233 На ДМБ и гражданку Товсь! 03 мая 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

233. На ДМБ и гражданку "Товсь!". 03 мая 1973 года.

Сводка погоды: Балтийск, четверг 3 мая 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 2.0°C тепла, средняя: плюс 7.5°C тепла, макс.: плюс 12.5°C тепла, 0.3 мм осадков, временами слабый дождь.

В четверг 3 мая 1973 года в 05:30 без "фанфар" и традиционного марша "Прощание славянки" по короткому трапу-сходням БПК "Свирепый" дробно простучали подкованные каблуки "ДМБовских хромачей" и все двенадцать ДМБовских годков героической "покраскоманды". Они, весело гогоча и подкидывая в воздух бескозырки, в сопровождении лейтенанта В.Г. Бочковского поспешили на вокзал ещё сонного Балтийска, чтобы успеть на свои поезда и самолёты. Провожали ребят, одетых в парадную форму №3, старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников, замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, дежурный офицер по кораблю, дежурный мичман по низам, старшина вахтенный у трапа, трое-четверо "корешей" уходящих. Оставшиеся ДМБовские годки, которых задержали ввиду "особой их надобности" на корабле или в качестве наказания "платы за непослушание". Был, был такой вид "мести", когда ДМБовских годков задерживали на корабле либо "до после майских праздников" (весной), либо "до белых мух" (зимой).

Я был категорически против такого "изуверского наказания" ДМБовских годков, потому что оно было не добрым, не справедливым, озлобляющим и никакого "воспитательного эффекта" не имело. Через год в ноябре 1974 года я тоже по мстительной прихоти второго нашего замполита капитан-лейтенанта А.В. Мерзлякова буду ждать приказа "сойти с корабля в запас" не до праздника Великого Октября (7 ноября), а гораздо позже - 12 ноября 1974 года.

В этот первый майский трудовой день в 09:00 прозвучала команда «Корабль к бою и походу приготовить» и началась срочная предпоходовая подготовка корабля к выходу в море, беготня, возня, мельтешение лиц, слов, команд, рапортов, ругани... Кончался наш отдых после учений и сборпохода КПУГ 128-й БРК 12-2 ДиРК ДКБФ и начинался новый, возможно, конечный этап сдачи экипажем БПК "Свирепый" элементов курсовой задачи "К-2". Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров и командование бригады и дивизии ракетных кораблей спешили подготовить корабль и экипаж к выходу на первую БС. Боевая подготовка корабля и экипажа осложнялась тем, что по срокам службы мы должны были принять молодое пополнение и за оставшееся время до выхода на БС (боевую службу) так подготовить салаг, чтобы быть полностью уверенными в море (самоуверенность море не прощает).

Каждый корабль, находящийся боевом строю в военной гавани ВМБ Балтийск имеет "объявленную готовность к походу". Для БПК "Свирепый" время готовности выйти в море ограничивалось получасом, чтобы успели прибыть на корабль все офицеры и мичманы, находящиеся в увольнении по домам в семьях, чтобы были получены все необходимые припасы, оперативные сводки, карты, сведения и боевой приказ на выход в море. Все корабли, имеющие "объявленную готовность к походу" должны были содержать корпус, оружие и технические средства корабля в исправности и пополнять по мере расходования запасы, которые должны соответствовать установленным нормам.

Пока командир БПК "Свирепый" находился в штабе 128-й БПК 125-й ДиРК ДКБФ и получал приказ-задачу, старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников и командиры боевых частей поспешно развернули подготовительную работу по приведению оружия, технических средств и личного состава к решению поставленных задач и безаварийному походу в море. Оставшиеся (обиженные) ДМБовские годки призыва весна-лето 1970 года почти не участвовали в общих авральных делах и заботах, предоставив это дело своим сменщикам-годкам призыва осень-зима 1970 года. Насмешками и "зубоскальными" замечаниями они "подзуживали" своих сменщиков и те старались укрепить свой авторитет "усиленным командованием подчинёнными". При этом некоторые подгодки (старшины и матросы призыва весна-лето 1971 года) уже активно "огрызались", проявляли непослушание, сопротивлялись, "показывали характер". Увы, такова обстановка на корабле бывает всегда в момент сезонной смены "доминирующих самцов" в мужском коллективе...

