Попутчик

Александр Плат
     Собеседник умолк, устремив глаза в черный квадрат вагонного окна, за которым ночной горизонт еже был вспорот тонким лезвием утра.

В полупустом вагоне тихо, иногда плач ребенка, или писклявый храп слабо проникал в купе. Убаюкивающая мелодия рельсовых стыков, позванивала полным стаканом, давно остывшего чая, в традиционном подстаканнике РЖД.

В 500 километров железнодорожного пути,  слова попутчика, словно шпалы  к рельсам улеглись в моей памяти, до сих будоража воспоминание всё новыми и новыми безответными вопросами.

Мы, как это часто бывает в пути, с незнакомыми людьми, всячески помогали друг-другу вежливой любезностью скрашивать монотонный стук колес шутками и незатейливыми разговорами, делились ужином, журналами, короткими комментариями к мелькающим за окном пейзажам.

Попутчик, человек, примерно моего возраста, с яркой широкой улыбкой,  много шутил, вот только глаза ему не шли, они словно принадлежали другому, и в минуты смеха продолжали хранить поволоку задумчивости или грусти.

Ехали мы в один город, вот только я возвращался домой, а он по делам службы, в командировку.

Читая анекдоты в слух из развлекательного журнала, я затронул избитую тему командировок: "Муж в отъезде. Приходит СМС сообщение: «Уважаемый абонент! Сообщаем вам, что ваш супружеский долг погашен.»
Попутчик дежурно улыбнулся и привел цитату из известного художественного фильма:
«В свое время Сократ мне сказал: «Женись непременно. Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом». (Тот самый Мюнхгаузен).

- Философом я не стал, обретя семейное счастье, но вот с ценой и путём которым пришел к нему, я не желаю никому встретиться!
-...?
- Если не хотите спать, то готов поведать, вы случайный человек, знакомым такого не расскажешь.

Как-то сказал жене, что все знаю о ней, т.к. поехал вчера следом и мол видел, как она села не в метро, а в поджидавшую машину к неизвестному мужику и что поцелуй был вовсе не дружеский...

Я просто пошутил.

И надо же мне это было?! ...

Шел седьмой год семейной жизни, был день рождения сына, 5 лет, и вдруг такое...грянул гром, все пошло вверх тормашками!

А началось все с ее очередной поездки к подруге и однокурснице Юле, живущей где-то за городом. Вернулась она спустя сутки, усталая, с кругами под глазами, с лёгким перегаром, вижу что хорошо девчонки посидели....

После моей шутки, её реакция на сказанное меня шокировала... она рухнула на стул, ноги подкосились... все больше бледнея ...затряслась...слезы потекли.

Кое - как совладав с собой начал хладнокровно и дальше её "крутить"...:

- Ну и как давно... ты это ...с ним? - сдавленное горечью обиды горло исказило мои слова и звуки до неузнаваемости, я говорил словно в пещере.

Она молчала долго, словно не слыша меня...ушла в себя, потом отрешенно прошептала:

- 5 лет!

- Кто он? - и снова в ответ, молчание.

Я не стал больше ее пытать, а подключил параллельно на лестничной площадке, ниже этажом телефонную трубку, просто два проводка по очереди прижимая к общей шине, нашел свой домашний, тогда у нас не было мобильников и городской аппарат был единственно доступным средством общения, это был 1998-й год, она звонила своей бабушке, как оказалось, та была в роли посредника и в курсе ее увлечения, через нее они и договаривались о встречах...

Слушая разговор узнал его имя - "Сережа".

- Ба, скажи Сереже, пусть не ищет меня и не звонит, я сама ему всё сообщу...

Я вернулся в квартиру, с незнакомым чувством, оно грызло и жгло все изнутри, кололо и пронзало во мне каждую точку тела... боль обиды сменялась, яростью злобы, помню, что зубы у меня часто стучали, а скулы сводило, но я владел собой...может потому, что ничего ЭТОго не видел и надеялся на розыгрыш, шутку, неправду. Думал, что сейчас мы с ней поговорим и все прояснится, встанет на свои привычные семейные пути.

