Странствие Елены

Леонид Корнейчук
 
                ( Дневник Елены)

Мне очень хочется покинуть деревню, где родилась.
Когда закончу школу, уеду навсегда в город, где надеюсь на лучшую жизнь
в городских условиях.
Мне не  будет жаль, что расстанусь с родным краем.
В деревне жизнь с каждым днем становятся хуже... Кроме болота и нищеты, да пьяниц, по дорогам бродящих, никого не встретишь. Тоска гложет, небо над мной грустное, тьма довлеет, пустые круги безрадостного существования...

Однажды, мачеха меня сильно побила. Мне пришлось убежать в созревшую кукурузу. После долгого пути в никуда, сильная усталость свалила меня на землю... Внезапно
я проснулась от прикосновения чей-то руки.
- Уйди от меня! - испуганно вскричала я.
- Не бойся, девочка моя! - наклонившись над мной, лицезрел выраженными глазами  агроном. - Скажи, кто тебя обидел? Отныне я буду тебя защищать. Никто не посмеет
к тебе прикоснуться! Сладкая моя, не бойся меня. 
- Я заблудилась... Сама не знаю куда пошла...
- Рубашку чистую положу под твою голову. И мы немного с тобой помечтаем.
- Сейчас мне пора поспешить домой выполнять работу!
- Домой пойдешь? А кто тебя там будет ждать?!  Злая рассерженная мачеха! Шлюха она! По чужим дворам мотается. У меня не один раз выпивала чарочку.
- Хм... А мне, что с того. Скоро уеду в южный город, когда закончу школу.
- Не торопись. Возьму тебя после школы к себе. Будем вместе за полями смотреть.
- Каждый день вижу болото! Спитые алкаши, бедное население.
- Бизнес будет у нас. В городе будем продавать наши урожаи.
- Сколько помню себя, доярки годами не получают зарплаты.
- На юг неизвестный уедет милое сердечко! Где сумрачные стены, помыслы людей иные, где нет белых журавлей, высоких трав разноцветных. Много лиц увидишь, но не будет больше тебе радости среди них.
- Люди хотят видеть лучшую жизнь. Жизнь людей в деревне не меняется.
- Дай-ка, моя девочка, твою ручку поглажу.
- В твоем взгляде молния коршуна! Ухватит цепко, только слезы успевай вытирать.
- Ничего от  тебя не возьму, а страх перед тобой покажу, - грозно ответил агроном.

В темной ночи, открыв глаза, я увидела маленькие звездочки на небе... Кажется, они весело мне улыбались... Страх сковал мое тело... Холод земли крадет мой угасающий пламень... Ветер стоном проходящий, уносит вдаль мою печаль...
Сколько прошло времени, когда потеряла сознание?

Открыв дверь дома, я тихо направилась к кровати...
- Ты где шляешься ночью?!
Мачеха стала будить меня своим недовольным кряхтением да осуждением.
- Такая теперь молодежь! Гулять, пить, да увиливать от работы.  А кто же на них будет пахать?
Проснувшись, отец ударил по стенке кровати.
- Да замолчишь ли ты?! Скоро утро, а мне надобно сено заготовить на зиму.

Тенью бабы Яги крадется ко мне ночью мачеха. Тихой поступью подходит к моей кровати старая карга и думку гадает да шепчет себе под нос тихие слова:
- Солнышко мое, спишь ли ты, моя хорошая?
- Еще как сплю, - ответила к придирчивой мачехе. - Сон видила, что у тебя скоро будут богатые женихи. Пойдут твои молодцы по деревням собирать былины, да писать
о тебе славные мемуары!
- Тише, тише, разбудишь моего мужа. Не болит ли чего у тебя?
- Ноги да руки дергаются от тяжелой работы.
- Спокойной ночи, моя красавица.    

Под утро я уснула. Проснувшись, услышала раздирающий вопль злой мачехи.
- Вот полюбуйся, мой несравненный муженек! Твою дочь обесчестили!   
Мачеха в истерике кружилась возле меня, изливая истеричные возгласы.
- Вот так гульнула твоя доченька - все платье в крови!
- Я потеряла сознание, ничего не помню...- оправдывалась я.
- А голову ты не потеряла?! Нет?
Отец несколько раз повернувшись на кровати, стукнул ногой об стенку:
- Отстань ты от нее!
- Ну как же, тебе жалко ее! А честь дочери кто будет отстаивать?!
- Где ты знаешь людей,  у которых есть честь?

Мой ум потемнел... Загнивающий дом, сарай на подпорках, ждет своего окончательного разрушения. Речная мельница приостановила свое бытие. Зеленый мох украшает оставленную временем мельницу, где долгие годы мололи на жерновах пшеницу. А между тем, горная вода в реке все бурлит, несмотря на переменчивость погоды, явственно занимая крутые берега, продолжая свой жизненный круговорот.
В вечных потоках,  рокот воды передает несравненную музыкальность своей души!
По ночам, приближаясь к реке, все явственнее слышу неумолимый шум воды - соединяющий прошлое, настоящее, будущее.

