Монгольский детранзишен

Сибирская Хиджра
Ты мне не снишься, стало быть, ясно -
Hовой не бyдет стаpая сказка,
Стаpая песня новой не станет,
Два сеpдца вместе петь не заставит.


Слышала в Монголии очень мест красивых, подскажите, как можно в Монголию поехать, и не безопасно ли там?
Да я бы хотела узнать, сколько это в среднем может стоить?
Если денег много, и есть желание прокатиться через всю страну- садишься на поезд, Москва-Улан-Батор... или же самолётом, правда это не намного дешевле.
А вот почему- должно быть небезопасно?

-У нас тут один ФТМ сделал детранзишен со сменой доков с М на Ж.
В принципе это вариант и не плохой если у кого плохо с социализацией в новом виде, плохой пасс и пр. проблемы.
Ну как М он был всего ничего, но голос изменился и сильно и растет борода.
Так что теперь как девка столкнулся с той же проблемой что и МТФ в начале-удаление щетины и грубый голос.
По его словам он доволен что вернулся назад.

-Мужик с писой, что баба с куем. То хоть был мужик с П', а теперь баба с бородой.

-А мастектомию то уже сделал?

-Нет. Но это не проблема вставить импланты -яйца уже не вернуть если отрезали.

-Сиськи отпилить, это точно не яйца отрезать!

-Тоже можно импланты поставить.

-Можно железные, но толку от них? Только и останется говорить что у меня стальные яйца.

А. Д.
Такие случаи действительно бывают, но крайне редко. В 0.3% от тех, кто пошёл на трансформацию. Сама же настоящая распространенность транссексуальности также составляет 0.3%. Таким образом ради того, чтобы оградить от неверного решения одного человека нужно поломать жизнь 300. Уже по этому заявления что де пошедший на таковую человек может передавать, не только бесчеловечные, но и очевидно глупы. Кроме того если человек не пошёл в откат ещё до совершения генитальных операций, то до детранзишина могут пройти годы в течении которых тот будет относительно счастлив. А так бы он сожалел о не сделанном всю жизнь.
"Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и жалеть"
Ом.

Приложения
1) 12 упражнений на расслабление для улучшения речи и голоса
Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считается причиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могут расслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. Четкая речь – это способность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционного аппарата. Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно и главное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться от этого напряжения.
“Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, он крепится к гортани) и диафрагму. Напряжение скопившееся в любом из этих отделов мешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность.
Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал занимаясь с лучшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна для самостоятельного обучения.
 
Упражнения на расслабление мышц лица
 1. Приоткройте губы
Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться). Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.
Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большей сексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядят сексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.

2. “Фыркающая лошадь”
Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица. Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне. Сделайте выдох с вибрацией губ. Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно). Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.
Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание. Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.

3. “Радист”
Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.
Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин. Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.
 
Упражнения на расслабление гортани
  4. “Зевающий лев”
Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок. Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете. При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности. Если при этом вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.
На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается. Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).

5. Пение буквы “М”
Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).
Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.
  
Упражнения на расслабление диафрагмы
 Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются. Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия. Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.

6. “Пузатик”
Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот. Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее. Рука на груди должна оставаться неподвижной. Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.
Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков. Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция. Плохой дикцией и слабым голосом обычно страдают боксеры и бодибилдеры из-за их привычки задерживать дыхание.
Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.

 7. “Дрожь земли”
Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении. Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях. Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит). Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному. Польза двойная: 1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению 2. Напряженные мышцы расслабляются от вибрации сами.
Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).
Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.

8. “Выйдите из туалета”
Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь. Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать его накапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно.
В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой и сейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постоянно кряхтел. Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений, черту в его жизни подвела простая вещь – он просто не мог справится с напряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужно было дышать – он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническому напряжению. Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.

9. Делайте выдох дольше
Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы. Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.
В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).
Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.

10. Лежите на лопатках на болстере для йоги
Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см. Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх. Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания. Дышите, как всегда, животом.

11. Дыхание через одну ноздрю
Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую. В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.

12. Бег
Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы. Настоятельно рекомендую сочетать с прослушиванием аудиокниг, чтобы “общаться с умным человеком” пока бежишь.
Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем. Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется. Из минусов, бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.
Мой знакомый заменил бег плаванием, но плавает исключительно в специальных наушниках под рекомендованные мной аудио-книги.
Александр Герасименко

