Действия торпедных катеров на Черном море в 1941 г

Олег Каминский
     Перед началом Великой Отечественной войны советский Черноморский флот имел вполне достаточное количество торпедных катеров. Базировавшаяся в Севастополе 1-я бригада торпедных катеров располагала 41 катером, 2-я бригада торпедных катеров в Очакове насчитывала 28 катеров, базировавшийся в Поти отдельный дивизион торпедных катеров имел 12, а отдельный отряд торпедных катеров в Новороссийске – 6 катеров. Итого – 87 торпедных катеров, большей частью типа Г-5, хотя и быстроходных, однако недостаточно мореходных, с совершенно неудовлетворительной дальностью действия и ужасающими условиями службы для личного состава.   

     Согласно довоенной доктрине советских военно-морских флотоводцев главной задачей торпедных катеров Черноморского флота было прикрытие побережья от возможных десантов противника. Правда, эти опасения были слишком далеки от реальности: флот Румынии был слишком малочисленным, ещё более мелкий и устаревший флот не воюющей Болгарии можно было вообще не брать в расчет. А немецких боевых кораблей на Черном море в то время ещё не было.
 
     Как бы там ни было, вскоре после начала военных действий один отряд катеров 2-й бригады был перебазирован в Вилково (на Дунае), а после его оставления – в устье Днестра для периодических поисков перед Сулиной и устьем Дуная. С этой целью с июля по октябрь было совершено 36 катеро-выходов, однако ни один из них не увенчался встречей с противником, поскольку тот в этих водах показываться не рисковал.

     От 1-й бригады из маневренной базы в Ак-Мечети дважды в конце августа (27 и 30 числа) выходил единственный на флоте катер дальнего действия – головной «Д-3», впрочем, и ему встретиться с вражескими кораблями не довелось.

     Со временем катерникам пришлось произвести ряд перебазирований. Так в августе 2-я бригада перебазировалась в Севастополь (1-й дивизион до 27 сентября базировался на Тендру), а с 9 октября – в Новороссийск. 1-й бригаде также пришлось отступить – со 2 ноября она базировалась в Геленджике, а с 24 ноября в Поти, за исключением 1-го дивизиона, оставшегося в Севастополе.

     Однако ни с одной из этих баз торпедные катера типа Г-5, имевшие радиус действия всего около 100 миль, при всём желании, достигнуть коммуникации противника никак не могли.

     Правда, с целью нарушения судоходства противника катерникам удалось осуществить минные  постановки в устье Днепра. Первую из них в ночь с 26 на 27 сентября в 3 часа 40 минут произвел «Д-3» (командир лейтенант О. М. Чепик) на Очаковских створах в районе Кинбурнской косы. Следующей ночью в том же районе поставил мины и «ТКА-103» (командир лейтенант А. Пивень). Всего было поставлено 18 морских мин. Почти через год на одной из этих мин подорвался и затонул буксир противника, о чем будет сказать дальше.   

     Справедливости ради надо сказать, что кроме действий против кораблей врага торпедные катера Черноморского флота вынуждены были выполнять множество других боевых задач. Например, участвовать в высадке десантов и отдельных разведывательных групп, заниматься эвакуацией раненых с передовой, нести противолодочные и противовоздушные дозоры, спасать экипажи сбитых самолетов и даже производить глубинное бомбометание для подрыва вражеских мин. Всё это, конечно, хорошо и усилия катерников, вынужденных действовать в чрезвычайно трудных условиях, заслуживают высшей похвалы. Однако, несмотря на имевшееся в наличии большое количество катеров, совершивших несколько десятков выходов на поиски целей, свою самую главную задачу по нарушению судоходства противника катерники не выполнили – ни одной торпедной атаки по вражеским кораблям в 1941 году произвести так и не удалось. При этом, во время различных боевых столкновениях с противником, потери Черноморского флота составили не менее 12 торпедных катеров («ТКА-12», «У-1», «У-2», «ТКА-74», «ТКА-72», «ТКА-71», «ТКА-142», «ТКА-21», «ТКА-92», «ТКА-85», «ТКА-105», «ТКА-24»). 

     Надо сказать и о действиях торпедных катеров противника. Поначалу у немцев своих торпедных катеров на Черном море не было. В болгарском флоте в 1939 году были приняты на вооружение торпедные катера № 1 и № 2, а в 1941 году ещё и № 3 – все построенные на германской верфи «Lurssen». Однако поскольку Болгария фактически не воевала, эти катера вместе с другими болгарскими кораблями занимались исключительно охраной своего побережья, дозорной службой и конвоированием судов в своих территориальных водах. Зато в ВМФ королевской Румынии, которая являлась довольно серьезным противником Советского Союза, с февраля 1940 года имелись три новейших, мореходных, с отличным радиусом действия торпедных катера № 1 «Viforul», № 2 «Vijelia» и № 3 «Viskolul», все – типа «Vosper» английской постройки. Катера базировались сначала в Сулине, а затем в Бургасе.

     Первым боевым успехом этих катеров было потопление глубинными бомбами советской подводной лодки «Щ-206» (командир - капитан-лейтенант С. А. Каракай) 9 июля в 8-9 милях северо-восточнее Мангалии. После сброса глубинных бомб катером «Viskolul» (командир капитан 3-го ранга Ион Захария) наблюдался сильный взрыв, после чего на поверхности воды появилось большое пятно соляра. По румынским данным, это произошло в точке с координатами 43°51,5' с.ш./ 28°45' в.д. Весь экипаж советской подводной лодки в количестве 45 человек погиб. 

     А первый боевой выход на советскую морскую коммуникацию Севастополь – Одесса катера «Viforul», «Vijelia» и «Viskolul» произвели 12 августа. Всего с целью нарушения судоходства русских они с августа по октябрь совершили шесть парных выходов в Одесский залив и даже произвели одну торпедную атаку. Произошло это в ночь с 18 на 19 сентября в 9 милях юго-восточнее Одессы. По одним данным был атакован один дозорный корабль, по другим – два эсминца с двумя дымовыми трубами. Сначала в 23 часа 22 минуты и в 23 часа 23 минуты торпеды выпустил «Viskolul», а затем в 23 часа 26 минут – «Vijelia». Из выпущенных торпед три прошли мимо, а четвертая попала в цель, но… не взорвалась! По некоторым данным, атаке подвергся санитарный транспорт «Антон Чехов» (2.625 брт), однако, к счастью, торпеда лишь задела за киль и прошла под судном.

     Несколько позже, после одновременной гибели на минах 9 ноября южнее Одессы катеров «Viforul» (командир - лейтенант М. Метц) и «Vijelia» (командир - лейтенант А. Корнетеану), румынское командование решило больше не рисковать оставшимся единственным торпедным катером «Viskolul». Поэтому, действия румынских катерников на морских коммуникациях большевиков на этом и закончились.

     Продолжение следует…