Семейный сайт

Александр Щербаков 5
О том, что такое генеалогическое древо, я узнал лет в 12-13, когда проездом из родного поселка Херпучи на севере Хабаровского края ехал с родителями в Хабаровск. По пути наша семья остановилась у старшей сестры моего отца тети Сони в городе Николаевске-на-Амуре.  Они жили вместе с семьей единственной дочери Лидии. Её муж Лёня Залесский был про профессии математик, вначале работал в школе, а потом стал преподавателем в Николаевском педагогическом училище.  Был это очень умный,  оригинально мыслящий  человек, хорошо играл в шахматы.  Мой отец тоже был любитель шахмат, и поэтому Леня  с отцом часто играли в эту игру. Я уже привык видеть их за столом, передвигающими шахматные фигуры.  Но однажды пришел с улицы и увидел, что они ползают по полу на четвереньках по какому-то огромному листу бумаги, что-то там рассматривают и разговаривают друг с другом.  Меня это заинтересовало, и я присоединился к ним.  Когда спросил, что они делают, и услышал впервые это слово – генеалогическое древо.  Лёня показывал его моему отцу.

Оказывается, Лёня уже несколько лет расспрашивал родственников своей жены, которые в большом количестве жили в Николаевске-на-Амуре, кто кому приходится,  дяди, тети, кузены и кузины и т.д. Вначале все родственные связи рисовал на листах бумаги, но со временем на одном листе все уже не умещались.  И он нашел выход. Купил огромную географическую карту, которую каждый из нас видел на уроке географии  в школе на стене или её приносили в качестве учебного пособия.  И на обратной стороне карты стал рисовать это самое генеалогическое древо.  Я увидел разнообразные веточки,  кубики, в которые вписаны какие-то имена и фамилии, и это действительно напоминало крону дерева, а ствол уходил вниз, и там тоже были корни.  Но меня это не очень заинтересовало, поэтому я даже и не помню, столько родственников было в этом древе.

Но с возрастом заинтересовался,  откуда появились мои предки, где жили, сколько было у них детей и т.д. и т.п.  И когда в 2001 году я приезжал к Лёне и Лиде в гости, правда, уже не в Николаевск, а  в Лазовский район Приморского края, спросил у Лёни о судьбе его  карты с генеалогическим древом. Он сказал, что при переезде из Хабаровского края в Приморский карта затерялась. Я посетовал, и на том дело закончилось.  Но через 7 лет, когда я по ряду причин вышел на пенсию и перестал работать, мне надо было себя чем-то занять. И я решил заняться своей родословной.  К этому времени у меня установились связи по Интернету с моим кузинами, одна из которых была дочерью Лиды и Лёни.  Её родители к этому времени умерли, но она нашла в бумагах отца черновики записей для генеалогического древа, и переслала их мне. Вторая кузина стала интересоваться о родственных связях по другой веточке, и работа закипела.

Как известно, у каждого человека есть два родителя – отец и мать. И у каждого из них есть свои родители, и т.д.  Есть браться, сестры, мужья, жены, сваты и этот список можно продолжать до бесконечности.  Я начал связываться с разными родственниками, благо Интернет и социальные сети, электронная почта  позволяли это делать быстро и без особых материальных затрат.  Я увлекся этим, нашел около 400 близких и дальних родственников не только по линии моих родителей, но и родителей моей жены.  Как вы сами понимаете, уместить такой массив информации невозможно ни на одной карте, тем более что чем дальше, тем больше веточки переплетаются.  Я искал в Интернете  программы с генеалогическими деревьями, но они могли уместить весьма ограниченное количество персон.  Честно сказать, я уже отчаялся. Моя родственница сказала, что она попробует сама написать программу, но у неё ничего не получилось.  И тут мне повезло. На меня случайно вышла одна совершенно незнакомая женщина, которая обратилась ко мне потому, что я много лет назад работал с её дальней родственницей, она узнала об этом из моего материала в «Одноклассниках».  Мы стали переписываться, и она сказала, что существует международный сайт, который бесплатно позволяет составить генеалогическое древо до 200 персон, а вот за больше количество надо платить, причем до 1000 персон одна стоимость, до 2500 персон другая, а дальше можно за деньги, немного большие, рисовать древо до бесконечности.  Я зашел на этой сайт, буквально за неделю внес туда 200 первых родственников, и задумался – продолжать или нет?  И хотя стоимость услуги не такая большая, но надо платить сразу за год, а не помесячно. У неработающего пенсионера лишних денег нет, поэтому я немного притормозил. Но потом родственники и мои дети оплатили нужные сумму, и я продолжил работу над этим древом.

