Сорок лет спустя

Александр Сивухин
Сорок лет спустя

После недолгих сборов, которые заключались: в посещении магазина,  закупки бодрящих напитков и легкой закуски, в подзарядке аккумуляторов видеокамеры, пополнении счета мобильного телефона и приобретении билетов в предварительной кассе автовокзала, я одним из ранних апрельских утров,  стою на автовокзале города Пучежа, готовый к новым подвигам.

Идет мокрый снег, какой частенько радует нас апрельскими прелестями, не сдающейся зимы-матушки. Но даже такое небольшое неудобство, не способно нарушить мое радостное настроение. Ведь мне предстоит сегодня встретиться с армейскими друзьями, с которыми служили вместе в Германии и не виделись почти сорок лет, с тех пор, как расстались.
Интересно же, как пролетела жизнь у каждого.
Вот именно - пролетела.
Казалось, что только вчера виделись, а вот уже и старость не за горами, и звонки с того света иногда доносятся. Сколько одногодков уже покинули этот мир... Надо успеть повидаться. Вот и представилась такая возможность.

Я как раз приехал в Россию в отпуск к своему отцу, который и вручил мне записку с телефонным номером от армейского друга – Михаила Самылова.

Спустя несколько часов после убаюкивающей тряски междугороднего автобуса, я прибываю в Нижний Новгород на Канавинскую автостанцию. Здесь и назначена наша долгожданная встреча.
 
Естественно, пока я все это время ехал в автобусе, мы перезванивались по мобильному телефону с Мишкой, контролируя и корректируя ситуацию встречи. И, тем не менее, мой автобус пришел раньше, чем мои друзья смогли добраться до автостанции, продираясь сквозь паутину маршрутных такси, автобусов, троллейбусов миллионного города, каковым является Нижний Новгород, бывший город Горький.

Снег продолжал падать, покрывая белым махровым полотенцем, съежившиеся улицы, автостанцию, киоски, лоточников, торгующих залежалым товаром, асфальт и мокрые апрельские лужи. Люди спешили, каждый по своим делам, маршрутам.

Видя, что я стою, скучаю, ко мне привязался один из лоточников, торгующий ДВД дисками, с предложением купить что-то из новинок видео продукции. Поскольку настроение у меня было веселое, я предложил ему самому выбрать диск. Заплатив деньги, и даже не взглянув на название, я кинул диск в сумку и отошел в сторону, чтобы отвязаться от назойливого продавца...

* * *
Тут и Мишка подоспел. Боже мой! Как мы все постарели!!! Встретив его в толпе, я ни за что бы, не узнал его. Такой солидный, взрослый, погрузневший, постаревший. Он, тем не менее,  уверенно направился в мою сторону.
Только благодаря этому маневру, я и узнал его.

Представьте, когда, скажем, где-то на улице, пусть даже на захудалой автостанции, к вам вдруг какой-то незнакомый мужик ринется с объятиями... Такое вот и у меня было ощущение. Но, поскольку, я ждал его, то мгновенно среагировал. Сравнил оттиск в своей памяти того бывшего Мишки и этого разухабистого мужика в черной куртке с накинутым капюшоном, то стазу же определил, что есть значительное сходство...
Ба!.. Мишка!.. Точно! Это он!  Ну, наконец-то встретились... Сколько я их искал, по всем сайтам... А вот, надо же, они сами меня нашли.

Благодаря Мишкиной записке с его телефоном, в свое время оставленной у моих родителей, встреча состоялась...

Обнялись мы. Слезы навернулись на глаза...
Кто же мы? Две встретившиеся пылинки во вселенной?

* * *
Сколько ни помню Мишку, мне с ним всегда было хорошо, тепло и уютно. У меня в душе постоянно жил его образ.
Он стал заниматься в техникуме в секции спортивной гимнастики раньше меня, где, собственно, я и обратил на него внимание, случайно заглянув в спортзал. Мишка в это время тренировал стойку на руках на параллельных брусьях.
- Эх, думаю... И мне бы так..
Потом случайно встретились с ним на теплоходе, идущим по Волге, в то время, как возвращались с каникул в Горький на занятия. Он из Костромы, я из Пучежа. 
Тогда-то он и пригласил меня в секцию гимнастики.
Начав заниматься, я вскоре догнал Мишку по всем упражнениям...
Помню, как мы соперничали с ним потом, набирая баллы на соревнованиях,  как служили вместе в войсках связи в Германии, и наши койки стояли рядом, как  тренировались в спортроте, помню наши с ним шахматные баталии. Помню,  как он, подражая мне, пытался играть на гитаре...
Фактически вся веселая юность моя прошла с этим Мишкой... Техникум, гимнастика, армия...
На гражданке наши пути стали все больше и больше расходиться.
Вернувшись из армии он женился. Я же поступил учиться в институт. Виделись мы очень редко, хотя и жили в одном городе. А потом и вовсе потерялись...
После окончания института унесла меня судьба, благодаря распределению, за тысячу километров от родного дома. Сначала в город Великие Луки на радиозавод, а потом и еще дальше – на Украину, в город Лисичанск на нефтеперерабатывающий завод.