Иногда выбегает из своей мазанки одноглазый сосед Кузьма.
Он садится в кустах, наблюдая за моими неторопливыми действиями.
Чем могу утешить его мир, полного отчаянного одиночества? А ведь он тоже жаждет небольшого внимания. Природа в искушениях одна, проходящая в человеческих бесконечных удовлетворениях... Прихоти от человека никуда не исчезают. Эгоизм, ведущий к цели, у которой частица самоудовлетворения, даст человеку услышать неслыханные звуки приятных слов. Внутренние чувства будут сопровождать человека независимо от веры и места нахождения.

Однажды я опоздала на урок. Борис Петрович, учитель физики, дал знак остановиться возле классной доски и ехидно так спросил:
- Расскажи нам, Петрова, о всемирном тяготении.
Учитель пристально смотрит мне в глаза, и я путано рассказываю, что помнила из прошлого урока.
- Беру я камешек, и бросаю вверх... - я остановилась.
- Ну-ну, продолжайте дальше,- попросил учитель.
- Пролетев некоторое время, камень свалился на землю... - я опустила глаза.
После полного безмолвия внезапно в классе раздался оглушительный смех!
Впервые в жизни мне стало очень стыдно! Мои друзья просто издевательски смеялись над мной, как совершенно чужие. 
Ранимость детской души прибавила во мне горечь в неправильности сказанного слова. Любое пренебрежение ко мне вызывало во мне не просто досаду, а негодование к любому, кто пожелал над мной посмеяться.
- Надеюсь, вы нашли упавший камешек в спелой кукурузе? - учитель цинично сжал свои губы.
- Вы о чем,  Борис Петрович?
- В учительской вы напишете директору объяснительную о вашей встрече с взрослым человеком.
- Я не пойду никуда!..
- Тогда мы пригласим ваших родителей и расскажем о непристойном поведении с агрономом.
- Что?
- Сторож видел вас вдвоем! Он даже слыхал, как вы мило, с большим пристрастиям, рассказывали друг другу лирические стихи.
Вампиризм учителя достиг во мне невиданной величины. Ненависть моя к нему была подобно холодному айсбергу. В тоже время, незащищенность моего жалкого бытия была словно в кромешном аду, где круг горячего пепла окутывал меня.
В учительской не стали со мной церемониться. Директор школы попросил меня рассказать все, что случилось со мной.

Бегущие дни... Ожидания чудесного, необычного...
Мост над горной рекой - лучшее мое пристанище от серых однообразных дней.
Бурлящие потоки воды, сужаясь в горловине реки, передают мне захватывающую страсть  вечной природной стихии. Пусть вода услышит мою молитву, мои безмолвные чаяния, мою волю.

Однажды недалеко от меня внезапно послышался внезапный хруст ветки, и я увидела агронома.
- Я долго искал тебя! - он устремленно прыгал с камня на камень, словно на батуте, обходя крутой водоворот, - ты же понимаешь мое беспокойство?
- Не смей ко мне приближаться! - испугавшись, закричала я. - Ты есть - зверь!
- Не бойся,  девочка моя! Сладости тебе принес.
- В твоих сладостях: горечь и печаль! - крикнула я. - Видишь в моих руках камень! Размажу твою голову, не задумываясь!
- Девочка моя, ты еще совсем маленькая! - вкрадчиво говорил агроном, приближаясь ко мне. - Тебе следует успокоиться, а мне рассказать для тебя хорошие новости.
- Маленькая да удаленькая! - проговорила я с болью в душе, не забыв тех унижений, что пришлось вынести из-за него.
- Ну, вот видишь я рядом с тобой. Рука твоя дрожит. Дай мне твой камушек на память. 
- Мне страшно,..
- Не бойся! Все будет хорошо!.. - он взял у меня камень из руки и спрятал в карман штанов.
На мое счастье стоял на берегу с палкой в руках, одноглазый сосед Кузьма.
Он несколько раз ударил толстой палкой по стволу дерева.
- Негодяй! Тебе пощады не будет! - крикнул Кузьма. 
- У меня есть возможность лишить тебя второго глаза! - пригрозил агроном.   
- За сердце Елены отдам последний!
- Небось старик влюбился. Поздновато. Время твое прошло!
- У влюбленного сердца времени не существует!
- В заблуждениях много пороков, но больше в старчестве и несбыточных желаниях.
- Ценю все, что имею.
- Твоя гавань никому не интересна.
- Прийдет время, ты станешь на причал с грехами и пороками! А пока по-доброму отпусти на волю девушку! - и как ни странно, агроном меня отпустил, ничего мне не причинив. 

Мой путь продолжался вдоль реки. Сколько мне еще идти, я себе не представляла.
Зачем спрашивать себя, если чувствуешь, что твоя душа находиться в том месте, где тебе хорошо? Пусть быстротечная вода знает мой голос, мою молитву, разносит мою песнь по всей земле!

Сознание своей незащищенности в детстве  накладывает болезненные раны на всю жизнь. И нет никакой возможности в детские годы уйти от наваждений людского бытия. Прошлые зачатки доисторического существования человека оставили код дикой ущербности в приемах жажды, наживы, зла, манипулирования сознаниям.

Сцены,.. спектакли,.. мания величия...
С каждым днем извращенный  ум людского  бытия  будет прибавлять  много искусной игры,  новых постановок для достижения желаемых целей.
 
