Любите своих детей продолжение 4

Елена Пура
Ревность

  Мы ждали Пашку. И я просто панически боялась, что Валерка начнёт ревновать нас к нему. Я старалась сделать всё возможное, чтобы избежать ревности. Может быть поэтому я и обратила внимание на этот случай.

  Мы с сестрой (она ждала своего первенца) шили приданое для будущих малышей. Два симпатичных детских пододеяльничка были уже готовы, и мы любовались ими, разложив на полу. С радостью и любовью мы говорили о малышах, которых ждём, о вещах для них. Мы так увлеклись, что даже забыли о Валерке, который возился в этой же комнате. А он внимательно наблюдал за нами. Потом подошёл и тихонько, чтобы никто не видел, нарочно наступил на краешек одного пододеяльника.

-- Валерочка, зачем ты это сделал?—спросила я.
  Молчание.
-- Ты нарочно наступил?
  Молчание.
  Долго я ничего не могла от него добиться. Он только сопел как ёж и отмалчивался. И вдруг я поняла!
--Сынок, ты не хочешь, чтобы всё у маленького было красивым?
-- Да, -- еле слышно просопел он в ответ.
-- А почему? Ты хочешь, чтобы я и тебе сшила красивый пододеяльник?
-- Да, -- уже веселее ответил он.

  И надо было видеть его сияющее личико, когда я подвела его к шкафу, показала весёленький детский ситец и сказала, что и ему тоже сошью красивый пододеяльник.
  И теперь уже на вопрос:
-- Ну что, пусть будет у маленького красиво?
  Я услышала весёлое и лёгкое:
-- Да!
 Шло время. У меня так и не получилось сшить ему пододеяльник , а он ни разу об этом и не вспомнил. Просто Валерке было очень важно знать, что о нём помнят, его любят, и для него что-то делают. Нам взрослым  трудно и больно терять чьё-то внимание и любовь. А каково пятилетнему малышу, для которого мама и родные – это весь мир, и его, этот мир придётся делить ещё с кем-то.
  Много ещё было у нас поводов для ревности.  Но всегда я старалась потушить “огонь” раньше, чем он разгориться. Может быть поэтому, когда родился Павлуша, Валерка сказал:
--Знаешь, мама, я Павлика люблю даже чуть-чуть больше чем тебя и папу.


“Па… пазя… пожалуйста”

  Как только Валерка начал говорить, а говорить он начал очень рано, он начал и требовать. Увидев что-нибудь интересное, тянул ручку и тоном, не терпящим возражений, приказывал:
-- Дать!!!
  Чтобы это не вошло у него в привычку, я стала учить его просить, а не требовать. Сначала он говорил:”Па…” В противном случае ничего из желаемого он не получал. За тем, немного повзрослев: « Пазя …» И, наконец : « Пожалуйста ». Пока он выговаривал «Па», «Пазя» его пыл и нетерпение угасали, и требование всё больше походило на просьбу.

   Та же история повторялась и с младшими.
  Я вообще считаю, что детей обязательно нужно учить просить и договариваться. И если мои младшие дети пытаются добиться от меня чего-либо рёвом, я просто говорю за них фразу.


Братики

Когда родился Павлуша, Валерке было пять лет. Ещё до рождения малыша, я очень много рассказывала сыну о младшем братике. Он любил прикладывать ручку к моему животу и слушать, как тот шевелиться. И меня он трепетно оберегал. Он всегда помогал мне нести пакет, застёгивал мои сапоги (потому что маме тяжело наклоняться). А когда я позже забирала его из детского сада , спокойно объяснял воспитательнице:
-- Мама же не может быстро идти. Ей трудно!

  Это были первые поступки настоящего мужчины, который чувствует ответственность за других. И не важно, что ему всего пять лет.

   Из роддома я передавала Валерке угощение «от братика», и он интересовался:
-- Мама, а маленький понимает, что ты ему скажешь?
-- Понимает.
-- Тогда передай ему привет и спасибо.

  Жили мы недалеко от роддома, и поэтому Валерка с папой Славой пришли за нами пешком. Сын, переполненный радостью и гордостью, важно шагал с коляской впереди, никому не давая даже чуть-чуть за неё подержаться. Он чувствовал себя старшим!
По дороге Слава вот что мне рассказал. Пока они готовились к нашему возвращению, Валерка был самым старательным помощником. Особенно он усердствовал, когда накрывали на стол-- даже конфеты украсил маринованными огурцами, «чтобы было красиво». Так что с первых дней и до сего времени Валерка— мой первый помощник. Сначала он давал Пашке соску, помогал гладить пелёнки и раскладывать их для пеленания. Подавал полотенце во время купания. Это была его почётная обязанность. Его невозможно было уложить спать раньше, чем мы купали Павлушу. И уж если ему случалось попустить купание, то слезам не было конца.

  Позже Валерка гулял с братиком, пока я занималась домашними делами. Благо у нас свой дом, и места во дворе предостаточно. Порой все Валеркины друзья собирались в нашем дворе «нянчить» малыша. Валерка даже помогал мне зашивать Пашкины ползуны. Надо заметить, что это получалось у него неплохо, только вот узелок в конце шитья он не умел завязывать и потому просто обрезал нитку. И… всё шитьё немного погодя распускалось. Но это было уже неважно.

  Буквально с рождения Валерка начал учить Павлушу говорить. Он без устали повторял, сидя около него: «Скажи, ма-ма, … скажи Паша». А через некоторое время приходил ко мне и обиженно спрашивал: «Мама, ну почему он никак не хочет говорить?!». И я терпеливо объясняла, что Павлуша ещё совсем маленький, надо подождать, пока он подрастёт. И вот однажды, когда Павлуша уже чуток подрос, я задержалась с кормлением. Взяла его на руки, а он как галчонок ротик скорее открыл и выдохнул из себя торопливо радостное «ма-ма». Валеркиной радости не было предела!

  -- Мама, Павлуша сказал «мама», -- повторял он в восторге. – Ты слышала?
  И с гордостью заключил :
  --Видишь, не зря я его так учил!
  Вообще, надо сказать, Валерка очень внимательный и заботливый братик. И по этому, когда Паша во время прогулки потерял сапожок и сидел с босой ножкой в коляске, Валерка тут же возмутился:
-- Мама, ты совсем не заботишься о Пашкином здоровье!
--??? – я недоумённо посмотрела на него.
-- Мне ты не разрешаешь даже на люк (в погреб) без тапочек стоять. А он босой, в одних ползунках, на улице сидит. Он же замёрзнет!

Вот так!          

  Павлуша на его заботу отвечает самой горячей привязонностью. С Валеркой он готов остаться, где угодно и в каком угодно обществе. А вто без него… Хотя время от времени они и сердятся друг на друга, и ссорятся. Но я всё же надеюсь, что мои сыновья сумеют сохранить в своей жизни эти тёплые отношения. Ведь не зря же Валерка ппризнался мне:
  -- Знаешь, мама, ты только не обижайся, но Пашку я люблю даже чуть-чуть больше чем тебя и папу.

  И это меня радует. Важно только, чтобы эти отношения сохранялись и крепли. А это во многом зависит от нас, взрослых. От нашего справедливого и “одинакового” отношения к ним.

Мои старшие мальчишки уже совсем взрослые.У Валерки своя семья, двое маленьких деток. Павлуша-- закончил университет. Но и сейчас у них очень тёплые и доверительные отношения. И это для меня бесконечно ценно!