* * *
Последний раз я видел Мишку у себя на свадьбе, когда уже учился на пятом курсе политеха. Он приехал со своей гармошкой ко мне на торжество в Пучеж, в отличии от Генки, который проигнорировал мое приглашение. Впрочем, я не очень обижался по этому поводу, я ведь тоже у него не был.

Помню эпизод с Мишкой тогда на моей свадьбе, уже на второй день, когда разрешалось петь нецензурные  частушки..
Одна подвыпившая соседка, заглянувшая по случаю на наше веселье, приплясывая под Мишкину гармошку, своим веселым голоском поет: «Гармонист ты молодой, как цветочек аленький, сам большой, гармонь большая, а хреночек маленький!...». Мишка только улыбнулся и в ответ, полным задора, на всю «деревню», своим тренированным сержантским голосом, развернув гармонь, пропел: «Ты пляши, тебе пристали валенки с калошами, у тебя ма..да большая, как у старой лошади». 
 Все гости так со смеху и попадали.. Дальше они еще что-то подобное вытворяли, уже не помню..

Другие подробности нашей с Мишкой и Генкой дружбы, и о каждом из нас в отдельности, я буду рассказывать по мере развития сюжета встречи после сорокалетней разлуки.

* * *
Пока мы обнимались с Мишкой и тискали друг друга в своих богатырских объятиях, появился Генка.
Черт, он тоже постарел... Неужели и я такой?.. Да и чему уж тут удивляться, - сорок лет прошло.. У каждого внуки подрастают...
 Мишка и Генка хранились в моей памяти еще молодыми, такими, какими я их запомнил с армии..  Все кажется, что мы вечные.. Теперь картина поменялась.

Генка раздался вширь, отрастил живот, морда красная, наверное пьет что ли... Но такой же веселый, улыбчивый, как прежде. Я едва вдохнул после его могучих объятий..
На Мишку он зыркнул глазами, подмигнул ему, потом обнял сразу нас двоих, на секунду отступил назад, потом еще раз приобнял и рассмеялся от радости и удовольствия. По его поведению было видно, что он в восторге от нашей встречи, так же, как и мы с Мишкой...

* * *
В этот миг пролетели в памяти давнишние наши совместная учеба в радиотехникуме, когда нам было по семнадцать. Армейские будни, когда было уже по двадцать, - от январского призыва,  зимней учебки в Белоруссии до майского весеннего дембеля,  спустя два с половиной года, после того уже, как мы отслужили свой срок в войсковой части связи группы советских войск в Германии...
А с Генкой, кроме того, мы потом одно лето ездили в студенческий стройотряд... Это было вообще – что-то! 
Те давние времена нашей молодости уже никогда не сотрутся из памяти.. Интересное, счастливое было время.. Впрочем, вся наша жизнь, как оказалось, это было одно большое сплошное приключение.. Правда, у каждого оно свое... За Мишу и Геннадия не скажу, а за себя  кое-что могу вспомнить...

* * *
После армии пробовал поступить учиться в Зеленоградский институт электронной техники, неудачно.. Ну, какая могла быть в армии абитуриентская подготовка?.. Провалился на первом же экзамене.... 
Вернулся в Пучеж и год работал в связи у себя на родине. Играл ритм-гитару в ансамбле дома культуры.. Вел радио кружок в школе с учениками..  Познакомился со своей будущей женой.. Зубрил учебники..

