Святитель Афанасий Ковровский

Евгений Пажитнов
Просим откликнуться родственников. 89262371485@mail.ru
...............................................
Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова)
Владыка Афанасий оставил краткую рукопись — «Даты и этапы моей жизни». Сухой, но потрясающий перечень событий страдальческой жизни этого мягкого сердцем, но твердого духом и верного до смерти христианина говорит сам за себя. Но хотелось бы собрать и на нитку этого перечня нанизать то немногое, что сохранилось в памяти близких покойного Владыки и в его письмах. Господи, благослови!

Родитель Владыки Григорий Сахаров, суздальский уроженец, был человеком интеллигентным, как и вся его родня (Астровы, Челищевы в Москве, Соловьевы во Владимире!!!!!!!!!!!!!!), чиновником1. Он женился на склоне лет на простой крестьянке Матроне Андреевне из деревни Орехово Тульской губернии (!).
Супруги Сахаровы, живя в любви и согласии, оба отличались благочестием и преданностью св. Церкви, а вместе с тем и особой добротой и отзывчивостью к людям. Уже на склоне лет Владыка писал одной молоденькой духовной своей дочери (27/1-59 г.)2: «...когда христианские родители, исполняя завет Христа, помогают чужим, отнимая нечто у детей, все это отнятое сугубо возвратится детям. Утверждаю это, ибо знаю по собственному опыту. Я не помню своего отца, но все знавшие его, с кем мне приходилось встречаться, всегда отзывались о нем как о человеке очень добром, отзывчивом, готовом всякому помочь и добрым советом, и личной услугой, и материально. Запасных средств у него никогда не было. Когда родился я, мама говорила ему, что теперь надо быть поэкономнее. Но отец отвечал: "Теперь я помогаю людям, а когда у Сережи будет нужда, найдутся люди, которые ему помогут". И это точно сбылось. Мне приходилось бывать в очень тяжелых условиях, и всегда находились добрые люди, которые заботились обо мне, устраивали меня, помогали мне. Верю, что это только за добрые дела моего отца. Верю, будьте уверены и Вы, что добрые дела Вашей мамы принесут и для Вас многий плод...»

Нельзя не сказать, что Владыка Афанасий унаследовал такую же отзывчивость. Вступление его на святительскую кафедру пришлось на тяжелые годы, когда русским людям материально жилось очень нелегко, но и в эти трудные времена у него всегда <было> «застолье» — члены причта и другие близкие люди. Он куска не съедал один. Бывало, мать, жалея его, принесет ему в комнату яблочко или какой другой лакомый кусочек, желая подкормить сына, а он вынесет все к столу, где и раздаст всем поровну, хоть по крошечке.

И позднее, в ссылках и лагерях, получая посылки, Владыка постоянно делился с окружающими. Матушка его Матрона Андреевна только едва управится послать ему сапоги, а глядишь, он уже отдал их собрату, направленному в этап. Матрона Андреевна огорчится, а Господь ее тут же и утешит: кто-то позаботился — и Владыке послали новые сапоги, лучше прежних. Такая любвеобильность и щедрость невольно привлекали и привязывали к Владыке сердца окружающих, где бы он ни был, и увеличивали впоследствии число его «заботников». Даже уголовники в лагерях уважали его, и слух о нем как о «настоящем архиерее» распространялся за пределы того отделения лагеря, где он находился (Темни-ковские лагеря).

Когда Господь порадовал чету Сахаровых рождением сына, имя ему было выбрано несколько необычным образом. Отец написал на маленьких бумажках имена особенно чтимых им угодников Божиих (кажется, святителя Николая, преподобного Сергия и, если не ошибаюсь, владимирского чудотворца благоверного князя Александра Невского), а потом поднесли их крошке-сыну, с тем чтобы он сам выбрал себе имя. Новорожденный ухватился пальчиками за жребий с именем преподобного Сергия. Он на всю жизнь остался усердным чтителем этого великого молитвенника Русской земли (очень желал даже в монашестве сохранить его имя, но академское начальство в лице преосвященного] Феодора (Поздеевского)3, ректора, на это не согласилось и, так как постригаемый настаивал, временно отложило его постриг).

Недолго Григорию пришлось утешаться малюткой-сыном. Он скончался, едва Сереже исполнился год и семь месяцев. Умирая, он сказал жене: «Мотя, прошу тебя, воспитай мальчика хоть бедным, но честным!»

