No Pasaran - они не прошли

Полковник Чечель
  Вообще-то, этот эпизод мной уже описан в опусе про горные лыжи, но учитывая, что день ВМФ неотвратимо приближается, и опять не будет повода "НЕ ВЫПИТЬ" - решил его повторить, тем более Владимир Пастернак снова конкурс учинил, только теперь на морскую тематику. А день ВМФ - это почти как день ВДВ, который за ним через три дня последует, только моряки в фонтаны не прыгают, т.к. утопнуть боятся.

     Как-то в чине старлея меня подняли по тревоге из моего первого ДС (дежурные силы) - сидеть неделю в ДС в повышенной Боевой готовности к вылету доверяли только полностью боеготовым, надёжным экипажам. Дело это было на Балтике, стоял туман,я взлетал почти по взлётному минимуму, (50 на 500), меня подняли по тревоге, заведомо зная, что посадку буду производить на запасном аэродроме. Но во времена "холодной войны" нас заставляли делать рискованные вылеты, и это было нормой.

     И вот Вы представьте, сначала мы вскрыли всю надводную обстановку в локатор со средних высот, а потом я нырнул вниз, чтобы визуально проверить радиолокационные отметки от целей. Несусь у самой воды, на море штиль, над морем приземный туман волнами, но периодически появляются разрывы 1 - 1,5 км. Опознали мрт (малый рыболовный траулер), нашли развед корабль ФРГ "Альстер" у самой границы наших территориальных вод, потом мелькнул сухогруз и вдруг, я глазам своим не поверил - стоит 5 подводных лодок нос к носу (Представьте круг, а в нём пять пл носом к центру) Пока я протирал глаза, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда, всё исчезло.

     (Развед отдел Штаба авиации, когда давал мне надводную обстановку в районе, ни о каких подводных лодках не говорил). А они ж, как привидение, тут же растаяли под крылом, но радист (верный глаз в жопе командира) - Валера Фартушный, (на фронтовом бомбардировщике ИЛ-28 он сидит в корме) подтвердил: "Командир 5 подводных лодок". У меня аж муражки по коже - война, блин, а если это фээргэшные? (Федеративной Республики Германия). Мы их из-за огромной скорости даже опознать не успели. Короче, даю команду: "Радист, немедленно передавай по дальней связи - 5 не опознанных подводных лодок идут в надводном положении. Штурман, выдай ему координаты".

      Гордый от завершения столь сложного, но удачного вылета, я взял курс домой, передали, что погода улучшилась - посадка на своём аэродроме... "Но пасаран!!!" (Они не прошли).

      Через неделю, сменившись с ДС, меня отправили в Балтийск, где проходило заседание всех крупных морских начальников перед большими флотскими учениями. А поскольку мой экипаж обеспечивал ракетные стрельбы кораблей пуском пикирующих мишеней ПМ-6г, мне тоже приказали туда прибыть. И вот в перекуре, я слышу как группа моряков, все капитаны 1 и 2 ранга, кроет матом какого-то mydaka-лётчика. Я так бочком-бочком поближе и слушаю. Рассказывает, я так понял, командир бригады подводных лодок, естественно, дизельных, бо атомные до Балтики ещё не добрались. Как он, возвращаясь с Атлантики после очень тяжёлого похода, решил нарушить все руководящие документы, и пользуясь погодой - штиль и туман, дал команду всем лодкам всплыть днём, чтобы дать экипажам пл хоть немного подышать свежим воздухом. Только всплыли, и какой-то "охламон", выскочил на них на ИЛ-28 и тут же "заложил". Со Штаба флота сразу пришла радиограмма всем немедленно осуществить погружение. А потом всем командирам подводных лодок объявили по взысканию, кому больше, кому меньше...