Как-то после работы, ближе к вечеру, уже зимой, только собрался топать в школу к своим кружковцам, - слышу звонок в дверь..
Кого это там несет? Открываю..
И вижу Мишку Самылова.
Оказывается, он проездом решил навестить меня, хотя ни разу у меня не был.. Нашел по адресу..
Ох, и рад же я был ему!..
Выпили мы с ним по чуть-чуть и пошли гулять по городу..
Сначала зашли с ним в школу, где я вел занятия кружка.. Мишка только глазами хлопал.. Потом двинулись в Дом культуры на репетицию ансамбля, где мы разучивали несколько новых песен для очередного концерта к юбилею города.. Мои друзья по ансамблю, видя, что со мной мой друг, гость из Костромы, особенно старались. Мишка, вижу, тоже был очень доволен... Особенно, когда барабанщик сбегал за бутылкой в соседний гастроном..
На следующее утро, мне надо было идти на работу в узел связи.. Я проводил Мишку на автовокзал.. Попрощались мы с ним до будущего лета, а увиделись снова лишь спустя три года при весьма пикантных обстоятельствах.. Об этом я расскажу далее.   

Через год я все же поступил учиться на радиофак в Горьковский политехнический институт.

Пять лет учебы в институте – чем не приключение..
Запомнились разные зачеты. Особенно зачет по теории вероятности у профессора Миндлина. На этом зачете отсеялось много студентов тогда, уже со второго курса.
Была шутка: «И Миндлинским зачетом закончился азарт...». Наподобие строчки из песни Юрия Кукина: «Разорванным конвертом закончился азарт...».

Особым кошмаром были экзамены, сессии.
Не забуду экзамены по радиопередатчикам и электродинамике, из-за которых лишился стипендии и выжил потом только благодаря стройотряду. За лето удалось заработать деньги на свое пропитание в течении следующего семестра.
 
После четвертого курса очень интересная была практика от военной кафедры на Балтике, в Лиепае, на подводных лодках.
Преддипломная практика на кафедре электронных систем, - тоже класс!!.. Потом диплом. Конструирование и изготовление своими руками гидролокатора с дальнейшим испытанием на Сормовском озере в Нижнем, за что получил оценку "Отлично"... Полно всего было.. Мне нравилась моя будущая профессия.

В конце учебы, на пятом курсе, женился – главное приключение.
Потом родилась дочь. Это событие можно назвать только праздником.. Сколько выпито было по этому поводу!...

По направлению уехали в город Великие Луки. Работал на радиозаводе.
Там мы прожили четыре года. Карьера моя продвигалась стремительным образом.. Каждый год мне присваивали очередную категорию, как инженеру, вплоть до первой.
Работа была очень интересная. В то время электроника как раз начала переходить на микропроцессоры, а конструкторское бюро, в котором я работал, было ведущим на заводе по всем изделиям. Это уже само по себе говорит о многом...

Но судьба уже готовила нам новые приключения.
Жили сначала на частной квартире, впоследствии уже в семейном общежитии. Родилась вторая дочь...
Когда стало тесно жить вчетвером в маленькой коммунальной комнатке, подвернулась возможность поехать на Украину, на нефтеперерабатывающий завод, где давались квартиры.. Ну, мы и поехали.. Вот ума-то не было...
Зато приключения!!!..  Как раз тогда Союз развалился... И мы оказались за границей.

Тридцать с лишним лет проработать на НПЗ мне - инженеру, конструктору радиоаппаратуры – вот приключение, так приключение. Это практически – еще один университет... По нефтехимии.
Когда я попал первый раз на Лисичанский гигант нефтепереработки, каких всего-то в Союзе было три штуки, он еще строился. Хотя одна АВТ-6 и ЭП-300 уже работали. Со всей страны приезжали молодые специалисты принять участие в гигантской стройке и пуско-наладке. Мне тоже досталось кое-чего понастраивать.
В частности электродегидраторы на АВТ-6 второй очереди и комплексы технологического контроля АКТК-200. Кто бывал, тот знает что это такое...

Пускались зимой. Как-то во время дежурства, ночью на пятой колонне датчик расхода одной из фракций замерз, так пришлось в темпе забираться по маршевым лестницам, преодолевая морозный снежный ветер, на колонну, на высоту девятого этажа с гидравлическим прессом, чтобы прокачать диафрагму..  Романтика!...

Имелись и другие приборы контроля, конечно. Газоанализаторы, на фракционный состав, температуру вспышки. Разные. Даже импортные.. Работал сначала прибористом, затем мастером, старшим мастером.. Ох, и досталось же мне тогда.. В конце-концов сбежал наладчиком в центральную заводскую лабораторию.. Там уже не было ни каких колонн, дегидраторов, реформингов, крекингов.. Зарплата поменьше, зато в тепле, в уютной ремонтной мастерской, вдвоем с напарником..