Однако общий порядок подготовки корабля к походу осуществлялся строго по Корабельному уставу ВМФ СССР, наставлениям, корабельным расписаниям, инструкциям по эксплуатации оружия, технических средств и оборудования. Прибыл командир корабля и события приобрели осмысленный и упорядоченный характер: Евгений Петрович Назаров сразу же:
- установил порядок выполнения поставленной задачи с учётом обстановки на переходе и определил необходимые мероприятия по подготовке корабля и личного состава к решению поставленной задачи и безаварийному плаванию;
- поставил задачи боевым частям и службам по подготовке к походу;
- потребовал от старпома, чтобы тот организовал отработку запланированных мероприятий по подготовке корабля к походу и контроль за ходом и качеством их выполнения.

Старший помощник командира корабля капитан-лейтенант А.А. Сальников тут же достал с вой знаменитый планшет, на котором была схема, алгоритм и все необходимые расчёты подготовки корабля к походу и выполнению поставленной на поход задачи, а штурман, командир БЧ-1, старший лейтенант Г.Ф. Печкуров вместе с командиром корабля тут же начал прокладку курса БПК "Свирепый" по полученному боевому заданию. Все эти привычные предпоходовые дела я видел своими глазами, потому что искал встречи с замполитом, который в это время находился вместе с командиром корабля, старпомом и штурманом в ходовой рубке. Увы, теперь я не стоял вахту рулевым, поэтому только наблюдал за всем происходящим со стороны, запоминал, вдыхал запах, вбирал в себя виды, звуки и атмосферу подготовки корабля к выходу в море...

В это время повсеместно на корабле шла его активная подготовка к выходу в море и отовсюду (со всех мест и боевых постов) поступали на ходовой мостик доклады:
- "Проведена проверка состояния и герметичности корпуса корабля, надстроек, верхней палубы, водонепроницаемых переборок, дверей, люков, грибков и шахт вентиляции" (осмотр водолазами подводной части корпуса корабля, забортной арматуры, рулей, винтов, обтекателей и т.д. в этот раз не проводился);
- "Проведена проверка исправности якорного, буксирного и грузоподъемных устройств, устройства для приёма (передачи) жидких и твёрдых грузов в море, такелажа, леерного ограждения, штормовых лееров и сеток";
- "Проведён осмотр технических средств и вооружения корабля, выверка и согласование приборов и определение их поправок, замер физических полей корабля";
- "Проведена проверка наличия и исправности аварийно-спасательного имущества, противопожарных и водоотливных средств и систем, коллективных и индивидуальных спасательных средств, состояния и укомплектованности катеров и шлюпок табельным имуществом и снабжением";
- "Проведён приём топлива, воды, боеприпасов, продовольствия и расходных материалов до установленных норм, проверка качества принятых запасов, размещение и крепление грузов на верхней палубе и в помещениях корабля".

После получения докладов, крайним докладом командиру корабля был доклад старпома капитан-лейтенанта А.А. Сальникова: "Корабль для контрольного выхода в море для проверки исправности оружия и технических средств и подготовленности личного состава к решению поставленной задачи и обеспечению безаварийного плавания готов!".

Если кто-то из читателей думает, что вся подготовка корабля к выходу в море состоит из одних только дежурных команд и ритуальных докладов, то он или они ошибаются. Пока запускаются двигатели, моторы, турбины, включаются насосы, генераторы, приборы управления, приводятся в движение и проверяется работа машин и механизмов, почти полторы сотни офицеров, мичманов, старшин и матросов выполняют строго определённые инструкциями движения, действия, совершают поступки, проявляя своё профессиональное мастерство, знания, опыт и выучку. Именно в эти моменты запуска и придания жизни сложнейшему механизму-организму - боевому кораблю - проявляется истинная подготовка личного состава экипажа корабля:
- специальная и тактическая подготовка офицеров в соответствии с поставленными кораблю задачами;
- выполнение необходимых расчётов по использованию в походе боевых и технических средств корабля;
- составление предварительной прокладки, проекта боевого маневрирования, графика освещенности, набор откорректированных карт и пособий по маршруту похода и т.д.;
- изучение по маршруту перехода морского театра боевых действий (учебно-боевых упражнение), средств навигационно-гидрографического обеспечения, международных правил плавания в проливах, границ территориальных вод, специальных зон, запретных и опасных районов, силуэтов кораблей и самолетов, опознавательных знаков и флагов иностранных государств;
- тренировки и учения по подготовке личного состава к выполнению поставленной задачи и безаварийной эксплуатации оружия и технических средств в предстоящих условиях плавания.

