Полосы из моей жизни. гл 1

Анатолий Лихачев
               
 1949-1955.Северо-Восточный Китай.Село Кудахан недалеко от города Хайлара.Наш дом.Комната и кухня.Дверь в сени обита по краям жгутами соломы от холода.Зимой, когда открываешь дверь,холод создает клубы пара.В комнате есть кровать,где спали
отец с мамой,кроватка где спал я и зыбка на пружине под потолком где спал брат.Я
родился в 1949 году,а до меня жила сестра Вера 1947 года рождения.Она заболела корью.Врач китаец сделал ей укол и ей стало легче.Но укол стоил дорого и мать решила деньги не тратить.Если бог дал жить,то будет жить.Но ночью отец проснулся
когда Вера заскребла по его спине и умерла.Ей было почти два года.Красивая девочкасо светлыми волосами.Я помню свою русскую бабушку Иулиану Максимовну.Она 1894 года рождения.У нее была младшая сестра 1903 года рождения.В 1917 году они с купеческим караваном переехали в Китай.Лет в 17 она вышла замуж за китайца.Когда моя бабушка увидела его,то воскликнула:
-Какой же он старый!Да наш отец его моложе!
После этого он возненавидел мою бабушку.На все праздники ее не приглашали,а только мою мать.Сестра бабушки прожила 95 лет.Умерла в Кургане.У нее было шестеро детей.Под старость лет ее муж потерял разум и терялся.Садился на любой транспорт и спрашивал как уехать в Китай.Так получилось,что и бабушка вышла замуж за пожилого китайца.Мать его любила,а свою мать не любила.Когда моей матери было 12 лет он бросил мою бабушку,а бабушка была тяжело больной.Пришлось матери в 12 лет работать у евреев.Мой дед был высокий для того времени,180 см.Работал кузнецом. Играл в азартные игры и был шулер.Он курил опиум.Мать говорила,что когда зайдешь в опиум курильню то все стены черные,а дым ужас какой.Мать приходила к нему в кузню.Он работу бросал,вел ее в харчовню,кормил и давал деньги.Мать его любила.Я как-то спросил мать:
-Мама,а китайцы красивые?
-Нет.Не видала красивого китайца.
-А твой отец был красивый?
-Да.
-Но он же китаец.Почему тогда он красивый?
-Потому что он мой отец.
Когда в Китай в 1945 году вошла Советская Армия,то мой дед для армии ковал детали
для ремонта техники.В благодарность когда войска уходили,то деду выдали золотом
большую сумму.Муж ее младшей сестры высказал:
-Лучше бы на эти деньги он купил для дочери и жены дом,чем приобрел публичное заведение.
Мать приходила к нему в заведение и ей было стыдно перед девками,потому что они
смеялись над ней.
Когда мать вышла замуж,то отдала свою мать в дом престарелых.Перед смертью бабушку выдали матери.Бабушка прожила недолго,но я помню,что она любила меня и
часто что-то рассказывала.Она умерла в 1952 году,когда мне не было еще четырех лет.Помню случай.Я и брат дети.Зима.Печь топится.Мы стоим на площадке перед плитой голые.Нам тепло.Брат начал танцевать.Мать стоит смеется.Брат споткнулся и
упал голой попкой на плиту.Мать его сразу же схватила на руки.Как быстро смех сменили слезы.Мы жили бедно.Помню я с братом часто дергали мать за юбку и кричали:
-Мама,кушать хочу.Мама,кушать хочу.                Перед первым уездом в СССР в 1955 году с нами стал жить дед китаец,который воспитывал моего отца.Родители отца умерли,когда отец был ребенком.Отца,его двух братьев и двух сестер забрали люди в свои семьи.Китаец который воспитывал отца,взял его как в работники.Отец помнит как еще ребенком через силу подавал
ему кирпичи когда тот что-то строил.Отца воспитатель часто бил и отец убегал от
него,бродяжничал с другими беспризорными детьми,но хозяин его находил.Когда отец подрос воспитатель отдал отца учиться парикмахером.Приезжал и забирал деньги,что отец заработал.Отец вспоминает как себя вели клиенты в парикмахерской:
-Если зайдет военный японец,то постригется,культурно расплатится и уйдет.Если же
придет китаец полицай,то ему все не так.А потом будет долго вертеться перед зеркалом,демонстрируя всякие позы,а сам на черта похож.При этом ничего не заплатит.Мать вспоминает,что когда пришла Советская Армия,то солдаты перестреляли
дворовых собак.Библиотеку Кривошеева у которого мать за деньги брала читать книги
растащили.Советские солдаты все были маленького роста,коренастые.Мать вспоминает и зверства японцев.Видела отрубленные головы выставленные на обозрение.Случаи были жуткие.Подведут человека к емкости где кипит смола и говорят,прыгай,прыгай. После того как отец женился,его воспитатель где-то жил.А пришел к нам в 70 лет,когда остался без жилья.Он болел туберкулезом и плевал кровью.Он спал на кухне возле промерзшей с изморосью стены.К нему относились плохо.Я помню как я с братом швыряли в него валенками.Он бегал за нами,а нам было весело.Родителей дома не было.Потом он сидел и плакал.
Перед уездом в СССР мать отказалась его брать с собой.Отцу говорила:
-Зачем он нам нужен в СССР.Пусть идет к тем бабам с которыми гулял в молодости.
Пусть они его и пригреют.
Дом перед уездом продали и дед остался на улице.