Альманах По волнам нашей памяти. Ангелина Шохина

Александр Щербаков 5
Мое призвание – учитель.  Школа – вся моя жизнь.

(Автор Ангелина Черкашенинова (Шохина)

Вчера долго думала над предложением написать воспоминания для альманаха, посвященного 150-летию наших родных поселков – Херпучи и Оглонги.  Перебрала в памяти многие события из своей обыкновенной жизни. В эти годы сознаешь, что жизнь – это мгновение. Душа вроде бы молодая, а нет – силы уже не те.  Постараюсь рассказать о прожитой жизни в Приамгунье.  Для меня малая родина – это не только «край далекий с лесами и сопками», это мой родительский дом, детство, юность, первая любовь, дети, интересная работа, друзья, школа.
Итак, начну по порядку. Родилась я в 1934 году в небольшом, но красивом селе Серго-Михайловское, расположенном на правом берегу Амгуни. Я и сейчас вспоминаю то далекое время: мой родительский дом, небольшую малокомплектную школу, свою первую учительницу Лузину Анну Иосифовну, своих подружек, маму, папку, бабушку, свою сестренку Зою и братишку Юру. Папа был председателем рыболовецкого колхоза. Летом ловили рыбу, сдавали её государству, а мы, ребятишки, работали на полях, пололи картошку, окучивали её, а старшие косили сено для колхозных коров и лошадей, а во время путины вместе с мужчинами, которых осталась мало в эти военные годы, тянули сети, выпутывали из них рыбу, разделывали её, солили.
После окончание начальной школы отправили меня в Херпучи. В этот год интернат не работал, и нас троих: меня, Юру и Зою – устроили на квартиру.  У хозяев было трое своих детей, муж работал кузнецом, но эти люди были добрые, заботились о нас.

И вот мой первый день в школе.  Школа огромная, со светлыми большими окнами и просторными классами. Было три 5-х класса. Школа работала в две смены.  Я очень скучала по дому, но постепенно привыкла к режиму школы. Училась я хорошо. Нина Георгиевна Чипизубова, которая  вела русский язык и литературу, всегда хвалила меня, показывала мои тетради всему классу, говоря, вот как надо выполнять домашние задания.  Любила я уроки немецкого языка. Александра Степановна Щербакова уже в то время была строгой, но справедливой учительницей.

В 1947 году заработал интернат, и мы с Юрой (он учился в 8 классе, а Зоя после окончания семилетки поступила в Николаевское педагогическое училище) стали жить в интернате. Столовой в то время не было, и нас кормили в коридоре. Стоял большой стол, скамейки, и вот на этом большом столе ставили утром рыбу с картошкой, небольшой кусочек хлеба и чай. В обед подавали рыбный суп, а вечером толчёнку с рыбой.  Спали мы на деревянных кроватях, на которых лежали  матрасы, набитые соломой.  Всегда испытывали чувство голода, в школе не было завтраков, а уроки продолжались с 8-30 до 14 часов. И когда отменили карточки, мы собирали копейки и бегали в магазин, покупали хлеб и наедались им досыта.  Потом стали появляться кое-какие продукты: крупы, растительное масло, конфеты-липучки. Это было событие для всех нас. Кормить в интернате стали лучше.

В интернате было три комнаты, в двух из них жили девчонки, а в третьей  мальчишки. Жили мы дружно, не помню драк, разборок между детьми. Воспитателем была Рукавишникова Дарья Михайловна, добрая женщина, не имеющая педагогического образования, но умеющая находить нужные слова для каждого из нас. Она никогда не кричала, не ругалась, и, конечно, мы её уважали.

Когда я училась в 7 классе, директором школы стал Кадацкий Семен Пантелеймонович, сменивший Костина. Почему-то Костин мне особенно не запомнился.  А вот Кадацкий был оригинален. В школе была «железная» дисциплина: никто не мог прогулять урок, во время перемены в классе должен был быть только дежурный, а остальные по два человека ходили друг за другом по коридору. В интернат он являлся часов в 8. К этому времени мы были уже готовы: усаживались на кровати (табуреток и стульев в комнатах не было), брали книги в руки, и как будто  все готовились к урокам. Он, довольный, уходил к своей возлюбленной, а мы, радостные, выбегали на улицу.  Но оставался смотрящий, и если директор появлялся на дороге, ведущей на Седьмую линию, смотрящий кричал «Вассер» и все забегали в свои комнаты,  и наступала тишина.