Компьютерная программа Myheritage допускает ознакомиться любого родственника, который внесен в древо, и имеет электронную почту. Этот родственник  может не только познакомиться с моей работой, но и продолжить её по своим родственникам, вставлять  фамилии, имена, фотографии, вносить поправки и т.д.  Все вполне доступно для любого человека с самыми начальными знаниями компьютера.  Так что когда я заполнил свои уже более 500 имен и фамилий родственников,  близких и дальних, то дал добро программе, чтобы с древом стали работать другие лица.  Я  связался с ними, они дали мне свои электронные адреса, я их внес в соответствующие  графы, и семейный сайт увидел свет.  Им  заинтересовались многие мои родственники, хотя, честно говоря, я думал, что их будет намного больше.  Но, тем не менее, они стали мне присылать имеющиеся у них фотографии родственников, которые я помещал в генеалогическое древо.

Но потом случилось то, что я не ожидал. Программа сообщила мне, что есть человек, который ведет свое древо, и  есть несколько одинаковых фамилий, с одинаковыми датами  рождения в моем древе и у него.  Я понял, что это потомок одного из братьев моей бабушки, которые остались жить в Забайкалье, в то время, как моя бабушка с мужем еще в 30-е годы  перебралась на Дальний Восток. Я указал, что это мои родственники, и одного нажатия на клавишу Ehter было достаточно, чтобы  у меня в древе появилась почти сотня новых персон, а у него моих 500.

Работа над древом продолжается до сих пор. Кто-то умирает, кто-то рождается, выходит замуж, женится. Появляются новые сваты, другие родственники. Дерево разрастается вширь, а вот в вверх не очень. Все эти  данные вносятся в семейный сайт, и к сегодняшнему дню в моем генеалогическом древе 1086 персон, и у 495 из них есть фотографии.

В России, в отличие от Западной Европы, знание своей родословной ограничивается примерно 3-4 поколениями старше, т.е. люди знают своего прапрадедушку и прапрабабушку в лучшем случае.  Я имею свое поколение, родившееся в середине прошлого века.  Очень мало кто знает более старшие поколения,  как правило, это люди, предки которых были  дворянами  и богатыми купцами, учеными.  Есть знатные фамилии, ведущие свой род еще из средних веков, из князей, бояр, но таких людей  единицы. А вот основная масса мало интересуется своими предками, особенно люди, которые имеют предков из рабочих и крестьян.

А вот на Западе, особенно в Великобритании, люди знают, откуда ведет свой отчет их род. Во многом это связано с тем, что по английскому законодательству все потомки могут претендовать на часть имущества или земли своих предков.  Поэтому английская знать намного спесивее, чем даже в других странах Европы. Во Франции была революция, в Германии тоже, и там был и передел собственности, и исчезновение многих родов,  прокатились по территории континентальной Европы несколько войн, причем в 18 и 19 веках, а  вот в Англии ничего подобного не было, и запросто можно проследить свою родословную за 500 лет.

Считается признаком хорошего воспитания, если человек знает как минимум 7 поколений своих предков.  Тогда очень много можно узнать не только о жизни, но и даже о болезнях, которые могут быть у человека.  Конечно, для этого требуется более тщательное изучение своих предков, чем простое составление генеалогического древа, как это сделал я.  Но, тем не менее, уже мои правнуки, которые, надеюсь, у меня появятся, и их ознакомят с нашим генеалогическим древом, буду знать как раз 7 предыдущих поколений.

Чтобы наглядно показать, что мне дало изучение своей родословной, я поделюсь знаниями о родственниках, которые носят ту же фамилию, что и я – Щербаковы.  Это довольно распространенная фамилия в России. Помню, когда в Хабаровске в 80-е годы был выпущен справочник городских телефонов с адресами абонентом, фамилия Щербаковых заполнила несколько страниц толстой книги. И лишь некоторые из них были нашими родственниками.

Человек, который положил начало разросшемуся дереву семейства Щербаковых на Дальнем Востоке, является Сергей Щербаков.  Он прибыл на берега нижнего Амура в числе первых переселенцев, которых привлек к переселению Михаил Волконский, сын декабриста князя Волконского, который отбывал ссылку в Иркутской губернии.  В те годы только что был подписан Нерчинский договор между Россией и Китаем, где признавались за российской стороной левый берег Амура до впадения в него реки Уссури, и правый берег Уссури до этого же места.  Первыми переселенцами еще до заключения этого договора были казаки, и вот теперь за ними последовали и крестьяне, в числе которых и был Сергей Щербаков.

Места, куда привел переселенцев Михаил Волконский, были богаты зверем и пушниной в тайге, рыбой в реках. Оставалось раскорчевывать земли и устраивать пашни на высоком правом берегу Амура в среднем и нижнем его течении.  Именно так и поступили переселенцы, основав несколько сел на берегах Амура. Некоторые из них были названы в честь Михаила Волконского – Больше-Михайловское, Средне-Михайловское, Мало-Михайловское, Серго-Михайловское.  Как ясно из названия, самым большим было село Больше-Михайловское, в которой вскоре появилась своя церковь, относившаяся в Благовещенской епархии. 

