229 Страдания и муки 22 апреля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

229. Страдания и муки. 22 апреля 1973 года.

Сводка погоды: Балтийск. суббота 21 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 6.4°C тепла, средняя: плюс 11.1°C тепла, макс.: плюс 17.4°C тепла, 0.3 мм осадков. Воскресенье 22 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 6.4°C тепла, средняя: плюс 10.4°C тепла, макс.: плюс 15.6°C без осадков.

В субботу 21 апреля 1973 года мы принесли с собой из Балтийского моря хорошую погоду и резкое потепление. Днём на солнце уже было совершенно тепло и по весеннему приятно, хотя ветерок ещё холодил щёки. В субботу у всего экипажа БПК "Свирепый" был "банный день", а в воскресенье 22 апреля 1973 года мы отдыхали от вахт, тревог, тренировок, стрельб, дежурств и "морей" - насытились за время учений и похода до предела терпения. Если бы мы знали, что нам предстоит испытать и пережить во время первой БС (боевой службы), то не стали бы горделиво сокрушаться о выпавших нам испытаниях во время "сборпохода"...

После традиционных утренних и дневных приборок, после обеда и ужина ещё по нормам морского походного довольствия, мы немного расслабились, "размякли", ожили и оживились, с удовольствием посмотрели советский художественный фильм "Инспектор уголовного розыска" (1971). С удовольствием и со вниманием мы, молча и затаив дыхание, смотрели начальные кадры фильма киностудии имени Александра Довженко, на которых была показана обычная весенняя жизнь горожан - как они гуляют, торопятся по делам, переходят улицу; как едут по дорогам и улицам легковые машины, троллейбусы, "рафики", "пазики", "москвичи" и "волги"; как играется с голубями на улице маленький карапуз; как регулирует поток машин на перекрёстке милиционер-регулировщик. Всё это было настолько знакомо, но так далеко, особенно, нам, только что вернувшимися из морей...

Герой фильма за рулём "волги" с позывным "пятый" получает по радио приказ срочно прибыть на улицу Громадная, лихо разворачивается через две сплошные линии на проспекте и мчится на место убийства - это инспектор уголовного розыска майор Головко (актёр Юрий Соломин). Пока идут титры и имена создателей фильма, звучат интересные стихи, которые тут же "запали мне в душу". Кое какие слова этих стихов я запомнил, но не все (вот они)...

Люблю я надёжных и верных людей
С душою, открытою настежь,
Кто в жизни не ищет удобных путей,
Не верит в доступное счастье.
Кто с трудной судьбой не по книгам знаком,
Чьё сердце горит, как зарница.
Кто может из фляги последним глотком
В походе всегда поделиться.
Кто, первым шагая в жестоком огне,
Тропу для другого проложит,
Кто с собственной совестью наедине
Солгать и слукавить не может.
Кто быстро собраться в дорогу готов,
Не прячась от снега и града.
Кто знает, что в мире средь множества слов
Есть слово короткое «надо».
Во имя покоя Отчизны своей
Тревожною ночью не спящих.
Люблю я надёжных и верных людей,
Люблю я людей настоящих.

Текст песни «Люблю я надёжных и верных людей»: Музыка: В. Баснер. Слова: М. Матусовский.

Фильм начинался с беседы двух милицейских инспекторов по случаю ограбления сберкассы неопытными грабителями, которых кто-то спугнул, а в это время из колонии бежал опасный вор-рецидивист по кличке "Крот". Майор Головко увидел девушку, которая на обочине улицы просила её подвезти и остановился. Я обомлел... Это была Валя Архипова... Манекенщицы Зоя Ткачук (актриса Евгения Ветлова).

Фигура, коротенькое платье, стройные ножки, овал лица, профиль, носик, губки, огромные глаза и ресницы, бровки "вразлёт", волосы, причёска, а главное - манеры, голос, выражения лица, поведение, то, как она закурила, благодарно кивнула головой, ну, всё в этой девушке на экране было её - Вали Архиповой, моей первой школьной и пока единственной любви, моей Феи красоты и страсти... Пока они молча ехали в волге по ночному Киеву, я с остановившимся сердцем и дыханием смотрел на неё и впитывал в себя все "капельки" звуков и движений этих первых кадров фильма, а потом с нахлынувшим волнением слушал, как Зоя (Валя) разговаривает с майором Головко. Всё было точно так же, как в моём общении с моей Валей Архиповой...

Далее сюжет фильма разворачивался как настоящая преступная диверсионно-разведывательная операция: конспиративный подбор участников, выбор места (сберкассы), налёт, ограбление, случайная жертва (сержант милиции), ранен вор Крот. Преступники скрылись... Принять меры к задержанию... Угнан синий "москвич"... Искать преступников... Преступники везут раненого Крота и по их "законам" нужно от него избавиться: "Если не ты, то он тебя. Или третий их обоих, а добычу - себе...".

Фильм был интересный, захватывающий, преступников поймали, но вечером я записал в свой дневник главное:

22 апреля 1973 вс (воскресенье)
Получил письма. Мама чего-то недоговаривает. А от тебя, Валя Архипова, нет ничего. Смотрел фильм «Следователь уголовного розыска» - Зоя, вылитая ты (Валя)! Голос, походка, лицо, фигура, манеры – всё ты. Словно встретился с тобой! Вот уж действительно, где любовь, там страдание и мука.

Зоя в фильме была такая же импульсивная максималистка, как в жизни Валя Архипова. Она также, как Зоя, делала поспешные выводы, с ходу придумывала всякие обстоятельства, тут же верила им, как правде, вспыхивала эмоциями, страстями, чувствами и точно так же, как в фильме, почти мгновенно принимала моё спокойствие, рассудительность, молчание и логическую уверенность, которой ей так не хватало по жизни. Странный был сегодня день - как будто я бежал-бежал и вдруг - остановился... Я давно искал тебя, Валя, очень давно, ещё с детства...

Чтобы заглушить нахлынувшие чувства, я с яростью принялся за работу и ночью завершил оформление очередного стенда с большим красочным плакатом, правда, вышло несколько грубовато, гуашевые краски - это вам не акварель... А корабль жил своей послепоходовой жизнью: чистился, красился, мылся, загружался продовольствием, топливом, водой и ещё чем-то секретным. С понедельника опять начиналась военно-морская служба и гражданские страсти должны были уступить место военным страданиям и мукам флотской службы.

Я сам виноват в том, что всё усложнял в наших отношениях с Валей Архиповой, в том, что не поддавался её беззаботности и не соглашался с её жизненным кредо: "Пока я молода, я беру от жизни всё". Вот теперь она там, на воле, в Ереване, вместе с Зоей Коньковой работает после окончания техникума, живёт "на всю катушку", а я здесь - рисую политические пропагандистские плакаты по ночам в гордом одиночестве и любуюсь ликами членов Политбюро ЦК КПСС перед тем, как забыться в тяжком сне...

Чего-то мама не договаривает в последнем письме, что-то дома случилось... А что случится завтра со мной? Со всеми нами? "Что день грядущий нам готовит?"

Фотоиллюстрация: Кадр из советского художественного фильма "Инспектор уголовного розыска" (1971). Зоя Ткачук (актриса Евгения Ветлова) - вылитая Валя Архипова, моя первая школьная и настоящая любовь.