2) Откровение монгольского трансвестита
Это перевод интервью, взятого у «гей-мисс»  Э. Болорхажид в 2009 году. В этом августе я заходил в «Интерном», и не раз, но этой книги — «Хоёр с;нстэн» — не видел. Давно раскупили? Что это вообще такое — «тлетворное влияние Запада»? Когда я сел за перевод интервью, примерно так и думал. Но к середине перевода стал с удивлением замечать, что какого-то отвращения я не чувствую. Конечно, отчасти это сродни чувству, когда писатель невольно импонирует главному герою своей книги, а в моём случае — герою перевода. Но с другой стороны — вроде и правда умные, взвешенные вещи говорит этот парень. Что главным образом раздражает общественность в геях? Сознание их неестественности, какая-то наигранная манерность, ну, во всяком случае, таково расхожее клише, возникшее, впрочем, тоже не на пустом месте. А этот говорит прямо, смело: так мол и так. Кстати, название книги — «Хоёр с;нстэн» — буквально будет «Двоедушный». Я так поначалу и перевёл. А потом смотрю — натура-то вполне себе цельная. И обертона слова «двоедушный» — то есть «наигранный», «лицемерный» как-то сюда не просятся, поэтому переправил.
На каком-то сайте читаю комментарии к статье о нём: «У-у, это потомок врагов Чингисхана». А на мой взгляд, — конечно, взгляд извне, — он хорошо воплощает монгольский дух. Именно духом, а не телом он настоящий монгол — отважный, мужественный. Сюсюканья не любит. Интересно в нём сочетается сознание единичности и неповторимости жизни и буддийские воззрения: карма, сострадание. Между прочим, в буддизме нет запрета на ношение одежды другого пола. Анальный, оральный секс запрещены, а трансвестизм — нет. Может быть, отчасти поэтому такую славу в последнем смысле себе снискал Тайланд. Где-то читал, что тайские мальчики, уже решившие сменить пол, как и все остальные, проходят традиционное мужское временное послушничество при монашеских общинах. Ходят в монашеском облачении накрашенные, через плечо сумочки, старейшины ворчат.
Гей-активисты тщетно пытались найти прецеденты гомосексуализма в культуре старой Монголии (не считая монастырского, но это всё-таки явление довольно позднее и как бы культурно чужеродное). Зато высосали из пальца (из пальца ли?) следующее: вот мол, у Чингиса (тогда ещё Тэмужина) был побратим Джамуха, и написано же в «Сокровенном сказании», что они, мол, в силу этого помимо всего прочего «спали под одной накидкой». Ну и sapienti sat, как говорится. Я-то, конечно, думаю, что это пустые наговоры. Но, с другой стороны, мне кажется, что герой этого интервью — Чингису тоже не в укор.
Впрочем, уже нет шанса случайно столкнуться с Энхриймой как-нибудь вечером на проспекте Мира, или в кино, или в троллейбусе, или где бы то ни было ещё в Улан-Баторе. Энхрийма, пробыв шесть месяцев на учёбе в Австралии, а ныне проживая в Голландии, в июне сего года заявил(а), что не собирается вообще возвращаться в Монголию из-за чересчур закосневших нравов страны, и хочет жить в свободном обществе. Ещё он(а) поменял(а) имя на Юна, придумав себе и новую монгольскую фамилию — Тунгалаг, «Прозрачная». Однако в душе же её, по-видимому, всё не так прозрачно, как хотелось бы.  

Иногда моё нутро с собой в разладе,
То солнечный жар греет едва-едва,
То хочется дерзить непонимающим...
Мои стыдливые, так долго
Таившиеся стихи

В этом вся суть автора книги стихов «Две души», гей-мисс М. Энхриймы. Казалось, что до встречи с ним о нём я слышала немало. Однако после интервью оказалось, что толком я не слышала ничего. Энхрийма — это сочетание настоящего мужества и утончённого внутреннего мира. Надеюсь, читатель, что и вас наш разговор ненамного увлечёт. Книжку стихов, между прочим, можно увидеть в книжном супермаркете «Интерном», а также в книжных отделах центров «Metro Mall» и «Цэцэг».

— Название «Две души» притягивает внимание. Как тебе, если начать с этого?

 — Вначале, когда я думал, как назвать свою первую книгу, ничего не шло на ум. Но как-то раз сижу я и читаю черновики своих стихов, и там были строчки: «У меня две души. Уже двадцать один год они со мной, но что поселилось во мне три месяца назад — мне незнакомо», — примерно такой смысл. Ну и я подумал: ведь и правда у меня как будто бы две души, — такая мысль возникла. Конечно же, в реальности не может быть так, чтобы у человека было две души. Но в переносном смысле я именно что человек с двумя душами.

 — Как в твоей жизни юноши-трансгендера сказывается вся гей-среда Монголии, отражено в стихах?

 — То, что моё самоощущение, внутренний мир, мой и людей одной со мной ориентации оскорбляют внутренний мир остальной молодёжи и всего общества, уязвляют его — это проглядывает в моих стихах. Однако нельзя сказать, чтобы мои стихи будут понятны лишь мне подобным — ведь в целом мы все точно такие же люди, как и остальные. И эта мысль постоянно ранит, когда обращаешься в мыслях к обществу. Что же такого в нас плохого? Снаружи мы выглядим так же, как и все остальные. Как и все, мы страдаем, любим, сопереживаем. У нас такие же мысли и чувства, наши тела состоят из тех же элементов. Каждый из нас, как и любой другой человек — ребёнок одной из миллионов земных матерей. Много стихотворений с таким вот содержанием. 

 — Что же представляет собой та незнакомая душа, которая поселилась в тебе три месяца назад? Расскажешь?

 — Пожалуйста. В детстве, ребёнком, я постоянно надевал мамины туфли и красился её косметикой, — таким вот был мальчишкой. Пока был маленьким, дразнили «девчонкой», подрос — стали обзывать «женоподобным», ну и в общем много я собрал подобных прозвищ. Окончил десятилетнюю школу, поступил в университет, направленность этих прозвищ осталось той же. Но правильно говорится, что человек мыслит согласно уровню собственного образования. Студенты хотя и видели мою женственность, про себя только думали, может быть: «В пареньке есть немного от женщины», но явно не высказывали, тем дело и кончалось. Ну вот, я окончил университет, поступил на работу, в общем, стал в полном смысле взрослым, и всё же в голове не переставала вертеться мысль: «Эх, если бы хоть разок выйти, нарядившись и накрасившись по-женски, и все бы думали: „Это женщина“». В тот период я постоянно боролся с этой идеей, ведь я, как-никак, был на работе. Но человек, сколько бы ни пытался, не в состоянии побороть то, что присутствует с ним от рождения, свою исконную суть. От других я узнал, что проводится такой конкурс на звание мисс. И я понял, что это шанс осуществить свою мечту, и принял в нём участие. Нужно было одевать платье, туфли — всё как в моих грёзах, которые наконец сбывались наяву. Ну и что же, — воплотив свою мечту, стал Гей-мисс. Вышел на подиум перед многими людьми и оказался красивее всех.