... Увидев меня она сразу стала трещать без умолку с напускным спокойствием, мол это была какая-то глупость и не стоящая внимания, ерунда и больше так не будет, ошибка, но потом... опять разревелась видя мое искаженное лицо... взяв икону встала на колени посреди комнаты..., с той, что венчались.

- Зови своего "Сережу"...будем общаться за круглым семейным столом, я про него все знаю...

Она опять поразилась, как от удара током, а я снова взял на "понт", ведь я не знал кто этот человек...

- Ты же знаешь, он сейчас на работе, куда я позвоню?!

- Ничего, пусть подзовут к телефону, пригласи его на вечер,...- опять я подыграл сам себе.

И тут озарило, нет, добила догадка, это же - Серега!? Мой сослуживец, коллега и друг, ведь я сам пригласил его однажды в гости около пяти лет назад и мы всегда были рады ему, принимали как родного, ...настолько родного, что... жену стали делить.

Вот так, в одночасье, я лишился друга и скорее всего жены. А ведь и он женат, двое детей. Молодец Серега, классно устроился, так вот почему у них был такой испуганно-виноватый вид 3-4 года назад, когда я вернулся раньше обычного и столкнулся с ними у двери квартиры, они как раз выходили... Эх, приди я тогда раньше на полчаса, сейчас из тюрьмы бы меня выпустили  по амнистии или вовсе оправдали бы! Застал бы в кроватке, в известных наслаждающихся позах... Бр-р!!! Нет! Не хочу даже думать об этом!!!

Сергей пришел. Принес бутылку водки, поставил молча на стол, куртку не снял, оно и понятно, любитель всяких модных на тот момент газовых пистолетов, увешан ими был, как Рембо, они явно топорщили его карманы. Боится, значит.

Сели за стол, пустой в этот раз, без сервировки, только бутылка дешевой водки посреди.

- Любишь её? - киваю в сторону понурой супруги, стоящей поодаль.

- Да! - ответ скорее кивком, чем звуком.

- А ты его? - не глядя на жену спросил я.

- Люблю! - с дерзкой ноткой слышу её ответ.

- Замечательно! Тогда звони, мой бывший друг, своей жене и зови её сюда, - и протянул трубку городского телефона Сергею.

Но тот замотал головой, мол "не готов"...

Оно и понятно, жить то ему потом где? Наверняка выгонит его супруга с квартиры, в свою  Вологодскую деревню.

Молчание затянулось, отказ звонить своей жене, явно продемонстрировал тот уровень отношений, которым любовники были связаны. Мальчик явно развлекался и не имел серьезных намерений. А что? Удобно! И постоянное алиби, ведь "друг семьи", когда хочу тогда и прихожу.

Я не осознавал до конца всей трагедии произошедшего, еще не проникся к беде глубокими мыслями, мною не было принято ни какого решения.


- Надеюсь никогда больше не встречу тебя в этой жизни!- Я произнес это с могильным холодом в голосе и указал на дверь.
Скулы на его и без того скуластом лице  заходили ходуном, молча встал и направился к выходу.

- Нет, еще встретимся! - послышалось в коридоре и... заплакал, прижал рукав куртки к глазам, стал на ощупь открывать дверь. Да, этот взрослый малый не смог выдержать эмоций, ускорив шаг на бег исчез, надеюсь для меня навсегда. Вот уже больше 20 лет прошло, мы так и не встретились, не виделись...

Он ушел.
- А ты!? Что ты стоишь, вали, давай догоняй его, всё равно с тобой жить не буду...!

Прижавшись к стене, казалось жена даже не дышала, наблюдала за происходящим, как встрепенувшись, словно оторвавшись от пут, бросилась следом...

Ушла! Да, не стало её в моей жизни, я был по настоящему одинок, в минуты воспоминаний - размышлений,всплыли годы… те самые, что так легко сейчас были выброшены, растоптаны. Семь лет мелькнули перед глазами, сценами ускоренного видео, …вот свадьба, поздравления, пожелания семейного счастья, а вот и её бабушка дарит букет белых роз невесте и целует меня в щеку со словами «Береги её», да, та самая, которая посредничала…

Два медовых года, когда мы просто наслаждались молодостью и телами, смешной и огромный девятимесячный живот, сопящий сверток перетянутый голубым бантом, на моих руках и мы везем его на «Запорожце» из роддома.