Но с электроникой, которая была на радиозаводе, все равно пришлось расстаться.

Попутно были: командировка в Италию, курсы иностранных языков – немецкого, английского, японского, поскольку инструкции на импортную аппаратуру были на этих языках. Встречи с наладчиками аппаратуры: итальянцами, немцами, японцами,  англичанами, голландцами, москвичами, одесситами...
После таких пусков и наладок импортных приборов и встреч с иностранцами я потом умудрился даже сам вести курсы технического английского с прибористами завода и писать учебники по японскому языку...
Кроме того был еще клуб поэзии и авторской песни, разные фестивали, конкурсы... Чем бы дитя не тешилось..
Свои дети тоже росли незаметно, пока внуки не появились... Жена, кстати сказать, тоже работала на том же заводе в отделе техники безопасности, хотя имела по образованию специальность – трикотажное производство... Вот так вот...

* * *
Мишка с Генкой после армии остались жить в Горьком, тоже женились..
Мишка неудачно.. Не повезло с первого раза, пришлось пережениваться..
Девушка, в которую он был влюблен, не дождалась его из армии, вышла замуж...
И понеслось.. Женился на другой..  Развелся.. Снова женился.. Снова развелся... Переезжал  с одной квартиры на другую. Но он не унывал.. Знай играл себе на гармошке...

У меня с девушками было еще интереснее.
На третьем курсе в техникуме, влюбился в одну однокурсницу, которая училась на два года младше, и даже занималась с нами в секции спортивной гимнастики.
Что примечательно, занимались мы в одно и то же время и в одном зале с девчатами.
Со своей зазнобой, кроме того, ездили на занятия одним и тем же маршрутом трамвая, где я, собственно, и «увидел» ее. Купидон не дремал в тот момент. Но, как оказалось потом, ранил лишь меня, а в нее не попал..

Долго я не мог подойти к ней. Только украдкой вздыхал издалека, не знаю о чем думал..
Мишка, помню, подсмеивался надо мной, когда заметил на тренировках, что я не свожу глаз с одной из гимнасток, с бантиками.. Он так и звал ее – «Бантики»...
И лишь спустя почти три года, уже служа в армии, будучи в отпуске, я заявился к «бантикам» домой повидаться... Так вот и познакомились.. Она даже потом писала мне письма в армию..  Капельки счастья...
А после дембеля, когда мы с ней встретились во второй раз, оказалось, что простой влюбленный парень, хотя и с дипломом, отслуживший армию,  не устраивал ее.
Облом получился похожий, как и у Мишки.. Только его девушка просто выскочила замуж за другого, а моя, оказывается, ждала принца... Потом, правда, изредка продолжала отвечать на мои письма... Хотя это уже не имело ни какого значения...
Хорошее вышло приключение!!..
Как-то само-собой получилось, что я уже через три месяца, после рубикона,    познакомился с другой девушкой, которая и стала в последствии моей женой.. Единственной.
 Такая вот судьба у каждого..

Генка молодец! Он у нас самый прагматичный. Сразу женился на богатенькой невесте, устроился на тепленькое местечко работать, - тесть поспособствовал.  Учиться стал на заочном отделении.. Квартира тоже досталась ему бесплатно... В общем, - блатной и только..
Правда, детей у Мишки и Генки было по одному ребенку. У меня - двое. 

* * *
Впрочем, я отвлекся.... Вернемся к повествованию встречи, спустя годы.
Итак, после того, как на Канавинской автостанции Генка присоединился к нам, мы уже втроем, возбужденные, радостные и веселые едем к Мише в гости..
Преодолевая на улицах апрельские снежные сугробы и завалы, тесноту маршруток и троллейбусов, спустя почти час, наконец доползаем  до Залесской слободы на окраине Горького, в Сормовском районе, где и живет Мишка со своей третьей женой в однокомнатной квартире... Слава Богу, что жены не оказалось дома.. Это слова Мишки..

Когда он говорит за свою жену, то почему-то переходит на шепот и прячет глаза, как-будто опасается, что она его услышит, несмотря на то, что жена в этот момент гостит у подруги в другом городе..

