Ч. 180 Об этом в учебниках не писали

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/07/15/1051

Если в первую зиму союзники, особенно англичане, страдали, как и русские, то вторую зиму союзные войска встретили прекрасно экипированными и с налаженным снабжением. Но это больше относилось к англичанам, у французов проблемы с логистикой стали возникать как раз, наоборот, к концу войны.

Чтобы развлечь солдат и офицеров устраивали конные скачки, спортивные соревнования, построили деревянное здание для театра, в котором ставили спектакли. Быт солдат намного улучшился, теперь все они жили в деревянных домиках, а не в палатках.

Наступил 1856 год. В феврале безоружные французы и англичане пришли в русский лагерь уже не как враги, а как гости. Выяснилось, что те и другие «по-видимому, народ добрый, угостительный, в долгу оставаться не любят», - написал в письме один из офицеров.

Морские офицеры охотно посещали французский городок в Камышовой бухте: две ровные улицы, аккуратные деревянные домики, множество лавок, рестораны,  театр и офицерский клуб.

Русских привлекала дешевизна товаров, поэтому французские буксирные пароходики, которые сновали между Севастополем и Камышовой бухтой, были всегда набиты людьми.
Оказалось, что и для союзников русские не такие уж страшные, какими они казались, когда шли боевые действия.

Говорили о чём угодно, но только не о недавней войне. Для простого человека единственным результатом войны были несчастные вдовы, сироты, искалеченные люди. Зачем травить себе душу?

Но если англичанам, начавшим войну с таким же снабжением, как у русских, под воздействием прессы и парламента удалось решить все проблемы, то в российской армии всё осталось без изменений.

Как написал с иронией один армейский офицер: «Спасибо, Россия нас не забывала. Присылали деньги, образки, крестики, рубашки, сапоги, башмаки, полушубки и проч. Но по бездорожью и по неурядице вещи приходили гнилыми, годные для лета приходили зимой, и наоборот».

Наглость военных чиновников не имела предела. Мало того, что из военных транспортов бесследно исчезали хорошие вещи и продукты, чиновники умудрялись даже пожертвования от населения принимать только за взятку! Это уже, как говорится, высший пилотаж.

Их заморские собратья до такого додуматься не смогли.  На Северной стороне за Большим северным укреплением появился «Новый городок». Его начали строить ещё в конце обороны, когда на Южной стороне стал простреливаемым каждый квадратный метр земли.

Всё гражданское население собралось на другой стороне бухты. Маркитанты, базарные торговки, купцы строили сооружения в зависимости от своих возможностей и денег. Дощатые домики, шалаши, землянки, балаганы, палатки, построенные кое как и где попало, образовали две условные главные улицы.

В палатках организовали несколько трактиров, в которых постоянно бывали офицеры, не обошлось, конечно, и без представительниц древнейшей профессии. Матросы и солдаты пьянствовали «на природе», так было дешевле.

Появились сапожники, портные, всевозможные лавки, гробовых дел мастера, которых обеспечивали надёжной работой военные госпитали. Немало слонялось в толпе и каких-то тёмных личностей.

Чтобы поддерживать порядок в этом шумном вертепе, начальник гарнизона приказал организовать несение службы городской стражей и полицейскими. Беспробудное пьянство временно прекратилось только при посещении царём войск, расположившихся под Севастополем.

Меж тем командование союзников готовило войска к отправке на родину. Англичане и французы привели в порядок множество кладбищ, на которых покоились десятки тысяч солдат и офицеров союзных армий.

Союзники безвозмездно пере6дали в пользу населения, пострадавшего от войны, все деревянные бараки и домики, в которых во время осады размещались войска. Перед оставлением Балаклавы англичане разобрали железную дорогу. Рельсы и оборудование впоследствии продали туркам.
 
Чтобы пресечь мародёрство в Балаклаве сразу после ухода союзников, русское командование по просьбе главнокомандующего английскими войсками прислало тридцать казаков и пятьдесят солдат из числа греческих легионеров, чтобы взять под охрану оставляемые англичанами сооружения и дома.

Англичан, покидавших город, потряс вид прибывшего воинства, настолько оборванная и грязная одежда была у представителей русских войск. Вначале сыны Альбиона подумали, что над ними решили посмеяться, прислав каких-то оборванцев. Поразило англичан и плохое вооружение солдат.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/07/19/1867