 — Конечно, сложно было поверить, что грёзы сбылись наяву?

 — Внутренне мне было очень страшно. Моя прошлая жизнь и та жизнь, что звала меня из будущего, противоречили друг другу. «Какую ты выберешь? Шагнёшь вперёд — рискнёшь очень и очень многим. А если вернёшься и будешь жить по-старому — как и все остальные бестревожно доживёшь свои дни» — таков был выбор. Но в момент, когда моя мечта настолько приблизилась ко мне, я не мог сделать иного выбора и сделал шаг вперёд.
У меня много подруг. Все меня понимают, поддерживают. Как на том конкурсе, например: за сценой одна наносит мне макияж, другая стоит рядом, держит платье, которое мне нужно надевать. Друзья очень поддержали меня в психологическом плане, ободрили: «Дружище, если ты будешь хорошо себя показывать на работе, никто тебе слова не скажет. Самое главное — каков ты есть, так что, дружище, в жизни, которая даётся лишь раз, нужно смело следовать лишь за своей мечтой». Тогда, воспрянув духом, я решил: «Ну, уж если я уже ступил на этот путь, нельзя допустить, чтобы он никуда не привёл». Много думал, что же для этого нужно сделать. И я решил, что тем самым замолвлю слово за всех подобных мне одиноких и презираемых людей. Этим я приношу им добро. В этой жизни, обретаемой лишь раз, хоть и надо думать о себе, но нельзя забывать и о других. Если творить добродетель, хотя бы маленькую, она обязательно придёт к тебе обратно.

— На подиуме конкурса «Гей-мисс» ты слышал от кого-нибудь, что ты — не до конца женщина?

 — Я и сам, глядя в зеркало, зачастую недоволен и придерживаюсь того же мнения. Но когда я одену женскую одежду и накрашусь, то образ Энхриймы мне нравится. Поскольку в обществе я живу в обычном мужском облике, окружающие не догадываются, что я — Энхрийма. Иногда слышу: «Эй, ты слышал про Энхрийму? Он совсем как женщина. Ужасно красивая, милая, стройная» — даже такое говорят. В целом, конечно, слышать такие вещи — высшее вдохновение, но самое главное — люди не говорят обо мне плохого. Говорят: «Какая милая, какая умная». В общем-то, сам я не считаю себя чем-то выдающимся. Мне просто нравится быть тем, что я есть, и на подиуме я был просто самим собой, вот и всё. Это, кстати, и нравится людям, они понимают правильно, и я радуюсь, что меня не принимают за кого-то вроде Гамбууш, не говорят, что, мол, мы одного поля ягоды. 

 — Конечно, существует много имён типично женских. В твоём случае — почему именно Энхрийма?

 — Энхрийма — это была такая красивая модель. Когда я смотрел три года назад конкурс «Мисс Монголия», мне она очень понравилась. В целом женщина должна постоянно заботиться о себе, кто бы ни посмотрел — всегда быть миловидной. Быть женщиной — это же целое искусство. Вот исходя из этого я и избрал имя Энхрийма [монг. энхрий — ласковый, милый, нежный]. И исходя из его значения, я пытаюсь ему соответствовать, иметь ухоженную и миловидную внешность. Но как бы я ни старался, вновь и вновь преобразуя свою внешность, мне никогда не добиться подлинного сходства с женщинами.
Женщина — это целый огромный мир красоты. Никогда не смогу сказать о себе, что у меня тело красивее, чем у настоящей женщины. Просто хочу, так сказать, насколько возможно приобщиться к женскому, скажем так, сословию. Хотеть-то хочу, да не верится, что до конца получится. Ведь так или иначе, но по рождению я мужчина. Так что извините, что я, нося его имя, пытаюсь превратиться в женщину (смеётся).

 — В таком случае, что ты скажешь о мужчинах? Ведь в твоём случае они как бы «противоположный пол»?

 — Если иметь ввиду понятие «настоящий мужик», то современные монгольские мужчины порядком измельчали. Вообще мне кажется, что монгол должен быть убеждённым патриотом, должен быть занят в какой-нибудь созидательной профессии, придерживаться националистических взглядов и глядеть далеко вперёд. Таких людей немного, но именно они и двигают вперёд нашу страну. Нынче у нас очень остро стоит половой вопрос. На десяток женщин, говорят, приходится один приличный мужик. Поэтому, хоть у нас сейчас и мало непьющих, некурящих мужчин, лучше бы, чтобы как можно больше людей следовали их примеру. Чуть только наступает вечер — все тащатся в бары, смолят сигареты и, нахлеставшись водки, колотят друг друга. Ладно бы только друг друга — но ведь бьют и девушек, и женщин. Но ведь вдуматься — именно эти мужчины и есть отцы, у них есть дети. Это — большая беда у нас в Монголии.

— Когда говорят о половом вопросе, то главным злом нередко назначают ижил х;йстэн? [монгольская калька слова «гомосексуалист» — «единополый» — С. К.]

