От зависти к Чуковскому

Елена Шедогубова
Как же это важно: вовремя записать  что-то важное  на клочке бумаги, а потом еще этот клочок сохранить! А то  проходят годы и даже десятилетия. Милое дитя стремительно растет, уже говорит басом, служит в армии, приводит знакомиться некую барышню, а память время от времени услужливо подкидывает воспоминания, которые то  складываются в почти цельный пазл, то  рассыпаются.  Написал же  замечательную, очень серьезную исследовательскую работу «От двух до пяти»  Николай Корнейчуков, известный более как Корней Чуковский, прекрасный литературовед, переводчик  и выдающийся «детовед». Не претендуя на лавры классика, поделюсь своими  «вспоминалками», которые нашла в старой папке.
***
Детство отдельно взятого ребенка и детство человечества  в чем-то схожи, быть может? Кажется, у финикийцев в письменности по существу отсутствовали гласные буквы. Сын только начинает в четыре года осваивать  буквы  родного алфавита. На бочке-поливалке, на гараже, на  «опеле»  читаю меловые кривые печатные буквы:  БЧК, ГРЖ, МШН, ВЛСПД…
 - Почему у тебя букв не хватает?
- А что тебе непонятно?
Действительно,  что тут непонятного-то: вот бочка, вот гараж, машина и велосипед!
***
Пишет печатными кривулями поздравление бабушке. Написал, задумался. После каждого слова поставил жирную змееподобную запятую (видимо, слышал мои замечания ученикам).
- А это еще зачем?
- Тебе жалко? Пусть будут на всякий случай.
Запасливый растет, предусмотрительный…
***
Сибирская бабушка  прислала настоящий таежный мед. Сидит, орудует ложкой и радостно говорит:
-Спасибо, бабе Мане, царствие ей небесное.
-Так нельзя говорить, - пугаюсь я.
-Почему нельзя? Я вот  соседской бабе Тане за гостинцы всегда так говорю. А она так смеется, так радуется!
Еще бы ей не радоваться – он ей уже место в царствии небесном  забронировал. Устами младенца…
***
Болтая ногами, сидит на лавочке с соседской бабушкой (той самой бабой Таней) и рассуждает:
- Мама громко говорит, потому что в школе работает. Папа – потому что  на стройке работает. Бабушка – потому что глухая. Один я в этой семье нормальный.
Железная логика…
***
Рассматривает «Правила дорожного движения».
- Это знак «Осторожно – дети», это – «Осторожно – переход», а это - «Осторожно – кирпич».
Все верно, пиктограмма говорит сама за себя.
***
Я пишу планы уроков, он что-то сосредоточенно малюет и бормочет себе под нос. Учительницы внутри меня берет как всегда верх (ребенка надо ведь непрерывно  развивать!):
-Ты бы спел мне какую-нибудь песенку.
- Не могу, я занят, я думаю.
- Ты же просто рисуешь.
- А ты не слышишь, я говорю: «Так, так, так…».
Не мешайте человеку думать!
***
-Мама, почему у меня кроссовки порванные?
- Это у тебя надо спрашивать.
- Не могу я сам у себя спрашивать, сам себе отвечать и себя наказывать…
Да, все самому делать трудно. Надо и другому работу  оставить.
***
Купила ему разноцветные маркеры. Неосмотрительный поступок! Назавтра обнаружила, что вся постель изрисована. Обои он тоже не «обидел» невниманием. Сдираю наволочку, пододеяльник, простыню, запихиваю в стиральную машину  и бурчу:
- Додумался! Чтоб больше не смел рисовать на постели!
- А где же мне рисовать?- искренне огорчается он.
- Где-где… Вон у  тети Вали белье сохнет. К ней сходи, разрисуй.
Перехватила его  уже у соседских ворот с маркерами наперевес. Пошутила, называется…
***
В начальной школе  проходил  конкурс  рисунков о войне.  Пришел хмурый и расстроенный.  В углу  альбомного листа  крохотный человечек с ногами разной длины, в руке, похоже, пистолет, вокруг что-то взрывается (предположительно). Над всем этим крупно  надпись: Ура кричал рязанцев када бежал в отаку (орфография авторская).
-Это что такое?
-Рисунок на конкурс.
-А почему же не отдал?
Горестно кривит губы.
- Не взяли…
Вот  так талант второго Пикассо или Дали в зародыше и задушили.
***
Как же быстро вы растете, какими становитесь всезнающими, снисходительными и рассудительными. Когда к вам снова вернется  детское, непосредственное, открытое восприятие мира? Но ко мне оно вернется, обязательно вернется. И я (мечтаю!) обязательно провести свою «работу над ошибками» с внуками, не отговариваясь недостатком времени, занятостью, усталостью. И мы обязательно  перечитаем драгоценные сказки Чуковского, Андерсена, истории про Карлсона и Винни-Пуха, посмотрим  старые добрые мультфильмы (обязательно про воронежского котенка с улицы Лизюкова), про Маугли и щенка по имени Гав… И снова я окунусь в чудесный мир детства. Я мечтаю…