Спустя год появился в нашей жизни и Сережа. Я сам подошел и первым заговорил с замкнутым новичком на работе, помог ему освоиться на новом месте, а узнав, что он вынужден ютиться у полоумной старухи в комнате за городом, предложил ему жить у меня в пустовавшей 2-й квартире. Мы в это время жили у тещи, которая помогала жене, на первых порах с ребенком. Я и пригласил его на свой день рождения. Мы быстро подружились. Оказалось, что мы еще и служили в одной воинской части. Я был старше его на 2 года. Он привозил из своей деревни фрукты и овощи, часто гулял с коляской и помогал жене ее выносить на улицу. Готов был выполнить любую просьбу, съездить куда угодно, отвезти или привести что нужно. Безотказный парень.

Ненависть к нему и к ней, никак не хотела поселиться в голове, они все еще были мне свои. И я понял, что с этой секунды, всем происходящим на сцене этого театра жизни, будет происходить под моим руководством, где я буду в роли режиссера-сценариста и актера.

***

Через десять-пятнадцать минут вернулась жена, не догнала или не захотела... не знаю… села молча напротив и не мигая глядела в одну точку.

А я глядя на нее продолжал напряженно думать.

Так, когда же вы успели? … Я все перематывал и прокручивал «пленку» жизни и не находил ответ… Получается, что в это первое лето, когда я уехал навестить родных в другой город, а они продолжали вместе выгуливать коляску… и где-то на окраине нашего района, у того пруда или прямо на квартире?

- Да, это произошло у пруда, ну того, что на окраине улицы, там где поля начинаются, мы вместе купались, он был по особенному обходителен и нежен, ласков со мною, подавал руку помогая спуститься в воду… поймал меня поскользнувшуюся, я даже не помню, как все произошло… и только писк ребенка из коляски вернул меня из его объятий, но было уже поздно… Я впервые познала, что мужчина может быть так нежен и страстен одновременно, а мне этого от тебя никогда не хватало, - она словно отгадывая мои мысли, вела негромкую беседу, сама с собой.

Сидела в пальто, растрепанная осенним ветром и капли дождя искрились в ее распущенных волосах, словно омытая слезами с ног до головы… но она не была несчастна…

Я смотрел на эту женщину по-новому, с одной стороны это еще была моя жена, с другой - совершенно чужой и незнакомый человек, чья жизнь мне была неведома и только случайно завеса тайны обнажилась. Она и внешне очень изменилась, нет, она явно не была убита горем и подавлена, наоборот, сквозь искорки слез на ресницах, сквозил холодный, волевой взгляд... и эти глаза продолжали говорить:

- Ведь это ты всё сам сделал! Только ты один виноват, в случившемся!

Мы слишком рано поженились, её 19 и мои 20 сроднили нас в молодую семью, не успевшую познать настоящей жизни. Серость, монотонность быта обезличили дни, а с рождением ребенка, мы и вовсе стали обычными винтиками в семейном механизме рутины. Растворились в добывании денег, еды, одежды... мы перестали замечать миры друг друга... да, мы были вместе, был секс в урывках редких свободных минут, скорее как обязательный ритуал, чем искреннее наслаждение и он уже мало чем отличался от утренней чистки зубов...

- Ты вспомни, как ты ко мне стал относиться?

И я вспомнил:

Что за последние 7 лет три или четыре раза пытался разрушить семью, нет, у меня никого не было на стороне, я искал уединения, бросал работу и уезжал в родной край. Я не любил этот город, его ритм. Постоянно винил в своем дискомфорте жену, её чрезмерно активное стремление выйти за меня замуж, а оно так и было. Я хотел вернуть свое прежнее состояние, то в котором жил до свадьбы и не скрывал от нее своего стремления.

Мы познакомились незадолго до армии, я приехал в гости в этот город, увидел ее и «заболел ею»! Несколько дней и ночей мы провели вместе, было всё, кроме секса, я влюбился в эту девчонку с огромной, каштановой косой ниже попы, ей был 17 лет. Так еще никто в юности меня не волновал. Мы писали часто письма и она ждала меня. Уже потом я узнал, что она купила себе свадебное платье, хотя о свадьбе еще и не помышляли.

