Тайная Доктрина. Что есть Материя?

Лариса Болотова
    Из Тайной Доктрины:

«Что есть Материя?  Не есть ли Материя нашего настоящего объективного сознания нечто иное, как лишь наши ощущения? (виртуальный мир?) Правда, получаемые нами ощущения приходят извне, но можем ли мы действительно – за исключением феноменов – говорить о «грубой материи» этого плана, как о сущности, отделённой и независимой от нас? На все подобные рассуждения Оккультизм отвечает: правда, Материя в действительности не является независимой или существующей вне наших восприятий. Человек есть иллюзия, мы согласны с этим. Но существование и действительность других, ещё более иллюзорных, но менее действительных сущностей, нежели мы сами, является утверждением, которое не ослабляет, но скорей усиливает этою доктриной Веданты и даже Кантовским Идеализмом».

    Как понять? Есть определённая граница, за чертой которой нет  пространства (Материи). А что есть? То, что пока не доступно нашему осознанию.  Физический человек ощущает материю своими органами чувств (их семь). Допустим, что у человека эти органы чувств исчезли. Смог ли он ощущать окружающий мир, то есть пространство?  Представьте, что вы не слышите звуков, не ощущаете запахов, не видите, не ощущаете вкуса и прикосновений других объектов. Смог ли бы вы понять, что находитесь в пространстве, которое обладает протяжённостью и длительностью? И протяжённость, и длительность Пространства (Материи) человек воспринимает относительно начальной и конечной точек отсчёта. Так человеческая Жизнь – это восприятие пространства от рождения до смерти.
   
    Чем же или кем же наполнено Пространство в котором мы находимся? 

«От Богов до людей, от Миров до атомов, от Звёзд до мимолётного света, от Солнца до жизненного тепла малейшего органического существа – мир Форм и бытия есть необъятная цепь, звенья которой все связаны между собою. Закон Аналогии есть первый ключ к проблеме мира, и эти звенья должны быть изучаемы по порядку и в их оккультном взаимоотношении.

Потому, когда Тайная Доктрина – предпосылая, что условное или ограниченное пространство (местонахождение) не имеет реального существования, исключая нашего мира иллюзии или, другими словами, наших   познавательных способностей, - учит, что каждый из высших, так же, как и из низших, миров переплетается с нашим собственным объективным миром; что миллионы вещей и существ находятся или помещаются вокруг нас и в нас так же, как и мы вокруг них, с ними и в них; то это не есть просто метафизический образ речи, но суровый факт в Природе, как бы ни был он непонятен для наших чувств».

    Какими же свойствами обладает Пространство, в котором мы находимся?

«Но нужно понять фразеологию Оккультизма прежде нежели критиковать его утверждения. Например, это Учение отказывается – так же, как и наука, - в одном смысле употреблять слова «вверху» и «внизу», «выше» и «ниже» по отношению к невидимым сферам, ибо здесь они не имеют смысла. Даже термины – «Восток» и «Запад» - являются просто условными, необходимыми лишь как помощь нашим человеческим познаваниям. Ибо хотя Земля имеет свои две утверждённые точки в полюсах Севера и Юга, но Восток и Запад изменяются в соответствии с нашим собственным положением на поверхности Земли и вследствие её вращения с запада на восток. Потому, когда «другие  миры» упоминаются как лучшие или худшие, более духовные или ещё более материальные, хотя и те и другие невидимы, - оккультист не помещает эти сферы вне либо внутри нашей Земли, как это делают теологи и поэты; ибо они не имеют место положения в пространстве, известном или воображаемом профаном. Они, так сказать, как бы слиты с нашим миром, проникая его и будучи проникаемы им.

Существует миллионы и миллионы миров и небесных твердей, видимых нами; и ещё большее число их за пределами Миров, видимых телескопом, и многие из последнего вида не принадлежат к нашей объективной сфере существования.
Обитатели их … могут без того, чтобы мы это знали или ощущали, проходить через нас и вокруг нас, как бы сквозь пустое пространство, их жилища и страны переплетаются с нашими, тем не менее, не мешают нашему зрению, ибо мы ещё не обладаем способностью, необходимой, чтобы различать их.  Тем не менее, Адепты, благодаря своему развитому духовному зрению, и даже некоторые ясновидящие и чуткие организмы могут всегда различить, в большей или меньшей степени, присутствие и близость к нам Существ, принадлежащим к другим сферам жизни. Те, кто принадлежит к духовно высшим мирам, сообщаются лишь с теми земными смертными, которые через свои личные усилия восходят к ним, к высшему плану, занимаемому ими».

     Существуют ли такие миры рядом с нами? Что мы приобретаем, когда рождаемся? Жизнь. Что мы теряем, когда умираем? Жизнь. Чем отличается умерший человек от живого?  Жизнью. Тело остаётся тем же, но в нём нет Жизни. И как только Жизнь покидает тело, оно начинает распадаться. А это значит, что есть и другой мир, невидимый нами, независимо от того, верим ли мы в его существование или не верим.
 
«Тем не менее, такие невидимые миры существуют. Населены также тесно, как и наш собственный, они разбросаны в огромной численности на протяжении явленного пространства; некоторые из них гораздо более материальны, нежели наш мир, другие  постепенно утончаются, пока наконец не утеряют форму и не станут, как «дыхание».

Тот факт, что наш физический  глаз не видит их, не есть причина не верить в их существование. Физики также не могут видеть свой эфир, атомы, «виды движения» или силы, однако они принимают их и учат им».

      Так же мы не видим ни магнитного поля Земли, хотя находимся в нём, ни собственного магнитного поля. Можно ли представить мир более материальный, чем наш? Возможно, это подобно жизни существ в  земле, червяков, бактерий, а возможно и нет.

«Проф. А. Уинчель, рассуждая о многочисленности миров, делает следующие замечания:

«… Тот факт, что животное является четвероногим или двуногим, есть нечто, не зависящее от потребностей организма, или инстинкта, или ума. Факт, что  животное обладает именно пятью чувствами, не есть необходимость сознательного существования. На нашей Земле могут быть животные, лишённые обоняния и вкуса. На других мирах и даже на этом могут быть  существа, обладающие более многочисленными чувствами, нежели мы. … Существуют животные, которые выживают там, где разумный человек погиб бы – в почве, в реках и морях.

Могут быть воплощённые сознания, согласно известному замыслу, не имеющие процессов инъекции, ассимиляции и воспроизведения. Подобные тела не могут нуждаться в ежедневной пище и тепле. Они могут быть затеряны в глубинах океанов или же помещаться на скалах, открытых бурям арктической зимы, или быть погружёнными в вулканах на сто лет и всё же сохранять сознание и мысль.
Эти предположения сделаны лишь для того, чтобы напомнить читателю, насколько мало заключений можно вывести относительно необходимых условий для разумного и органического существования с обычной точки телесного существования, находимого на Земле. Разум по своей природе так же однороден и вездесущ, как и законы Вселенной. Тела являются просто местами приспособления разума к особым видоизменениям общемировой материи или силы».

     Получается, что для существования Вселенной в том виде, в котором она есть, необходимо три составляющих: Сознание (Жизнь – Мировая Душа, Движение), Разум (Идея, Дух, направленное Движение) и  Материя (Форма созданная Разумом, вошедшем в неё). Имеем Движение – Хаос, направленное Движение – луч Света - Логос,   носитель Движения - Материя.