Мария

Галина Вольская
                * * *

- О чем ты опять задумалась, Эвва? Тебе не хочется петь и танцевать? Посмотри, как красиво вокруг!
- Да, красиво. А ты никогда не задумывался, Агдан, почему ты устроен не так, как я?
- Не знаю, всегда были такие, как ты, и такие, как я. Нам хорошо всем вместе, и мы ничем не отличаемся друг от друга, кроме внешнего вида.
- Мефист рассказал мне, что мы не всегда жили здесь. Место, где мы живем, называется планета Райя, а кроме нее есть и другие планеты. С одной из них мы прилетели сюда когда-то очень давно. На той планете мы жили совсем по-другому, там наш внешний вид имел особый смысл.
- Зачем ты слушаешь Мефиста, разве тебя не предупреждали, что с ним нельзя разговаривать?
- Но он рассказывает так интересно! Он может понимать те черные мелкие рисунки на страницах волшебных книг Священного Храма, и эти рисунки сообщают ему о том, что я сказала тебе и о многом другом.
- Но это же нельзя знать! Если мы узнаем об этом, мы уже не сможем жить здесь.
- Ну и пусть! Я хочу увидеть другие планеты, узнать о другой жизни, мне скучно здесь, Агдан. Вокруг нас ничего не меняется, один день похож на другой, и мы все время одни и те же. Смотри, вот эти плоды называются яблоки, их можно брать в рот и жевать.
- Зачем?
- Они дают людям особую энергию, когда-то это называлось пищей.
- Для чего?
- Не знаю, но я хочу попробовать. Ой, так приятно! Попробуй.
- Правда, приятно.


- Что вы наделали!
- А в чем дело, Богдж?
- Вы забыли все правила и запреты. Теперь вы уже не сможете обходиться без пищи. Вам придется улететь отсюда, потому что здесь пищи мало, нам она не нужна. А вам пища будет нужна постоянно, вы будете меняться, настанет время, когда вы не сможете больше жить, но вместо вас будут жить ваши дети.
- Дети? Кто это?
- Новые люди, которых вы сможете сделать сами. Но и они будут исчезать, оставляя своих детей. Иначе вам не хватит места и пищи ни на одной из планет. Вы этого хотели?
- Я не знаю, Богдж, но мне очень нравится Агдан, и я хочу увидеть новых, похожих на него людей.
- Они будут появляться в твоем животе, тебе будет больно, когда ты будешь рожать их. Сначала они будут совсем маленькими и беспомощными, вам придется следить за ними и кормить их, пока они не вырастут. Ты не боишься?
- Боюсь, но я же буду не одна, со мной будет Агдан.
- А ты готов к этому,  Агдан?
- Не очень, но я хочу быть с Эввой, она такая красивая, и я тоже хочу увидеть новых, похожих на нее людей.
- Вам придется много и тяжело работать.
- Что значит работать?
- Вокруг вас будет много растений и зверей, но они будут исчезать и появляться, как и вы. Вы сами будете их уничтожать, чтобы получить энергию, но вам придется научиться их выращивать. Вам многому придется учиться и многое узнавать.  Вы хотите этого?
- Но мы все время будем видеть новых зверей, новые растения и новых людей?
-  Да.
- Наверно, это необычно и интересно.


- Ну что же, вы сделали свой выбор. Пойдем, я покажу вам новое место жительства, куда вы должны будете улететь. Если вам будет очень трудно, просите у меня помощи, но я не  всегда смогу помочь вам, будете надеяться только на себя.

- Прощайте, Агдан и Эвва! Помните обо мне!
- Прощай, Богдж! Мы будем помнить.


                * * *

Первые детские воспоминания такие смутные и отрывочные, все в какой-то дымке. Мария всматривалась в окружающий мир большими, широко открытыми глазами, старалась его осмыслить и понять. Рядом мать, отец, брат, бабушка. Иногда появляется тетя, сестра отца, но мать ее не любит. А Марии она нравится, веселая, смеется, садится рядом, начинает петь:
У дороги чибис, у дороги чибис,
Он кричит, волнуется, чудак:
«Ах, скажите чьи вы, ах скажите чьи вы,
И зачем, зачем идете вы сюда?»

Отец с Марией всегда добр, но она его все равно побаивается, он может быть резким, суровым. Мать обычно старается угодить отцу, но иногда ей что-то не нравится, она начинает кричать. Кричит и на Марию, на ее брата Стаса.  Брат не очень реагирует, а Мария сразу сжимается, переживает. Ей  хочется всех любить и хочется, чтобы любили ее. Но некоторым она почему-то не нравится, она это очень остро чувствует, дичится, старается стать совсем незаметной. Ей трудно заговорить с незнакомым человеком, ответить на простенькие вопросы. Чаще всего подшучивают над ее глазами после бани: «Что же ты глаза не отмыла?» Как отвечать на это, она не знает.