Но когда узнала, что я через год службы, осуществил свою мечту и поступил в военное училище, письма стали приходить реже, и содержание их было осуждающим. А вскоре они и вовсе прекратились, в последнем письме упрекнула, что о ней думаю, и, что она не хочет "мотаться по гарнизонам и военным точкам всего СССР".

Я был поглощен учебой и уже не думал ни о чем другом, курсанту в советской армии не положено было думать о своей личной жизни, за него это делало государство и отцы командиры. А время было уже неспокойным, шёл 90-й год, пошли трещины в системе государства и даже мы, курсанты это стали замечать, отменили обязательное вступление в комсомол и партию, стали отпускать в увольнения с ночевкой.

Она внезапно примчалась в училище, проехав несколько тысяч километров, с сумками набитыми домашними яствами. Стояла и ждала меня на КПП. Утомленная долгой дорогой, тяжестью неподъемных сумок. Я не видел её больше года и признаюсь, не сразу узнал. Меня отпустили на целых 2 дня в увольнение, и мы поселились в гостиницу. Из кровати не выползали, ласки и поцелуи, но мой откровенный натиск и желание большего, был ею отбит, и я от нее ничего не добился… да, мы оба были девственники и так ими тогда и остались.

А вот она, цель свою достигла, сумела убедить меня бросить училище и приехать жить к ней. Домашние булочки, пироги, варенье, рассказы о другой, прекрасной жизни сделали свое дело, я решил написать рапорт на отчисление из военного ВУЗа. Пьянящий вкус и тепло молодого женского тела хранили мои губы, глаза, пальцы, это не давало уже думать ни о чем другом, как о скорейшем возвращении к ней.

- Какой же ты дурак! – сказал зам. начальника училища, теребя мой рапорт на отчисление по собственному желанию.

- Ведь у тебя будут сотни, понимаешь ты, сотни еще таких баб, но закончи ты сначала училище, женись, черт с тобой, но продолжи учебу! – багровея лицом, кричал он на весь кабинет... а я уже его не слышал, мысли мои были на "гражданке" в прямом и переносном смысле...

И вот теперь, мы, два чужих человека сидим и смотрим друг на друга, как бы снова знакомясь, изучаем лица...

***

Да, жена мне изменяла, уже что-либо исправить, было не возможно. И черт меня дернул так пошутить, а может не черт, ведь все эти же симптомы неистовой ревности я уже испытал ранее,… вот блин, как же я забыл?!...

Ведь накануне за месяц, среди ночи я проснулся, как ошпаренный, в поту, меня колбасило – трясло от приснившегося сна, а вернее того самого чувства и ощущения (сон не помню, но там явно была жена) и точно такой же удар жгучей обиды я сполна сегодня получил. Запоздалый вещий сон? Уже по-видимому и небеса устали ото лжи, обмана творимого венчанной со мною женщиной.

Я тогда рассказал о нем жене, и она ведь действительно насторожилась, отреагировала как-то необычно, испуганно…

Сейчас спустя два десятилетия я рад, что хладнокровно встретил и пережил беду, даже имея вспыльчивый характер, в 27 лет не устроил мордобой, не истязал вожжами неверную на конюшне, за роскошную косу не выволок на улицу.
Простите отвлекся.
     Так о чем это я? Ах, да… о своей сдержанности, верно, не опустился до пьянства, но жил в липком тумане разноречивых мыслей и ощущений. Будущее спуталось предо мною, я не мог понять, а что дальше то делать? Мысли тягучие бились, как мухи об стекло, летя на свет и не находя выход.

Спросить бы у кого совет, и я пошел... в церковь.

Седовласая глыба с огромным крестом на цепи выслушала с мудрым видом…

- Зачем такая теперь нужна жена, выгони её! – громовым поднебесным басом молвила борода.

- Но ведь, вы же нас венчали?!

- Найди себе другую.

Я покинул обитель божью с тем же грузом, что и вошел в неё.

На следующий день, первое, что сделал, пошел домой к обидчику. У меня не было четкого плана, допуская любое развитие ситуации вплоть до честной гибели, на кулаках, на ножах, да хоть на авторучках, мне нужна была сатисфакция, пусть запоздалое , но удовлетворение за нанесенное оскорбление.