    Я послушал, и тут во мне некстати пробудилось слово "совесть", неожиданно для самого себя я жалобно- щенячьим тоном произнёс: "Господа офицеры, вы меня извините, но "mydak-лётчик" - это я. Я ж не знал, что вы после похода..." В воздухе повисла тягучая пауза, в течение которой я готов был буквально от стыда сквозь землю провалиться, что подвёл таких "уважаемых господ офицеров". И тут все стали меня утешать, мол, пацан ты не переживай, ты ж не знал... Ты ж не специально... Короче, на моряков так произвело впечатление моё чистосердечное признание, что потом, после окончания заседания, они "учли мне это при разливе пива" в буфете гарнизонного Дома Офицеров города Балтийска. Да, нам есть что рассказать детям и внукам, сидя у камина долгими зимними вечерами.

На фото - старлей Чечель, у которого временами некстати пробуждается слово "совесть"...(такие уж они не предсказуемые птички - морские лётчики)

П.С.   Re: ОПЯТЬ НЕТ ПОВОДА НЕ ВЫПИТЬ ... блин
сегодня, 13:15

Василий Васильевич, премного благодарен за внимание.  Насколько я помню, (а с памятью у меня уже плохо), этот рассказ я уже читал, и у нас уже был разговор на эту тему.  По-возможности, я повторю то, что уже говорил, но не ручаюсь, что в точности.

Причина может быть только одна: у кого-то из отряда из пяти подводных лодок, возвращавшихся в базу, что-то вышло из строя так, что лодка потеряла ход. Командир отряда мог собрать отряд для попытки с помощью других ввести в строй аварийную.  Помощь всех врачей?  Во-первых, там врачи известные. А во-вторых, вблизи своих территориальных вод, т.е. не так уж далеко от берега скорее можно было запросить и получить помощь с берега. В любом случае о том командир обязан был сообщить на КП. Но это очень маловероятно,  как и то, что вспыли "подышать". Это чушь.  Для того не было нужды собираться в кучу.
 
За фотографии спасибо, я уже говорил, что у меня для них отдельная папка.
 
И главное - поздравляю Вас с наступающим праздником, днем ВМФ!

   Альберт Иванович, Благо Дарю за поздравление и отзыв, и в своё оправдание, что я этот случай не придумал, вот что хочу сказать - в авиации, точнее, в Советской авиации как и на флоте может быть всё, в том числе и случаи, не предусмотренные никакими руководящими документами. Для примера: Командующий ВВС БФ однажды мне приказал начать полёты, не имея ни одного запасного аэродрома, хотя это прямое нарушение НПП - нашего главного документа, регламентирующего полёты.

   Или после того, как зам. к-ра 35 ОАЭ майор Миша Хотянович после посадки выкатился и чуть не поломал "сотку" (ИЛ-28 №100) Командующего авиации Балтики С.А.Гуляева, тот издал указ, что все самолёты, которые прилетают к нам с других флотов на АРЗ в Донское, должны садиться у нас в Храброво, где нормальная бетонная полоса 2000 м на 60, а дальше в Донское их могут перегонять только два лётчика со всей авиации Балтики - командир АЭ подполковник В.С. Кондрашов и командир звена В.В.Чечельницкий. А причина была в том такого решения Командующего, что в Донском дислоцировался помимо АРЗ вертолётный полк, поэтому для посадки самолётов там была очень сложная полоса - 600 метров бетонки и 1400 железных плит с дырками, сквозь которые проросла трава. Мало того, что она скрывала размеры ВПП. При дожде там был очень низкий коэффициент торможения, да и в сухую погоду тоже.

   Т.е. посадка на такую полосу требовала предельного внимания, и на ней просто нельзя было "разевать варежку". Сам же перелёт туда с одним стартом занимал три минуты, с другим пять, это если проходы над полосой не делать. Ежу ясно, что комэска сразу решил, что "не царское это дело", заниматься полётами, где риску много, а награды никакой - в результате, перегонкой самолётов в Донское стал заниматься только мой экипаж. Но я не роптал, т.к. оказалось, что награда всё же есть. Облёты после завершения проф или кап ремонта приравнивались к испытательным полётам, и после посадки нам безо всяких ведомостей и прочей бухгалтерии вручались три конверта с надписью: "командиру, штурману, вср", в которых при вскрытии мы находили:22 рубля, 18 и 12 рублей, так сказать - плата за риск.