 — Именно. Когда ижил хvйстэн в Монголии станет где-то пятнадцать тысяч, тогда можно будет бить в набат. Я не спорю с тем, что это может в принципе представлять национальную угрозу, и может быть опасно для воспроизводства будущих поколений. Ведь ижил х;йстэн не женятся, не имеют потомства. Но разве население Монголии сейчас не умножается, не увеличивается? Увеличивается. Как бы там ни было, сопротивляешься этому или нет, клеймишь ли это так и эдак, а это получено от рождения, и оно будет иметь место так или иначе. Мы сами определяем свою судьбу, сами несём за неё ответственность. И пускай люди тебя поносят — всё же надо идти своим путём. Ну вот предположим, что я, устрашась людской молвы, заведу жену и ребёнка. И что будет с ребёнком через десять лет, не получившим от меня должной любви и ласки? Не знаю, что станет и со мной, не надломлюсь ли я, если последую общественному мнению. Не хочу, связав жизнь с какой-либо женщиной и с ребёнком, потом их бросать.

 — Извините, но со второго вопроса мы беседовали о прирождённых склонностях. Но говорили также и о детстве, взрослении, влиянии общества. Я слышала, что сам ты вырос, не зная имени родного отца, да?

 — Да. Любовь многообразна. Я вырос в нехватке мужской, отцовской любви. Среди ижил х;йстэн очень много тех, кто вырос без мужской заботы. Вот и я не знаю даже имя своего родного отца. Попытавшись порасспрашивать о нём, я узнал, что он уже отошёл в мир иной. Хоть у меня и есть отчим, я не могу называть его «отец». Не люблю даже вспоминать о нём — вот до чего дошло. Мой отчим — дурной пример монгольского мужчины. Иногда мужчины, беря в жёны женщину с детьми от прежнего брака, ничтоже сумняшеся обещают: «Буду любить твоих детей», а что выходит потом? Какого нрава вырастают впоследствии эти дети? Лучше бы, если наши мужчины были бы чуточку умнее. Всегда в этом мире следует помнить, что ты — человек. Дети всегда должны быть чьими-то детьми. Я только хочу, чтобы человек с самого рождения жил в любви. Слишком уж просто монгольские мужчины пускают своих отпрысков на самотёк. Так нельзя. Мальчики особенно быстро способны свернуть на скользкую дорожку. Тем более в условиях Монголии.

 — Взрослея, ты имел перед глазами худший пример монгольского мужчины, так что он тебе опротивел. Так что с одной стороны ты не хочешь быть мужчиной, но с другой — мечтаешь ли ты быть им любимым?

 — Ну конечно. Но от отчимов дети получают множество дурных примеров. От них страдают жёны. Они бьют собственных детей. Но я вырос с мыслью: «Таким мужчиной я не стану». Ненавидя из-за этого мужской пол, я испытывал отвращение от своей принадлежности к нему. Отчим, выказывающий подобные нравы ребёнку, мечтающему стать девочкой, лишь распаляет в нём это чувство.

 — Конечно, матери, надеявшейся, что её новый муж станет опорой для её детей, было больно смотреть на то, как жестоко он на деле с ними обходился. Эта твоя тайная мечта возросла помимо воли матери. Но теперь-то она, должно быть, хочет, чтобы ты женился, обзавёлся потомством?

 — Мама знает, что я создал образ Энхриймы. Внутри себя очень страдает, бедная, — так мне постоянно кажется. Когда я думаю о том, что причиняю боль матери, то мне самому становится очень больно и я нередко плачу, когда бываю один. Моя мама разумный и добрый человек. Когда я открыл маме, что я не такой, как остальные, сердце почему-то разрывалось от боли. Проклинал себя. И тем не менее на прошлую жизнь я не жалуюсь. Своё страдание я пронесу сам вплоть до конца жизни. Смочь принести хоть какое-нибудь благо моей матери, а также бабушке, — вот моя мечта.

— Когда ты впервые ощутил тягу к мужчинам?

 — Я запрещал себе это, знакомился с девушками, вступал в половые отношения, в общем, всячески отстранял это от себя. Думал, что я один такой особенный, поскольку о других подобных мне людях ничего не знал. Но вдруг я узнал из Интернета, что в Монголии таких людей много, что они устраивают вечеринки, встречаются, и даже есть несколько центров, защищающих их права. Тогда я назначил встречу одному парню. Только с того дня я наконец понял, что не надо себя так ограничивать, эта мысль налилась силой.

 — Стало быть, два года спустя ты, будучи с тем парнем, наконец стал «женщиной». Пожалуй, каждому любопытно, каковы они — однополые занятия любовью?

 — Конечно, мы вступаем в интимную связь только анально. Знаете, там, где нет женщин, например в тюрьме или в условиях военной службы, если насильно практикуют с кем-нибудь анальный секс, чтобы удовлетворить свою сексуальную потребность, называют этобандидуулах [от слова «банди» — т.е. послушник в монастыре. Описания эпизодов гомосексуализма, практиковавшегося в буддийских монастырях между наставниками и учениками, можно встретить в монгольской художественной литературе — С. К.] или другими злыми словами. Вот и к нам применяют это грязное слово. Но бандидуулах — слово плохое. Оно уместно тогда, когда один мужчина насилует другого. У того несчастного нет никаких сексуальных ощущений, переживаний. Это жестокость. А у нас интимные отношения иные. Интимные переживания в анальном сексе ощущают обе стороны. Какие ощущения переживают во время интимной близости мужчина и женщина, вот точно такие же переживания и у нас.