Получив от командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова в устной форме приказ по боевой (учебно-боевой) задаче, командиры боевых частей выполняют свои обязанности по подготовке своих заведований к бою и походу:
- планируют задачи боевой подготовки личного состава БЧ на период похода, определяют составы групп и команд и обеспечивают применение мер безопасности;
- составляют план воспитательной работы на поход, организацию информирования личного состава боевой части о текущих событиях обстановки в районе похода и действиях корабля, проверяют наличие и исправность необходимых средств обеспечения мер безопасности;
- проверяют подготовленность личного состава боевых частей на ГКП (главном командном посту), боевых постов зрительного и технического наблюдения к надежному обеспечению управления кораблем при плавании в малую видимость, в узкости и в районах оживлённого судоходства;
- проверяют подготовленность своих заведований и команд к приёму (передаче) жидких и твёрдых грузов в море, буксировке, а также спасению человека, упавшего за борт;
- согласовывают с командиром БЧ-1 (штурманом корабля) организацию навигационного и гидрографического обеспечения на переходе морем (штурман и командир БЧ-4 обеспечивают приём по радио НАВИМ и НАВИП, прогнозов погоды и синоптических карт);
- отрабатывают и согласовывают с командиром корабля и старпомом распорядок дня на поход в соответствии с поставленными задачами, условиями плавания, климатом и местными условиями;
- проверяют готовность обмундирования и инвентарного имущества личного состава своих боевых частей в зависимости от климатических условий района плавания;

Кроме этого в период подготовки корабля к походу в море тщательно проверяется организация водоснабжения корабля (порядок подачи питьевой и мытьевой воды, обеспечение помывки личного состава и стирки белья), работа продпищеблока корабля (камбуза и столовой), медблока (лазарета) и санузлов (гальюнов и фановой системы). Для каждого мероприятия, включенного в план-график старпома по подготовке корабля к походу в море, были установлены: время выполнения, метод отработки и ответственный исполнитель. Капитан-лейтенант А.А. Сальников очень гордился своим образцовым план-графиком, педантично и строго следило за точностью его соблюдения всеми и "всями"...

В это время командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, тоже по своему план-графику и по своей "методе", усиленно и споро работал над постановкой задач боевым частям и службам БПК "Свирепый". При постановке конкретных задач командир корабля давал точные и чёткие указания своим помощникам, заместителю командира по политической части капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину, командирам боевых частей и начальникам служб, дежурному по кораблю, который с момента съемки с якоря становился вахтенным офицером. Командир корабля давал указания:
- о сроках и объёме подготовки личного состава экипажа корабля, оружия и технических средств для успешного решения поставленной задачи и безаварийного плавания;
- о производстве необходимых расчётов по использованию в походе оружия и технических средств, количестве и видах запасов (грузов), подлежащих приёму на корабль;
- об организации обеспечении обороны и защиты корабля на переходе морем, порядке использования средств связи и наблюдения;
- о направленности воспитательной и политической работы при подготовке к походу и в походе;
- о дополнительных мероприятиях по подготовке к походу в условиях узкости, малой видимости, шторма и т.д., по приёму (передаче) топлива и грузов в море и т.п.;
- о поддержании внешнего вида, жилых и служебных помещений корабля в надлежащем порядке.

Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров и старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников практически постоянно и одновременно (по своим планам-графикам) получали доклады командиров боевых частей и начальников служб, отслеживали по корабельному хронометру время исполнения приказов, команд и указаний, ставили "галочки" отметок в своих рабочих книжках или писали свои "закорючки" замечаний. Все необходимые тактические расчёты и прокладку курса корабля Евгений Петрович Назаров проверял сам лично, также как старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников, с разрешения командира корабля, тоже лично проверял готовность личного состава, оружия и технических средств к решению поставленной кораблю учебной или боевой задачи и безаварийному плаванию.

Наш первый старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников любил организовывать ("строить") офицерский состав БПК "Свирепый" по выполнению необходимых тактических и специальных расчётов, непосредственно руководил подготовкой корабля к походу, но редко сам готовил личный состав экипажа корабля к решению поставленной задачи - это дело было в ведении командира корабля и командиров боевых частей. Старпом больше отрабатывал взаимодействие боевых частей и служб, организацию обороны и защиты корабля, приём (передачу) топлива, воды и грузов в море, проверял состояние оружия и технических средств, приём и размещение запасов (грузов) на корабле.