Море в конце лета спокойное.
Поселившись в номере, я  с утра бегу по пляжному песку навстречу восходящему солнцу. Душа моя ликует: полный штиль! Сколько свободы в пространстве между морем и небом!
Матрос-спасатель, свесив загорелые ноги на смотровой площадке, смотрит уставшими глазами на мой неторопливый бег:
- Ты сегодня одна гуляшь или с кем-то?
- Пока не решила, - я мельком взглянула на него.
- Может договоримся? Вечером покатаю на лодке. Ты увидишь красивые берега!

"Интересно, думаю я, -  сколько у этого ловеласа за лето было девушек? Уж слишком он слащавый!
Не будет  меня, будет другая. В доверчивых сердцах, оправдает ли соблазнитель  надежду молодых девушек?  А ведь многие поверят спасателю.  Чувства - сердцевина всего живого, ради чего все живое эволюционирует.
Все принадлежит блаженной любви! Такова ее природа. Когда-нибудь я буду принадлежать только одному человеку! И не будет тени сомнения в моей искренности. Мой избранник приблизится к раскрытым лепесткам моей души, словно к очаровательной розе, которая ждала своего часа.

Бросив полотенце на песок, я вошла в нежнейшую теплую воду... Какая благодать!
Сколько приятных ощущений передается в прикосновении с водой!
- Девушка!.. Вернитесь назад! Вы заплыли за красный буек! - слышу за спиной!   
Матрос-спасатель напряженно смотрит в мою сторону:
- Лодка моя в ангаре, а плыть до тебя далеко-о-о!
Кто бы сомневался,  соблазнитель, в твоей рациональности?
На берегу мое полотенце обступили со всех сторон отдыхающие.
- Люди добрые, дайте возможность пройти! - спешу я к своему месту, выйдя из воды.
Несколько женщин, выставив круглые животы в мою сторону и упершись кулаками в бока, поиграли перед мной мясистыми губами, словно на гармошке.
- Понаехали тут всякие! Работать надо, и меньше смотреть на матросов.
- Да я еще маленькая. В школу хожу, - попыталась я оправдаться.
- Подумайть только, она - школьница! Да ты выше меня в два раза!
- На турнике нужно по утрам подтягиваться, - съязвила я.
- Ну ты глянь! Она нам будет указывать, в какой печи испечь пирог?!
- Посмотреть  бы на вашу выпечку, да узнать, отчего ваши глаза не видят ног?
В этот момент подошел матрос - спасатель и объявил:
- Дамы! всем в море! Быстрее! Во время шторма я не работаю.

Волны...Запах йода... Цветовая  гамма переливов... Парящие белоснежные чайки над бирюзовыми волнами... Настырный глас чаек носился за плывущим катером с туристами.

На крутом подъеме от берега, находится кафе " Абу-абу". Низкие диваны из мягкой ткани. Столики с инкрустацией. Натуральные коврики. Я расслабляюсь на  диване, поглядывая  в даль голубого моря.
Юный узбек, улыбнувшись, вежливо мне  кланяется:
- Азиз, слушает вас.
- Принеси большой чайник зеленого чая, - прошу я.
- Что еще?
- Девушка у тебя есть? - удивляю его вопросом.
- Конечно. Она пасет овец в горах, а  мне велела собирать деньги на свадьбу. Хозяин мне мало платит. Может, уйду на Север на заработки.
- Там большие снега и морозы! А матроса-спасателя на пляже знаешь?
- Да, конечно. Утром сидит на вышке, а вечером ходит на промысел.
- Что за промысел? - интересуюсь.
- Рыбачить. Бродит вечерами с удочкой! Медсестра на пляже его обидела. Не стала приносить ему сметану из столовой. Он пишет доносы на ее начальнику пляжа.
А медсестра, что бы угодить своему начальнику, делает ежедневно ему массаж. 
 
Мне нравится вставать рано утром.
Раннее пробуждение дает много преимуществ. В просыпании чистая энергия тела идет на созидание будущих дел. Что для меня главное? Знать свою цель, ради которой путь всей жизни будет меня направлять  к совершению поставленной задачи. По пути задуманной  цели мне придется узнать  свои ошибки, недостатки, несовершенство.  Молитва будет моим живым источником, проводником, неустанным путеводителем по пути задуманного свершения. Мне следует научиться слышать неуловимый голос, который будет мне понятен после пробуждения. Многие годы мечта может  не сбываться, но при наличии умственных и подсознательных усилий желаемое свершается. Только неустанная  настойчивость приносит результаты!   

Ранним утром читаю молитву:
ЦарЮ  НебЕсный,
Властитель Всемогущий,
Сотворивший жизненное пространство.
Твой Престол созданный для усердных молитв, помощи для исправления моих ошибок.
И есть в ТебЕ все и останется на веки вечными. И будет  Твой посев Животворящий в вечности, не знающий времени. И будет Совершенство Твое в прекрасном.
ОсветИ мой ум и помыслы светом разума. БлажЕн, кто испОлнит волю Твою.

