Ч. 184 И об этом тоже не писали

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/07/21/1224

Помимо Братского кладбища, существовало ещё много кладбищ в местах всех сражений Крымской войны, рядом с госпиталями для раненых и больных севастопольцев в различных городах Крыма и юга России.
 
Только в Севастополе и его окрестностях их насчитывалось 16, не считая отдельных захоронений. Но на сегодняшний день сохранилось лишь два – уже упоминавшееся Братское и военное еврейское кладбище в Панаиотовой балке на Северной стороне.

Некоторые исследователи утверждают, что там похоронены около пятисот евреев, матросов и солдат русской армии, но толком число погибших никто не знает.

Известно, что в русской армии и на флоте служили люди разных вероисповеданий, на национальность тогда не обращали внимания. Имела значение только вера.

Пресловутая пятая графа появилась только в советское время, более лицемерное и лживое, чем было царское. В царское время штаты военного и морского министерств предусматривали должности священнослужителей для исповедовавших различные религии: православных, католиков, протестантов, мусульман, иудеев.

При этом оказывалось давление на нижних чинов – евреев, чтобы заставить их перейти в православие. Иногда это удавалось. По этому поводу появилась поговорка: жид крещёный, что вор прощёный.

Но чаще люди проявляли стойкость и отстаивали свою веру. Во всяком случае, в начале Крымской войны только на флоте служили около тысячи двухсот матросов исповедовавших иудаизм.

Воевали и умирали русские и евреи вместе, а вот хоронили их раздельно, в соответствии с обычаями их религий, которые, впрочем, соблюдались далеко не всегда, а в зависимости от боевой обстановки.

В октябре 1864 года на братской могиле погибших воинов-евреев установили памятник, собранный на пожертвования еврейского населения. Часть средств внесли русские адмиралы, генералы и офицеры – участники Крымской войны.

Самое удивительное, что трёхгранный обелиск из белого мрамора сохранился до наших дней, пережил немецкую оккупацию Крыма, но пострадал после войны от рук отечественных вандалов во время «дела врачей» и борьбы с «безродными космополитами».
 
Антисемиты, демонстрируя свою верноподданность, выцарапывали надписи на памятнике, откалывали куски мрамора. Кто-то даже стрелял, чтобы сбить надпись на иврите, но сбил не всю, наверное, надоело трудиться.

Надпись на иврите и идентичная надпись на русском языке гласят: «Памяти еврейских солдат, павших за отечество при обороне Севастополя во время войны 1854 – 1855 г.г.».

Ни в каких советских справочниках и путеводителях этот памятник до недавнего времени вообще не упоминался, что неудивительно, принимая во внимание государственный антисемитизм в Советском Союзе.

Существовали ещё и мемориалы погибших солдат и офицеров союзных войск. 129 кладбищ оставили в Крыму только англичане, а ведь были ещё французские кладбища, к ним добавились турецкие, итальянские и солдат французского Иностранного легиона.

Крымская война оставила след в виде кладбищ  в различных турецких городах, где располагались турецкие, французские, английские и итальянские военные госпитали. Немало похоронено на них и русских солдат, матросов и офицеров, взятых ранеными в плен и проходивших в тех госпиталях лечение.

Павшим воинам сооружали памятники, а вот могилы солдатских жён и сестёр милосердия в большинстве своём остались безымянными. На некоторых крестах, впрочем, встречались иногда краткие надписи вроде: «Сестра милосердия Софья Барнес, умерла 4 апреля 1854 года».

Один только 1-й полк королевских драгун оставил на месте своего лагеря 13 женских могил, а сколько было таких полков!  Одна из сестёр милосердия, Алиса Блеквуд, вспоминала, что ей пришлось ухаживать в Скутари почти за пятьюстами больными женщинами, большинство из которых там же и скончалось.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/07/22/1664