Наш первый корабельный заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин отвечал за организацию и проведение партийно-политической работе на корабле, за воспитание личного состава экипажа БПК "Свирепый", направлял и нацеливал нас на успешную подготовку корабля к выполнению поставленной задачи и безаварийному плаванию, хотя мы и так знали, что корабль к походу в море надо готовить "по-настоящему", а не фиктивно. Так что старания Дмитрия Васильевича и его напоминания, "догляд" и "сование носа куда не следует" вызывали либо добрую усмешку, либо досаду, либо откровенное раздражение. Моряки БПК "Свирепый" считали Д.В. Бородавкина не совсем морским офицером, потому что он не нёс вахту вахтенным офицером на ходовом мостике, поэтому он считался "пассажиром", а вместе с ним, моим непосредственны начальником, и я...

Однако всему есть своё начало и свой конец, то есть окончание... По окончании предпоходовой подготовки корабля к походу командиры боевых частей и начальники служб доложили либо лично, так как присутствовали на ГКП (главный командный пункт), либо по КГС (корабельная громкоговорящая связь) старшему помощнику командира корабля капитан-лейтенанту А.А. Сальникову, а он - командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову о состоянии и готовности корабельного оружия и технических средств, о готовности личного состава боевых частей и корабля к выполнению поставленных задач, о видах и количестве принятых запасов (грузов) и т.д. После этих докладов, командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров объявляет необходимую готовность к походу: часовую, получасовую, пятнадцатиминутную или пятиминутную. Длительность готовности корабля к выходу в море и походу зависит от состояния ГЭУ и времени, необходимого для того, чтобы дать ход винтам корабля. А вообще, готовность корабля к походу определяется временем, в течение которого с момента получения приказа (боевого задания) он может сняться с якоря, бочки или швартовов...

Окончательное приготовление корабля к выходу в мо¬ре производится по команде и сигналу «Корабль к бою и походу приготовить». Тут уже непосредственно и одновременно весь личный состав экипажа корабля "в строгом соответствии с корабельным расписанием и графиком приготовления к бою и походу непосредственно вводит в действие все виды заведований, машины, механизмы, оборудование и приборы, необходимые для запуска ГЭУ, рулевой машины и винтов (движителей). Командир корабля в зависимости от обстановки и сроков выполнения поставленных учебно-боевых (боевых) задач и уста¬новленной готовности корабля к походу назначает время начала и окончания непосредственного приготовления корабля к выходу в море. В этот момент, независимо от продолжительности похода, сложности поставленных задач, фактического состояния или прогноза погоды начинается выполнение всего объёма работ и действий по окончательному приготовлению корабля к бою и походу. Тут уже руководит сам командир корабля...

С момента отдачи приказа команды-сигнала «Корабль к бою и походу приготовить» командир корабля:
- оценивает полученные к моменту выхода корабля сведения о фактической обстановке по маршруту перехода и в районе выполнения задач;
- уточняет принятое ра¬нее (при приготовлении корабля к походу) решение и при необходимости даёт своим помощникам, заместителю командира по политчасти и командирам боевых частей (начальникам служб) указания для решения своих задач, в связи с изменением обстановки;
- оценивает обстановку в районе стоянки, совместно со старшим помощником и штурманом определяет поря¬док съёмки с якоря (швартовов) и производит расчёты по обеспечению быстрого и безопасного выхода корабля из гавани (с рейда);
- контролирует полноту и качество приготовления корабля к решению поставленных задач и безаварийному плаванию в различных условиях обстановки.

Одновременно старший помощник командира корабля с ГКП (главный командный пункт) непосредственно руководит окончательным приготовлением корабля к выходу в море и в установленное графиком приготовления время организует и контролирует следующие основные мероприятия:
- приготовление, согласование и ввод в действие всего корабельного вооружения (оружия), технических средств, систем и устройств корабля (в соответствии с инструкциями по эксплуата¬ции материальной части);
- приведение боевых постов и командных пунктов корабля в боевую готовность;
- приготовление корабля к плаванию в различных условиях;
- подготовку якорного и швартовного устройств;
- заступление походной вахты;
- проверку приборов управления кораблем и работы главных машин ГЭУ (главной энергетической установки);
- приём докладов от командиров боевых частей (на¬чальников служб).