После школы мой путь открыт для осуществления мечты.
Жизнь в городе открывает массу новых впечатлений.
На мне простая одежда, истоптанные каблуки. Мне порой стыдно за себя.
Одна знакомая дворничиха моих родителей предложила пожить временно у нее.
Работу себе я нашла у богатого предпринимателя. На его даче живут пожилые родители.
Мне приходится убирать ночные горшки, готовить еду, ухаживать за большой территорией усадьбы.

Мой путь возвращения с дачи в город пролегает мимо воинской части.
Дежурный солдат со всей старательностью открывает металлические двери для въезда и  выезда  военных машин:
- Девушка, может познакомимся? - он широко мне улыбается.
 Как пройти мимо, не поздоровавшись? Надо остановиться, немного поговорить.
- Сколько еще тебе, солдатик, служить? - спрашиваю я.
- А не уйдешь, тогда честно  скажу. Девушка меня ждет больше года.
- После армии женишься, конечно?
- На сразу. Хочу немного погулять, - честно признался он.
Солдат повеселел. Его глаза загорелись искренностью теплой встречи.
Скука однообразной армейской службы всегда живет будущей надеждой.
- После армии куда пойдешь работать?
- Прошлое время определяет мое будущее. После судостроительного училища меня послали работать в трюм корабля. Там мне пришлось увидеть настоящую адскую работу.
- Посмотрите, вам махнул офицер из части! - заметила я. - Он стоит на проходной.
- Это капитан Руднев. Он меня достал! Выслуживается в части до очередной звездочки. Всегда неожиданно появляется.
- Сержант Морозов, ко мне! - приказывал ему капитан. - Отставить!.. Четкий шаг! Выше ногу!
- Слушаю вас, товарищ капитан!
- В данное время товарищ сержант  вы нарушаете устав воинской службы! - строго выговаривал ему офицер.
- Девочка по дороге заблудилась. Указывал путь. - оправдывался солдат.
- Наряд вне очереди!    

После деревенского бытия я впервые невольно прикоснулась армейской жизни.
Полоса неприязни прошла между мной и капитаном. Военный образ армейской жизни был несколько иной в моем сознании, нежели могла себе представить.
- Товарищ капитан, вы не имеете права его наказывать! - заявила я, заступившись
за солдатика.
- Девочка, поищи дорогу в других местах, а здесь объект государственной важности! К тому же, ваш вид мне не особенно нравится, - капитан строго посмотрел на меня.   
Впервые в жизни я разразилась плачем  перед офицером.
Резко повернувшись, я быстро побежала прочь.
Капитан побежал за мной вдогонку. Догнав, он схватил меня за руку. 
- Что вам нужно от меня? Отпустите руку! Мне больно! - заверещала я.
- А вот и не отпущу!
- На вас в суд подам! Тогда вашей карьере наступит конец! - пыталась я вырваться.
- Подавай!..  Мне все безразлично!.. - он продолжал меня удерживать.
- А солдата наказывать вам тоже безразлично! Понимаю вас: хотите полковником стать. - я старалась на него не смотреть.
- Напротив, желаю уехать в Краснодарский край, к родителям.
- Да отпустите же руку! Не бойтесь, не побегу! - он отпустил, и я ему показала руку: - Видите какой синяк вы мне сделали?
- Вы слишком быстро бегаете! - произнес он несколько виновато. 
- Не быстрее вас! - сердито ответила я. 
- Можно вас проводить? - неожиданно предложил он. 
Что я могла сказать капитану? Рассказывать о своей жизни мне не хотелось.
Да и зачем? Уйти быстрее, забыть все, что было, - вот что хотелось.
- Проводить? - усмехнулась я. - Да нет, не надо. Мой парень меня ждет.
- Неправда. Никакой парень вас не ждет. Да и кто на вас посмотрит?
- Зачем вы меня унижаете? - возмутилась я. Вы - ничтожество! Убирайтесь!.
- Мне кажется я вас начинаю ревновать...
- Ревнуйте лучше свою жену.
- Мне было бы непозволительно вас удерживать, зная, что в доме меня ждет семья.
- Отпустите меня,.. пожалуйста! - я посмотрела на него.   
Капитан глядел в мои глаза умоляющим взглядом.
Его боль все настойчивее проникала в меня. Мой язык не повернулся говорить
о нашем возрасте. Некоторое замешательство помешало моему желание убежать от настойчивого преследователя.
- В нашу часть требуется официантка в кафе. Я предлагаю вам на ее место. - он простительно смотрел на меня. - У вас будут хорошие льготы и зарплата. Вам не понадобится долгое оформление. Буду оказывать помощь при любых затруднениях.   
 
Уже неделю я стараюсь не проходить  возле воинской части, избегая случайной встречи с капитаном. Думаю, у Руднева мимолетнее влечение быстро пройдет, и он все забудет.
Однажды я допоздна задержалась на даче. Возвращаясь поздно ночью, я решила сократить путь, пройдя мимо воинской части. Неожиданно тень человека стала на моем пути. Леденящий холод страха окутал мое сердце.
- Что вам нужно от меня?..  Мне надо домой... - пролепетала я.
Не бойтесь, Леночка, это я! - услышала я знакомый голос, и мой страх перешел в возмущение.
- Капитан, это вы? Как вы меня напугали! Зачем вы меня караулите? Отстаньте от меня!  Вы мне,.. вы!.. - Мне от всей души хотелось ему нагрубить, сказать неприятные слова!
- Пожалуйста, не причиняйте мне боль... - в голосе капитана звучала мольба.
- Думаете мне все просто? Зачем вы остановились в первый раз возле сержанта? Зачем мне было увидеть вас? Злой рок повис над мной. Без вас  мне нет никакого смысла дальше жить.         

