Еще раз о пенсионной реформе

Сергей Столбун
Еще раз о пенсионной реформе.


………………….

«Край небоскрёбов и роскошных вилл.
Из окон бьёт
Слепящий свет…
О, если б мне хоть раз набраться сил,
Вы б дали мне
За всё ответ!

Вы вечно молитесь своим богам,
И ваши боги всё прощают вам…»

……………………..

Анекдот 60-х годов:

Решили американские шпионы спровоцировать в СССР антисоветское восстание. Оделись в форму советских и партийных руководителей и пришли на завод. Собрали собрание, и говорят: «Мы тут с товарищами посовещались, и решили, что с завтрашнего дня вы будете работать без зарплаты».
Люди поворчали и разошлись.
Американцы удивились, и говорят: «С завтрашнего дня вы будете работать без зарплаты, в три  смены и без выходных».
Люди поворчали и разошлись.
Тогда американцы думают: «Ну, сейчас мы вам устроим…», и говорят: «Мы тут с товарищами посовещались, подумали, и решили перевешать все мужское население».
Народ молчит.
Вдруг один старик руку тянет.
Американцы думают: «Ну, вот, начинается, наконец».
 - «Что у вас, товарищ?»
-  «У меня один вопрос: веревки с собой приносить?»

………………….

Сначала посмотрим, кто против повышения возраста выхода на пенсию не будет возражать.

Это, прежде всего, богатые люди.
У них большие личные сбережения, отложенные «на старость», по сравнению с которыми размер пенсий исчезающе мал. Будут пенсии, не будут – им, по сути, наплевать.

Потом, это госчиновники. Меньше платить пенсии – меньше государственные расходы, проще заткнуть дырки в бюджете, да и вообще забот поменьше.

Буржуи, предприниматели. Этим повышение пенсионного возраста выгодно по двум причинам. Во-первых, растет предложение на рынке труда, что сбивает цену рабочей силы. Во-вторых, человек предпенсионного возраста понимает, что неконкурентоспособен, и в случае увольнения ему будет очень трудно найти новую работу, и потому полностью зависим от начальника. При любом произволе хозяина или начальства протестовать не будет. А то и в глаза начальнику начнет по-собачьи заглядывать: только не увольняй до пенсии…

Околовластные политические структуры и официоз. Эти будут защищать повышение пенсионного возраста, потому что это их профессиональная обязанность. Что мы сейчас и наблюдаем: по телевизору специально подобранные пенсионеры со слезами на глазах благодарят государство за то, что  «дали возможность еще поработать».

Силовые и полицейские структуры. Их пенсионная реформа ПОКА не коснется (на первых порах, но они об этом не думают, так как заглянуть вдаль неспособны). Власть понимает, что делает: должен же кто-то разгонять протесты недовольных…

Международный капитал. Ну это особый разговор.
Россия – лакомый кусок для мирового капитала, но вот беда: слишком большие расходы, связанные с большими пространствами и суровыми климатическими условиями. Это может быть компенсировано низкой, по сравнению с другими странами, ценой рабочей силы, но за годы Советской власти советские люди привыкли жить, хоть и беднее, чем на Западе, но все же слишком хорошо, чтобы соглашаться работать по 16 часов в день за миску похлебки. Вот бы  удалось их до такого состояния довести…

Пенсионеры, не имеющие детей. Их повышение пенсионного возраста не коснется, а близких родственников, которые от этого пострадают, нет. Им невдомек, что до них тоже доберутся: нынешняя пенсионная реформа – это только один из этапов наступления властей и буржуев на социальные права трудящихся, и отнюдь не последний.

Определенная категория людей, поддерживающая всегда и во всем существующую НА ДАННЫЙ МОМЕНТ власть, и готовая одобрить  даже те ее  действия, которые несут вред лично им.

Какие доводы мы слышим в пользу повышения пенсионного возраста от государственных пропагандонов?

Первый. «Пенсионеров стало слишком много, на пенсии для всех средств не хватает».

Экономией средств можно объяснить что угодно. Но в современной России, где более половины средств, выделяемых на государственные проекты, разворовывается, не доходя до цели, и где правящая и финансовая элита позволяет себе яхты размером с авианосец, доводы типа «не хватает средств» не убеждают. Пресеките воровство в государственных масштабах и прекратите вкладывать деньги в амбициозные, но бесполезные проекты вроде строительства парков развлечений и торгово-развлекательных комплексов -  и денег будет хватать и на медицину, и на «социалку», и на оборонку, и на науку.

И потом, повышение возраста выхода на пенсию без государственной политики создания новых рабочих мест приведет к массовой нищете, бездомности, пауперизации огромных масс населения. Как следствие – возрастет преступность, придется усиливать полицейский и карательный аппарат, и на это уйдут все средства, вырученные за счет сокращения пенсионных выплат. То есть, экономии, ради которой вся пенсионная реформа затевалась, как раз и не получится.