 — Презрение и агрессия, направленные на вас, видны совершенно явно. Не секрет, что среди ваших ненавистников особенно выделяются мужчины.

 — Женщина всегда смотрит на вещи со многих сторон, поэтому какие-то вещи им принять проще. А с мужчин что взять? Да и то: то они, видя нас, говорят подружкам: «Не смотри на эту мерзопакость, два гомика идут», а то, вырядившись почти по-женски, просят в барах: давай познакомимся, давай переспим. Красивые лицом, статные парни при деньгах говорят: «Пошли развлечёмся, прогуляемся, снимем номер, потрахаемся». Особенно себя в этом плане ценит «девушка» Анужин. Её берут не какие-нибудь замухрыжки. Всегда только красивые парни, с деньгами, заводилы в компаниях. Наше общество закрытое, поэтому такие люди не могут вести себя иначе. И может, они и хотели бы нас понять, но этому мешают господствующие в обществе взгляды, подавляющие их собственные стремления. Монголия ведь маленькая страна. И люди очень боятся, что особенности их личной жизни, их доброе имя будут ославлены чуть не на всю страну. Большая часть мужского населения Монголии с любопытством относится к ижил х;йстэн или хотя бы слышала о явлении транссексуализма. Но, конечно, время, когда мы будем приняты в Монголии, ещё не пришло. Почему в Америке принят закон, ясно прописывающий права гомосексуалистов? Население страны перевалило все границы, стало чересчур большим, вот и приняли. У них нет проблемы с задержками роста населения, потому и перестали чураться гомосексуалистов. Так что, быть может, лет через двадцать, когда в Монголии будет миллионов десять населения, вопрос ижил х;йстэн и выйдет на повестку дня. В наше время такого, думаю, не произойдёт, и всё же то, что я гуляю по улице в женской одежде — не совсем чтобы снег на голову: Монголия была довольно тёмной, замкнутой и общалась лишь с несколькими странами, но теперь-то она стала свободной и демократической. И это очень радует.

 — Но, конечно, хочется избавиться от бытующего в обществе мнения о том, что вы какие-то извращенцы?

 — Ну конечно. Нужно в корне поменять этот взгляд, главным образом чтобы понимали: мы не извращенцы и не маньяки, мы устроены точно так же, как и все остальные, мы нормальны, — более не требуется. Ведь это несложно: вот сидит рядом со мной человек и говорит: «Ты гомосексуал, я тебя понимаю, с тобою всё в порядке», и всё! Как бы это было здорово! Ведь гомосексуализм исключили из списка половых извращений аж в 1973 году по решению учёных!

 — Можешь ли ты, нарядившись женщиной, ходить где вздумается? Тяжело ли выносить людские взгляды?

 — Могу. Одевшись как женщина, хожу в бары. Там я танцую, если хочу — выпиваю. Езжу на автобусе. Гуляю по центру города, хожу по магазинам, если понадобится — обслуживают, как и остальных. Конечно же, страшно, когда на тебя глядят люди. Поначалу, когда ходил, постоянно казалось, что все как один мне вслед оборачиваются. Поначалу было очень боязно, потом пообвыкся. Если в душе живёт страх — там нет места счастью. В конце концов, если мы будем смотреть на монгольские реалии и чего-то дожидаться, то это будет как в присказке: «Смотрела-смотрела лисица на бычий уд да так и подохла», так ведь?

 — Вот вы критикуете общество и так и эдак, многосторонне. А сами-то без изъяна?

 — Да, правда, за некоторые вещи лично меня критикуют. У нас существует целых несколько организаций, созданных для защиты наших прав. И что же, в конце концов, делают эти организации? Эти люди должны проводить работу, направленную на изменение общественного мнения. И вот эти организации получают финансовую помощь от крупных международных фондов, но чем они занимаются на деле? Плоды их работы достойны всяческого сожаления. За исключением центра «Хамтдаа», предоставляющего гомосексуальной молодёжи медицинскую поддержку, от работы их не видно практически никакого проку.

 — Наверняка тебя недолюбливают за то, что ты так говоришь?

 — На самом деле всё это очень грустно. Но если не говорить то, что думаешь, так и умрёшь, ничего в этом мире не поменяв. Многие наши гомосексуалисты задаются вопросом: а не существуют ли все эти организации лишь для того, чтобы проедать поступающие им финансы? Это я говорю об этом открыто, а вообще такого же мнения втихую придерживаются многие.

 — Говорят, что они проводят проверки на СПИД. В обществе как-то распространилось мнение, что если гей — значит обязательно со СПИДом.

 — Мы постоянно обследуемся на СПИД. Вот почему получается такое высокое процентное соотношение: 80 % больных — ижил х;йстэн. А представляете, если провести исследование всего населения Монголии — какая страшная получилась бы цифра! А пока ведь люди проходят обследование на СПИД только добровольно. Таков уж наш закрытый мир. Когда что-то замкнуто — от этого всегда происходят только дурные последствия, это как гнойник. Многие молодые люди, войдя в жизнь, чуть только встречают себе подобных, и внутри у них всё вскипает, они радуются и хотят быть к ним как можно ближе. Не являются на работу, увольняются. Скоро у них остаётся в кармане несколько тугриков, они прекращают есть и пить. Сносят вещи в ломбард. И в конце концов становятся никем, спит на тротуарах, и оказывается окончательно выброшен из жизни. Вот бы наши три организации обратили внимание на вышесказанное, что-то предпринимали в этом направлении. Хорошо было бы, чтобы они объясняли только-только вступившим в жизнь детям, что из себя представляет жизнь, какова она.