Вот к возникновению на берегах Амура этого села приложил свои руки Сергей Щербаков 1829 года рождения,  который взял в жены Рэнэ Ирину.  Оборотистый Сергей был из числа трудоголиков, и быстро нажил хорошее состояние.  Появились  три сына – Михаил 1874 года рождения, Гавриил 1881 года и Иван, 1883 года рождения.  Это дети, которые дожили до взрослого состояния, остальные родившиеся умерли в младенчестве.

Этот период жизни семьи Щербаковых дошел только в разрозненных воспоминаниях некоторых представителей многочисленного семейства, превратившихся в слухи.  Согласно этим слухам, Сергей Щербаков стал одним из самых богатых купцов на нижнем Амуре, имел лавки, лабазы, склады, даже пароход. Успешно торговал рыбой и пушниной.  Построил большой родовой дом на берегу Амура в Больше-Михайловском со всеми надворными постройками.  Но потом спился и почти разорился. Но подросший сын Михаил взял бразды правления бизнесом отца в свои руки, и не только вернул нажитое, но и приумножил. Так что к тому времени, когда подросли младшие братья, и им подошло время жениться,  семья жила зажиточно. Обоим братьям были выстроены хорошие дома,  и они стали жить самостоятельной жизнью.  У Михаила дожили до взрослого состояния двое детей – сын Иван и дочь Александра.  А вот внуков у них было много. От Ивана 6, от Александры 9 человек.  Но я не буду рассказывать об этой веточке родословной, как и о второй – Гавриила Сергеевича Щербакова. Напишу лишь, что в этой семье родилось  10 детей.

Теперь начну рассказ о веточке родословной моего деда, Ивана Сергеевича Щербакова. Я его никогда не видел, так как родился на 2 года позже, чем он умер. И впервые увидел его фотографию в 2005 году у своей тети, младшей дочери Ивана Сергеевича. Тогда мне было уже 58 лет.  Почему так произошло, расскажу отдельно чуть ниже.

Итак, в селе Больше-Михайловском в 1911 году были венчаны Иван Сергеевич Щербаков и Клавдия Михайловна Вершинина, 1884 года рождения.  В период с 1912 по 1923 год у них родилось 6 детей, старшей из которых была дочь София.  Потом родились сыновья Петр и Георгий, дочь Александра, сын Константин и младшая дочь Ольга.  Старший из сыновей Петр утонул в 17 летнем возрасте, все остальные оставили потомство. 

Как я уже написал, бизнес своего отца продолжил старший сын Сергея Щербакова Михаил. На фотографии в зрелом возрасте виден крупный мужчина,  крепкого телосложения, как тогда говорили, породистый.  Он пользовался авторитетом у односельчан как справный хозяин,  который давал работу им и неплохо платил.  Я не знаю, кем был Гавриил, а вот мой дед Иван Сергеевич был знатный засольщик рыбы и икры. Такие специалисты были в цене, и жили весьма хорошо.  Большая семья Ивана работала по дому, управлялась с домашним хозяйством,  сыновья ловили рыбу и ходили на охоту.  Так что наемных рабочих брали лишь на сенокос.  В семьи были лошади, крупный домашний скот, свиньи, куры, утки, большой огород.  За всем этим надо было ухаживать, и поэтому дети с малых лет приучались к труду, и без дела не сидели.

Революция и гражданская война обошли те края стороной. Но сказать, что не отразились на жизни семей Щербаковых, нельзя. Жить стало труднее, бизнес сократился в разы,  всем пришлось потуже затягивать пояса.  Но трудолюбивые люди и в этих краях жили неплохо. Богатые были и земли и реки всем нужным для жизни.  Поэтому Щербаковы жили в достатке. И это вызывало недовольство у некоторых их односельчан, которые в основном горлопанили, митинговали и пили самогонку, а не занимались полезным трудом.  И когда в начале 30-х годов началась компания против кулаков, под раздачу попали братья Щербаковы и их семьи.  Братьев арестовали, и семьи сослали в отдаленные места на нижнем Амуре – в небольшие села Чля и Колчан, а все их имущество было реквизировано, но по большей части растащено теми, кто писал доносы на братьев.  И хотя много позже братьев реабилитированы, но Гавриил к тому времени был расстрелян.  А семьи братьев прожили долгие годы в нищете на спецпоселении.  Там же умер в 1945 году и мой дед от перитонита.