Впервые в жизни мне стало жалко капитана. А что дальше делать? Смириться?
У капитана Руднева своя карьера, свои амбициозные планы. А что у меня? И никакого карьерного роста!  Только учиться. А где найти деньги на учебу? Кажется, надежда моя словно красная нить будет вести меня по лабиринтам жизненных испытаний.  Безволие не украсит мой путь. Необходимы правильные действия с моей стороны. Конечно, свою  судьбу не угадаешь, но под лежащий  камень вода не течет.
Тогда почему же моя дорога проходит там, где служит Руднев? За военного я никогда не мечтала выйти замуж. В их службе они не вольны управлять своей судьбой и мотаются часто с места на место: сегодня здесь, а завтра там.

В одной из встреч, так сказать, на перекрестке моей судьбы, капитан Руднев пригласил меня в гости.
Военный городок, где он жил, состоял из пятиэтажных домов, построенных в Советское время.
Капитан открыл мне дверь в темном коридоре, сразу предупредив:
- Прошу вас простить меня за некоторые неудобства.
Мы стесняясь друг друга, стояли за круглым большим столом.
Я заметила, что капитан был смущен. Вероятно, он боялся испортить наши отношения.
- Предлагаю  выпить за нашу встречу по бокалу шампанского, - предложил Руднев.
Шампанское из полных бокалов перелилось на белоснежную узорную ткань, где находилась  фотография красивой девушки.
- Какая симпатичная девушка! Наверное, ваша невеста? - робкие слова сошли с моих губ.
Капитан подошел к окну. Несколько минут между нами прошло тягостное молчание.
- Можно сказать, это - бывшая моя жена.
- Извините, но меня распирает женское любопытство.
- Хорошо, я расскажу вкратце о ней. - он повернулся ко мне лицом. - Она работала в нашей воинской части, и так случилось, что влюбилась в солдата..  Постепенно она влюбилась в солдата, который помогал ей в кафе. Мне не один раз докладывали о непристойном поведении моей жены.  Все только об этом и говорили... Служба для меня становилась невыносимой. Командир части Говоров решил перевести меня в другую часть, но, вскоре жена уехала на родину солдата, когда тот  закончил службу, а меня пока оставили здесь.
В дверях стоял тот самый служащий, который пожелал со мной впервые познакомиться.
Сержант в замешательстве посмотрел на меня, затем встал по стойке смирно перед капитаном:
- Товарищ капитан! Вас срочно вызывает командир части Говоров!
На следующее утро мне позвонил Руднев:
- Командир Говоров дал вам добро на работу в кафе.

Однажды в кафе зашел командир части Говоров.
Строгий, подтянутый, высокого роста, он, нет глядя в мою сторону неторопливо шагал по залу. Затем остановился рядом со мной.
- Вам все нравится у нас? - спросил полковник после некоторого молчания.
- Да, совсем не плохо. Спасибо! - и, потупив взор, спросила: - Вам что-нибудь принести?
Говоров сел за столик и заказал кофе. Через пару минут заказ был выполнен.
Спустя минуту мне пришло осмысление того, что в армейской службе необходимо отвечать со всей уверенностью и четкостью. Ударение  любого слова может повлиять на мою работу. В каждой работе необходим опыт, а он находится в борьбе за выживание. Пусть всегда моим проводником будет наученный опыт, который будет уверенным и достойным.
Командир неторопливо и задумчиво пил кофе.
- Вам принести еще кофе? - спросила я, подойдя к нему.
- Не, спасибо! Вы наверное слыхали, что у нас здесь произошло? - спустя минуту спросил Говоров.
- Слышала, но не хочу об этом думать?
- Вы ничего плохого не подумайте, но завтра у вас есть возможность поехать с нами    на рыбалку, а у меня - показать вам красивые места.   
Меня словно обожгло кипятком. Отказаться, значит быть в немилости командира.
Ведь именно Говоров дал добро на  мое трудоустройство. Ловчить нет смысла.
Сначала полковник будет находить причины для любезностей, затем мне прийдется сыграть спектакль, притворяться. Великий Промысел отвел мне маленькую роль, где я  должна сыграть не по своей воле. А может, мне уйти из воинской части? И моей игры больше не будет? Похоже, что по воле свыше, судьба моя предопределена.