 — Ты как-то говорил, что в Великом Государственном Хурале есть один, а то и несколько депутатов-геев?

 — Ну в общем-то не только там, везде есть. Врождённые склонности проявляются вне зависимости оттого, к какой социальной нише ты принадлежишь. Хоть ты землекоп, хоть министр — всё равно. Ижил х;йстэн может быть кем угодно. Вон хотя бы взять моего приятеля, который вон сидит в сторонке. Вот кто догадается, глядя на него, что он — гомосексуалист? Сидит себе человек, радуется, что на этом надоме его конь вошёл в «кумысную десятку», празднует. А вообще он, желая стать учителем танцев, учится сейчас в школе искусств. Певцы, художники, журналисты, экономисты, юристы — во всех этих прослойках есть гомосексуалы. Но как заявить об этом в открытую, как я, во весь голос? — вопрос рисковый. Ведь это всё равно что пожертвовать всей своей прошлой жизнью, и потому это трудно. Что уж говорить о госслужащих — скорее уж они ещё пуще прежнего будут скрывать свою сексуальную ориентацию.

 — Но и от них тебе поступали предложения встретиться, познакомиться?

 — Вообще, когда дело касается сексуальных отношений, я обычно не горю энтузиазмом. Трахаться с первым встречным, как это делает Гамбууш, или прослыть номером один в оральном сексе, как Анужин, и вообще это афишировать — не моё. Секс — это просто потребность. И у меня, по сравнению с другими, эта потребность сравнительно небольшая. Моя сексуальная жизнь довольно прохладная. Поэтому я не принимаю предложения заняться сексом от других и не хочу этого. Я хочу сохранять достоинство. Хоть этого не скрываю, мне сделал такое предложение один депутат Хурала. Этот господин уже в годах. Пусть он услышит наконец. Раз уж я открыто высказался в этом направлении, ступил на такую стезю, то унижаться так, хоть и за какие-то барыши, я не намерен. Я не бесполый, во мне есть и от того пола, и от другого. Хоть я и трансгендер, но моя мужская сторона не даёт мне права ныть и жаловаться, терпеть не могу всяких жеманных, манерных разговоров.

 — Ты говорил, что встретил свою любовь. Что за парень?

 — Я люблю читать стихи своего дяди Галсансуха. Поскольку я по-настоящему не любил, не понимал слов из его стихотворения: «Властелин по имени Душа». И вот в декабре познакомился с одним парнем. Это был обыкновенный парень. Ну что, узнали друг друга поближе, решили вместе жить. После некоторого времени совместной жизни я понял, что наши отношения будут недолгими, и, поняв это, решил, что пускай уж лучше я, как властитель, сам приму такое решение, и тогда впервые у меня родилась мысль о расставании с ним. И лишь по прошествии некоторого времени с тех пор, как мы разошлись, я осознал, что правда любил. Сейчас, когда думаю об этом, приходят лишь очень хорошие воспоминания. Тот мой парень был немножко ветреным, но сам я не таков. Иногда меня на улице обзывают проституткой. Но я ни разу не продавал себя за деньги. Если объявится мужчина, купивший Энхрийму и переспавший с ней за деньги, его занесут в Книгу рекордов Гиннеса.

 — Спасибо за интервью.
Сергей Куваев
http://asiarussia.ru/persons/3550/

3) Быть родителем трансгендера: Когда детям не приходится делать каминг-аут

Это не всегда происходит внезапно
Амбер Бриггл — мама Макса, который когда-то родился девочкой. А теперь, будучи в 4-м класе, он наконец получил свидетельство о рождении в котором его пол указан как мужской. Как вырастить ребенка-трансгендера счастливым, без травм и непонимания?
Мой сын стал говорить о себе в мужском роде и представляться мальчиком с 6 лет. Но это не значит, что ему пришлось делать настоящий каминг-аут. Не все трансгендерные дети его делают. Он всегда был верен себе и наша семья всегда его в этом поддерживала.

«Могут ли ученые превратить меня в мальчика?»
Моя дочь родилась и прожила полтора года в Нидерландах: мне хочется думать, что это и есть причиной ее ироничного и немного авантюрного духа, который противостоит невежеству местных политиков. Пока они решают, в какой туалет ходить Максу, он участвует в конкурсах по отжиманию от пола со своей «Братской бандой»: друзьями, которых он знал еще с детсада и которые знали его еще до трансформации.
Когда Максу было два года, он сказал мне, что хочет быть мальчиком. Я всегда была убежденной феминисткой, поэтому я тогда сказала: «Доченька, если тебе не нравится «Мой маленький пони», это не значит, что ты — не девочка. Есть много способов быть девочкой. Пойдем-ка купим те башмаки Star Wars, которые ты хотела!». Но когда ему исполнилось 4, он пришел ко мне с вопросом: «Мам, а ученые не могут превратить меня в мальчика?» И вот с этого момента мы начали искать лучший способ помочь и поддержать нашего ребенка в том, как он выражает свой гендер. Когда я была беременна Максом, я не думала: хочу мальчика или хочу девочку, я просто хотела здорового и счастливого ребенка. Но была ли я готова стать матерью сына после того, как была матерью дочери-трансгендера?