На уроках Кадацкого, который вел химию, было еще интереснее. Он объяснял нам, читая учебник. Писал на доске химические реакции, но не мог уравнять, при этом говорил: «Это, дети, для вас как 12 часов темной ночи». И убегал к своей лошадке, которая была у него как у директора школы.  И спрашивал нас так: «Сейчас отвечает Глотов, приготовиться Вакуленко». И мы в это время лихорадочно читаем учебник.

Кадацкий каждый вечер делал обход по улицам. Не дай бог кому-то попасться ему на глаза. Запрещалось ходить на 9-ти часовой вечерний сеанс в кино. Как-то наши парни втихушку пошли на этот сеанс. Попались на глаза директору,  и тот их наказал следующим образом – заставил подстричься наголо.

В 10 классе направили к нам учителя химии Валентину Тимофеевну, выпускницу Горьковского института. Она пришла в ужас – мы ничего не знали по химии,  и пришлось ей учить химии, начиная с 7 класса. Мы были благодарны ей: на экзаменах не подвели её, все сдали на 4 и 5.

Еще хочется рассказать об Огае Апполонии Васильевиче, директоре школы.  Как директор он был неплохой. Проводилось в школе много всяких мероприятий, и художественная самодеятельность была  на уровне, но особенно спортивные мероприятия были праздником и для  родителей, и для учеников. На лыжах ходили все: была проложена лыжня, украшенная разноцветными флажками. И в выходные вся школа выходила на этот праздник.

Несколько слов об Огае – учителе. Вел он у нас историю. Это были нудные уроки. Его методика такова: один урок – 45 минут, спрашивал одного ученика. Следующий урок объяснял таким образом: открывал старые свои конспекты и нудным голосом читал нам, а мы слушали, зевая.

Хочется сказать о физруке школы Мизише, который был педагог с большой буквы. Сколько наших школьников выезжали на соревнования в район, в областной центр Николаевск-на-Амуре, и очень часто возвращались с победой. Светлая ему память.
Мастером своего дела была Занина Нина Михайловна. Она с 8 класса вела у нас алгебру, геометрию, тригонометрию, физику, астрономию.  Всегда в костюме, строгая, немногословная, требовательная, знающая пробелы каждого ученика.  Все её объяснения на уроках были понятны.

Вспоминаю Рогожину Таисию Васильевну – нашего классного руководителя. Мы её уважали, кроме уроков, она занималась с нами – репетировали отрывки из художественных произведений, учила нас выразительно декламировать. Вела она литературу.

Надо отдать должное профессионализму наших учителей. В 10 классе нас было 14 человек, 9 парней и 5 девушек. Многие ученики после 7 класса устраивались на работу, уезжали учиться в техникумы и ФЗО. До 10 класса дошли самые подготовленные и желающие получить полное среднее образование ученики.  Все успешно сдали выпускные экзамены и все затем получили высшее образование.  Многие парни стали военными. Все мы разлетелись по городам и весям.

Моя первая любовь Вакуленко Владимир закончил военное училище, затем в Ленинграде военную академию, защитил кандидатскую диссертацию и продолжил работать преподавателем в этой академии. Расстояние разлучило нас, но мы остались друзьями.  Он вместе со своим другом Виктором Глотовым не раз приезжали в Херпучи, были у нас в гостях. Я с Володей переписывалась, перезванивались, он подарил мне свою книгу с воспоминаниями о своей юности, о своей учебе. Витя Глотов был в гостях буквально за две недели до смерти Володи Вакуленко.
Вообще все выпускники Херпучинской средней школы 1949-1950-1951 годов  тоже не подвели своих учителей, и все получили высшее образование. Учились и в Горьком, и в Томске, и во Владивостоке, и в Ленинграде, и в Хабаровске.  Мой брат Юра закончил железнодорожный институт,  и всю жизнь проработал в управлении Дальневосточной железной дороги инженером по эксплуатации.