Он жил в 20 минутах ходьбы, заметили как удобно? Когда я уходил на работу, то и постель еще не успевала остыть, как он уже в ней оказывался благодаря своему плавающему рабочему графику.

Но дверь открыл не он, а его жена Тоня, маленькая с блиновидной и приплюснутой мордочкой, мне она откровенно не нравилась, мы были знакомы, т.к. она работала у нас в столовой официанткой, где и встретила Сергея, выйдя за него замуж спустя месяц или два знакомства.

- Коля?! – она явно была удивлена, ведь я у них был первый раз.

- Заходи, проходи, будь как дома! – и скрылась на кухню, где что-то шипело и противно пахло луком. Хозяина дома явно не было.

Тут же в коридор выскочили все обитатели квартиры, светло рыжая кошка, залитая пятнами зелёнки, черная языкастая слюнявая собачонка, старая бабка в широченной юбке за подол которой держались двое детей лет 3-4, как и кошка, они были в пятнах зеленки на лицах и руках, явно больны ветрянкой. Малышня меня рассматривала с откровенным интересом, ковыряя грязные сопливые носы.

Ободранные обои в коридоре свисали грязными ленточками, засаленные двери с поломанными ручками… в нос бил удушающий запах кошек, жарящегося лука. Ну зачем я сюда пришёл, движимый порывом мести, какого черта? От всего увиденного, впал в какое-то оцепенение… у меня совсем вылетело из головы, что у него семья, дети, тёща и бабка живут с ним в «двушке», да еще кошка с собакой.

- А Сережа уехал к маме в деревню, отпросился с работы на неделю, он тебе срочно нужен? – услышал за спиной голос Тони, - что-то случилось, у тебя вид не здоровый какой-то?

Я её почти не понимал и не слышал, то ли от духоты, то ли от горелого масла с луком… мне было не по себе.

Она провела меня на кухню, где мне стало еще хуже, поняла, что со мною что-то не так и спросила в лоб:

- Что-то стряслось, я вижу, говори не молчи…

И я больше не в силах молчать выдавил из себя:

- Они вместе трахаются. Сергей и моя жена!

Сейчас спустя годы, виню себя за тот визит. Может дурнота и слабость, затуманили мозг, я откровенно сожалею о том дне, вернее о том, что не смог смолчать, как - то не по-мужски, жаловаться женщине на её же мужа.

Вы думаете, это её удивило и расстроило?

Нисколько, … она просто принялась меня успокаивать, поглаживать по волосам, как ребенка, «луковой» рукой, а другой по коленке, все больше прижимаясь халатиком… словно только и ждала все эти годы меня.

- А ты знаешь, что мы сделаем?
- ...?
- Мы им отомстим, - и её пальцы недвусмысленно скользившие по моим брюкам, остановились на том самом орудии мести.

- Они давно вместе, мы уже не сможет им помешать, они собираются пожениться.

- Так ты всё давно знала?! 

   
    Сергей съехал с моей квартиры к Тоне, она, как я уже говорил, жила в одном районе со мной, в шаговой доступности. Я знал, что ему остро нужна была прописка, были проблемы из-за этого на работе. Свадьба была явно фиктивной, спектаклем и решала несколько задач, одна из них, быть ему ближе к моей жене, с которой у него уже был роман, прописывала его в городе и ряд бытовых. Он не скрывал от Тони своих отношений с моей супругой, она действительно знала и «помогала» им сойтись. Но и дружба с Тоней переросла в отношения, а тут возьми она и «залети», невзирая на его протесты, оставила и родила ребенка, осложнив ситуацию. Может и специально, муж-то он законный, хоть и спит с двумя бабами, наша пара от такого поворота еще не успев отойти, получает вторую беременность Тони.

Сережа увяз в бытовых «семейных» буднях. Походы за детским питанием, нехватка денег, работа на двух работах, нехватка времени и на мою жену... вопрос с разводом повис в воздухе, законнорожденные дети в планы явно не входили, а моей жене новый муж алиментщик, с двумя грудными детьми, явно был не в радость. На её просьбы скорее развестись, тот уже начал «мяться». Они встречались все реже и реже, иногда раз в сезон, удавалось выкроить время. Тонька поняла, что Сергей у нее на крючке, уйти и остаться без прописки, бросив двух детей, он уже не мог.

