Тайная Доктрина. Треугольник Пифагора

Лариса Болотова
      Из Тайной Доктрины:

«С самого начала эонов – во времени и пространстве, в нашем Круге и Планете – тайны Природы (во всяком случае, те, которые законно знать нашим Расам) были запечатлены в геометрических фигурах и символах  учениками тех же самых, ныне невидимых, «Небесных Мужей». Ключи к ним переходили от одного поколения «Мудрых Мужей»  к другому. Некоторые из символов, таким образом, перешли от Востока к Западу, принесённые с Востока Пифагором, который не был изобретателем своего знаменитого «Треугольника». Последняя  фигура, вместе с квадратом и кругом, является более красноречивым и научным описанием порядка эволюции Вселенной, духовной и психической, так же, как и физической, нежели тома Космогоний и откровений «Генезисов». Десять точек, вписанных внутри «треугольника Пифагора», стоят всех теогоний и ангелогоний, когда-либо  исшедших из теологического мозга. Ибо тот, кто истолкует эти семнадцать точек (семь сокрытых математических точек) – так, как они есть, и в данном порядке, найдёт  в них непрерывную серию генеалогии от первого Небестного человека до земного. И так же, как они дают порядок Существ, они открывают и порядок, в котором эволюционировали Космос, наша Земля и изначальные Элементы, породившие её. Так как Земля была зачата в невидимых «Глубинах» и в Утробе той же «Матери», как и её спутники-планеты – то тот, кто овладеет тайнами нашей Земли, овладеет тайнами всех других планет».

       Что необходимо понять, прежде всего?

«Философия, однако, никогда не смогла бы оформить своё понятие логического, всемирного и абсолютного Божества, если бы она не имела Математической Точки внутри Круга, на который базировала свои рассуждения. Лишь эта проявленная точка, утерянная для наших чувств после её прегенетического появления в бесконечности и непостежимости Круга, делает возможным примирение между философией и теологией – при условии, что последняя оставит свои грубоматериалистические догмы.

Так же  «Иерограмма внутри Круга или Равнобедренный Треугольник» никогда не означал «иллюстрацию единства божественного Естества; ибо это было символизировано планом бесконечного Круга. В действительности же это означало троичную, соравную Природу первой дифференцированной Субстанции или единосущность (проявленных) Духа, Материи и Вселенной – их «Сына» - который происходит от Точки, истинного Эзотерического Логоса или Монады Пифагора. Ибо Монас по-гречески в его первоначальном смысле означает Единство. Те, кто не может уловить разницу между Монадою – Универсальной Единицею – и Монадами, или проявленным Единством, так как и между Логосом вечно-сокрытым и Логосом проявленным, или Словом, никогда не должен вдаваться в философию, не говоря уже об Эзотерических Учениях».

       Любое слово – это, прежде всего, звуковые колебания. Проявленный Логос – это определённые колебания. Во времени они дают волну, возникает пространство Вселенной.

«Эзотерическая Космология … нераздельно связана как с философией, так и с современной наукою. Боги и Монады древних – от Пифагора до Лейбница – и Атомы настоящих материалистических школ (в том виде, как они заимствованы ими из теории древних греческих атомистов) являются лишь составной величиной, или величиной, развивающейся подобно человеческому строению, которое начинается с тела и кончается Духом. В Оккультной Науке они могут быть изучаемы отдельно, но  они никогда не будут поняты, если не будут рассматриваться в их взаимных соотношениях на протяжении их жизненного цикла и как Общемировое Единство во время Пралай (состояния между жизненными циклами).
Наши Боги и Монады не есть Элементы самой пространственности, но лишь те, принадлежащие к невидимой Реальности, которая есть основа Проявленного Космоса.

Круг и Точка – последняя отступает в первый и сливается с ним после появления первых трёх Точек и объединения их тремя линиями, образовав, таким образом, первое нуменальное основание Второго Треугольника в Проявленном Мире – всегда являлись непреодолимым препятствием для теологических полётов в догматической эмпиреи. На основании авторитета этого архаического символа, личный Бог, Создатель и Отец всего, становиться третьестепенный эманацией; Сефира является четвёртой в нисходящем порядке и помещается по левую сторону от Эйн-Софа в кабалистическом Древе Жизни. Потому Монада разжалована в Носителя – до степени «Трона»!!!