А теперь хочу рассказать о нашей школе и учителях, с которыми проработала вместе 42 года.

Закончила я педагогический институт в 1956 году и была направлена в Херпучинскую школу. Директором в это время был Синеговский.  Дали мне вести уроки в трех 8 классах дневной школы, и еще в 8 классе вечерней, которая в это время функционировала.  В классах дневной формы обучения было по 30 человек, а в вечерней – 16.  Не  скрою, трудно было начинать, были и слезы, и обиды. Завучем в это время была Аляева В.Н.; работали Муратова Р.З., Занина Н.М., Пугаченко М.Ф., Скоробогатая С.И., Пономарева Г.Д., Крайний Г.Д., Кокорина А.И., Щербакова А.С., Малинина Е.Д., Глотова Н.С. Это был костяк учительского коллектива, уже опытные педагоги.  Синеговский проводил педсоветы, которые длились до полуночи. Отчитывал учителей, придирался по пустякам, делал маленькие пакости, помню, к той же Аляевой В.Н.  Но вскоре его уволили, и директором стала Аляева Валентина Николаевна, женщина с характером, знавшая отлично методику преподавания предмета, сплотившая коллектив. Интересно проходили школьные вечера; она организовала школьный драмкружок, ставились отрывки из пьес Чехова, из поэмы Лермонтова «Демон», из романа Пушкина «Евгений Онегин». В школе было много молодых учителей, и директор организовывала всех желающих на прогулки в лес на лыжах, по вечерам катались на санках. Одним словом, не скучали в выходные дни. Весной проводились воскресники: белили клуб, работали на пилораме, мальчишки кололи дрова пожилым людям, осенью нас отправляли на уборку картофеля.

Помню, я была классным руководителем в 10 классе, а Александра Степановна Щербакова в 6-ом. Было это в 1960 году. Нас отправили на уборку картофеля в село Князево. Распределили ребятишек по квартирам, а мы с Александрой Степановной жили на квартире у Пенкиной З.М.  В один из дней двое мальчишек из её класса на оморочке поплыли  домой в Удинск. Телефонной связи между селами не было. Как переживала Щербакова, плакала, причитая: «Меня посадят. Что будет с мальчишками?», ходила по берегу. Я её успокаивала, как могла. Через 2 дня пришло сообщение из Удинска, что ребятишки добрались до дома.  С нас спало то напряжение, в котором мы находились все дни. 

В 1969 году Аляева В.Н. уехала в Тюменскую область, и директором школы стал Константин Иванович Щербаков.  Я уже была назначена заместителем директора по воспитательной работе. К этому времени в школе уже несколько лет работали молодые учителя Василенко Т.А., Веснина С.В., Земан И.В., Серебрякова В.И., Расщепкина А.А., вернулась на работу в школу Миминошвили А.Е. Это была моя учительница в 6 классе, которая вела уроки истории. Как было интересно на её уроках: она не садилась на стул, а весь урок ходила по классу и объясняла.  В те годы она была красивая, подтянутая, в туфельках, мы любовались ей.

При Константине Ивановиче я почувствовала, наконец, себя учителем, который что-то может достичь в профессии. Он был для меня Учителем с большой буквы.  Школа стала для меня вторым домом. Мы вместе с ним обсуждали планы, готовились к педсоветам, он посещал мои уроки. Я, конечно, старалась изо всех сил.  Константин Иванович видел и недочеты, но умел увидеть и положительные стороны,  и похвалить. Он сплотил коллектив, никаких склок, пересудов, опозданий на уроки не было.