   После чего специально обученное лицо, а если быть точным, то радист - верный глаз в жопе командира, сложив содержимое трёх конвертов в кучу, бежал в магазин, где покупал 4 бутылки рашшен водка и закуси, на которую ему хватало фантазии и денег. ШТУРМАН в это время делал приглашение на банкет старшему технику самолёта, а командир - руководителю полётов. После чего все ехали в курортный городок Светлогорск, где обмывали введение ещё одного самолёта в строй Советского Военно-Морского флота прямо на берегу "под пальмами" Балтийского моря. А к чему это я вам такие детали рассказываю?

   А вот к чему. Однажды нам не дали после облёта совершить положенный ритуал. Нам прямо перед полётом довели приказ Командующего, после посадки заправить баки керосином под самую завязку и вылететь обратно в Эстонию на грунтовый аэродром Нурмси, где мы уже сидели два месяца. А штурман у нас Коля Ноговицин только женился и даже свадебный медовый месяц не отгулял, как его вызвали из отпуска и отправили  в эту командировку. И вот он рассчитывал в этот раз хотя бы переночевать дома, тело молодой жены погладить, да носки поменять, а вместо этого команда мчаться опять на грунта, которые и так уже надоели. Вот Коля и "нашёл" при облёте "неисправность" локатора ПСБНм называется и без него официально отказался лететь, т.к. метео нам грозовой фронт  в районе Риги нарисовало, и его в полёте надо было пересекать. А как без локатора? И хотя спарки ИЛ-28у мы гоняем так, тут формально штурман был прав.

   Так нам от ОД авиации БФ поступил приказ: "Занять места в кабине самолёта и ждать". И вот так мы просидели пол часа, как влетает на аэродром чёрная "Волга", выскакивает из неё Главный инженер генерал-майор, фамилию уже не помню. Хватает с заднего сиденья машины здоровенный блок станции и по шаткой стремянке лезет к штурману в кабину. Переваливает туда этот блок весом килограмм 15 и слёзно просит штурмана: "Сынок вылетай, засветки как-нибудь и визуально обойдёте. Ты глазастый. А то меня Командующий грозится без пенсии оставить". Это вдумайтесь - генерал просит старшего лейтенанта вылететь в нарушение безопасности полёта лишь бы только спасти генеральскую честь. Это ж какую клизьму должен был вставить наш Командующий своему Главному инженеру, чтобы тот так себя повёл?

   Так что, Альберт Иванович, когда я слышу такие слова, как "Это чушь... в нашей армии подводные лодки строем не всплывают...", всегда говорю: "Голубчик, у Вас или с "фантазией туговато" или Вы просто ещё мало прослужили  в нашей армии? Так вот в Советской армии бывает, точнее, может быть всё. Вспомните хотя бы как Вас сделали настолько незаменимым командиром атомохода, что в нарушение всех законов заставили без отдыха выполнить три боевых службы подряд, но звание АДМИРАЛ, которое Вам было положено по должности, так и не присвоили.

   Поэтому и говорят, кто в СА служил, тот в цирке не смеётся. А посему, не надо мои слова ставить под сомнение - я, мой штурман и радист лично видели своими глазами пять всплывших на поверхность подводных лодок. Причину я не знаю, но то, что лодки были - это факт, как и случай, о котором я рассказал, как целый генерал лезет по стремянке в кабину штурмана и слёзно просит вылетать с неисправным локатором, хотя отлично знает, что нам придётся пересекать грозовой фронт, а значит вылет небезопасен.