Мать Лариса Жашкова, Псюрниченко Сергей Григорьеви

Светлана Герасимова Голова
МАТУШКА ЛАРИСА

Господи благослови!
Девяностолетний ангел; высушенная временем, невысокая старица в черном, которую мы с Еленой под обе руки вели к метро ВДНХ, чтобы она только по милости Божьей, не своими силами, добралась до Новоспасского мужского монастыря, - вот такой предстала мне воскресным утром, было 15.07.2018 года, матушка Лариса.
Начинается ранняя служба в Тихвинском храме, возле которого мы повстречали черноризицу. Семь утра. Ясно.
- Смотрите, какое небо синее! Молитесь, чтобы и душа ваша была такой же чистой, - обращается она к нам, - надо всегда улыбаться, всему радоваться, - не просто поучает, но и показывает она, как стоит улыбаться.
Вечером того же дня (18-30) она встречает меня у своего подъезда, сказав, что привечает не хлебом и солью, но молитвой и любовью. Мы поднимаемся. Сказав: «Мир дому сему», - и я повторяю за ней, она вводит меня в свой молитвенный дом-келью, что на Корчагина, угощает голубикой и рассказывает:
- Я счастливый человек.
Вот мой сын Сережа (06.05.1953–01.06.2013), - указывает она на фотографию. (Матушка зазвала меня в гости, чтобы, с Божьей помощью, мы написали статью о ее сыне. Потом я поняла, что она мечтает даже о книге).
- Скажи, чтобы женщины не убивали детей в утробе! Священников убивают, тружеников, ученых, - они все нужны Богу! В детях наша спасение!
Я понесла Сережу от случайной встречи, но для Бога нет случайного. Благодать Божья все очищает – никого не бойся – Отец Небесный все пошлет. Аминь.
Еще скажи, чтобы женщины не торопились спать с тем, кого не знают. Я последняя грешница! А как меня Господь помиловал! Отец моего птенчика учился в институте на строителя. Мы оказались в общей компании, и он выбрал меня. И вот ночью я ощутила не что-то похотливое, но как, подобно цветку, матка раскрылась, и я поняла: произошло.
Сродники стали донимать меня:
- Ты без мужа зачала! Какой позор! Иди сделай аборт.
По малодушию я пошла в больницу. Меня подготовили к операции – и назавтра все должно было произойти. Но накануне снится мне сон: стою я на берегу речки, на кочке. Весна – река вокруг широкая. Серый грязный лед. Руки сложила вот так, словно младенца держу, но реально – лежит на них, ближе к плечу, лишь мужская шапочка, и садится на нее птенчик, глажу его – иду с птенчиком, а лед все тоньше, тоньше, а дальше – чистая вода. Некуда идти. Птенчик слетел с моих рук – и так мне стало его жалко! Вдруг чувствую – зашевелился младенец. И просыпаюсь с ощущением, что живое во мне, что буду рожать. Пусть расстреляют, пусть что хотят делают – только рожать.
А врачи угрожают: - Столько анализов! Ложись под нож! – А родственники: - Позор!
- Для вас позор, а для меня радость, - отвечаю.
И вот рождается у меня на святого Георгия Победоносца мальчик красивый, как принц.
Веду его в детский сад, а он плачет, не хочет расставаться, да и у меня, кроме птенчика – никого. Любя его, я полюбила Бога и весь мир.
Затем – армия. А Господь и в грешных отношениях сохранил для меня чистую материнскую любовь. Учился. И везде его хвалили. Каюсь, в храм его не водила. Но мое чувство ему передавалось – я уже в те времена стала думать о Боге. Я активная была: спорт, кинематограф, - все интересно. Но спасение только в Боге. Ради любви к сыну я всегда была с Богом. Под конец сын работал в министерстве. Матушка показывает мне его удостоверение: «Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Псюрниченко Сергей Григорьевич, начальник отдела Управления».