Как сказал один из героев знаменитого кинофильма «Офицеры»: «Есть такая  профессия – Родину защищать».  Я считаю, что детей учить – это тоже одна из главных профессий. И очень рада, что могу вспомнить настоящих учителей, пользующихся авторитетом у учеников и их родителей, обладающих всеми качествами настоящего педагога, которые были моими коллегами по Херпучинской школе:

 Муратова Раиса Захаровна, всегда спокойная, требовательная к себе и ученикам. На её уроках всегда была рабочая обстановка,  и она всегда умела оказать помощь слабо-успевающим.

Серебрякова Вера Ивановна. Я всегда любила посещать её уроки. Как интересно был построен у неё урок: и работа с картой, и чтение отрывков из произведений, и фронтальный опрос учеников, и многое другое. Скучно не было на уроках её ученикам, так как каждый был втянут в процесс обучения. 

Много хороших слов можно сказать о Василенко Тамаре Андреевне и Маслаковой Александре Андреевне.  Они не только интересно проводили уроки, но и сделали вместе с учениками большое количество наглядных пособий в кабинеты физики и химии.

В школе в те время были пионерская и комсомольская организации. Тамара Матвеевна Чердак была лучшей пионервожатой из всех, кто работал в нашей школе в этой должности. Она была наделена талантом работать с детьми.

Я, как заместитель директора по воспитательной работе, курировала работу комсомольской организации. Не считаясь со временем, приходилось вечерами проводить заседания комитета комсомола, комсомольские собрания. Лучшими секретарями первичной организации ВЛКСМ в школе на моей памяти были Плаксина Н.Т. (сейчас она работает в поликлинике «Вивея» врачом-пульмонологом, врач высшей категории, а 3 года назад была главным врачом в госпитале УВД) и Винников  Александр. Он был хорошим помощником, умел убедительно выступать на собраниях, сам был активистом во всех делах. Я была уверена, что он будет руководящим работником. Талантливый был юноша. (Примечание редактора -  Александр Винников стал позднее губернатором Еврейской автономной области).

В 1993 году, когда я уже была на пенсии и не работала, раздался звонок из районного отдела народного образования.  Меня убедительно просили поработать завучем. Я вначале растерялась, но, подумав, согласилась. Мне трудно было расстаться с любимой школой, учительским коллективом, с учениками.  И я проработала завучем до 2003 года, когда окончательно ушла из стен родной школы в качестве учителя.  В эти годы директором школы была Любовь Антоновна Шаймухаметова, которую я считаю из всех директоров после Щербакова К.И. и Василенко Т.А. самым хорошим руководителем. С ней мне работать было легко. Она была награждена значком «Отличник народного просвещения».

Сейчас, с высоты прожитых лет, задумываюсь: «Что я достигла в жизни?».  Главное – проработала в школе 42 года. За это время из её стен вышло несколько тысяч учеников, в обучении и воспитании которых есть и мой вклад. Всё хорошее, что было в моей жизни, связано с моей школой. 24 июля 1974 года я была награждена знаком «Отличник народного просвещения».

Очень горько становится оттого, что сейчас в поселке все приходит в упадок.  Правда, акционерное общество «Полиметалл» отремонтировало школу, детский сад, больницу, построила спортзал, детскую площадку, в порядке содержится памятник участникам Великой Отечественной войны, появилось много новых магазинов. Но утратил прежнюю красоту поселок, много домов заброшенных, тротуаров уже нет, вдоль заборов растет полынь.  Прежней красавицы школы уже нет, на её месте стоит невысокая, хотя и двухэтажная школа.  Многие дома сгорели, в их числе клуб, интернат, старая больница, прииском, партком, столовая.  Я, пока позволяло здоровье и не так было трудно добираться, приезжала летом в Херпучи,  на свою малую родину. Иногда заходила в школу, но уже не испытывала чувство восторга.

Несколько лет назад нас, старых учителей, пригласили на встречу выпускников Херпучинской школы, которые собрались в Хабаровске.  Было очень приятно увидеть повзрослевших, пополневших, авторитетных работников разных профессий, работавших или продолжающих работать на высоких должностях.  Но не это главное. Все присутствующие состоялись как личности, стали хорошими людьми, родителями, бабушками и дедушками. И помогли им стать такими мы, учителя Херпучинской школы.