Интернат - 4-я часть

Лариса Проскурина
предыдущая часть http://www.proza.ru/2017/11/15/1538

Из цикла "Почти дневники..."

На третьем году пребывания в интернате, я уже считала себя старшеклассницей!   Младшую сестру Таню тоже определили в наш интернат и мама поручила мне опекать её. Однако, как выяснится чуть позже, сестре не нужна была моя опека...- бойкая, драчливая она умела постоять и за себя, и за меня!...
 
В том же году, к нам в класс были приняты новые ученики и в их числе, хулиганистый, задиристый  Сашка Тараскин.
Несмотря на маленький рост, он нравился некоторым девочкам, но старался привлечь к себе внимание тех, кто нравился ему.
Сашка ходил на руках между партами, доставал меня и мою подружку Люду Жукову так, что та, частенько, изо всех сил шлепала книжкой по его голове.   
Полная противоположность своей сестры - я не могла ударить никого, а тем более, "дать сдачи", и Тараскин, усвоив, что проделки в отношении меня сходят ему с рук,  не унимался...

Как то вечером, в классе, когда как обычно мы  готовились к урокам и   воспитательница ненадолго отлучилась, Тараскин вытворяя свои привычные "кульбиты" так разошелся, что просто так, очень больно ударил меня по спине.   
Немного поплакав от обиды и боли, жаловаться на Сашку вернувшейся воспитательнице я всё же не стала, помня, что мальчишек, за проступки, наказывали жестоко... - отводили в пустой класс, где два муаллима* избивали "хулиганов".
Всякий раз, после такой "воспитательной процедуры" мальчишки, на время, становились тихими и смирными, но вид избитых ребят вызывал сочувствие даже у тех, кому сильно доставалось от них.

О том, что Тараскин ударил меня, рассказали  моей сестре и утром следующего дня, придя в столовую  на завтрак, я вначале услышала крик сестры, а затем увидела, как она "пулей" несется туда, где находился в тот момент Тараскин.
Подбежав к Тараскину, что был на голову выше моей крошечной сестры - первоклашки, она, что было сил, принялась дубасить его, вопя при этом: "Еще раз ударишь мою сестру, убью!...".
Переживая что сестренке сейчас достанется от драчуна, я бросилась было к ней на помощь, но Сашка,  вдруг, заплакал и убежал.
Никогда больше Тараскин не приставал ко мне, а мою сестру стали побаиваться и уважать и позже, выбрали старостой класса, отчего она ходила гордая и важная.
 
Запомнился мне тот год еще и тем, что нас принимали в пионеры!
Первый прием части учащихся в третьих классах, был на торжественной  линейке!... - громко играл оркестр, присутствовали директор и завуч, все учителя и учащиеся интерната, а клятва: "Я пионер Советского союза, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь!...", звучала так, что кожа покрывалась пупырышками и на глаза, наворачивались слезы.
Последующие приемы были более скромными и проводились они в пионерской комнате.
В нашем классе было четыре приема, вот почему некоторые ученики на фото, без галстуков.

Меня, приняли не в числе первых, или вторых, а в числе - третьих.
Тогда, я и понятия не имела, что причиной всему было прошлое моей мамы - её происхождение.
Сильно переживая, а порой и плача от обиды, я недоумевала, - почему это при хорошей учебе и прилежном поведении, я все еще не пионерка?... И вот, наконец, в пионерской комнате  мне повязали галстук!
От переполнявшей меня радости, забыв про переживания я сбежала домой и сообщила радостную новость маме.

Реакция мамы сначала удивила, а затем и возмутила меня!...
Взглянув на пионерский галстук с выражением, от которого мне стало не по себе и тяжело вздохнув при этом, мама сказала:
- Если бы не всё это... - она кивнула головой на галстук, - ты, сейчас, была бы богатой девочкой и у тебя была бы своя прислуга!...
Сказать, что я впала в ступор от услышанного, - ничего не сказать!...
Тогда, по наивности и глупости, я наговорила своей матери всякой чепухи, чем была забита моя начитанная головка и в чём, на тот момент, я была абсолютно уверена.

Маме, в тот  день, пришлось услышать многое...  - эксплуататоры и экспроприаторы, - были первыми моими словами, коими я обозначила жизнь нашего рода и мама, прекратив поток "умных" глупостей, простым русским ругательством, вдруг горько заплакала.
Я запомнила тот день!
Много, много позже  я осознаю, - КАК обидела маму своими умозаключениями и об этом, я сожалею до сих пор...

Тот год, не забыть еще из за жутких ночей, когда по нескольку раз  просыпаешься от укусов вшей, "привезенных с собой" после летних каникул, некоторыми девочками, из дома.
Почти у всех девчонок в классе были косы, а так как кровати наши стояли сдвинутыми по две - насекомые легко переползали с одной подушки на другую.
Рядом с моей кроватью, стояла кровать девочки, которую звали Лида.
Она жила в совхозе, и ездить каждую неделю домой, на выходные, не могла.
Была Лида молчаливой и всегда, как будто, слегка напуганной... - такой  я запомнила её.
Перед сном, она рассказывала мне истории о своей матери... - мама её была одинокой, а комната, где жили Лида с мамой, - всего лишь одна.
По всей видимости, Лида многое повидала в свои девять лет и ей хотелось с кем ни будь поделиться, ну а вынужденным слушателем этой девочки, оказалась я.
Те "истории" были очень неприятными.
 
Помню, как по субботам, когда мы приходили домой, мама намывала наши с сестрой головенки дегтярным мылом, а затем,  смазывала волосы керосином, или серо-ртутной мазью.
Некоторое время мы с сестрой сидели и ждали, пока подействует "средство", после чего мама вычесывала наши косы­­­ частым гребешком, еще раз промывала их дегтярным мылом и только потом ополаскивала уксусом.
Времени на изгнание насекомых, уходило немало, - "процедуры" заканчивались поздно, однако спать, мы с сестрой ложились с ощущением чистоты и покоя в волосах.
Запах уксуса, смешанный с запахом дегтярного мыла, хлопочущая возле нас, мама!... - для меня, тогдашней, это и было великим счастьем! 
Наступал понедельник и мы снова шли в интернат, чтобы уже ночью "наловить" новую партию насекомых...

Этот факт моей биографии, также повлиял на наши с детьми отношения.
Помню, как учась в третьем классе, моя дочь Наташа придя со школы рассказала, что у них учится девочка из многодетной семьи, у которой нашли вшей.
Дочь сказала, что весь класс и она, в том числе, не общаются теперь с этой девочкой, а я тогда подумала: "...что же чувствовала сама девочка, когда в присутствии  ребят из  класса, у неё были обнаружены вши?...".

Мы с дочерью долго говорили в тот день... - я рассказала ей про "свой" интернат и попыталась донести до ребенка, что унижение в присутствии сверстников - это жуткая травма, что живет в человеке очень долго. Вот почему нельзя участвовать в подобных действиях, а если ситуация возникла - не судить строго, а попытаться понять, что же явилось причиной?...


 

На фото наш третий класс - я, вторая справа от учительницы а "рожки" мне ставит Соколов. Странно, но Тараскина на этом фото, нет.
* Муаллим - учитель.

Продолжение http://proza.ru/2020/05/04/2291.