Первого июня, как его не стало, пошла в храм – нашла своего любимого духовника, настоятеля Новоспасского мужского монастыря. Все Господь! А батюшка мне и говорит: - Я не могу быть духовником. Духовник тот – кто может умереть за тебя, я только пастырь. «Ме!» - заблудилась овца, а я ее прутиком назад, в стадо.
Собянин распорядился дать для захоронения сына место рядом с домом матери, то есть на погосте Тихвинского храма. А там были свободны два места. Могильщики роют, а я думаю: лягу рядом.
Невестка ради большей легкости оформления наследства попросила, чтобы я отказалась от своей доли – и я исполнила ее просьбу, ибо она обещала отдать мне положенную половину, но не отдала. Бог с ней – для них счастье в деньгах – для меня в Боге. Зато у меня появилась крестная дочка – у нее было море проблем, а теперь она через меня слушается Божьего совета, и дела в ее семействе наладились, а у нее ведь пятеро детей – а все есть, достаток, дача. И дети ее удачно поступили в институты. Главное, выбирая профессию, решить, что будешь служить Богу – и ничего не бояться. Господь поможет добиться цели. Вот одна дочка решила лечить животных – и пусть лечит во славу Божью, другая … - и матушка увлеченно наполняет рассказ подробностями, которые уже выветрились из моей памяти.
Господь из Савла сделал меня Павлом, - продолжает матушка. Господь из великих грешников делает себе друзей. – Как я счастлива, что пришла в монастырь. Будем с Богом – и Господь нас преобразит. Надо чаще себя спрашивать, кто мы, ради чего живем, чего хотим.
– Вечной жизни в любви с Богом. Вечно любить. Вечно.
А если нас мучат, будем молиться: - Спаси их, Боже! Не ведают, что творят! Упование мое - Отец! Прибежище мое - Сын! Покров мой - Дух Святой. Троица Святая – слава Тебе! Аминь!
И великий пример для меня – род Романовых. Господь пожертвовал Единородным Сыном, который молился за распинавших: - Прости их, Боже, ибо не ведают, что творят!
Как не ведают и те, что делают аборты.


Я родилась 10.08.1927, и родилась с дефектом – с лишней кишкой. Пища не переваривалась, боли. Стонала, ныла, надоедала всем в детстве. Вот мои домашние и стали молиться, чтобы я поскорей умерла. А умерла моя младшая сестричка – а я живу. И Господь сказал: - Она будет жить столько, сколько я хочу. В библейские времена народ жил по 1500  лет, а сейчас из-за греха живем не более 150, да и то, если пребываем в Боге и с Богом. Ни с кем не спорим. Господь один управляет жизнью.
Кто со мной дружит – мои духовные дети – одни становятся монахами, другие – епископами. Не через меня: я – пища червей, поношение людей, пыль под ногами идущих, - но через Бога.
Когда у тебя кто спросит совета – направь в храм – там человек найдет советчика, а сама молчи. Кто мы такие, чтобы советовать?
Потом была война – ели очистки. Но я не знала, что такое грусть. Слава Богу за все. Муж пил. Мне советовали: - Ты бы бросила, - а я в ответ:
- Сама выбрала – сама буду терпеть.
Помню, бил он меня раз на улице – и я простила ему. Мне нужно было претерпеть. Однажды мы поссорились, чувствую, что все вокруг чужие. Вот я и взмолилась: - Господи! Не хочу я такой жизни, не моя она. Возьми меня отсюда! Боже, дай мне умереть! И Господь услышал мою молитву и забрал тех, кто меня окружал – все за полтора года отошли ко Господу, даже домашние собачки – все меня оставили. (И матушка подводит меня к фото черной остроухонькой псицы, цирковой, занимавшей хозяйке место у выхода после всех дублей…)
Но как бы мы ни ссорились, душа болела за мужа. Была я на работе – на съемках, а на сердце беспокойство. Отпросилась – прихожу домой, а он напился таблеток, и уже при смерти (1985), и говорил мне:
- Я не видел таких, как ты. Ты любила меня. Теперь всем служи (это потому, что при нашей совместной жизни я всем помогала). Ты для всех, - перед смертью он отдал мне все свои сбережения на книжке.
