоже были проблемы. Пока не осели, обустроились было так же. Индианки тогда в жены не годились. Пока не подвезли своих в достаточном количестве, освоения толком и не было.  Нечто похожее происходило и в 8 веке до нашей эры. Всё, что тогда происходило, прекрасно  видели соседние племена, которые к чужакам, как и следовало ожидать, отнеслись без всякой  теплоты и наотрез отказывались выдавать за них своих дочерей. Для Ромула отчетливо возник кризис его власти. Если женщин не добыть, то его сборище неизбежно развалится, поэтому проблему надо было решать быстро. Женщины цементируют племя  и, если их не отдают, то надо их забрать. Хитростью, обманом, но забрать и притом с минимальным насилием, так как его людям с этими женщинами дальше жить. Скорее всего, за это придется расплачиваться. Такие вещи даром не проходят. Он это понимал.  Чего-чего а ума у Ромула было не отнять. Соседей надо было как-то заманить.
Кто интересовался, тот знает, что римляне устроили зрелищные игры, пригласили народ из соседних племен и, когда те увлеклись и зазевались, за несколько минут по знаку Ромула похитили девушек и молодых женщин не только у Сабинов, но еще у трех племен. А ненужных родственников этих женщин  вытолкали за стены. Ромул все продумал и сделал все очень решительно и сравнительно пристойно. Похищенные девушки и женщины были без промедления собраны, он выступил перед ними и успокоил, объяснив, что насилия не будет, все будет по-доброму: они станут законными супругами мужей из числа римлян, выбранных по жребию, и будут рожать детей во славу лучшего из племен.
Обращаю внимание на сеанс успокоения, который был необходим, чтобы женщины перестали нервничать и смирились с резким поворотом своей судьбы. В конце концов, город неплохой, уже процветающий, и мужчины не такие плохие. Не очень воспитанные, конечно, диковатые, но зато мужественные и небедные. Тоска по родным остается, но кто знает, может, и родных ещё увидят. 
Между тем оскорбленные мелкие племена сразу начали сборы, чтобы отбить своих женщин, но попытки были врозь и легко пресекались римлянами. Приступы со стороны трех небольших племен были решительно  отбиты, их вожди убиты, а  территории и поселения были присоединены к Риму. В качестве миролюбивого жеста родственникам  было разрешено поселиться в Риме, стать гражданами и жить неподалеку от своих похищенных дочерей. Силу римлян они почувствовали, противопоставить ничего  не смогли,  были рады и этому. Обращаю внимание на пряник, последовавший после кнута. Он обеспечил лояльность  новых граждан несмотря  на  жестокие предшествующие события. 
Сабины были сильны, но сборы у них затянулись, и они, в конце концов, выступили целой армией, но время прошло, а долго ли надо при большом желании и  умении склонить женщин на свою сторону. Ромул всё предвидел правильно. Сабины были достойным и сильным племенем, но римляне их превосходили. Из-за сабинянок он и затеял всё это дело. Но события пошли иначе. Сабины-войны неожиданно попали на территорию города и поначалу повернули сражение в свою пользу. Это произошло благодаря предательству одной из римских женщин. Она провела сабинов на территорию города. У нее были свои мотивы. Предугадать предательство невозможно. Сабины стали побеждать, но римляне сумели организовать отпор. Постепенно ход противостояния выровнялся, но победа не была гарантирована ни одной из сторон. Когда свои подступили к городу, сабинянки, очевидно, были в раздвоенных чувствах. Сражение шло уже в центре Рима, когда бывшие сабинянки, уже жившие семейной жизнью, решились и, рискуя жизнью, ринулись под мечи и копья сражающихся войнов и, оказавшись между воющими, остановили сражение, чтобы спасти братьев, отцов и своих новых мужей. Мечи и копья опустились вниз. Предводители остановили военные действия.
Наступило примирение и царствовать вожди двух племен стали вместе. Это было трудно, но они справились. Римляне и сабиняне стали одним народом и это устроило обе стороны. Центром объединенного государства было решено сделать Рим.
Какие же мероприятия по примирению были проведены?  Народ Рима был разделен на 30 курий . Каждая из курий получила имя одной их сабинских женщин. Граждане, которые происходили из племени сабин, получили название квириты, и это было почетное звание. Были составлены три центурии всадников. Одна получила название Рамны по имени самого Ромула, вторая Тиции по имени царя – соправителя Тита Тиция, третья называлась Луцерии. Об этой личности сведений не осталось. Правление двух царей проходило в полнейшем согласии. Никто не заметил и малейших разногласий между ними.
Через некоторое время соправитель Тит Тиций погиб в результате конфликта с представителями одного из племен, и Ромул вернулся к единоличному правлению. Бунтовщики были наказаны, но не со всей строгостью, как полагалось в те времена. Это было замечено и подсказало народу, что Ромул всё же тяготился вынужденным дележом власти, но внешне своих чувств не проявлял. Это тоже говорит о многом. Для поддержания единства и мира он терпел вынужденное двоевластие. 
Известный большинству одной строкой эпизод дает повод представить, какой пример решения сложнейшего военно-дипломатического конфликта предоставляет нам античная история. Есть чему и в наше время поучиться. Так создавалась величайшая из империй древнего мира.