Зашли, разделись.. Мишка похвастался новой мебелью на кухне и коллекцией гармошек, которых у него оказалось чуть ли не пять штук, половина из которых, правда, в не рабочем состоянии..  У меня аналогичная коллекция гитар дома в Лисичанске.

Провел на лоджию, где у него были сложены разные железки и инструменты... Я сравнил его лоджию с такой же заваленной моей.
Насколько оказались мы одинаковые по характеру...
Он мимоходом предложил купить бывшую в употреблении бензопилу, которых у него на тот момент почему-то было две штуки, и распиловочный станок со сгоревшим электромотором... Мы сказали, что после пятой рюмки подумаем – покупать или не покупать.

После экскурсии по Мишкиной квартире, осмотрев его лоджию и жилую комнату, правда просторную и довольно-таки уютную, с приличной мебелью, мы наконец добрались до кухни, где и обосновались окончательно.
Я достал из своей сумки бутылку водки, сыр, шпроты, колбасу.. Выложил все это на стол. Мишка принялся жарить яичницу, стал доставать какие-то домашние соления, хлеб,  рюмки, тарелки, вилки... Наш праздник начинался...
Мы снова вместе.. Сорок лет прошло с момента последней встречи, а мы, как будто и не расставались..
Сидим, выпиваем, закусываем колбасой, вспоминаем свою молодость.
Армейские приключения у нас самая главная тема.

* * *
Хоть и призывались мы одновременно, но встретились вместе только уже в Германии, спустя некоторое время.
 Поскольку мы все закончили радиотехникум, то стали служить в войсках связи. Нам сразу же после учебки присвоили звания младших сержантов.
По приезду в Германию, сначала нас раскидали по разным частям, но спустя полгода в главном штабе вышел приказ об организации мастерской связи, где, благодаря диплому радиотехника, начальником отделения поставили меня. В помощь дали двоих бойцов – рядовых, и уже потом, по моей просьбе, вызвали еще Мишку и Генку. Так нас стало пять человек в отделении.
И служба началась..
В этой мастерской мы так и прослужили два с половиной года до самого дембеля...

А какая это была служба?
Основное время, конечно, - это ремонт аппаратуры. Мишка сидел на переносных радиостанциях. Рядовые хлопцы занимались зарядкой аккумуляторов с подвижных станций. Мы с Генкой ремонтировали блоки усилителей и уплотнения телефонной связи.
Работа была по нашему профилю гражданской специальности, поэтому она нам нравилась, поскольку окунулись в свою родную стихию.
Для меня радиотехника и электроника началась еще со школьного радиокружка, и длится теперь всю жизнь. У Мишки и Генки своя история.

Но армия – есть армия! Утром физзарядка: бег, разминка, перекладина, брусья, иногда штурм-полоса. И далее по расписанию. Иногда ездим на стрельбище, иногда марш-броски на пять километров, соревнования разные.. В общем, все, как везде...

Вспомнили, как наша троица на марш-броске убежала к немцам в деревню. Сбились с маршрута. Когда опомнились, вернулись на исходную - получили по наряду вне очереди.

Вспоминали, как с Мишкой некоторое время служили в спортроте, поскольку еще в техникуме занимались с ним в секции спортивной гимнастики и надо было выступить на общевойсковых соревнованиях за нашу часть. Соревнования проходили в Воронеже, уже в Союзе. Поэтому катались через границу туда-сюда несколько раз.

* * *
Да, вспомнил... Был момент, когда сержантскому составу предложили пройти курсы прапорщиков, после которых сержанты сразу переходили в офицерский состав. Офицеров у нас называли, почему-то – макаронниками. Зато оклад, по сравнению с сержантским, сразу увеличивался на порядок.. А в Германии тогда это были бешеные деньги.. За год-полтора можно было обогатиться неимоверно. Вся валюта тогда шла на счет в банке, в Союзе.

Я, как обычно, любитель разных авантюр, сразу же записался на эти курсы, которые, как оказалось, проходили в Калининграде. Мишка с Генкой не поехали.

И вот, сижу я на этих курсах... Ждем медкомиссию. А у меня, фиг-знает от чего, разыгралась ангина. Заболело горло и поднялась температура. Сходил в санчасть.. Меня сразу же там и упаковали. Положили в больничку... А тут – медкомиссия.. Меня из-за ангины признали не годным стать офицером и отправили обратно, по месту службы.. Облом.. Курсы прапорщиков накрылись медным тазом... Обогатиться не получилось...
 