Вызываю скорую – врач предупреждает:
- Тяжелый случай. Один из ста, что выживет.
Сын навестил отчима в больнице и узнал, что его не спасли, но мне не сказал. Приехали мы вместе проведать больного – и только тогда все поняла.
Теперь я свободна ото всех. Хотела попробовать свои силы как актриса – и Господь дал мне такую возможность. Стала заниматься спортом, моржевать. Господь пошлет нам все нужное. Познакомилась с режиссерами.
И вот в руках у матушки является открытка с росчерком Нахабцева-младшего, который пишет:
- Дорогой, талантливой, замечательной актрисе Жашковой Лидии Павловне с пожеланием дальнейших творческих успехов, чистоты, света и радости! Вы – уникальный человек. Актриса не по профессии, а по призванию. Будьте счастливы. С уважением…» - и далее подпись Владимира Нахабцева и дата «03.01.1985». Матушка вспоминает его слова: - Вам не надо учиться – вы актриса от Бога!
Матушка работала во ВГИКе, в посвященной ему книге на разных страницах подписи и добрые пожелания Медынского С., лауреата ленинской премии: «Дорогой Лидии!», Л. Дыко: «Лидии Павловне от Лидии Павловны на добрую память. 04.04.1990», Т. Лобова: «Лидии Павловне от доцента Тамары Лобовой. 19.IV.1990».
- Пока я работала во ВГИКе, один из студентов снял обо мне фильм (о спорте и кинематографе и многом другом в моей жизни), но я дала его посмотреть – и мне не вернули.
На форзаце репринтного переиздания знаменитой книги «Юности честное зерцало» (М. 1990, 15 р.), - умещающейся на ладошке, а желтоватый цвет страниц имитирует старину, - читаем: «Лидии Павловне, вечно юной обаятельнейшей женщине и человеку, в память о двух содеянных в творческом союзе фильмах «Проверка Самохина» и «Убить Скорпиона», а также с поздравлением в начале новой духовной жизни. 22.03.91».
- Я там по стенкам лазаю, но это не столь важно – важен процесс, - комментирует матушка.
Она показывает мне различные документы. Вот справка киностудии им. М.Горького от 16.01.91№ 13: «Артистке Жашковой Л.П. присвоена тарифная категория актера второй категории. Ставка 17 рублей», - за подписью начальника актерского отделе С.Николаева.
Однажды приглашают меня сниматься в фильме «Три сестры» по Чехову. Прихожу, а мой духовник молится обо мне, чтобы выбрала Бога, а не славу – мне же интересно, что за предложение. Оказалось, приглашали меня сыграть не одну из сестер, а няню: - Ох, стара же я! – сказала я в ответ, печалясь, - и отказалась от роли. А меня уговаривают, обещают деньги, известность, уверяют, что весь мир увидит фильм, а я не соглашаюсь, прихожу к своему батюшке и сообщаю, что выбрала Бога.
А в 1991 году пришла в Новоспасский монастырь. И меня приняли в него, хотя он и мужской. Владыку укоряли – ходили слухи, что я его женщина. Он же отвечал, что мать Ларису Господь привел – таких он не выгоняет.
Мои послушания были – сад, огород да оградка. Это сейчас монастырь ухожен, а в 90-е годы храмы, полуразрушенные, запустевшие, только начали возвращать Церкви. Словом, стою переживаю: монастырь как проходной двор! Нежен забор! Молюсь, чтобы Господь помог. А мимо идут парни, да и говорят: - А мы как раз оградки ставим. Покажи эскизы – пусть тебя благословят.