Маленьким я задавал  вопрос своим родителям: «Почему у меня две бабушки, и лишь один дедушка?». Но никто мне на этот вопрос не отвечал. И постепенно я перестал спрашивать. И лишь взрослому мне сказали, что случилось с дедушкой,  и почему у нас нет его фотографии.  А фото, что я увидел много лет спустя, сохранилось в архиве младшей дочери, которая была с отцом до последних дней его жизни.

Сегодняшнее свое повествование я хочу продолжить рассказом о судьбе старшей дочери Ивана Сергеевича Софии.  Её миновали годы лихолетья после раскулачивания  отца, к этому времени она уже жила в Николаевске-на-Амуре, выйдя замуж за Корнея Хомовича.  Выучилась и работала швеей.  Я не знаю, у кого она училась, возможно, мать помогала, потому что и мой отец прекрасно шил, даже мужские брюки. Он-то явно научился это делать дома, а может, и старшая сестра научила, когда он год жил у неё в Николаевске, учась на первом курсе местного педагогического училища.

У Софьи и Корнея в 1932 году родилась единственная дочь Лидия.  На кого она похожа, я не знаю, скорее всего, на отца. Но фотографии Корнея я не видел, он погиб на фронте.  После войны Софья Ивановна вышла замуж за Шешунова Петра Дмитриевича, который работал шофером. Это был очень грузный, если не сказать толстый, мужчина, добродушный, он очень хорошо относился к своей падчерице. После окончания средней школы Лида поступила в Николаевское педагогическое училище и там познакомилась со своим сокурсником Лёней Залесским, который был старше её на 5 лет, потому что отслужил срочную службу в армии.  Лида и Лёня полюбили друг друга, и потом прожили долгую жизнь.  Оба закончили педучилище, работали в школах, потом стали преподавать в родном училище.  Практически всю жизнь Софья Ивановна с мужем и семья Залесских жили в одной квартире в Николаевске-на-Амуре.  Вернее, квартир за это время они сменили несколько, так как у Лиды и Лёни родилось 4 детей.  В моей памяти остались  3 их квартиры, первая из которых была  в переулке Ключевском.  А последняя в том пятиэтажном доме, где размещается филиал краеведческого музея в Николаевске.

Первая дочь Залесских Ольга родилась в 1955 году, вторая, Алла, годом  позже.  Обе пошли в медицину. Ольга закончила Николаевское медицинское училище,  и стала работать медсестрой.   Алла закончила Хабаровский медицинский институт,  и стала педиатром.  Обе вышли замуж, Ольга за техника из аэропорта Прокопенко Владимира, а Алла за своего сокурсника Кисарина Евгения, с которым уехали работать по распределению в городскую больницу № 2 города Комсомольска-на-Амуре.  Увы, оба мужа уже покинули этот мир.

Третий сын Николай был от рождения больной, и умер довольно молодым, 37 лет  отроду. Четвертый сын Александр, которого все называли Шурик, родился в 1959 году, после окончания школы имел среднее техническое образование.  В моем генеалогическом древе есть не только эти персоны, но и их дети и уже внуки.

Примерно тоже самое я могу рассказать о семье второго ребенка, Георгия, который родился в 1918 году, сестры Александры, 1920 года рождения, моего отца Константина, 1922 года рождения, и младшей сестры Ольги,  родившейся в 1923 году. У всех их были жены, мужья, дети, ставшие моими кузенами и кузинами, а также внуки и у кого-то правнуки.  Но жизнь разбросала всю большую семью Щербаковых.  Дочери взяли фамилии своих мужей, и хотя у них появлялись сыновья, но они носили же другие фамилии.  У сына Георгия Сергея Щербакова родилась дочь.  Сам он уже давно ушел в мир иной.

А  продолжателями нашей фамилии Щербаковых в настоящее время являемся мы с моим братом Виктором,  наши дети – мои сыновья Александр и Сергей, и брата Андрей и Алексей.  У меня есть два внука, который носят фамилию Щербаков – Валерий Александрович и Арсений Сергеевич. Хочется надеяться, что наша родословная с фамилией Щербаковы не прервется.

Как вы понимаете, все это я узнал, работая над генеалогическим древом, над семейным сайтом. Каждой персоне в этом древе посвящена отдельная страница, которая содержит сведения о фамилии, имени отчество, датах рождения и смерти, если таковая наступила, профессии.  Есть фотография, но их может быть несколько, в разные периоды жизни.  Можно внести данные о всех знаменательный событиях в жизни – где учился, когда женился, жена, дети.  Даже можно внести данные ДНК-теста.  Очень удобно находить веточки, которые отходят от основного ствола и характеризуют родственные связи сватов, их родственников и т.д.  Имеется выход и за границу, сайт международный. Так что этот сайт  дал мне возможность начать дело, которое будет продолжено потомками, и  может стать бесконечным.