Вечером,  после службы, в кафе неожиданно зашел капитан Руднев.
Как никогда, он был серьезен задумчив. Я поспешила к нему.
- Что-то случилось? - спросила тихим голосом.
- Нет, малышка, все нормально! - улыбнулся он, но улыбка получилась какая-то грустная.
- Хочешь подам тебе хорошее кофе? - предложила я, чувствуя, что капитан что-то скрывает. - Может быть скажешь, что происходит?
- Похоже, что Говоров хочет от меня избавиться, - признался он.
- Откуда ты взял? - я не могла этому верить.
- Сорока на хвосте принесла, - он попытался пошутить.
- Да чушь все это! Веришь всяким сплетням, - улыбнулась я.   
- Нет, не чушь. Он готовить втихаря мои документы в другую воинскую часть.
Это сообщил мне мой товарищ из секретной части.
- Какой кошмар!  Этот  Говоров хочет завтра взять меня на озеро. Мне что-то не по себе, - призналась я.
- Поезжай, развейся... Ничего, переживем... Ведь финиш когда - нибудь наступит.
- Что за мрачные мысли у тебя, капитан! - мне казалось, что два огня подошли ко мне очень близко. 
- Возможно, командир части не желает повторение прежней ситуации, - размышлял Руднев.
- Кто знает, верно, приглянулась ему молоденькая официантка, и он решил своего шанса не упустить. Должность позволяет ему манипулировать младшими по званию, да и дорожить своей честью. Сейчас мои мысли об отпуске.
- Не думаю, что ты захочешь в Грузию вернуться.
- Не знаю, но письма обещаю тебе писать.
 
Найдя место под тенистым деревом, и спрятавшись от посторонних глаз, я с интересом 
наблюдала  за проведением армейской службы на строевом плацу.
Капитан Руднев стоял напротив роты и делал перекличку. После переклички началась маршировка солдат по плацу.
«Почему не дали солдатам отдохнуть после ужина?» - подумала я, созерцая, как  взводы уставших солдат маршировали друг за другом.
- Выше ногу! Раз-два! Песню запе-вать! Взвод!.. На месте!..  Шаго-ом марш! - все чаще  звучали приказы старших сержантов. 
На строевом плацу я узнала сержанта Морозова. Он неторопливо шел за взводом,  поглядывая на уставших солдат:
- Взво-од, равняйсь! На месте раз-два, раз-два! Ногу выше! Взво-од, стой! Слушать мою команду! - сержант Морозов пронизывающим взглядом смотрел на солдат. - После  обеда рядовой Серов отлучился без разрешения в магазин. После отбоя наряд рядовому  Серову - Вымыть пол второго этажа  казармы! К двенадцати часам ночи мой белый платок будет свидетелем чистоты пола. Не слышу, рядовой солдат, ответа!
- Товарищ старший сержант!  Есть наряд вне очереди!

На следующий день рядовой Серов забежал ко мне в кафе.
Вероятно, ему хотелось моего утешения...
- Вас опять накажут! Вам какао налить?
По щекам солдата потекли слезы:
- Мне жить не хочется... Я больше ничего не хочу... Мне очень жаль свою мать... Я все уже решил.
Услышав такое я не могла остаться равнодушной.
- Ну, что ты такое говоришь? Вот именно, о матери подумай! Каково ей будет? А теперь беги в свой взвод! Скорей беги! Я тебя умоляю! Очень тебя прошу:беги! Все пройдет, вот увидишь. Ты должен выстоять!

Постепенно ситуация над мной стала довлеть. Каждый день вижу на плацу построение отделений, взводов, рот. Там царит жесткая беспрекословная дисциплина!
Однажды, проходя мимо плаца увидала, каким образом сержант может переходить грани воинской службы.
Он молча проходил мимо молодых, стоявших в шеренге, солдат и каждому пристально всматривался в глаза. Похоже, он желал удовлетворить свои звериные  чувства в угоду своим амбициям. Армейский устав позволяет такие нормы нарушать. Сколько раз нужно на плацу ногу солдату выше поднять? Много. Очень много! Или песню запевать?
- Рядовой Сергеев! Ко мне! Равняйсь!  Шаго-ом м-марш! Оставить! Повторить! Выше ногу! Стой! На месте! Шаг-ом  м-марш!
Сколько времени понадобится  сержанту издеваться над молодым солдатом? Есть ли такое положение в уставе? Рядовой солдат об этом никогда не напишет своим родным.
Каждый день вся нечеловечная муштра будет повторятся неустанно! 

Однажды я увидела, как заместитель командира части, проходя по территории,  остановил солдата, спешившего в столовую:
- Рядовой Перемешало, ко мне! - окликнул он солдата. - Вы прошли территорию в не положенном месте!
- Товарищ подполковник, - стал тот оправдываться, - здесь камни и песок. И многие тут ходят.
- Смир-но, рядовой Перемешало! - замкомандира стал осматривать его с головы до ног. - Почему  ремень опущенный?.. Сапоги не чищенные!.. Два наряда  гауптвахты!
- Есть товарищ командующий! - солдат отдал ему честь.
- За командующего только один наряд! Будем надеяться, что твое пророчество сбудется, - улыбнулся замкомандира.
- Есть, товарищ подполковник! - повеселел солдатик. 
- Рядовой Перемешало! Три наряда! Шаго-ом марш к месту назначения!

Они разошлись в разные стороны, а мне было и смешно, и грустно от увиденного.
Что это было? Не знаю. Солдат спешил на обед, подполковник вероятно скучал от однообразной службы. Уставы... Дисциплина...  Приказы... В этом треугольнике кроется лишь малая вершина айсберга, где солдат после демобилизации, вряд ли будет рассказывать, как после отбоя, старослужащие набрасывали ему на голову одеяло и были кулаками, ногами, пока он не попросит пощады или совсем не утихнет.
Родители никогда не узнает, что во время ночных вождений механик-водитель, сидя на башне танка, будет жестоко бить сапогом по голове молодого водителя.