Второй. «Вырученные от повышения пенсионного возраста средства пойдут на повышение пенсий оставшимся пенсионерам».

Возраст выхода не пенсию поднимают для того, чтобы сократить расходы на пенсии и использовать высвободившиеся средства для латания дыр в бюджете (не удивлюсь, если узнаю, что их банально разворуют). На повышение пенсий оставшимся пенсионерам уйдет только очень небольшая часть вырученных средств, которые к тому же будут съедены инфляцией.

И ещё. Сейчас работающие после 55-60 лет пенсионеры получают одновременно и пенсию, и зарплату. А после пенсионной реформы до 63-65 лет – только одну зарплату…

Третий. «Пусть старики работают подольше, это полезно и для экономики, и для их собственного морального и физического состояния».

Ну, здесь доля истины, конечно, есть. Работа – неотъемлемая часть нормального образа жизни. Это – и самореализация, и общение в коллективе. Любому человеку, чтоб не съехать с крыши, надо каждый день вставать, куда-то идти и что-то делать. Вспомните анекдот 90-х годов о «новых русских», которые, купив предприятие, стали взимать деньги с сотрудников за проход на работу.

Во многом поэтому, а не только для того, чтобы получать одновременно и пенсию, и зарплату, люди пенсионного возраста сейчас стараются работать до последнего.

Но приходится уходить. По разным причинам: по здоровью, по сокращению штатов, ввиду закрытия предприятия, из-за конфликта с сотрудниками или с начальством. Но часто из-за того, что начинаешь чувствовать себя профессионально несостоятельным. Не выдерживаешь высокого, постоянно повышающегося темпа работы, начинает тошнить от обилия бюрократических тонкостей, не позволяющих сосредоточиться на основной работе, но главное – становишься неконкурентоспособным по сравнению с молодыми.

Вот, Медведев говорит: «Откроем курсы переобучения, запретим увольнять стариков». Допустим, это не пустые слова. Но, во-первых, что это даст? Меня обучили работать на современном хроматографе и на ААСе (атомно-абсорбционный спектрометр). Ну, и что? Зрение у меня как у Фанни Каплан, суставы болят, моторика замедленная. Пока я один анализ сделаю, молодой сотрудник сделает  10. У него и голова свежая, и руки послушные, он все  налету схватывает. Недаром во многих лабораториях сейчас старше 29 лет вообще никого не берут.


Во-вторых, а куда тогда молодым деваться? Что-то я не слышал, чтобы у нас одновременно с пенсионной реформой создавались миллионы новых рабочих мест. Значит – рост безработицы среди молодежи. Со всеми вытекающими отсюда известными социальными последствиями: преступность, наркомания, психические заболевания, распад семей…

И потом, запрет увольнять по старости, если он будет, начнут обходить. Будут увольнять не за возраст, а по сокращению штатов, из-за профессиональной несостоятельности (старики медлительнее и хуже обучаемы, чем молодые; бывают, конечно, исключения, их и будут тыкать нам в нос, но общую тенденцию это не отменяет), наконец, могут просто заставить написать «по собственному». Ну, вы знаете, как это делается.

Пенсионная реформа повысит зависимость работающих стариков от начальства. Если сейчас 58-летний человек может в случае несогласия с начальником послать его на х.. и уволиться: («Мне до пенсии всего два года осталось, как-нибудь протяну»), то теперь этот номер не пройдет.

Четвертый. «У нас ничтожно малая безработица, всего 1,5% от населения, так что если в результате пенсионной реформы число безработных немного возрастет – не страшно».

Начну с того, что называемая официально цифра безработицы не имеет к реальному числу безработных вообще никакого отношения. Эта цифра показывает только то, насколько реально представить в установленные сроки полный пакет документов, необходимых для регистрации на бирже труда. Столкнувшись с этой системой хоть раз, многие потом вообще не обращаются в центр занятости ни при каких обстоятельствах. Поэтому реальное число безработных у нас может быть в разы выше, чем указывается в официальных отчетах. И после пенсионной реформы это реальное число возрастет на миллионы, если не на десятки миллионов. А официальная статистика будет по прежнему показывать, что все нормально.

И еще одна сторона вопроса. Многие из тех, кто долгое время не может найти работу, живут на пенсии своих престарелых родителей. Можно по-разному к этому относиться, но в реальности бывает, что пенсия по старости оказывается единственным средством к существованию для тех, кто не пьяница, не бездельник, не наркоман, а просто неудачник. Повышение пенсионного возраста лишит таких ВООБЩЕ всех средств к существованию. Если вы думаете, что они после этого станут «вертеться» лучше и приобретут себе нормальный социальный статут, то вы, в большинстве случаев, ошибаетесь. Тот, кто не смог добиться успеха раньше, не добьется его тем более теперь, когда всвязи с увеличением числа реально безработных, конкуренция за рабочие места обострится. Произойдет стремительная пауперизация населения, число бомжей и оборванцев увеличится в разы.

