Эффект сотой обезьяны

Гульмира Жамантикова
На японском острове Косима обитала колония диких обезьян, которых ученые кормили сладким картофелем (бататом), разбрасывая его по песку.

Обезьянам нравился батат, но не нравился песок на нем.

И вот однажды 18-месячная самка Имо обнаружила, что может решить эту проблему, вымыв батат.Она научила этому трюку других обезьян.

А когда все обезьяны в стае научились мыть батат, то жившие на близлежащих островах обезьяны вдруг, без какого бы то ни было внешнего побуждения, тоже начали мыть батат.

Учитывая то, что между ними не было абсолютно никакого контакта, объяснить этот феномен оказалось очень трудно.

В науке это явление получило название «эффект сотой обезьяны».

Как же объяснить этот феномен?

По мнению некоторых ученых, для того чтобы какая-то популяция (например, человечество) получила новую информацию или сделала какое-то открытие, необходима критическая масса особей (людей), которые искали бы ответ на поставленный вопрос.

Еще пример. Сто лет назад Джонни Вейсмюллер (будущий Тарзан в кино) проплыл дистанцию 100 метров кролем быстрее всех в мире — за 1 минуту 22 секунды, и стал чемпионом мира.

Проходит всего 50 лет, и 1 минута 22 секунды — это только второй юношеский разряд по плаванию.

Вы помните, как примерно десять лет назад молодежь училась кататься на сноуборде? Тогда все катались на лыжах, и сноуборд был в диковинку. Вставали на доску, даже имея уже навык катания на горных лыжах, долго и мучительно, с синяками и разбитыми боками. На третий или четвёртый день кое-как начинали спускаться.

А что сейчас? Посмотрите, прошло всего несколько лет, «сотая обезьянка» научилась кататься на борде.

Люди едут сами в первый же день! Почти сразу!

Значит, что-то произошло на полевом уровне?

Ведь физически человек не изменился нисколько.

В 1981 году вышла работа Руперта Шелдрейка, английского специалиста в области биохимии и биологии клетки, под названием «Новая наука жизни: гипотеза о формирующей причинности».

Шелдрейк выдвинул гипотезу о существовании морфогенетических полей (или М-полей).

По его мнению, помимо уже известных науке полей существуют невидимые структуры, которые формируют тела кристаллов, растений, животных и каким-то образом обусловливают их поведение.

Поле служит своего рода матрицей, которая формирует и регулирует каждую последующую единицу одного и того же типа.

Эти новые единицы настраиваются на уже имеющийся архетип, не ограниченный пространством и временем, или входят с ним в резонанс, а затем воспроизводят его.

Каждая новая единица, по мере формирования, в свою очередь усиливает М-поле, и таким образом устанавливается определённая «привычка».

 Эта теория распространяется на всё: от кристаллов до сложных живых организмов.

Как указывал Шелдрейк, его внимание к проблеме пробудила работа известного психолога из Гарварда Уильяма МакДугалла, выполненная в двадцатых годах прошлого века.

Учёный проводил эксперименты с крысами и обнаружил, что с каждым последующим поколением крысы всё успешнее могли находить выход из лабиринта.

Когда эксперименты были проверены в Шотландии и Австралии с неродственными линиями крыс, оказалось, что эта способность улучшилась у всех грызунов.

По теории Шелдрейка, нервная система человека также управляется М-полями, поэтому тот же принцип может быть применим и к человеку, что во многом помогло бы понять механизм усвоения навыков.

Как говорил сам Шелдрейк, некоторые аспекты гипотезы о формировании причинности напоминают элементы различных традиционных и оккультных систем, к примеру концепцию о наличии групповой души у каждого вида животных или теорию акашных (эфирных) записей.

Но что же это за поля и откуда они берутся?

Вот уже более 50 лет их природа продолжает оставаться загадкой, гипотетично и их существование. Подобно известным в физике полям, они связывают между собой сходные объекты в пространстве, но, сверх того, связывают их ещё и во времени.

Идея состоит в том, что морфо-генетические поля, которые формируют развивающиеся животные или растения, происходят от форм, существовавших прежде особей того же вида. Эмбрионы как бы «настраиваются» на них. Процесс такой настройки называется морфорезонансом.

Точно так же проявляется поле, организующее деятельность нервной системы животных того же вида: в своем инстинктивном поведении животные пользуются «банком памяти», или «совокупной памятью», своего вида.

Гипотеза Шелдрейка может объяснить случаи параллельных изобретений, интуитивного знания, возможность ускоренного обучения и развития, эффект «мозгового штурма».

Материя обладает тонкой структурой энергетических уровней, а назначение их до конца не понятно.

Всё это прямо указывает на существование неких естественных коммуникаций, приёмо-передающих каналов, виртуальной системы координат и т. п., которые, как мы предполагаем, свойственны всем клеткам и структурам живого организма.

Эти свойства жизненно необходимы материи, без них немыслимы развитие организмов, адаптация, и, возможно, видовая, родственная телепатическая избирательная связь, о которой говорит Шелдрейк.

Любой биологический объект в процессе жизнедеятельности генерирует сложную картину физических полей и излучений.

Их пространственно-временные характеристики несут важную информацию о состоянии органов и тканей человека.

Несомненно также их влияние на окружающий мир; вполне возможно и то, что они же служат тем материальным субстратом, который переносит мысли одних и внедряет их в сознание других.

Идея существования внеклеточных информационных структур была впервые высказана австрийским исследователем П. Вейсом в начале XX века.

Он предположил, что вокруг эмбриона, или зародыша, образуется некое поле, которое он назвал морфогенетическим.

Оно как бы лепит из клеточного материала отдельные органы и целые организмы, определяет последовательность их образования в пространстве и времени.Каждая клетка организма обладает индивидуальным морфогенетическим полем, которое несет в себе информацию обо всем организме и программу его развития.

Поля отдельных клеток объединяются в единое морфо-генетическое поле, которое обволакивает и пронизывает весь организм, находится в постоянной связи с каждой клеткой и управляет всеми операциями по формированию и функционированию как каждой клетки, так и всего организма в целом.

По этой концепции носителем наследственной информации является уже не ядро клетки, а ее морфо-генетическое поле, ДНК же только отражает информацию, которую несет поле.

Морфо-генетическое поле постоянно меняется, отражая динамику развития организма. Таким образом, концепция морфо-генетических полей строится на тезисе внеклеточной информации, причем предполагается «объемный» характер этого поля, поскольку оно должно охватывать все клетки организма.

Источник: https://taylash.livejournal.com/4741.html

Текст статьи приведен мной не полностью, так как дальнейшие интерпретации этого явления уже совсем никуда не годятся. Например, автор пишет: "...подобное поле рассматривается как производное от клеточных структур, а если клетки гибнут, то неминуемо должно исчезнуть и поле".

Поле не является "производным от клеточных структур". Само появление структур в материальном виде происходит благодаря полю. Каждый живой организм, клетка, любая система, способная к самоорганизации, является порождением этого единого поля, и своим развитием вносит вклад в развитие этого единого поля, как мы видим это на примере с обезьянами.

Можно предположить, что организмы, не способствующие развитию поля или представляющие угрозу для его развития, деградируют и вымирают, отбраковываются самим полем, а организмы, совершенствующие сознание, эффективно развиваются и образуют устойчивые виды. И в этом заключается главный закон самоорганизации в природе, известный нам как эволюционный закон.