Пассионарии - это кто?

Трилемма
«Это мотор, который всё двигает».
 Конечно, писал Гумилёв, пассионарность является отклонением от видовой нормы, это, вероятно, мутация, но мутация маленькая, не приводящая к патологии.
Хотя нормальные люди (которые считают, что если уж рисковать жизнью, то за большие деньги) часто называют пассионариев фанатиками и сумасшедшими.

Гумилёв вспоминал, что когда он впервые выступил с описанием этого феномена, то его сразу же обругали в журнале «Вопросы истории» и обвинили в отходе от материализма.
А потом вызвали на редколлегию и спросили:
 «Что это за качество, которое вы называете «пассионарность», и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом?

Я им стал объяснять – долго, научно. Вижу – ни бум-бум не понимает эта редколлегия.

Мне говорят: «Ну, ладно, хватит, хватит», – мол, не умеете объяснять.

«Нет, сейчас, минутку! Поймите, не все люди шкурники! Есть люди, которые искренне и бескорыстно ценят свой идеал и ради него готовы пожертвовать жизнью. И если бы этого не было, то вся история пошла бы по-иному!» Они говорят: «А, это оптимизм. Это хорошо»…

Пассионарность проявляется в различных чертах характера. Это может быть

гордость,
тщеславие,
алчность,
жажда власти,
ревность.

«Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психики данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только бездействие и равнодушие», – писал Гумилёв.

То есть, пассионарием может быть и великий полководец, и жертвенный учёный, и разбойник, и революционер-нигилист.

Гитлер тоже был пассионарием, со своей иллюзорной идеей.
 Гумилёв дает этому явлению следующее объяснение: «…всякая энергия имеет два полюса и пассионарная энергия (биохимическая) – не исключение.
 На этногенезе биполярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, то есть созидания, или упрощения их».
 Например, идеология нацизма ставила своей целью истребление и порабощение большинства народов, как неполноценных, а это означало упрощение сложной многообразной планетарной системы состоящей из разных государств, этносов, культур, религий.
Гитлер был типичным пассионарием с отрицательным знаком. К такого рода пассионариям можно отнести и многих лидеров революционного марксизма, и современных финансовых глобалистов, поскольку в их идеологиях прямо говорится о слиянии всех наций и культур на планете Земля в одну глобальную этнокультурную кашу…

Чтобы проиллюстрировать феномен пассионарности Гумилёв приводит в пример двух пассионариев с высокой степенью пассионарности – Александра Македонского и Наполеона Бонапарта.
 Достигнув вершин власти, они имели всё: деньги, славу, почитание.
Почему они не сидели у себя дома и не наслаждались жизнью? Зачем им нужно было бросать свои армии в ненужные, бессмысленные походы (Индийский – Александра, Русский и Испанский – Наполеона).
Для большинства современников, писал Гумилёв, стимул их деятельности оставался загадкой. Когда после завоевания почти всей Азии Александр вторгся в Индию, его солдаты и полководцы не выдержали: «Царь, куда ты нас ведёшь? Зачем нам эти индусы?
Мы даже добычу, которую здесь берём, не можем отправить домой в Грецию. Нас здесь всех перебьют, веди нас назад… Царь, мы тебя любим, но хватит!»
Назад вернулись немногие, а сам Александр умер в дороге.

Когда Наполеон проиграл, и русские войска в 1814 году входили в Париж, французские буржуа кричали: «Мы не хотим войны! Мы хотим торговать!»

Что же заставляло этих людей, Наполеона и Александра, действовать так неразумно? Только одно – неуёмная жажда действия.

Ярко выраженные пассионарии:

Жанна д’Арк,
Коперник,
Сергий Радонежский,
патриарх Никон,
Ермак,
Пугачёв,
Суворов,
Сталин…

Однако пассионарны могут быть не только великие полководцы, герои, правители.
 «Лидеры-пассионарии, – говорил Гумилёв, – лишь видимая верхушка пассионарных людей этноса». Простой солдат тоже может быть пассионарным.
 Например, Василий Теркин у Твардовского – типичный пассионарий. Так же как и бронебойщик Лопахин у Шолохова.
Люди такого типа не столько «ведущие», сколько «толкающие» всех остальных. Они как бы «заводят» окружающих своей избыточной энергией.