При этом, на предусмотренных боевым расписанием боевых постах и командных пунктах устанавливается боевая готовность № 1. При подготовке корабля к выходу в штормовое море, в узкости и при малой видимости производится тщательная герметизация корпуса (в тёмное время - и затемнение корабля); необходимое оружие, механизмы, палубные и за¬бортные устройства, катера и шлюпки берутся на стопоры или крепятся по-походному; надеваются и обтягиваются чехлы; проверяется крепление "по-штормовому" оборудования и запасов корабля; готовится к применению спасательная шлюпка; на палубе основываются штормовые леера; проверяются ходовые огни, "свисток" (внешний динамик) и сирена. Всё это на совести и ответственности старпома, он должен сам убедиться в исправной работе всех приборов и устройств, обеспечивающих управление кораблем, проверить наличие необходимых документов, схем, таблиц, карт и т.д.

Обычно за один час до съёмки корабля с якоря и швартовов по команде: «Вахтенной и дежурной службам заступить по-походному» заступает походная вахта во главе с вахтенным офицером, который должен теперь находиться на ходовом мостике. Для обеспечения быстроты съёмки корабля с бочки, якоря или швартовов сначала заводится на бочку серьгой стальной швартов и отдаётся немного якорная цепь, затем выбирается цепь и поднимается якорь, убираются дополнительные швартовы и готовится нужное количество кранцев (для страховки от повреждения корпуса при движении вдоль стенки причала). При выходе корабля из гавани с помощью буксиров готовятся буксирные кон¬цы (как правило, наиболее прочные швартовы), провод¬ники и бросательные концы.

С разрешения старпома запуск и прогрев ГЭУ и ходовых турбин завершается проверкой их работы на винт, то есть дачей пробных оборотов винтам (проворачиванием винтов). Перед дачей пробных оборотов винтам вахтенный офицер обходит верхнюю палубу и принимает необходимые меры предосторожности в отношении шлюпок (катеров) и концов (швартовов, тросов) в районе винтов и за кормой, организует наблюдение швартовными командами на юте и баке и обеспечивает поступление докладов на мостик о состоянии швартовов и якорной цепи.

Разрешение на пробные обороты запрашивается из машинного отделения корабля постановкой стрелок репетования основного машинного телеграфа на «Товсь» перед¬него и заднего хода. Если позволяет обстановка, вахтенный офицер по приказанию старпома даёт разрешение на пробные обороты одной из турбин ГЭУ постановкой рукоятки телеграфа на «Товсь», предупреждает наблюдателей швартовных команд на юте и баке о начале проворачивания правой (левой) "машины" и следит по тахометру за числом оборотов винта. У причальной стенки запрещается давать на винты корабля более 20 оборотов в минуту. Дача пробных оборотов обеими маши¬нами (турбинами) одновременно тоже не разрешается. При получении доклада об опасном натяжении швартовов или якорной цепи, при поступательном движении корабля и при дру¬гих обстоятельствах, вызывающих сомнение в безопасно¬сти проворачивания машин (винтов), дача пробных оборотов прекращается постановкой рукоятки телеграфа на «Стоп».

За 15 мин до съемки корабля с якоря и швартовов командиры боевых частей и на¬чальники служб докладывают старшему помощнику командира корабля о готовности к бою и походу, наличии личного состава, работающих механизмах, поправ¬ках приборов и устройств и т.д. Содержание докладов командиров боевых частей определяет старпом, который заносит необходимые данные в специальную карточку контроля готовно¬сти корабля к бою и походу. За 10 мин до съёмки корабля с якоря и швартовов старпом докладывает командиру корабля о готовности корабля к бою и походу, наличии личного состава, работающих механизмах, поправках приборов курсоуказания и дру¬гие необходимые сведения и с его разрешения подает сигнал "Аврал!" и команду: «По местам стоять, с якоря (с бочки, со швартовов) сниматься!». Всё! Корабль к бою и походу готов окончательно и сейчас начнётся то, ради чего мы все собрались на нашем БПК "Свирепый", чтобы служить на флоте и делать своё дело по защите нашей Родины, родных и близких от всех и любых угроз...

