Рогнеда, Анастасия, Гореслава

Борис Федоров 2
Необычное имя носила княжна, дочь Полоцкого князя с загадочным именем Рогволд. Его имя историки относят к именам скандинавским, но такового второго найти не удалось. Есть похожее – Рагнар, есть похожее белорусское имя Рыгор, имеется женское имя Рагнхильда, и в нашем случае девицу следовало назвать Рогволдоттер или Рогволдхильда, поскольку дети князей и королей часто носили имена составные – Гореслава, например. Впрочем, не всегда так было.

Странно выглядит княгиня Рогнеда на картине. Северянки были белокурыми и рыжими, и очень редко черноволосыми. И жемчужных ожерелий должно быть больше по числу ее детей.

Странным образом написана «Повесть временных лет» и странное название работы Нестора. Ни одно объяснение меня не удовлетворяет. Не зашифрована ли в имени автора некая информация, допустим, на любимом патриотами английском языке?

Странно, что о довольно хорошо известной личности князя Олега Олеговича наши историки-патриоты молчат, хотя чешские, польские, венгерские и немецкие летописи о нем говорят. В чем тут дело?

Эти же хроники сообщают разную информацию о смерти князя. Одна утверждает, что Олег, потерпев поражение от угров, уехал в Краков в 950 году и вскоре умер. В другом источнике говорится, что князь Олег вернулся в Русь и умер в 967 году. Об этом я писал в одном из рассказов, но червяки сомнений сверлили мозг. Не может быть такого, чтобы Нестор не воткнул строчку о князе в Повесть, тем более, хроники несут взаимоисключающие версии смерти Олега.

Чтобы больше узнать о Рогнеде, начнем копать вглубь издалека, и постепенно доберемся до личностей, вовсе не упоминаемых в ПВЛ. Попутно постараемся найти настоящие имена ряду персонажей с вымышленными прозвищами или вовсе без оных.

 Итак, в 968 году Святослав подался на Дунай и печенеги, узнав об отсутствии дружины в Киеве, обложили город. Народ скучился на Андреевой горе, изнемогая от жажды. Нашелся мальчишка, знавший язык степняков и обликом похожий на них. Он с уздечкой в руке, беспрепятственно прошел до Днепра, спрашивая печенегов о пропавшей лошади, и уплыл к ладьям радимичей, спустившихся в Днепр по Десне.

Имя героя Нестор не упомянул, но догадаться можно, если вспомнить, что родителями княгини Предславы были угорский князь и печенежская княжна. Да и сам Святослав похож был на монгола, и потому отпрыск их обличьем не мог отличаться от степняков. Плыл по реке к русским воинам Ярополк. Было ему в ту пору лет 10-11.

По какой причине летописец скрыл имя мальчишки, или, наоборот, приоткрыл завесу? А по той, что варяги обличьем мало чем отличались от печенегов. Скандинавы никогда не скрывали, что пришли на север с юга. Подтверждением служит запись в шведских анналах о короле Эрике VI. Тот, занимаясь христианизацией страны, быстро убедил свеев в преимуществе новой веры, но с гетами возникла пря.

 Геты есть древнее племя, жившее ранее в Македонии. Язык у свеев, гетов, данов, печенегов, угров и саксов был один на всех, хотя и начал в каждом племени уходить от изначального.

Печенеги утром разбежались, услышав рев труб на реке. Не струсил лишь хан, подъехав смело к ладье предводителя радимичей Претича, и задав риторический вопрос прямо в лоб: «не князь ли ты?» Получается, что сомнение его одолело. Претич скромно ответил, что князь на подходе, а он лишь воевода передового отряда.

Ни один воин во вражеского вождя сулицу не швырнул, и можно сделать вывод, что хан узнал в воеводе князя Великой Моравии Олега Олеговича, и тот, в свою очередь, узнал хана, велев воинам сидеть тихо.

Как старые друзья хан и Претич обменялись оружием и доспехами. Печенеги вернулись в степи, а Святослав был отозван из похода на Дунай и, получив строгий выговор от княгини Ольги, смирил гордыню и некоторое время не вспоминал о Переяславе на Дунае, срединной столице мифического Русского государства.

Первый эпизод Нестора об осаде Киева рассчитан на память обычного человека, запомнившего описание облика князя Святослава и то, что жена его происходит из племени угров. Имя мальчишки имеет второстепенное значение, главное, показать кем приходятся печенеги скандинавам.

Второй эпизод, связанный с Претичем и ханом, рассчитан на логику. Русь имела четырех князей в Киеве: Олега Вещего, Игоря, князя Моравского Олега  и Святослава. Хан мог знать их всех. Первые уже умерли, четвертый в походе и придуман летописцем риторический вопрос, чтобы обратить внимание на имя воеводы.

Что означает слово «Претич?» В переводе, опять-таки, с английского языка: preach/pray/teach   получаем следующий набор слов:   проповедовать, молитва, учить. Олег Олегович был священником, пресвитером, и по этой причине  наброшена завеса умолчания на имя выдающегося русского полководца, но в святцах имя его упоминается.