Пассионариями были землепроходцы, монахи-миссионеры, купцы-путешественники.
Например, простые византийские монахи доходили с проповедью православия до Китая.
Они подвергались постоянной опасности на этом пути, многие погибли, но они все равно шли и шли, и ничто не могло их остановить.
Множество пассионариев мы видим среди творческих людей – художников, писателей и поэтов: «Талант – это пассионарность на индивидуальном уровне».

В целом пассионарии характеризуются явным преобладанием социальных (лидерство) и идеальных (религия, идеология, культура) потребностей над биологическими, хотя и биологические потребности могут быть ярко выражены.
Пассионарность обладает одним важным свойством – она заразительна.

 Это значит, что люди нормальные (а в ещё большей степени – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарии.
Это издавна использовалось в военном деле.
 Пассионариев или собирали вместе и формировали из них ударные части, или распределяли в массе солдат, чтобы поднять их воинский дух.
Практика показывает, что два-три пассионария могут поднять боеспособность целой роты (100 – 120 чел.). (Ну, а когда пассионариев не хватает, в дело вступают заградотряды.)

С чем связана такая индукция пассионарности?
 Видимо, всё с тем же силовым полем (биополем) пассионария, которое Гумилёв называл пассионарным полем. Когда сегодня говорят о харизме – имеют в виду именно это явление.

Гумилёв приводит такой пример.
 В 1880 году Ф. М. Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине.
Успех был, по воспоминаниям очевидцев, грандиозным, несколько человек упали в обморок.
 Однако в чтении эта речь особого впечатления не производит. Видимо решающим был эффект личного воздействия Достоевского на собравшихся людей.

Но откуда берутся пассионарии? Гумилёв выдвигает гипотезу о том, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые, в свою очередь, происходят под воздействием каких-то космических излучений – пассионарных толчков.
Они довольно редки (2 – 3 за тысячелетие) и располагаются по поверхности Земли узкими полосами шириной около 300 километров: «Словно кто-то стегает по планете плетью».
Эти полосы никогда не переходят на обратную сторону земного шара.

Если линия пассионарного толчка затрагивает два или более этноса, находящихся в статическом состоянии (или, значительно реже, динамичных), которые проживают на стыке разных природных ландшафтов, то рождается новый этнос.

«Каждый пассионарный толчок, – говорил Гумилёв, – перемешивает население; в результате, как из перемешанной колоды карт, создается новая комбинация».

Например, великороссы или русские, родились от трёх основных родителей: восточных славян, финно-угров и татар, плюс немного литовцев и половцев.
Малороссы или украинцы – от славян, кочевников-торков, половцев, (плюс литовцы и крымские татары). Белорусы – в основном от славян и литовцев.
Белорусы жили в лесах и болотах, поэтому этническое смешение было сравнительно небольшим: белорусы «по крови» ближе всех к предкам-славянам.


А с другой стороны мы черпаем из трех источников энергии, которые попадают на Землю и имеют совершенно различное значение.

Максимальное количество энергии, которое потребляет Земля, – это энергия Солнца, она создает возможность фотосинтеза…
Второй вид энергии – это энергия распада радиоактивных элементов внутри Земли… это явление оказывает на нас большое воздействие, но – локальное.
 Дело в том, что скопления урановых руд размещены не по всей Земле.
Есть такие пространства, где радиоактивность ничтожна, а есть такие места, где они близко подходят к поверхности, и поэтому воздействие этого вида энергии на живые организмы, в том числе людей, оказывается очень сильным.

И есть третий вид энергии, который мы получаем в виде небольших порций из космоса. Это какие-то пучки энергии приходящие из глубины Галактики, которые ударяют нашу Землю… обхватывая ее какой-то частью, и молниеносно производят свое энергетическое воздействие.

Этот последний вид космической энергии стал исследоваться совсем недавно.
 И поэтому те ученые, которые привыкли мыслить Землю как совершенно замкнутую систему, они не могут привыкнуть к тому, что мы живем не оторвано от всего мира, а внутри огромной Галактики, которая на нас воздействует так же, как воздействуют все другие факторы, определяющее развитие биосферы».

Когда же неудовлетворенные этим объяснением знакомые спрашивали Гумилёва: «Ну а все-таки, откуда берутся эти удивительные люди – пассионарии? В чем первопричина?», – он отвечал: «Воля Божья»…