Диалог о Конфуции

Владимир Владимирович Залесский
Диалог о Конфуции


Читатель и Читательница шли по городской улице.

Читательница обратила внимание на беспокойное поведение Читателя. Он периодически оглядывался. В его настроении ощущалась нервозность.

- Что-то ты сегодня какой-то необычный, - высказалась Читательница. – Отчего это?

- Т-с-с… - отрегировал Читатель и снова оглянулся. Увидев, что за спиной никого нет, он, наконец, объяснил свое поведение:

- Я тут читаю одну книгу… Ну, ты знаешь… Прочел вот один фрагмент, и забеспокоился… Ну, ты понимаешь… Сейчас ведь… Ну, чего объяснять…

- Никак не пойму, о чем ты говоришь? – отреагировала Читательница.

Читатель завел ее за угол дома и шопотом прочел отрывок:

- «…Для Сунь Ятсена и Чан Кайши исходными понятиями, на которых строились все их теоретические построения и действия в политике, были взаимосвязанные понятия «государства» и «нации» («народа»). В китайском языке имеется корнеслог «минь», который охватывает понятия «народ» и «нация»; иначе говоря, при этом речь идет о всех людях, принадлежащих к данной нации, нации ханьцев, без различения их по социальным признакам, без разделения их на враждебные друг другу классы. В представлении Чан Кайши понятия нации, народа, государства были неразделимы. Он — националист, государственник, то есть сторонник государства национального, государства республиканского.»

- Ну и что? – не поняла Читаельница.

- Ты что, не понимаешь?  – пристально глядя в глаза Читательнице, повторил Читатель.

До Читательницы стало «доходить». Она вздрогнула.

Читатель продолжал шепотом читать:

- «Сунь Ятсен полагал, что, прежде всего, нацию надо объединить общей идеей патриотизма, борьбы за выживание не только каждого человека в отдельности, но и выживания нации в целом, ибо над ней нависла угроза исчезновения, вырождения. (…) На практике это означало необходимость объединения всего Китая под властью одного центрального правительства. При этом речь шла о единой стране, об унитарном государстве, об объединении в одну китайскую нацию, нацию чжунхуа, представителей всех народностей, проживающих на территории Китая, а также о единстве территории Китая, о недопустимости выделения из него какой-либо его составной части или территории, не говоря уже о какой-либо национальности. Единство нации и единство территории — вот два краеугольных камня представлений Сунь Ятсена и Чан Кайши о китайской нации и китайском государстве. При этом Сунь Ятсен и Чан Кайши стремились осуществить такую цель, как создание современного, процветающего, мощного, единого, демократического государства, добившись предварительно или одновременно того, чтобы нация чжунхуа была свободной и равноправной среди наций мира.»

- Да-а-а, - настороженно проговорила Читательница. На всякий случай она тоже оглянулась:

- Но ведь это все теории. За что не возьмись, болтают одно, а делают – совсем другое.

- Ну как теории, как демагогия? - забеспокоился Читатель. – Вот я с книгами о Китае стал знакомиться…

- Что ты мог прочитать? – насмешливо посмотрела на Читателя Читательница.

- Например, я прочитал о последнем китайском императоре Пу И. Он родился в 1906 году. После свержения монархии в 1911 году для него начались сложные времена.

- Расстреляли вместе с семьей? Сбросили в шахту?

- С японцами сотрудничал.

В Википедии вот что написано: «19 августа 1945 года в Мукдене взят в плен авиадесантом под командованием особоуполномоченного Забайкальского фронта и Советского правительства в Мукдене генерал-майора Александра Дорофеевича Притулы... После пленения император содержался в лагере для военнопленных под Хабаровском. Был свидетелем обвинения на Токийском процессе в августе 1946 года и давал показания в течение 8 дней.

В 1949 году с установлением в Китае власти коммунистов Пу И написал письмо председателю Совета министров СССР И. В. Сталину с просьбой не передавать его китайским властям. Он также писал, что знакомство с трудами Маркса и Ленина в тюремной библиотеке произвело на него глубокое впечатление и изменило его мировоззрение. Пу И был возвращён в Китай в 1950 году.

В Китае он был направлен в Фушуньскую тюрьму для военных преступников в городе Фушунь провинции Ляонин, и освобожден как «перевоспитавшийся» в 1959 году по особому разрешению Мао Цзэдуна. ».

- В СССР не удалось остаться… Расстреляли? Сбросили?..

- C 1959 года он поселился вновь в Пекине, где работал в ботаническом саду, а затем архивариусом в национальной библиотеке. С 1964 года был членом политико-консультативного совета КНР.

Вот что написанов в книге В.Н. Усова «Последний император Китая»:

«10 июня 1961 года Чжоу Эньлай [Премьер] в Госсовете устроил прием, на который пригласил Пу И и его ближайших родственников. На приеме, который длился около пяти часов, были также приехавшая из Японии жена Пу Цзе и ее младшая дочь Ху Шэн, их сопровождали мать Сага Хисако и младшая сестра жены Митида Котоко. (…) Чжоу Эньлай выступая перед собравшимися, отметил, что среди присутствующих имеется бывшие император и придворная аристократия, сейчас они все живут на равных правах, как и мы. Пу И в Пекинском ботаническом саду изучает тропические растения, а также добровольно участвует в труде. Его брат Пу Цзе изучает садоводство в парке Цзиншань. Их третья сестра – член районного комитета НПКСК Дунчэн, пятая сестра совершенно самостоятельно выучилась на бухгалтера, шестая сестра хороший каллиграф и художник, седьмая – герой труда, отличный преподаватель начальной школы. Кто скажет вам сейчас, когда вы идете по улице – что это бывшие император, аристократия, бюрократы.»

- Как-то непонятно…

- “Осенью 1961 г. бывшего императора в свой резиденции в Чжуннаньхае лично принял председатель Мао Цзэдун, они вместе пообедали и сфотографировались. Пу И был хорошо знаком этот бывший императорский комплекс.”

Читательница, видимо, не знала, что сказать.

И они с Читателем молча пошли дальше по улице.


16 июля 2018 г. 07:12