Сегодня вновь ко мне прибежал солдат Серов. Я завела его в место, скрытое от посторонних глаз.
- Ты отпросился? - с тревогой спросила я.
- Все сделал по уставу, не беспокойся! - кивнул он головой. 
- Надеюсь, у тебя  все в порядке?
- Да, пережил. Сейчас немного легче.
- Ты Перемешало знаешь? - я посмотрела не него.
- Есть такой. Ищет любую провинность, чтоб избежать плаца.
- Так на гауптвахте ничего хорошего! - удивилась я.
- Он привык, - усмехнулся Серов и засобирался. - Пойду я, сестренка. Мне пора.
- Может, какао? - опомнилась я.
- Потом как-нибудь. Уже две недели болит желудок, - пожаловался он.
- Почему не сходишь в медсанчасть?
- Да у нас в роте у каждого или гастрит или язва. Подают неприятного запаха жиры,
а нам очень хочется кушать. Сегодня ночью меня били: дембель обиделся, что не подал на обед ему ложки.

После долгих дней отсутствия ко мне в кафе зашел капитан Руднев.
Казалось, прошла вечность, как он не приходил. Неужели обиделся? И за что? Все мои мысли были о нем, о его жизни. Жить одному в гарнизоне довольно скучно, если не грустно. Каждый офицер в городке живут надеждой, что в скором времени получит перевод в хорошее место. Долгие годы жизнь офицеров проходит в однообразии  рутинной службы.
Руднев молча стоял у окна, поглядывая в сторону строевого плаца.
- Ждешь отправление в другую часть? - я первая нарушила молчание.
- Не знаю, как сказать. Тебе этого очень хочется? - он пристально посмотрел в мои глаза.
- Неужели ты меня ревнуешь к высшему руководству? - усмехнулась я.
- А то нет! Что я для тебя значу? Ничего! Пустое место! А он конечно командир, полковник с хорошей зарплатой, - выплескивал капитан свою горечь. - Да и квартира у него лучше. Вот и оставайся с ним! Больше не буду тебе мешать.
- Дорогой мой, ты о чем? - я прильнула к нему. - Ради тебя я пришла работать
в эту кафешку!.. Только, чтоб с тобой быть рядом!.. Видеть тебя каждый день!
- Твое место теперь на пикниках, озерах, реках! Теперь ты блистаешь в военной части! - Руднев продолжал выражать свою ревность.
- Клянусь тебе! - я уже не знала, как доказать ему свою любовь. - Я только тебе верна! Я чиста перед Господом.
- Я не верю тебе! Ты мне лжешь! У тебя здесь пасутся молодые солдаты!
В это время  дверь кафе открылась, и появился командир части Говоров:
- Не помешал? - проговорил он, увидев нас вместе в возбужденном состоянии.
Я сразу отпрянула от капитана и поспешила к командиру части.   
Мои чувства были в полной растерянности. Воздух сдавил мое горло. Ссора могла быть услышана командующим части. Сейчас может наступить развязка. Больше я всего боялась  за Руднева: из-за меня он оказался в немилости у Говорова!  Мне можно принять любое положение вещей, не опасаясь за дальнейший ход событий, тем более увольнение с работы, но как быть моему капитану?
Говоров молча и неторопливо пил кофе.
О чем он подумал, увидев нас двоих? Мысли мои смешались, словно рой пчел возле гнезда. Неужели сейчас наступит развязка?
- Жена пошла к доктору, чтобы сделать укол от инфекции, - Говоров вдруг сжал кулак, - А врач  потребовал за услугу заплатить. В этом городе одни кругом взятки!.. Как  здесь служить?! Мы словно здесь заложники. Вы думаете, я не жду от министерства перевода? Дисциплина в воинской части хромает! Дедовщина мне комом в горле стоит!  Младшие офицеры умалчивают о том, что происходит в казармах после отбоя. Капитан Руднев! Что происходит в вашей роте? Почему солдаты ходят в магазин без разрешения?  Дошло до того, что солдаты бегают в самоволку, сигая через забор.
- Товарищ командир части! Разрешите доложить! - Руднев строевым шагом подошел к полковнику.
- Отставить! У нас вся такая порочная система. Солдаты получают плохую еду, плохо отапливаются в зимнее время казармы и дома. Ночью возле каждого солдата дежурного офицера не поставишь... Необходимо создать нормальные условия для службы. Техники много стоит в парке, а денег нет на самое необходимое. Что касается вас, товарищ капитан и вашей дружбы с Еленой, то это дело ваших личных отношений. Очень не желаю видеть повторение ситуации, которая произошла, капитан Руднев, с бывшей вашей женой.   
- Товарищ командир части! Разрешите приступить к службе!
- Ожидайте учений, а ваш перевод, товарищ капитан, в другую часть подождет.