Вахтенный офицер на ходовом мостике сдаёт вахту старшему помощнику командира корабля и занимает своё место по корабельному (боевому) расписанию. О го¬товности БПК "Свирепый" командир корабля капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров докладывает командиру 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ и с его разрешения, а  также с ведома и разрешения командира ВМБ Балтийск, выводит наш большой противолодочный корабль проекта 1135 типа "Буревестник" в море. Всегда, в любую погоду, во все времена года Балтийское море встречало наш корабль свежим ветерком (ветром), некоторым волнением (порой штормовым), приветствовало нас, то ласково качая на волнах, то крепко "обнимая" нас своими дружескими "тумаками", то сердито и угрожающе ударяя в наши скулы корпуса, как бы говоря: "Ну, где вы там прохлаждались?".

Так было и в этот майский день четверга 3 мая 1973 года, т о есть с выполнением всех мероприятий подготовки корабля к походу, но в истории БПК "Свирепый" было несколько раз, когда корабль экстренно приготовлялся к бою и походу. Если сегодня каждое слово, каждая команда, сигнал и рапорт были последовательны и своевременны, то в тех случаях, когда от нас требовалось в наиболее короткий срок приготовить БПК "Свирепый" к выходу в море, производилось экстренное приготовление корабля к бою и походу по команде-сигналу: «Боевая тревога! Корабль экстренно к бою и походу приготовить». За всю службу я помню только три случая такого экстренного приготовления нашего корабля к выходу в море: первый раз, когда мы сдавали комиссии элемент курсовой задачи "К-2", второй раз, когда по тревоге мы должны были выйти на перехват какого-то тральщика, который, якобы, без разрешения покинул базу в Лиепае и пошёл курсом на Швецию, а третий раз - после первой БС (боевой службы) БПК "Свирепый" месяц не сдавал боезапас и был дежурным боевым кораблём ВМБ Балтийск и, вероятно, была нужда в таком экстренном выходе в море "без предварительных и последующих объяснений"...

По команде-сигналу: «Боевая тревога! Корабль экстренно к бою и походу приготовить» весь экипаж корабля практически бегом, почти мгновенно, занимает места согласно расписанию по боевой тревоге и выполняет действия, предусмотренные инструкциями, расписанием и графиком экстренного приготовления корабля к бою и походу. Оружие и технические средства корабля готовятся к бою и походу в кратчайший срок в пределах допустимых норм эксплуатации в соответствии с боевыми инструкциями и графиком экстренного приготовления корабля к бою и походу. Окончание экстренного приготовления определяется временем готовности маршевых турбин ГЭУ дать ход винтам. При этом выполняются следующие мероприятия:
- обеспечение энергией боевых и технических средств;
- герметизация корпуса корабля;
- приведение боевых постов и командных пунктов в боевую готовность, то есть придание корабельному оружию возможность немедленного (у причала) применения (особенно, зенитных ракетных и артиллерийских систем);
- экстренный ввод в действие ГЭУ, особенно, электромеханической установки;
- подготовка якорного и швартовного устройств к съёмке корабля;
- проверка приборов управления кораблем и проворачивание главных машин (винтов).

Корпус корабля герметизируется в объеме, предусмотренном расписанием по боевой тревоге; в тёмное время суток производится затемнение корабля; все боевые посты и командные пункты с находящимися на них оружием и техническими средствами готовятся к бою и походу по боевым инструкциям и графику экстренного приготовления; главные машины, системы и устройства, обеспечивающие движение корабля, экстренно готовятся к даче хода; необходимое количество личного состава экипажа корабля выделяется для крепления "по-походному" оборудования и устройств на верхней палубе, подготовки якорного и швартовного устройств к съёмке корабля и наблюдения за безопасностью проворачивания машин и винтов. На ГКП под контролем старшего помощника командира корабля производится проверка и согласование средств управления главными машинами и руле¬вого устройства, даётся разрешение на проворачивание главных машин и винтов. При экстренном приготовлении корабля к бою и походу на всех и на всё даётся минимальное необходимое и максимально короткое время - 5-10 минут. Трудно представить, но за это время моряки БПК "Свирепый" успевали "с нуля" запустить ГЭУ и приготовиться к выходу в море...

