Прощание

Александр Ерошкин
Сегодня 16 июля 2018 года, день рождения Аиды. Ей было бы 69 лет. Совсем немного. Её нет уже полтора года.

Начиная с апреля 2016 года я выпил 40 или 50 граммов кагора в день рождения Аиды 16 июля. В новогоднюю ночь я не выпил ни капли. Трезвая жизнь – это мои идейные убеждения. С 1966 года это был первый новый год без спиртного. Сергей что-то наливал себе, я не мешал ему. Ночь он провёл рядом с матерью, мне казалось, что они о чём-то беседовали.

Утро нового года для меня прошло без особенностей, всё как всегда: одевание Аиды, умывание, завтрак.

А днём пришла племянница с мужем, был праздничный обед. Он был прерван резким ухудшением состояния Аиды. Я выполнил то, что было предписано паллиативной службой. Аида уснула. Мы ещё посидели за общим столом, но настроение было не то. Это был последний обед с Аидой. После – только умирание.

Сергей задержался на неделю. Одиннадцать дней Аида провела в больнице, там планировали поместить её в паллиативное отделение, но не было мест, и мы взяли её домой. Она ни на что не реагировала во время пути. Везли её 12 января в больничном одеянии, под больничной простынёй.  Привезли, положили на кровать.

В какой-то момент она открыла глаза и внимательно осмотрела всё вокруг. И вдруг заулыбалась. Она поняла, что находится дома. Поняла и успокоилась.

Улыбку на её лице я увидел ещё раз в тот же день, когда вернулся из магазина, а физиотерапевт Геннадий делал ей люфт-дренаж. Я сказал что-то о том, что они времени зря не теряют. Геннадий ответил, что да, не теряют. И Аида несколько раз с улыбкой сказала главную фразу последнего времени: «Да, да, да!» И улыбалась. Это была последняя её улыбка. Потом она только спала.

18 января Сергей улетел в Челябинск. Я не помню, было ли в это утро солнышко, но во все последующие дни утром было солнце.  Солнечно было 19 января, 20, 21 и 22. Между девятью и десятью часами солнце врывалось в комнату, где находилась Аида, его лучи освещали стенку, часть книжной полки, подушку и голову на подушке. Это продолжалось длительное время. Я смотрел за реакцией Аиды. Она спала. Даже когда открывала глаза, чувств  в них не было никаких. Солнце освещает  её лицо, а она не реагирует. Никак не отвечает на солнечные ласки.

22 января 2017 года ровно в 12 часов Аида покинула этот мир.

А несколько последующих дней были пасмурными и временами дождливыми. Поистине, природа оплакивала её уход. А может, действительно так и было. Мы же не знаем, как устроен наш мир и что нас ждёт за его пределами. Я присматривался, прислушивался, принюхивался. Ничего необычного. Когда она прекратила дышать, я почувствовал это в то же мгновение. Вошёл в комнату. Её рот был открыт. Я закрыл его и чуть придержал. Пощупал пульс на шее. Потом на руке. Пульса не было.
 
Жизнь окончилась. А мы путём и не жили.