Пятый. «Пусть дети заботятся о престарелых родителях».

Повышение пенсионного возраста приведет к росту безработицы среди молодежи, она сама будет лишена средств к существованию и будет нуждаться в поддержке родителей, а её-то как раз не будет.

Шестой. «Во всем Мире пенсионный возраст выше, чем у нас, и во всем Мире его сейчас повышают».

Ну, во-первых, после завершения запланированной пенсионной реформы разница между средней продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию в России станет самой маленькой в Европе. Вышел на пенсию – и сразу в гроб.

Что касается роста продолжительности жизни, которым у нас тоже обосновывают увеличение пенсионного возраста, то эти цифры вызывают у меня большие сомнения. После отказа от социализма продолжительность жизни у нас снижалась непрерывно в течение 20 лет, и вдруг с 2010-го стала стремительно расти (причем на фоне кризиса и остановки экономического роста), и сейчас уже превысила показатели советского периода. С чего бы это? Я подозреваю тут какие-то махинации с методикой расчета, вроде того, что показано в моей статье «Кровавые цифры». Так что и этот аргумент в пользу повышения пенсионного возраста несостоятелен.

Но даже если так, после пенсионной реформы продолжительность жизни снова начнет падать, как это было после реформ Гайдара-Чубайса начала 90-х.

Вообще, похоже, через несколько лет пенсия станет чем-то вроде пособия по безработице: вроде бы где-то есть, но коснись тебя - и окажется, что ты-то как раз на нее и не имеешь права...

Я уже говорил, что повышение пенсионного возраста станет третьим (после гайдаро-чубайсовских реформ), и возможно, завершающим ударом по условиям выживания простых людей в России.

Первый смертельный удар был нанесен реформами Гайдара и Чубайса. Суть удара в том, что переход к рынку и приватизация предприятий привели к массовому закрытию предприятий: заводов, НИИ, колхозов. А работа и родное предприятие для советского человека было нечто большее, чем просто место зарабатывания денег. Как писал Александр Зиновьев, на Западе человек на работе работает, а советский человек на работе живёт. Во-первых, это был источник постоянного гарантированного, хоть и скромного, средства к существованию. Во-вторых, это гарантированный социальный статут и источник профессиональной и социальной самореализации. В-третьих, это форма организации быта (заводские детские сады и клубы при заводах) и общения людей (с коллегами по работе отношения были иногда ближе, чем с родственниками), и даже жилья (многие получали квартиры от предприятий). И  продовольственные «заказы» и заводской буфет помогали «совку» даже в годы крайнего дефицита не голодать.

Предприятия разогнали (и не важно, что в новых условиях они оказались «экономически несостоятельны», их социальная функция была даже важнее, чем само производство), и люди остались без средств к существованию и без почвы под ногами. 

Но оставалась еще семья, дом, где более удачливые члены семьи поддерживали менее удачливых. В этом контексте гарантированная пенсия имела важнейшее значение для выживания самых простых и неуспешных.

Но эта власть системно и неумолимо добивает людей, ввергая их в полную нищету, безнадегу и отчаяние. Пенсии отнимем. Надеешься кормиться с приусадебного участка или с дачи? Так мы цены на бензин поднимем, не наездишься. Решил переселиться туда навсегда и кормиться от земли? Так мы «закон о картошке» примем, и запретим тебе сажать на участке, или добывай «сертифицированные» сорта где хочешь, и плати за них бабки, которых у тебя нет (пенсию-то отняли!)

А почему пенсионный возраст во всем Мире повышают? Почему социальные гарантии (бесплатное образование и лечение, гарантированное жильё, 8-часовой рабочий день, гарантии от увольнения по произволу начальства, пенсии, отпуска, пособия по бедности и инвалидности), которые нам в 80-е годы, когда соблазняли западным образом жизни, ставили в пример (вот, смотрите – Запад, вот где настоящий социализм!) сегодня сворачивают во всем Мире, и в России в том числе? Почему протесты, как во Франции, или игнорируются, или разгоняются? Почему мнение простых людей никого не интересует? Почему в 70-е годы ХХ века, когда системы социальных гарантий сформировались в современном виде, средств на это хватало, а теперь «не хватает?»

Не потому что увеличилось количество стариков. А потому что по сравнению с серединой ХХ века ИЗМЕНИЛОСЬ СООТНОШЕНИЕ КЛАССОВЫХ СИЛ.

