Величие замысла и мистификация в Принстоне

Михаил Близнецов
В публикации Игоря Гарина "Последняя пристань Принстон" приводится много неизвестных фактов из жизни Эйнштейна за годы работы в университете Принстон. Гарин приводит также эпизоды отчаянных попыток Эйнштейна в создании единой теории поля.

Эйнштейну в течение более 30 лет в Принстоне не раз казалось, что его поиски единой теории поля увенчались успехом. В 1949 году он даже публично заявил, что такой вариант теории, наконец, найден. Однако каждый раз математические уравнения приводили к неприемлемым следствиям и убедить окружающих молодых людей в правильности того или иного пути так и не удалось. На долгие годы поиски единой теории поля превратились в хитроумные математические игры. Однажды Эйнштейн предложил совершенно новый вариант теории, который через полгода снова превратился в кучу макулатуры. Многие физики наблюдали за его долгими поисками с едва скрываемым презрением. Но ведь специальную и общую теорию относительности научное сообщество признало как гениальные творения. Величие научного замысла Эйнштейна на сей раз вступило в противоречие с самой природой. Ему не только не удалось создать единую теорию поля, но за десятилетия поиска он ушёл далеко в сторону от развития физики. Эйнштейну не удалось найти никакого основополагающего физического принципа.

А существует ли такой физический принцип? Согласно мысли Эйнштейна, физический мир представляет собой геометрическое поле, которое только в некотором приближении выступает в форме вещества, электромагнетизма и гравитации. Что послужило причиной стремления Эйнштейна создать единую теорию поля? Необходимость пересмотра существующих физических теорий обуславливается тем, что теория сталкивается с новыми фактами, которые она не в состоянии объяснить. Фактов, которые указывали бы на необходимость создания единой теории поля не было и даже сегодня нет.

Эйнштейн полагал, что нашёл основополагающий "физический" принцип. Это геометрическое поле. Есть физические поля, но геометрических полей не существует. Законы геометрии - это не законы физики. Физический принцип в создании единой теории поля отсутствует. Подобная подмена законов физики геометрическими преобразованиями пространства и времени была уже произведена в специальной теории относительности. Но причин для СТО также не было и даже сегодня нет. Геометрические преобразования пространства и времени не имеют отношения к пространству и времени, потому что пространство и время не имеют физических свойств. Геометризация физики не имеет отношения к законам физики. Это мнимые преобразования.

Эйнштейн ставил и виртуозно решал мнимые проблемы физики. Не каждому физику позволено решать мнимые проблемы и изумлять публику геометрическими манипуляциями с пространством и временем.

"Вечная слава физику и человеку - Эйнштейну". Яков Зельдович.