Вернулся я снова к своим друзьям, в свою ремонтную мастерскую, в Германию..
Генка, который, пока я был на «курсах», исполнял обязанности командира отделения, снова стал моим подчиненным...
Получалось все время так, что мой друг, когда надо было меня подменить, выполнял мои обязанности.
Как-то раз, когда командир части отстранил меня от наряда старшим по кухне,  за ночную пьянку во время дежурства моих подчиненных,  вместо меня поставили Генку, а мы всем подразделением поехали сдавать нормативы по плаванию на речку.. Ну и позагорать на солнышке, конечно..
Генка пролетел, естественно.. Потом возмущался на меня, что я подвел его и ему не удалось покупаться. А я тут причем? Солдатики подвели.. В тайне от меня, сбегали к немцам за самогонкой, то есть – шнапсом, напились и не успели почистить картошку к завтраку для  всего полка... Получился огромный скандал.. Тут, как тут,  объявился командир части.. Далее вы можете представить, что было...

* * *
Кстати, моя авантюра стать прапорщиком, чуть-чуть не обернулась полнейшим разжалованием из сержантов в рядовые и строительным батальоном, как это водилось тогда в армии...

А случилось это так.
Медкомиссия забраковала не только меня одного. Был еще сержант, из другого полка связи, который тоже не прошел. Мы должны были ехать вместе в Германию, и у нас было одно предписание на двоих. Он уговорил меня на обратном пути заглянуть домой к своим родителям. А город его оказался на Украине, где-то в Виннице, за полторы тысячи километров от Калининграда.. Пока на поездах доплюхали, пока мой попутчик протрезвел после бурной встречи с родственниками и со своей подружкой... Неделя пролетела..
Мы уже давно должны были быть в части, а сами фиг-знает где. В самоволке, получается. Вот шалопаи были.
Дату прибытия в предписании исправляли с помощью белка вареного яйца.. Намазюкали конечно,  невооруженным глазом было видно, что дата подделана.
И едем в часть... Придурки.

На пересыльном пункте в Бресте попались..
Капитан пересылки был мужик еще тот... Предложил нам два варианта.
Либо мы едем в часть с испорченным предписанием и получаем гауптвахту, трибунал и стройбат, либо разгружаем машину дров, и укладываем эти дрова в поленницу, а он нам выписывает новое предписание...

Мы выбрали второй вариант.. Часа три дрова таскали, а когда все закончили и пошли  докладывать капитану, нас ждало уже новое предписание без единой помарки.. Повезло.. И нам хорошо и капитану хорошо.. Чтобы он без нас, таких шалопаев, делал с дровами?

* * *
Так, пока мы вспоминали армейскую службу, бутылку уговорили.. Мишка из холодильника достал еще одну и пошел за гармошкой..

Я уже как-то подзабыл, что он у нас «композитор»..  Только вот и помнил, что на моей свадьбе частушки подыгрывал.
А тут Мишка развернулся перед нами во всей красе своего таланта. Что бы мы не заказали из песен, он сразу же подхватывал мелодию, а мы своими хриплыми голосами, подогретыми «Смирновской», на весь подъезд воодушевлением выдавали «концерт»...
Раскинулось море широко
И волны бушуют в дали,
Товарищ мы едем далеко,
Подальше от нашей земли...

 «Сормача» я записал на видеокамеру.. Можете в интернете посмотреть, в Ю-Тубе..

* * *
Из Мишкиных гостей  мы поехали к Генке... Естественно прихватив гармошку с собой.
Снова городские улицы, автобусы, троллейбусы.. Перемещаемся из Сормова на Печеру.. Это из одного конца города миллионника в другой. Блуждание по незнакомым для меня местам. Еще час потеряли.
Как оказалось, не напрасно...

* * *
Лариса – Генкина жена нас уже ждала.. Стол был накрыт: закуска, выпивка, все что положено. Я уже говорил, что Генка женился на богатой невесте... Семейный достаток чувствовался во всем.
Генкина супруга радушно встретила нашу троицу, предложила раздеться, пригласила проходить..

Лариса за эти годы, что мы не виделись, почти не изменилась. Выглядела такой же моложавой, как и раньше, добродушной и приветливой. Она была неотъемлемой половинкой Генки, и соответственно половинкой нашей компании.