В ХХ веке было сильное мировое коммунистическое Движение, и был Советский Союз, и была еще свежа память о Великой Революции и Красном Терроре. И богатые и власть имущие всего Мира боялись восстания бедняков, которое могло быть, в соответствие с интернациональной коммунистической идеологией,  поддержано извне Советским Союзом. Над богатыми и властными всего Мира после Великой Октябрьской социалистической революции все 70 лет висел красный меч: не поделишься с бедными и слабыми – потеряешь, как в России, все, включая и собственную голову. И во многом благодаря этому возникла система социальной защиты, которая сейчас, когда СССР уничтожен, а коммунистическое Движение ослаблено, и буржуи всего Мира «потеряли страх», благополучно добивается.

На днях исполняется 100 лет расстрела царской семьи. Это было преступление, но я коммунист, сторонник Ленина и большевиков,  и считаю, что расстрел царской семьи объективно сыграл в Истории положительную роль.

Это был, вне зависимости от того, что думали об этом сами большевики, своего рода АКТ СОЦИАЛЬНОГО РЭКЕТА.

Царь и его ближайшие родственники (вне зависимости от того, была лично на них какая-либо вина, или нет) были частью мировой властной элиты. И убивая их, большевики этим самым  сказали всем властным и богатым на Земле, всем Ротшильдам-Рокфеллерам: «Если вы и дальше будете решать проблемы за счет усиления страданий и лишений и без того настрадавшихся бедняков и неудачников, то с вами и вашими близкими может случиться то же самое».

И мировая элита это на какое-то время поняла, иначе она не допустила бы создания систем социальных гарантий.

А теперь, когда СССР исчез, большевики объявлены злодеями, а коммунизм – «преступным бредом», они об этом уроке забыли, и снова стали наглеть. Значит, надо повторить.

Своей антисоциальной политикой нынешние власти России (и не только России) старательно воспитывают новых Лениных, Сталиных, Троцких, а также новых Гриневицких, Каляевых и Юровских.

Седьмой. «Они все бездари, пьяницы, наркоманы и бездельники, и вообще – отбросы общества, пусть ищут работу, а не могут – пусть подыхают и освобождают место для тех, кто может».

Я не буду повторяться, и просто отсылаю читателя к моей статье на «Прозе…» «О социальном дарвинизме». Статья была написана 10 лет назад, но актуальна сегодня, особенно в свете последних событий.

Добавлю только, что если человек стал хроническим безработным, это еще не значит, что он пьяница и бездельник. Безработным может в условиях капитализма стать любой, даже хороший и добросовестный профессионал. Потому что количество рабочих мест всегда меньше, чем предложений, и если ты даже хороший специалист, но есть кто-то, кто выполняет ту же работу быстрее, чем ты, возьмут его, а не тебя. А ты останешься дома, и будешь постепенно терять свои навыки, даже если подавишь депрессию и заставишь себя следить за специальной литературой. А, значит, будешь становиться все менее и менее конкурентоспособным.

Вот при Советской Власти было иначе. Там, если кто-то работает быстрее тебя, его ставили работать рядом с тобой, а тебя не увольняли: равняйся на него и учись. Потому что Система совершенно разумно рассуждала: лучше создать синекуру для неудачника и сохранить ему социальный статут, чем потом тратить деньги и лечить его в психушке или ловить его по подворотням, если он кого-нибудь ограбит.

Гуманность или не гуманность общества определяется тем, как в нём относятся к слабым и неуспешным. Потому что сильные и энергичные устроятся при любом режиме. А слабым и неловким общество ОБЯЗАНО обеспечить как минимум условия выживания, а как максимум – условия для саморазвития и самореализации, чтобы не чувствовали себя изгоями и не были для общества бесполезной обузой.

Если общество начинает решать свои проблемы за счет усиления страданий и без того настрадавшихся бедняков и неудачников, это общество негуманно, и я такое общество ненавижу.

Слава Ленину, слава большевикам, долой капитализм, да здравствует грядущая коммунистическая революция!

PS. Меня удивляет непоследовательность в рассуждениях тех антикоммунистов, которые возмущаются готовящейся пенсионной реформой, но при этом продолжают считать СССР и коммунизм абсолютным злом. 

Пенсионная система, при которой люди уходили на пенсию в 55-60 лет, была создана в государстве, где у власти находилась коммунистическая партия, считающая себя идейной наследницей Ленина и большевиков. Эта пенсионная система ликвидируется современной российской властью, официально объявившей Ленина «злодеем», а коммунизм «преступным бредом». Вы должны приветствовать это, раз уж вам по боку Советская Власть. А вы возмущаетесь: «Антинародная реформа»…

Конечно антинародная, но тогда кем были большевики, создавшие пенсионную систему с возрастом выхода на пенсию в 55-60 лет, которую нынешняя власть как раз уничтожает? Еще бОльшими злодеями? Как-то не вяжется.

Вот из-за обилия подобных внутренних противоречий и алогизмов ваши антикоммунистические доводы для меня не являются убедительными.