Пришла к главному инженеру, чтобы он показал эскизы настоятелю. И тот посмотрел и говорит: - Подходит вот этот эскиз. А матушка пусть соберет деньги на оградку. - И стала я собирать средства. Соберу на одну часть ограды – одну и поставят. Соберу на десять – поставят десять.
А ты мужу не перечь, не считай себя разумной. Как скажет – так и делай. Все, что есть в монастыре, – это послушание. И ты относить к мужу, как главному инженеру.
Итак, в 1991 году я поступила в монастырь. Порой мне бывало горько, что настоятеля укоряли, кого, мол, привел. И владыка Алексий утешал меня:
- Лидия! Приходи на праздник.
Пришла и не смею глаз поднять да вокруг посмотреть. Сижу и плачу, закрыв глаза: «Какая же я великая грешница». Открываю – а передо мной блюдо с клубникой стоит. – Это настоятель передо мной велел поставить. А потом начала братия петь за столом церковные песнопения, и Владыченька поет, а мне все кажется, что он для меня поет, чтобы утешить.
Когда я болела, он подарил мне двух птичек. Сидят в клетке два шоколадных голубка – один побольше, это сам Владыченька, а другой поменьше – это я. Когда же Владыченька заболел – больший голубок начал таять, уменьшался постепенно, а в день кончины – растаял, так что и следа от него никакого не осталось – один дух.
А мой голубок с тех пор стал белеть – вот он стоит до сих пор и от грехов очищается, - указала мне матушка на белого шоколадного голубка в клеточке.
Оставил меня Владыченька Богу – и Господь меня через него до сих пор хранит. И никого не нужно бояться. В Царстве Небесном нет ни женского пола, ни мужского.
В свое время одел меня Владыченько и в монашеское, а на кого благословил – я не слышала (матушка туга на ухо) – и осталась я просто: раба Божия.
Не мое сердце принадлежит людям, - делится она самым сокровенным, - но через мое сердце Господь меняет людей. Господь посылает меня в Сочи. Из-за болезней – не могу там жить летом. Но нашла на юге близких по духу людей (добавлю, что, узнав, что матушка живет одна, я предложила ей переехать к нам, чтобы получить уход– на что она ответила, что за ней так уже поухаживали, что она сбежала) – и Господь благословил меня пробыть на юге с сентября по май. Духовно близкие люди мне говорят: - Ты Богом нам послана. Слушаем тебя – сердце тает. Отче! Мы не ведаем, что творим! В мире Божий Дух борется с падшим. Господь победит. Падший морочит нам голову! Настоящий мужчина только тот – кто ведет своих детей в храм. У меня будет послушание в Сочи – к нам будут приходить девушки, которые хотят стать женами священников. Мы будем их учить. Обещала поделиться всем, что знаю. Но что я знаю? Я ничего не могу – все Господь.
Вот так и сейчас – то, что не удается мне самой сказать тебе, пусть скажет Святитель Игнатий Брянчанинов, - с этими словами матушка дарит мне на прощание том его избранных трудов «Солнце на закате», продолжая: - Когда ко мне заходят гости – я смотрю на человека – и Господь говорит мне, кому что подарить. Покупаю книги – и раздариваю. Всем дарю книги.
Надо всегда улыбаться. Через улыбку благодать вселяется. А святитель Игнатий очень помогает – он Последний из Великих, Святой наших дней, писавший для нас. Нужно все сверять с ним: правильно ли я себя веду, правильно ли мыслю. Даже когда священник проповедует, он может что-то добавить от себя. А что Господь хочет нам внушить – то тебе святитель Игнатий скажет.
Лариса Белинская.
16.07.2018.

В начале сентября 2019 г. почила матушка Лариса.
Ее отпевали в Тихвинском храме в селе Алексеевском и положили рядом с сыном. Наверное, перед ее кончиной растаял и второй шоколадный голубок в клетке, подаренной матушке настоятелем Новоспасского монастыря Алексием.
1.10.2019.