Важные факты
Мы начали искать информацию, которой в нашем техасском городке почти не было, кое-где говорили о «гендерно-креативных» детях. Мы нашли несколько статей Американской академии педиатрии, в которых говорилось, что гендер формируется в ранние годы и когда гендерная идентичность не совпадает с полом, то получается ребенок-трансгендер. Никто ничего при этом не выбирает: вы такой — и все. Педиатры Академии утверждали также, что поддерживая трансгендерных детей в их переходе (одежда, род, в котором они о себе говорят, те же туалеты, в которые они ходят), мы можем существенно улучшить качество их жизни, снизить риск депрессии и суицида. Прочитав об этом, я поняла, что лучше быть мамой живого сына, чем мертвой дочери. Я не хочу думать, что родитель может оправдать противоположную точку зрения.

Не вдруг
Не думайте, что трансгендерный ребенок внезапно шокирует ничего не подозревающих родителей своим заявлением, а на завтра его ведут к хирургу и отрезают ему «ненужное». Нет, сначала нужно долго ходить по разным специалистам, родители читают статьи, знакомятся с другими подобными семьями, получают абсурдные обвинения в том, что ребенок — психически больной, родители — насильники, а особенно, конечно, виновата мать. Если вы так тоже думаете, то вот, что я скажу: мой сын — трансгендер не потому, что я недостаточно его любила. Он — трансгендер, и я люблю его безусловной любовью.
Однажды в первом классе Макс признался нам, что терпел позывы целый день, потому что не знал, отругает его учительница за то, что он пойдет в мужской туалет или нет. И тогда мы поняли, что пришло время для разговора. Мы говорили и о туалетах, конечно, но и о том, как он хочет, чтобы его называли, хочет он быть дочерью или сыном. Вот с именем было нелегко, но лучше поддержать ребенка, чем называть его тем именем, от которого его коробит каждый раз. Несколько лет спустя я спросила Макса, помнит ли он этот разговор, как мы выбрали имя. Он посмотрел на меня как на сумасшедшую. Он не мыслил никогда себя кем-то другим.
Когда люди спрашивают меня, как Макс совершил переход, мне трудно ответить, потому что не было какого-то дня, когда он резко перестал быть девочкой и стал мальчиком. Он всегда знал, кто он и ему всегда давали возможность выразить это. Я нашла материалы, чтобы понять ситуацию, мы с отцом Макса тренировались использовать мужской род применительно к нему, его друзья научились называть его новым именем. Мы все совершили переход, а Макс всегда был спокойный, как сердце урагана, а мы все вокруг него кружились. У Макса нет истории о каминг-ауте, он всегда был Максом.

4) Митохондриальная ДНК подтверждает, что средневековая Добруджа была местом встречи европейских и азиатских народов
Ах, Добруджа, Добруджа!.. Иногда ты снишься мне.
Валентин Катаев, «Кладбище в Скулянах»

Исследование митохондриальной ДНК людей, захороненных в X веке в исторической области Добруджа (современная Румыния), в окрестностях византийской крепости Капидава, показывает, что население этих мест было очень разнообразным: типично европейские генетические варианты соседствуют с типично азиатскими, появление которых, вероятно, связано с миграциями кочевников, проникавших в Европу с востока. Эти данные хорошо иллюстрируют положение Добруджи как перекрестка цивилизаций, или, по выражению авторов обсуждаемой статьи, «ворот Европы».

Добруджа — историческая область в Юго-Восточной Европе, расположенная у Черного моря, а точнее — вытянувшаяся между этим морем и южным течением реки Дунай. Большая часть современной Добруджи принадлежит Румынии, меньшая часть — Болгарии. Но так обстоит дело только в последние несколько десятилетий. Раньше всё было иначе — и по-разному. Географическое положение Добруджи обусловило ее исключительно бурную историю: она была театром множества войн (от похода Дария I против скифов до Крымской и Первой мировой, которую вспоминал Валентин Катаев в автобиографической прозе), а народы и племена, жившие там за последние три тысячи лет, трудно даже полностью перечислить — наверняка кого-то пропустишь. Это типичный «перекресток цивилизаций».
Первыми известными обитателями Добруджи были фракийцы (точнее — геты). Они населяли ее много веков. Однако еще с глубокой древности фракийцам приходилось так или иначе делить эту страну с другими народами. Ее побережье рано (в VII веке до н. э.) начали колонизировать греки, а в континентальную часть в III веке до н. э. вторглись кельты, оставившие о себе долгую память в виде некоторых географических названий. Примерно на рубеже нашей эры, при императоре Августе, нынешняя Добруджа стала римской провинцией. Именно там, в городе, который сейчас называется Констанцей, отбывал свою знаменитую ссылку поэт Овидий. Уникальность положения Добруджи — в том, что, будучи окраиной Римской империи, она одновременно была окраиной евразийского степного мира. С точки зрения географии Нижнее Подунавье, и в том числе Добруджа, — это самая западная оконечность Великой Степи, тянущейся отсюда на 8 тысяч километров, вплоть до Маньчжурии. Неудивительно, что в историю Добруджи внесли огромный вклад проходившие по ней на протяжении тысячелетий бесчисленные степные народы: киммерийцы, скифы, сарматы, авары, булгары, печенеги, половцы и, наконец, татары.
Римляне удерживали Добруджу несколько столетий. В VII веке Восточная Римская империя (которую мы привыкли называть Византией) была наконец вынуждена оставить эту провинцию под непрекращающимся натиском степных племен — сначала аваров, потом булгар. В результате Добруджа стала частью Первого Болгарского царства. Однако в X веке византийцы при помощи знаменитого киевского князя Святослава отвоевали у болгар территорию Добруджи, включив ее в состав фемы Паристрион (фема — это военная провинция, а ;;;;;;;;;; значит «прилегающая к реке Истр», то есть придунайская). В этом статусе провинция существовала до XII века включительно, пока Византийская империя не стала рушиться.
Интересно, что византийцы называли западную окраину Великой Степи, куда относится и Добруджа, не как-нибудь, а «Месопотамией Запада». Скорее всего, имелось в виду, что в сторону Черного моря там текут сразу несколько крупных рек: Дунай, Прут, Днестр, Южный Буг, Днепр. Но даже если это был всего лишь технический термин, он невероятно символичен (и румынские историки охотно это подчеркивают).