Так или иначе, рутинная служба двух военнослужащих на моем пути 
судьбы,  вызывает при встрече с ними, мою гордость за их безупречную службу,
а с другой стороны,  каждодневные обстоятельства довлели над мной независимо от  званий и должностей Руднева и Говорова. И каждый из них хоть как-то приближался ко мне, не рассказывая о трудностях, военной службы, но желая немного женского тепла и человеческого отношения.  В воинской части не принято рассказывать
о личных трудностях, тем более о семейных. Служить долгие годы в одном
гарнизоне - не позавидуешь офицеру.

После работы, закрыв кафе, я возвращаюсь в военный городок.
Мне дали небольшую комнату, где проходит мое обитание среди серых пятиэтажных домов. По пути редко встретишь жену офицера. Рядом находятся очень большие дома грузинских семей. В городе не увидишь женщину-грузинку за прилавком. Проходя по улицам вечернего города, вижу тоскливые лица молодых девушек, которые долгими часами смотрят в окно... Для девушек не принято вечерами выходить  на улицу. Такова их жизнь: всегда быть в кругу семьи или жить в одиночестве.

В один из солнечных дней, подойдя к месту работы, я увидела огромнейшее пламя за забором воинской части.  Пламя охватило большой одноэтажный дом. Люди бежали с ведрами к горящему дому! Пожарная  машина не приезжала... Соседи спешили в горящий дом, вытаскивая все самое ценное и необходимое. Впервые в жизни я увидела с какими богатствами живут люди: бесчисленное количество шкатулок от мала до велика, горы разного хрусталя, свертки денег, украшения, картины, дорогая мебель.
Пламя стремительно вырывалось из окон. Вокруг огромнейшего пламени суетились люди
с душераздирающими криками и обуреваемые страхом. Искренняя помощь близких людей не могла противостоять разбушевавшейся стихии. Огонь был неумолим и беспощаден!  За минуты он уносил в пепел все, что было нажито за долгие годы. 
Людской страх, суета смешались с  отчаянностью  погасить неумолимое пламя...

Наконец, у меня отпуск. На железнодорожной станции Гори беру билет в сторону родных мест.
Не знаю, вернусь ли на прежнее место работы. В отпуске мне необходимо все переосмыслить, понять свое предназначение в жизни. Моя жизнь по-прежнему свободна.
Обязательств на себя не брала. Хочу возвратиться в те края, где мне всегда было хорошо.
Зачем менять самые сокровенные любимые места на другие? Пусть горные реки будут  для нового прыжка в будущее, а сила гор будет для меня лучшим отдыхом!               

Я не думала, что мои чувства к Рудневу будут так глубоки, и я буду о нем тосковать. Я написала сначала одно, потом другое, и вот пишу третье письмо своему капитану.

"Дорогой Мирослав! Как долго от тебя нет весточки! Что думать, не знаю... Неужели позабыл меня? Ты же говорил, что будешь мне писать письма. Суровая зима застала меня в горах. Помнишь, ты обещал, что поженимся мы весной? Из дому я никуда не выхожу. Дороги вокруг замело. В доме есть сушенные фрукты. Варю компоты. До конца метелей мне хватит картошки. Денег осталось только на хлеб. Целыми днями занимаюсь вязанием, шитьем. Утром долго лежу в постели c мыслями о тебе...  Дров мало, приходиться экономить.  В редкие дни, когда дорогу расчистят,- иду в храм, который открывают по большим праздникам. Становлюсь на колени и молюсь за тебя, мой дорогой.
Моя судьба с тобой навеки. Ты всегда меня ревновал к солдатам, но ведь ты знал, что я у тебя единственная. Ты приедешь ко мне весной, и мы с тобой обвенчаемся в храме. Ведь ты сам говорил, что мы будем вместе как на Земле так и на Небесах.
Уже месяц, как не приходит почтальон и не приносит от тебя писем, но я надежду не теряю. Весной в наших горах очень красиво.
Думаю, тебе понравится. Командиру части сообщила о своем намерении не возвращаться на работу. Не хочу видеть и знать о его отношении ко мне... Многие ко мне тянутся, но ты у меня один-единственный на свете. Чем ближе к весне, тем дольше   тянутся дни. Как я желаю слышать твои долгожданные, усталые шаги под окном!..
Ко мне в сад иногда прилетают сойки. Птицы очень пугливые, осторожные.
Поклюют зернышки и опят улетают. Вспоминаешь ли ты меня иногда? Ведь ты проходил каждый день мимо моей работы и смотрел зорко в окна.
Приезжай поскорее! Целую. Твоя Елена."

Сегодня солнечно. Снегопад  прекратился. Вижу в окне, как медленно через снежные завалы к моему дому пробирается почтальон. Боже! Какое счастье! Он держит в руках конверт! Но почему он так медленно идет?.. Казалось целая вечность проходит...
- Хозяюшка, вы дома? Вам письмо из воинской части.
- Почему так долго вас не было?
- Только сегодня почта прибыла.
В моих руках долгожданное письмо. Я очень волнуюсь перед чтением, не зная, что в нем написано...

"Уважаемая Елена, сообщаем  вам, что вовремя учебных стрельбищ был ранен в голову капитан Руднев. Через несколько часов,  глядя на вашу  фотографию, он произнес последнее слово «Не плачь!»

                Командир воинской  части Говоров".