И Матрона Андреевна оказалась мудрой и строгой воспитательницей. Ее горячая любовь к единственному сыну не превратилась, как часто бывает у молодых вдов, в обожание и баловство, хотя она всю....
.......................
Желая направить сына на добрый путь, Матрона Андреевна стремилась дать ему духовное образование. Это было нелегкое дело, потому что в духовные училища принимались почти исключительно дети священнослужителей. Во Владимирское духовное училище Сережу устроить не удалось. Но Господь все же помог молодой вдове в добром ее намерении. Она жила на квартире у родственника своего мужа, служащего казенной палаты, Сергея Васильевича Соловьева. Он был старостой Спасской церкви во Владимире, а его брат, о. Иоанн Соловьев, в Иваново-Вознесенске был настоятелем собора и благочинным, заслуженным и влиятельным протоиереем. С его помощью удалось поместить Сережу в Шуйское духовное училище. На годы учения сына в Шую переехала и Матрона Андреевна.
.......................

 

.................................
Желая направить сына на добрый путь, Матрона Андреевна (мать) стремилась дать ему духовное образование. Это было нелегкое дело, потому что в духовные училища принимались почти исключительно дети священнослужителей. Во Владимирское духовное училище Сережу (в мон. Афанасий) устроить не удалось. Но Господь все же помог молодой вдове в добром ее намерении. Она жила на квартире у родственника своего мужа (Григ. Сахарова), служащего казенной палаты, Сергея Васильевича Соловьева. Он был старостой Спасской церкви во Владимире, а его брат (отец), о. Иоанн (Василий) Соловьев, в Иваново-Вознесенске был настоятелем собора и благочинным, заслуженным и влиятельным протоиереем (в городе, не имевшем архиерейской кафедры, влияние соборного настоятеля почти равнялось влиянию епископа). С его помощью удалось поместить Сережу в Шуйское духовное училище.

 

Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич) (1887-1962)
епископ Ковровский
1887, 2 июля. — Родился в селе Паревка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец – Григорий Петрович Сахаров (ум. 1889, 23 февраля), делопроизводитель гимназии. Мать – Матрона Андреевна Сахарова (ум. 1930), крестьянка.

 

…О. Иосиф написал, что в одной из посылок был чай от Ниночки, которая обещается побывать у Мар[ии] Ив[ановны] Солов[ьевой]
56 Соловьева Мария Ивановна — родственница по отцу еп. Афанасия.

 

Диакону Иосифу Потапову
4 марта 1943 г.
г. Ишим
…деньги, посланные Вами из Вологды, очевидно, возвратились к М[арии] И[вановне], -- она снова послала их мне 12/11, я получил их 10/23 [?]…Почему Вы называете Сашу Зуеву105 страждущей? Помогли ли вы Мар[ии] Ив[ановне] и Саше разобраться в их недоумениях?.. А М. И. Соловьева, по-видимому, еще жива, Ниночка собиралась у нее побывать. Жаль бедную Елисавету Ивановну. Ей теперь одной очень плохо. Мария же Ивановна успокоилась. Царство ей Небесное. Отпевали ли? Вашей Мар[ии] Ив[ановне] я пишу, за последнее время послал три письма в те же самые дни, когда и Вам. Ваш кум до сих пор работал понемногу на дому. Теперь хлопочут об устройстве мастерской, а его приглашают в мастера. Он дал согласие. Не слышали ли, где о. А. Владычин?

 

Нине Сергеевне Фиолетовой
3 января 1945 г.
Сибирские лагеря
Жива ли тетя Мария Ив(ановна] Соловьева?

 

Евгении Ивановне Войновой, Надежде Александровне Бединой, Нине Сергеевне Фиолетовой и другим лицам
20 марта 1946 г.
Сибирские лагеря
Из Соловьевых никого уже не осталось?.. Нет ли у Вас каких слухов о Гале и Вале Парковых? Где они?.. Где Чернышевы Женя и Коля138, Соловьев Алеша139? Жива ли его мама Екатер[ина] Ивановна?
139 Соловьев Алексей Иванович был посошником у Владыки Афанасия, впоследствии инженер-мелиоратор (сообщение Н. С. Фиолетовой).

 

Монахине Маргарите (Зуевой)
30 августа — 2 сентября 1952 г.
Дубравлаг
Сегодня и день рождения +Наташи Соловьевой. Вспоминаю, как когда я был в 5[-м] или 6[-м] классе семинарии, тетя Мария Ивановна отпустила Наташу со мной в Боголюбове. Едем мы на извозчике мимо Никольской церкви в то время, как там кончилась ранняя обедня и молебен и около паперти кропили лошадок святой водой. Вдруг и наш извозчик поворачивает обратно. Мы с Наташей сначала не могли понять, в чем дело. Извозчик потихоньку проехал около паперти, о. диакон покропил лошадку и извозчика, кажется, и нас, и мы поехали дальше. Наташа была моложе меня кажется на 3 или 4 года, а уже сколько лет, как ее нет в живых! Царство ей небесное.