Именно в Добрудже находится древняя крепость Капидава, руины которой давно и тщательно изучают археологи. Эта крепость была построена римлянами, потом потеряна вместе со всей провинцией, а потом воссоздана в X веке византийцами; окончательно разрушили ее печенеги во время очередного набега.
Объектом нового исследования румынских ученых (проведенного при поддержке итальянцев и испанцев) стали найденные в окрестностях крепости Капидава скелетные остатки людей. Радиоуглеродный анализ показал, что эти остатки, скорее всего, относятся к X веку (интервал 880–990 гг. н. э.), то есть как раз к тому времени, когда византийцы отвоевывали Добруджу. Исследователей заинтересовало генетическое разнообразие средневековых жителей этой области. В качестве непосредственного объекта изучения была выбрана митохондриальная ДНК (мтДНК), генетические варианты которой у человека сейчас достаточно хорошо изучены. Группа унаследованных от общего предка схожих генетических вариантов (гаплотипов) называется гаплогруппой.
 У нашего биологического вида Homo sapiens известно более 30 гаплогрупп мтДНК, каждая из которых имеет свою неповторимую историю, перекрывающуюся — но, разумеется, не совпадающую в точности — с историей тех или иных языков и народов.

Исследователи выбрали для анализа 11 относительно неплохо сохранившихся скелетов, принадлежащих людям разного пола и возраста (от младенцев до 30–40-летних мужчин и женщин; интересно, что стариков в выборке не оказалось). Все они были захоронены не в самой крепости, а снаружи от ее стен. Скорее всего, местные жители сознательно селились близ крепости, и в результате там возникали семейные кладбища.

При отборе и обработке проб в лабораториях строжайше соблюдали стерильность. Более того, на всякий случай были определены митохондриальные гаплогруппы всех участвовавших в работе сотрудников, чтобы свести к минимуму вероятность загрязнения (контаминации) изучаемых образцов современным генетическим материалом. И это не осталось чистой формальностью: в одном случае установленная для человека X века гаплогруппа совпала с гаплогруппой одного из исследователей (правда, довольно распространенной как в средневековой, так и в современной Европе). Контаминация тут не доказана — скорее всего, ее не было, — но из окончательных результатов, которые вошли в статистический анализ, этот образец на всякий случай исключили. Хотя, конечно, полные данные в приложении к статье доступны всем интересующимся.
Кроме того, некоторые из индивидов, скелеты которых стали объектами исследования, совершенно определенно оказались близкими родственниками друг друга (конечно, по материнской линии — ведь митохондриальная ДНК наследуется только по ней). В одном случае это были взрослые мужчина и женщина, в другом — двое детей. В статистическом анализе данные по этим индивидам были попарно сведены вместе. Таким образом, хотя скелетов было одиннадцать, независимых единиц, гаплогруппы которых имело смысл сравнивать, в итоге осталось всего восемь.
В трех случаях из этих восьми митохондриальный геном оказался принадлежащим к гаплогруппе H, самой распространенной среди населения современной (и не только современной) Европы.
Еще в двух случаях обнаружилась характерная для Европы гаплогруппа U, и в одном — более редкая, но тоже преимущественно европейская гаплогруппа V.
Взрослые мужчина и женщина, которые были близкими родственниками, оказались обладателями гаплогруппы R0. Эта гаплогруппа возникла на Аравийском полуострове; сейчас она встречается в первую очередь на Ближнем Востоке и в северо-восточной части Африки, а в Европе — гораздо реже. В Добруджу носители гаплогруппы R0 могли попасть, например, через Восточную Римскую империю, которая до VII века контролировала значительную часть Ближнего Востока.

И наконец, двое детей, пол которых определить не удалось (брат и сестра, или два брата, или две сестры), оказались обладателями гаплогруппы N, характерной в первую очередь для Азии.
Субгаплогруппа, носителями которой они были, называется N9a. Эта субгаплогруппа — не просто азиатского, а центральноазиатского происхождения. В наше время она чаще всего встречается в Японии, Корее, Китае и Монголии. Есть и археологические данные: обладателем субгаплогруппы N9a оказалась женщина, скелет которой нашли в районе Красноярска и время жизни которой датируется железным веком (интервал 100–400 гг. до н. э.). Несколько скелетов с митохондриальной ДНК этой группы было обнаружено и в Европе; более древние из них, видимо, связаны с проникновением сарматов, а более молодые — с нашествием венгров, которое было остановлено немцами как раз в X веке. Нынешняя находка представителей субгаплогруппы N9a в Добрудже документально показывает, что пришельцы из глубин Азии проникли и туда. Это могли быть авары, булгары, венгры или печенеги — выбор большой, и точнее тут пока не скажешь. Недаром в заголовке обсуждаемой статьи Добруджу назвали «воротами Европы».
"Элементы" 16. 07. 2018.