Ушел я, а вернее сбежал от запаха горелого лука, не помню как, значит это действительно не просто потрахушки, а «блицкриг» какой-то против меня...

Дома меня ждала целая спасательная команда или группа поддержки жены, вызванные ею на случай моих противоправных действий, её дяди и тети, даже 80-летняя бабка-связная приперлась, смотрели молча, сурово, насупившись, как с плакатов времен ВОВ, будто это я в 4 утра 41-го года напал на Родину.

Поняв, что беседы с женой не получится, развернулся и ушел, сел в машину и поехал в ночь, просто куда глаза глядели, а глядели они в сторону одной из ее подруг, той, что недавно на вечеринке, под столом туфелькой почесывала мой ботинок, а на прогулке незаметно взялась за пальцы руки. Замужем вот только она была, но про мужика её я не думал.

Приехал на авось, решил если муж там, то просто выпьем, и я хоть поплачусь, а нет, так его жене. Не мог я больше душу не раскрыть, рвало в груди и просилось наружу горячей лавой «варево» мыслей, событий… хоть псу дворовому, но хотелось рассказать...

Открыла Ленка, впустила в квартиру, была одна...

Поняла и приняла близко к сердцу мои «розовые сопли», долго сострадала, приголубила и вскоре после выпитой бутылки, постелила постель,… ложись мол, отдыхай, раз негде тебе оленю рогатому ночевать, я буду в другой комнате, муж в командировке, мы не будем ему ничего говорить.

Я не стал приставать к ней, события дня меня «вырубили», еле раздевшись, рухнул спать… Проснулся среди ночи от возни под одеялом. Кто-то, и я догадался кто, шарил по мне руками.

- Я так, не могу, ну что бы мужик спал от меня отдельно, – и продолжила ласки…

Утром были не выспавшиеся, помятые и немного стыдились пристально смотреть в глаза друг - другу.

Я целый день катался по городу, бродил по паркам,  сидел во дворах на детской площадке, детский смех белокурого мальчоноки напомнил сына...

Вспомнил про своего старого пожилого приятеля Михалыча, ему давно за 70, решил навестить и поговорить, тем более не виделись давно.

- Жить, жить дальше, я же вот со своей старухой живу, - твердо ответил старик.
- ...?
- Да, живу после всего и ни о чем не жалею, не смотря на то, что мой первый сын совсем на меня не похож... и не верь никому, что предав раз, женщина предаст еще, не верь...


Я уехал домой, где меня встретила уже своя - чужая жена,

Ужин, свечи... и секс какого с ней у меня никогда до этого не было, как там в анекдоте: «Жена после душа входит в комнату, распахивает халатик и спрашивает мужа:

- Hу, как я, хороша?

- Хороша! А была бы чужая - цены бы тебе не было.

Так вот цены ей для меня и сейчас, спустя 20 лет нет, она по прежнему мне "чужая" и тем самым безумно дорога, а вместе мы уже 27 лет.

У нас все хорошо, вот только я никогда не целую её в губы... и она не обижается... а те события, только укрепили наш союз. Я получил "новую жену", которая заботится и думает обо мне за двоих. А я двух женщин в одном её лице, прекрасную любовницу и хозяйственную жену.

Девять лет назад родилась у нас в семье прекрасная девочка, а сыну уже 25.

Спасибо тебе Серега, что ты для меня открыл и "подарил" такую женщину, теперь я понимаю, почему ты плакал, когда уходил, понимаю!

***

Окончание:

Попутчик, не спеша стал собирать вещи, мы подъезжали к его станции, он вышел раньше, перед городом.

Пожал мне тепло руку и в глазах его, я впервые заметил улыбку... да они ожили,  видимо он не случайно мне все это поведал, внутренняя борьба в его душе, по-прежнему требовала "выпускать пар" и вот сейчас он явно был "налегке"...

Но не верится мне, что у него все хорошо, сомневается он.

Так и хотелось крикнуть ему в след, что не простил ты ее приятель, несмотря на 20 лет мнимого счастья, не верю.