Родители почти все время на работе, Маша и Стас остаются с бабушкой. Еще одна бабушка Шура живет в соседнем доме, приходит к ним в гости. Иногда Мария заходит к бабушке Шуре, сидит тихонько в уголочке, рассматривает книжки. Книг много и в доме Маши, и в доме бабушки Шуры. Отец и бабушка Шура читают их легко, а мама запинается, спотыкается на некоторых словах.

Чаще всего Мария играет со Стасом, он постарше и любит верховодить во всех играх. Обычно Маша уступает, но иногда упрямится, тогда они начинают ссориться и даже драться. Дерется Мария отчаянно, как мальчишка, хватая все, что попадается под руку. Бегут со своими обидами к родителям, жалуются друг на друга, но родители не любят разбираться:
- Оба хороши птицы!
А бабушка Шура советует:
- Обижает он тебя? Не ябедничай, лучше дай сдачи!
Драки не такие уж и частые, играют все-таки вместе. Стас верховодит и среди своих друзей, никому не позволяет обижать сестренку. Собираются иногда в очередной поход: «Туда девчонкам нельзя!» Но Маша начинает уговаривать, и мальчишки берут ее с собой. Бегают они по всему городу, а то и за городом, но больше всего времени проводят на берегу Волги, благо она недалеко от их дома. Идут либо переулком, либо улицей, в любом случае нужно одолеть три спуска, которые на обратном пути становятся подъемами. Особенно крутая третья гора перед самой Волгой. При подъемах у Марии часто темнеет в глазах, кружится голова, но она молчит об этом, а то ведь не возьмут, не отпустят, придется сидеть дома одной.

Сидеть дома одной ей все-таки приходится, когда брат начинает учиться в школе, а бабушка уезжает к тете в другой город и даже в другую республику. В это время Мария вместе с братом осваивает буквы и сама читает книги. Она целиком погружается в мир своих книжных героев, но этот мир ей не всегда нравится, так же, как и окружающий ее мир, в нем много несправедливости. И тогда она придумывает своих собственных героев, которые приходят и восстанавливают справедливость в любом месте. Сначала они вроде бы жители другой планеты, она придумывает им имена, внешность, все они, конечно, очень красивы. Потом она решает поселить их в одном из больших городов,  в Ленинграде или Волгограде, но живут они в особой  коммуне со  своим уставом, немного похожей на ту, что описана у Макаренко в «Флагах на башне». Только ее герои – юноши и девушки с исключительными способностями, у них есть родители, но они живут в коммуне, чтобы лучше развивать свои способности.

Главных героев четверо, а самый основной все-таки один – необыкновенно красивый  юноша с синими глазами и волосами цвета спелой ржи. Мария придумывает, прокручивает в голове сценки из их жизни, а иногда они приходят и в ее жизнь, помогают ей в трудные минуты. Мария все так же играет с друзьями, подругами,  учится в школе, но вдруг иногда застывает, уходя глубоко в себя. В это время ее мечтательные глаза смотрят куда-то вдаль, не замечая окружающих. Глаза у Марии красивые – большие, карие,  ее густые, темные волосы заплетены в две толстые косы. Учится она хорошо, школьные предметы не вызывают у нее каких-то затруднений, но и особого интереса к чему-то она не проявляет. Разве что к книгам, читает она по-прежнему очень много. Но сделать литературу своей специальностью? Это как? Преподавать вот таким деткам, которые все вместе иногда просто невыносимы и безобразно изводят своих учителей? Нет, такого она не хочет. А писать журналисты и писатели должны не то, что они думают, и что им нравится, а только то, что потребует от них партия и правительство. К окончанию школы Мария начинает это понимать, хотя продолжает думать, что живет, в общем-то, в неплохой, гуманной и доброй стране. Об этом ей говорят все учителя, рассказывают в книгах, показывают в кинофильмах, спектаклях.

Она выбирает своей специальностью физику, потому что физику преподает ее  отец, и ей хочется как можно больше узнать о причинах и природе происходящих вокруг нее явлений. Но то, что в школе казалось простым и понятным, оказывается вдруг порой слишком сложным, трудно представимым, не укладывающимся в голове. Привычки к регулярным, постоянным занятиям у нее нет, в школе ей все давалось легко, а здесь не всегда удается все освоить в период подготовки к экзаменам. Такие трудности не только у нее, требования к студентам в классическом университете выше, чем в других институтах.

На втором курсе у Марии все вроде бы налаживается, а на третьем курсе она неожиданно влюбляется. Ее избранник учится на другом факультете и ничем не похож на героев ее идеального мира, разве что напоминает чем-то ее брата, у которого, кстати, жизнь складывается далеко не идеально. Избранник не только внезапно бросает ее, женившись на другой девушке, но и начинает впоследствии вымещать на  Марии разочарование из-за своей неудачной женитьбы. Для Марии, по-прежнему часто пребывающей в своем идеальном мире, все это становится огромной трагедией, она не готова к таким отношениям, не может их принять и понять. И ведь вокруг много хороших парней, на Марию обращают внимание, но ее тянет только к одному, другие для нее не существуют.