Монада – эманация и отражение лишь Точки или Логоса в проявленном Мире – как вершина проявленного равнобедренного Треугольника, становиться «Отцом». Левая сторона или линия есть Диада, «Матерь», рассматриваемая как зло, или противодействующий принцип; правая сторона во всех Космогониях являет «Сына», «Мужа своей Матери», будучи единым с вершиною; линия основания есть мировой план производящий Природу и объединяет на феноменальном плане Отца –Матерь-Сына, так же как они были объедены в вершине в сверхчувственном Мире. В силу мистической трансмутации они стали Четверицею – Треугольник стал Квадратом.
Это трансцендентальное применение геометрии к космической и божественной теогонии – Альфа и Омега мистического представления – было изуродовано после Пифагора Аристотелем.  Исключив Точку и Круг и не приняв в соображение Вершину, он умалил метафизическую ценность идеи и таким образом ограничил величественную доктрину простой Троичностью – линией, поверхностью и телом. Его современные наследники, играющие в идеализм, истолковывают эти три геометрические фигуры, как Пространство, Силу и Материю – «потенциальности взаимодействующего Единства». Материалистическая наука, воспринимая лишь линию основания проявленного Треугольника – план Материи – толкует это практически, как  (Отец) – Материя, (Матерь) – материя, (сын) – Материя и теоретически, как Материя, Сила и Корреляция.

Но для обыкновенного физика, как замечает один из каббалистов: «Пространство, и Сила, и Материя имеют то же значение, что и алгебраические знаки для математика; они просто условные символы или, что Сила, как Сила, и Материя, как Материя, так же абсолютно неизвестны, как и предполагаемое пустое пространство, в котором они взаимодействуют»

     Треугольник Пифагора «состоит из десяти Точек, вписанных наподобие пирамиды (от одной до четырёх) внутри его трёх сторон, и символизирует Вселенную в знаменитой  Декаде Пифагора. Верхняя точка есть Монада и изображает Точку-Единицу, являющую Единство, от куда всё происходит. Всё единосущно с нею. Тогда как десять точек внутри равнобедренного Треугольника изображают феноменальный мир, три стороны, заключающие пирамиду точек, являются пределами нуменальной Материи, или Субстанции, отделяющими её от мира Мысли».

«Пифагор рассматривал точку, как пропорционально соответствующую единице; линию – 2; поверхность - 3; тело – 4; и он определял точку как монаду, имеющую положение, и как начало всех вещей. Предполагалось, что линия соответствовала двоичности, ибо она была произведена первым движением от неделимой природы и образовала соединение двух точек. Поверхность, сравнивалась с числом 3, потому что она первая из всех причин, находимых в фигурах, ибо круг, являющийся основою всех круглых фигур, вмещает триаду, состоящую из центра – пространства – окружности. Но треугольник, первый из всех прямолинейных фигур, включается в четырехугольник и получает свою форму согласно этому числу; он рассматривался пифагорейцами как создатель всех подлунных вещей. Четыре точки у основания Треугольника Пифагора соответствуют телу или кубу, который содержит в себе принципы длины, широты и толщены, ибо ни одно тело не может иметь менее, нежели четыре предельные, ограничивающие его точки».

Как эмблема, приложимая к объективной идеи, простой треугольник стал телом. Повторённый из камня, обращённый на четыре стороны Света, он принял форму пирамиды – символ слияния феноменального мира с Нуменальной Вселенной Мысли у вершины четырёх треугольников; и, как «воображаемая фигура, построенная из трёх математических линий», он символизирует субъективные сферы – эти линии «заключают математическое пространство, - что равно тому, что ничто, заключает ничто». И это только потому, что для чувств и необученного сознания профана и учёного все находящиеся за пределами линии дифференцированной Материи – то есть вне и по ту сторону области даже самой Духовной Субстанции – навсегда должно остаться равным этому ничто. Это есть Эйн-Соф.

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.