Она сидела с нами за столом на кухне... Подливала себе и нам коньяк, который по приходу я вручил ей в качестве гостинца.. Угощала разными деликатесами...
Пела с нами песни под гармошку, не забывая подкладывать закуски на тарелки, попутно рассказывала анекдоты, рецепты маринования грибов,  секреты выращивания огурцов на даче и метод консервирования сока облепихи с помощью пчелиного меда...
 
Тут, наверное, стоит заметить маленькую деталь из нашей далекой юности.
Лариса и моя жена - Вера, по случайному совпадению, учились тогда вместе в вечернем техникуме легкой промышленности, в одной группе. Ведь мы жили тогда все в одном городе, который теперь называется - Нижний Новгород.

Я учился в политехническом институте на дневном отделении и жил в общежитии, Вера работала на трикотажной фабрике мастером производственного обучения и училась в вечернем техникуме, снимая для жилья комнату у какой-то пенсионерки.

Генка с Мишкой работали на радиозаводах, которых тогда в Горьком было полно и учились на вечернем отделении того же политеха. Они были уже женаты и не могли себе позволить учиться на дневном на одну стипендию.
Тогда все стремились где-то учиться, приобретать специальность по душе,  работать тоже по призванию.. Благо этой работы хватало на всех. Безработицы не было.
Ни я, ни моя жена, даже не догадывались, что Лариса – супруга Генки, пока как-то вдруг все вместе не встретились у Генки на дне рождения. Мир оказался тесен в очередной раз.

Мишка тогда собирался разводиться в первый раз.
Я, Генка и Лариса даже ездили к нему домой, пытались помирить его с женой.
Но наблюдая сценку, когда Мишкина супруга за какой-то пустяк, отхлестала нашего друга по лицу сырыми детскими колготками, поняли, что примирять их – напрасный труд.
Мы видели, что Мишка переживал все это. Он любил свою маленькую дочурку, которой тогда было два годика, и стойко терпел издевательские выходки жены ради дочери. А прожили всего-то три года..  А что дальше будет?.. 
Он продержался еще пару лет, и все же ушел к другой, которая была вроде бы помягче. Только жаль, не могла иметь детей...

* * *
Итак, сидим мы у Генки в гостях. Коньяк попиваем.. Песни под гармошку поем.. Мишка нам подыгрывает. Лариса по кухне хлопочет..
Вдруг Генка вспоминает, что не отдал мне фотографии и фотопленку с моей свадьбы. Вернее с процедуры регистрации брака, которая происходила в Горьковском дворце бракосочетания.
У Генки был в тот момент фотоаппарат, и он щелкал нашу процессию, пока мы с Верой расписывались и катались на такси по Горькому, по историческим местам – в кремль, к вечному огню, к памятнику Чкалову, площадь Горького...
Как-то получилось, что эта пленка, в связи с разными переездами, где-то завалялась, и вот только спустя сорок лет, Генка вспомнил про нее и про те фотографии..
Я тогда, еще сразу после свадьбы, пытался добиться от него, чтобы он отдал мне эту пленку, но он все кормил меня обещаниями, говорил, что еще не проявил, пока я не махнул рукой и забыл про эту пленку, поскольку появились дела поважней: поиски съемного жилья для нас с женой, диплом, практика...
Поэтому мне было сейчас очень интересно посмотреть фотографии сорокалетней давности.
Фотографии оказались черно-белые, естественно, но такого отвратительного качества, что на них почти невозможно было разобрать кто где..
Теперь я понял, почему тогда Генка постеснялся отдать мне пленку и фотки.. Не хотел меня расстраивать и признаться, что запорол пленку при проявке.. Ну, и бог с ним, чего уж теперь после драки кулаками махать.. Посмотрели и забыли..

* * *
Про Генку, кроме армейских будней, удалось вспомнить еще несколько эпизодов нашей жизни на гражданке.