Наступает момент, когда весь окружающий мир становится для Марии слишком темным, лживым, жестоким, она не хочет и не может больше жить в этом мире.  Удерживают родители. Они ее растили, любили, продолжают любить, она им нужна.

Полгода Мария живет почти без чувств, не считая жалость к родителям. Учиться она не может, оформляет академический отпуск, книги, фильмы, спектакли перестают ее интересовать. Хорошо бывает только во сне, когда ее душа блуждает где-то далеко, в неизвестных измерениях.

А у брата рождается маленький сын, и это чистое, беспомощное и беззащитное существо постепенно пробуждает в Марии утраченный интерес к жизни. Все приходят сюда против своей воли, ни у кого нет права выбора. Но кто-то сразу приспосабливается к окружающей среде, умеет ее использовать, а кому-то это дается с большими трудностями. Но все-таки большинство находит свою нишу, живут, любят, рождают новых детей.

Только любви Мария стала бояться. Любовь есть, конечно, но не для нее, это слишком больно. Разве что любовь вот к такому маленькому, беззащитному, принадлежащему только тебе. Но чтобы родить ребенка, все равно нужен мужчина, семья. Можно ли создать семью без любви? У других ведь получается. У других получается, у нее нет. Она не умеет что-то изображать, обманывать. В ее идеальном  мире никто не  лжет, все честны и откровенны.

Когда появившийся недавно в их отделе НИИ, где Мария работает после окончания университета, парень, танцуя с Марией на небольшой вечеринке, уверенно кладет руку на ее  грудь и говорит: «Все так просто», она не отстраняется. Выходит с ним на лестничную площадку, не отворачивается от его  поцелуев, остается с ним на ночь. Встречается с ним снова, ходит с ним в ресторан, опять остается у него. О чувствах они не говорят, ей нравится его раскованность, которой у нее никогда не было, но эта раскованность граничит с пренебрежением к людям, в том числе и к ней.  Когда Мария понимает, что беременна, она не хочет говорить об этом ему, но разговор все-таки заходит, и подтверждается, что ни она, ни ее ребенок ему не нужны.

А для нее в ребенке сосредотачивается весь смысл ее не очень удачной жизни. Уволиться и уехать в свой город к родителям нелегко, ведь она молодой специалист, обязана отработать определенный срок, ее не отпускают. Марии приходится идти на обман, чтобы доработать до декретного отпуска и уехать, а там и срок обязательной отработки закончится. Она объявляет сослуживцам, что вышла замуж в своем городе, но муж сюда ехать не хочет. Родители с трудом, но все-таки принимают ее решение, она становится матерью-одиночкой, каких в то время было не очень много, и смотрели на них косо.

В своем городе Мария работает, растит ребенка, не думает, что ей придется еще когда-то влюбиться, но она пока еще молода, и это случается. Новый избранник  женат, она не собирается разрушать его семью, он сам настаивает на этом, а потом передумывает. Он живет в другом городе, переписка с ним продолжается много лет. Через десять лет знакомства с ним у Марии появляется еще один сын, которого она растит также в одиночестве. К тому же у нее уже нет отца, помогавшего растить первого сына, помогает только мать. А в стране начинается перестройка, вроде бы предполагающая создание более разумного строя.

Новый строй оказывается еще более неразумным, чем прежний. Задумываться об этом Марии некогда, она растит сыновей. Предприятия, на которых она работает, разваливаются одно за другим, ей приходится менять места работы,  решать новые и новые задачи. Мечтать об идеальном мире тоже некогда, выжить бы в этом, помочь выжить детям.

Младшего сына Мария едва не теряет, на него неоднократно нападают бандиты, отнимают сотовый телефон. Сын попадает в реанимацию с ножевым ранением, и Мария молит Бога, чтобы он забрал ее жизнь, но оставил жизнь сыну, ведь он еще и не жил.

Но вот дети уже взрослые, работают. Старший сын окончил университет, женился. Младший так и не доучился, но тоже работает, считается хорошим специалистом, семью пока не создал. У старшего сына двое детей, теперь душа Марии болит за них. Да и от младшего сына хорошо бы увидеть внуков, но, наверно, не доживет, участились скачки давления, беспокоят боли в сердце.


                * * *

Герой  идеального мира  Марии снова с ней. Синие глаза, золотистые волосы…
- Как тебя зовут по-настоящему? Богдж? Агдан?
- Я Агдан, Эвва. Была ли ты счастлива?
- Да! Я видела лица своих детей, чувствовала их теплые ручонки, обнимающие мою шею. Окружающий меня мир был так прекрасен!
- Пойдем, Эвва, Богдж ждет нас.