Взял Владимир Киев и язычники мигом распоясались, устроив человеческое жертвоприношение любимым богам. Жребий пал на молодого варяга – христианина и киевлянку. Молодец и его отец погибли, они есть мученики, раздавленные рухнувшими сенями. Это иносказание – рухнуло христианство под напором языческого князя.

 Мученики канонизированы РПЦ, старший под именем Феодор, а его сын, избравший религиозную стезю, назван Иоанном.  Речь идет о князе Олеге Олеговиче и его сыне.

Кто есть неизвестная дева, приговоренная к  жертвоприношению, но забытая, вдруг, историком? Что с ней сталось? А это и есть та беременная монашка, с которой жил князь Ярополк.

Из эпизода с воеводой Претичем следует, что дееписатели, приоткрывая истину, часто используют иностранный язык. Существует еще несколько приемов для маскировки событий и персонажей.

Вдруг, в гущу событий валится с неба неизвестный ранее персонаж, а герой неожиданно исчезает. Небожитель направо и налево вредит, вскоре сам себе или с помощью праведников ломает шею и на сцене появляется пропавший герой, белый и пушистый.

Когда Владимир обложил Киев, воевода Ярополка Блуд советовал бежать князю в Родню. Потом Блуд уговорил его покориться брату и выпросить какие-нибудь земли. Ярополка  убили в родовом тереме варяги, а предателя Блуда князь Владимир отблагодарил казнью. В рассказе о взятии Киева и гибели Ярополка исчез воевода Добрыня. После казни Блуда, Добрыня возник из небытия и принялся усердно насаждать древнюю веру в Перуна. Вот такая у нас  история с историей.

Иногда историки делают намеки, описывая события, которые случились давно и их следует привязать к данному времени. Такой эпизод имеется в этой части.
Вернувшись в Русь с головорезами, Владимир отправился в Полоцк, в котором правил некий князь Рогволд. Его дочь Рогнеда была просватана за Ярополка, и слова ее «не сниму сапоги с робичича!» выдуманы Нестором с определенной целью.

Двухлетнее отсутствие Владимира для молодой девушки равнялось вечности. Видимо, она уже не надеялась на возвращение Владимира, да и родители желали ей добра, но по-своему. И пошла она за Ярополка.

 Город Полоцк указан не случайно. Здесь жила мать Владимира. От порога надо танцевать к печке и помнить по чьей вине Малуша оказалась здесь. А виновны в ссылке были Ольга и ее брат Олег Олегович. Первая возмутилась связью Святослава с ключницей, второй привез княжичу невесту из угров.

Рабыней Малуша не была, поскольку отцом ее был князь Мал. Ключницами работали женщины ответственные, которые и вели княжье хозяйство.

Убийство Рогволда, его сыновей, князя Ярополка повергло в шок жителей Киева, христиан и язычников. Владимир оказался в полной изоляции, более того, радимичи отложились и вооружились.

Несчастную Рогнеду киевляне назвали Гореславой, а уходя в монастырь, княгиня назвалась Анастасией.

Вернемся чуть назад. Вероятнее всего, Свенельд, изгнанный Ярополком после гибели Олега Древлянского, подался в Новгород к старшему внуку и наплел плетней о желании киевлян умертвить Владимира и захватить его княжество.

Князь струсил, с деньгами и дружиной, поехал за викингами в Скандинавию. Мошна, несомненно, попала в руки Свена, и когда пришла пора расплачиваться с нанятой бандой, князь понял, что дед его крепко нагрел, с прибылью вернув себе Данию.

Владимир временно выкрутился из трудного положения, отправив варягов в Царьград, но возникла новая угроза от радимичей. Злодей уговорил приятеля убиенного брата Варяжко вернуться в Киев из печенегов, по той причине, что ему даже советоваться не с кем. Не с молчунами же в думе прения вести.

В поход на радимичей был отправлен воевода Волчий Хвост и усмирил он врагов князя Владимира  быстро.  «Радимичи волчьего хвоста бегают».

Встретил Волчий Хвост ополчение радимичей на реке Пищане, которая близ села Рогнедина текла, и сказали повстанцы:
– Веди нас на Киев, княжич!
И остановил их княжич, сказав:
– Не будем мстить князю и воеводе, Великая княгиня Ярослава не велела.

Ярослава Олеговна родила десять сыновей и двух дочерей. Варяжко и Волчий Хвост один человек – Олег, сын Олега Древлянского, внук князя Великой Моравии.

Село Рогнедино, расположенное близ Десны, известно с древнейших времен. В 1985 г. потомки радимичей справили тысячелетний юбилей села. В нем или  рядом жила семья Олега Олеговича.

Вспомним, что супруга его княгиня Ярослава приходилась сестрой чешскому королю, и дочь обязательно должна была получить имя матери или отца. Не знают рогнединцы, что село названо не по имени несчастной княгини Рогнеды, а по другой причине.

Какая мысль заставила Петра I скрыть настоящие имена героев прошлого, мы не знаем. В том, что государь лично редактировал ПВЛ сомнений нет, ибо Карамзин в своем сочинении назвал его Ослябей.