О готовности своих боевых частей и боевых постов к бою и походу командиры боевых частей (начальники служб) доклады¬вают старшему помощнику командира корабля на ГКП, а тот - командиру корабля. Как только командир БЧ-5 доложит на ГКП о готовности ГЭУ и маршевых турбин к даче хода,  командир корабля отдает приказание: «Исполнять приказания основного машинного телеграфа! Назначен¬ный ход столько-то узлов!». Швартовные команды выбирают швартовы и якорь,  командир корабля сам командует и отводит корабль от причала, даёт ход и выводит корабль из акватории военной гавани на внешний рейд базы, а затем уже полным ходом - в заданный район выполнения боевой задачи. Тут уже не действуют правила "мирного времени", обычаи здравого смысла и нормальной корабельной жизни... Тут начинается "боевая работа", когда всё: жизнь, здоровье, силы, знания, умения, опыт - всё подчинено только одной задаче: выйти в заданное место и совершить то, оради чего нас призвали служить на флот, доверили нам совершенное оружие, то есть победить врагов во что бы то ни стало.. Кстати, все остальные обычные мероприятия подготовки корабля к выходу в море никто не отменял и они продолжают споро выполняться, но уже на переходе корабля морем.

В четверг 3 мая 1973 года, выполнив все положенные мероприятия подготовки корабля к выходу в море, мы с радостью и нетерпением ворвались в Балтийское море, на простор, на ветерок, на волну, на свежий запах и отличное настроение. БПК "Свирепый" ходко устремился на север, мы миновали траверз калининградского посёлка Янтарный, северо-западный мыс-маяк Калининградской области, прошли вдоль Куршской косы (вдалеке от неё), траверз Клайпеды (Литовская ССР, Литва), Паланги и ВМБ Лиепая (Либава). Здесь на полигоне в определённом морс ком районе мы опять начали выполнять различные элементы курсовой задачи "К-2", тренировать личный состав боевых частей на оружии и оборудовании, а днём и вечером, по праздничной инерции Первомая, смотрели телепередачи Литовского ТВ. Как только замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин услышал наши восторженные вопли и крики в столовой личного состава в такт рок-н-ролльной музыке, которую передавали по Литовскому ТВ, он тут же приказал вытащить из нашего телевизора, а также из телевизора в кают-компании мичманов, какую-то деталь, без которой принимать телепередачи было невозможно. Матросы и мичманы обиделись...

Вечером по радио командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров получил сообщение о том, что наши ДМБовские годки с БПК "Свирепый" неприятно "отличились" - напились, подрались с военнослужащими комендатуры в Калининграде и попали на "губу". Командиру корабля, замполиту и комсоргу корабля предписывалось "дать соответствующие характеристики" и "принять обратно на несколько дней ваших дебоширов для разбирательства и принятия мер дисциплинарного воздействия". На эти предложения какого-то "берегового начальничка" флотские командиры ответили соответствующими словами и выражениями богатого русского языка, отметив его "некомпетентность" в правовых вопросах. ДМБовские годки уже получили на руки все документы и были списаны с корабля в запас, то есть перестали быть членами экипажа БПК "Свирепый", поэтому всю заботу о них теперь должны были проявлять "комендантские". К тому же мы были в море за сотню миль от ВМБ Балтийск и будем "дома" в базе только завтра в пятницу к вечеру. Ох! Сколько же вариантов ответа комендантскому начальничку сочинялось в матросских, мичманских и офицерских кругах!!!

Поздно вечером я записал в свой дневник-ежедневник-вахтенный журнал:
03 мая 1973 чт
А вот и первый трудовой день. Были в море. Смотрели Литву по телевизору. Много работы и весьма срочной. Писем нет, и уже почти всё прошло. Сжёг все мосты! Скверно на душе. Ушли ребята на ДМБ. В добрый путь. И сегодня же узнали – 5 человек наших уже в комендатуре. Не утерпели…

Фотоиллюстрация: 03 мая 1973 года. Очень редкая, практически единственная фотография, на которой наш первый старпом БПК "Свирепый" капитан-лейтенант Александр Андреевич Сальников. Балтийское море. БПК "Свирепый" в морском районе на полигоне у ВМБ Лиепая (Либава, Литовская ССР, Литва) сдаёт очередные элементы курсовой задачи "К-2". Этот выход в море спас от серьёзных неприятностей крайнюю пятёрку оставшихся на корабле ДМБовских годков, так как они не попали вместе со своими 12-ю "корешами" в комендатуру Калининграда, которые сегодня 3 мая 1973 года в 05:30 сошли с корабля, ушли "в запас", не утерпели и неудачно "сыграли ДМБ"... Вот что значит нетерпеливая и неправильная "подготовка годка к бою и походу на ДМБ и гражданку".