Эпизод первый.
Мишка с Генкой дембельнулись раньше меня. Они уехали в Союз в мае, а я на месяц позже, в июне. Доделывал какой-то учебный стенд.
Уже только в разгар лета пришла моя очередь вернуться на Родину.
Переодевшись в гражданскую одежду, я отправился по своим делам в Горький. Надо было повидаться со своей девушкой. Той самой – ненаглядной, из спортивной секции.
Созвонившись с ней и выяснив, что она освободится после работы только вечером в восемь часов, я чтобы не терять зря время, поехал к Генке.
Ночевать в Горьком тогда мне было негде, поэтому я рассчитывал пару дней перекантоваться у него.
Жил он с родителями в небольшом частном доме на окраине города.
С трудом мне удалось разыскать этот дом. Хорошо, что собаки не было. Гляжу – Генка в огороде дрова укладывает...
Обнялись с ним, как братья... Месяц всего-то не виделись, а показалось вечностью. Он тут, видите ли, на гражданке дрова запасает, а я в Германии в это время в нашей мастерской связи учебный стенд продолжаю доделывать...
Когда они с Мишкой уехали, оставив меня одного дослуживать, было ощущение такого одиночества, тоски и потери, которое не передать словами...
И только сейчас, когда мы обнялись с Генкой, это чувство одиночества исчезло..

Ура, мы снова вместе!.. Жизнь продолжается!..
Вышла его мать, поздоровались. Генка познакомил меня с родными. Пошли собирать на стол... Отметили встречу... Посидели, поговорили... Я объяснил цель моего приезда в Горький...  Договорились, что я поживу у них два дня. А ближе к вечеру отправился на свидание с девушкой, которое оказалось первым и последним. Чудеса да и только. Вот тебе и бантики...
Лучше бы и не ездил.
Вернулся только поздно ночью. От Заречной до площади Лядова шел пешком, потом сел в последний троллейбус и на нем от площади Лядова доехал до Щербинок. Все, как в песне Окуджавы про "Последний троллейбус".
 
Уже все спали, Генка проводил меня в комнату, где я переночевал до утра...
Рано утром, никому ничего не сказав, попрощался с Генкой и первым же «Метеором» вернулся домой, в Пучеж..
Началась новая жизнь... Без девушки.. Без друзей...

И только год спустя, я вернулся в Горький, сдавать вступительные экзамены в политехнический институт на радиофакультет.
После поступления стал учиться и жить в Горьком, в студенческом общежитии. С Генкой и Мишкой мы периодически созванивались, но почти не виделись.. У них своя жизнь, у меня своя..

Эпизод второй.
Каждое лето я ездил в студенческие стройотряды... Как-то, уже после второго курса, встретившись с Генкой, и рассказал ему, что собираюсь в очередной заезд строительного отряда.. Вскользь упомянул про хорошие заработки..
Только я это произнес, вижу – загорелись его глаза...
Он давай меня просить, узнать, может ли он поехать поработать с нами...
Поехать оказалось можно...
Генка быстренько на своей работе берет отпуск за свой счет, и уже через три дня мы с ним живем в деревне, где разместился наш стройотряд, и вместе с остальными студентами строим коровник.
Я каменщик, Генка – мой подсобник. Он подает мне кирпичи, раствор, а я их аккуратно укладываю в стенку..  Тычек-ложок, тычек-ложок...  И так – целое лето. Июль и август..
Заработали деньжищи..
Я был доволен, Генка еще больше...
 Третье лето, правда, мы – студенты работали уже в Якутии, в Ленске. Генка туда не поехал.

* * *
Пока рассматривали фотки прошлых лет, бутылка коньяка закончилась. Лариса достала водку.. Сабантуй продолжился...
Мишка развернул свою гармошку. Начались пляски... Правда, танцевала одна Лариса, мы с Генкой только в ладоши хлопали...
Вскоре появился зять Генки со своим сыном – Генкиным внуком, лет десяти.. Они внесли дополнительное разнообразие в нашу вечеринку.
Появилась гитара. Пошли туристические песни... Достали еще бутылку... Я уже со счета сбился, которую...
Начался полнейший сумбур.. Кто-то пел, кто-то выпивал, кто-то фотографировался на память, кто-то жарил картошку...
Как я добрался до Щербинок, где собирался ночевать у своей сестры, которая в настоящее время тоже живет в Нижнем Новгороде, уже не помню... Мишка остался ночевать у Генки.. Вроде бы.. Точно не скажу...
«...Это наша дорога сгорает у нас за спиной,
Сколько нужное ей дней чтоб совсем до конца догореть,
Золотой дирижабль в ожиданьи висит надо мной....»

В общем, встреча удалась..

* * *
Уже вернувшись на следующий день домой в Пучеж, разбирая свою дорожную сумку, обнаружил в ней стеклянную банку консервированного сока облепихи с медом и ДВД диск с фильмом «Белое солнце пустыни»...