Рецензия на роман Ф. М. Достоевского Подросток

Братья Бирт
                Роман «Подросток» написан Достоевским в 1875 году. Сначала мне показалось, что возраст писателя повлиял на название романа.  Но Фёдору Михайловичу шёл тогда, всего только пятьдесят четвёртый год. Ведь герою романа Аркадию -  молодому человеку двадцать один год, и ни в какие подростки  его уже не причислишь. Может, время было такое, когда до тридцати лет можно было повалять дурака, неспешно постигая жизнь?
                Меня во всё прочтение этого романа не покидало чувство  удивления. Как это так! «По задумке писателя молодой человек в столь юном возрасте сидит и строчит рукопись о своей начавшейся «взрослой»  жизни.    Аркадий Долгорукий, не отягощённый  зарабатыванием на жизнь,  страдает от  комплекса своей  незаконнорождённости!  Это при  том, что о нём заботились, платили за его обучение в гимназии. Да и само написание  такого колоссального труда в столь молодом возрасте весьма сомнительно! Это всё мысли о самом названии  романа.  Кстати,  последние строки романа и открывают разгадку самого названия: «Из подростков созидаются поколения…»  Но перейдём к самому произведению.
                В этом возрасте вполне естественно чувство любви к девушке. Но и этого здесь нет! Нет увлечения любимым занятием, спортом, да вообще нет никакого любимого занятия. Ничего такого здесь нет! Постоянное хождение по родственникам и знакомым. Какие-то выяснения своих отношений с восторгом и без. Здесь надо отметить, что психологическое состояние героев непредсказуемо. Сюжеты так естественно описаны, что начинаешь верить в их реальность. Это  делает роман, всё же, интересным.
                Аркадий в своём описании жития–бытия признаётся: « Моя идея – это стать Ротшильдом, стать также богатым, как Ротшильд. И тайна  к достижению этой цели содержится в двух словах: это - «упорство и непрерывность».
                Сейчас большинство молодёжи так и живут: упорно и непрерывно работают, чтобы удержаться на плаву. Надо  заработать жильё, надо прокормить детей. Но Ротшильдами не становятся. Наступили другие времена, более жестокие. Дай Бог удержаться. Не до жиру, быть бы живу! Во времена написания романа, это же почти полтора столетия назад, наверное,  легче было в этом плане. Но сейчас, по словам буддийского учителя Сарасвати Госвами: «Современный мир – это общество обманщиков и обманутых».  Тут только упорством и непрерывностью не возьмёшь. Да  и в романе тоже присутствуют и обманщики и обманутые, но пока ещё   есть и глубоко порядочные личности.
                У Аркадия в пиджаке зашит некий документ, компрометирующий  Катерину Николаевну, дочь старого князя Николая Ивановича. Вокруг этого документа и разворачиваются все события.  Да кроме того неожиданно оказывается, что  Версилов, имея жену и детей,   ещё и не равнодушен к Екатерине Николаевне … Этот сюжет романа задуман просто мастерски!  Коллизии, возникающие вокруг этих обстоятельств, описаны превосходно. И всё заканчивается наилучшим образом. И  мы переживаем все эти моменты вместе с героями  романа.
                Аркадий  в детстве не жил со своим отцом Версиловым Андреем Петровичем.  Его отдали на обучение в гимназию. Тут надо  обязательно напомнить, что Версилов  промотал за свою жизнь три довольно крупных имения!  То есть это тоже нетрудовой человек, как в общем,  и все присутствующие в романе герои.  Версилов  дворянин, хотя и не состоятельный в материальном смысле.  Но образ жизни и культура у него  от высшего сословия.
                Аркадий  сейчас только знакомится со своим отцом  и узнаёт его.  Он  признаётся в своих записках: «Свои силы я ещё таил от него, но мне надо было или признать его (Версилова),  или оттолкнуть от себя вовсе».  Сначала Аркадий злится на своего отца, потому как рос без него, но затем  при общении с ним проникается к нему уважением и любовью. Чувства "подростка"  иногда противоречивы и действия на них непредсказуемы даже для него самого. То есть в романе происходит психологическое становление  молодого человека,  попадающего в различные  житейские  ситуации.  А читатель, как бы является свидетелем  этого взросления.
                Психологическое описание героев романа, их душевные  амбиции увлекают  читателя. Как поступит герой, что он думает, о чём переживает – всё совершенно невозможно предугадать. А с какими тончайшими подробностями  это всё описывается!  И с какими душевными вихрями!  Каждая маленькая подробность заставляет  задуматься. Как же это писатель  так мастерски подметил, описал, и вот оно вошло в страницы романа.
                Достоевский в своих произведениях часто обращается к сценам суицида,  пересказу свидетеля.  Ощущение тяжёлой безысходности с тонко подмеченными мелочами  усиливают эффект  свершившегося непоправимого горя. А как это эмоционально  описано!  Вот рассказ матери о гибели своей дочери: «…Так и упало у меня сердце, стою на месте как без чувств, ум помутился. Вышла, думаю, она, - шагнула это я, ан у кровати, смотрю, в углу, у двери, как будто она сама и стоит. Я стою,  молчу, гляжу на неё, а она из темноты точно тоже глядит на меня, не шелохнётся» «Только зачем же, думаю,  она на стул встала? Оля, - шепчу я, робею сама, - Оля слышишь ты?» Только вдруг во мне всё озарилось, шагнула я, кинула обе руки вперёд, прямо на неё, обхватила, а она у меня в руках качается, понимаю я всё. Хочу крикнуть, а крику то нет…» А позже оказалось, что и записку нашли: «Маменька, милая, простите меня, за то, что я прекратила  мой жизненный дебют. Огорчавшая вас Оля». 
                А Вот, например, совсем коротко рассказ Макара Ивановича о мальчике: «… Ах, говорит, подарите мне вашего ёжика! И так он её умильно попросил и только выговорит, как вдруг Максим Иванович над ним сверху: «А, вот ты где!  Держи его!»  (До того озверел, что сам без шапки из дому  погнался за ним.) Мальчик, как вспомнил про всё, вскрикнул, бросился к воде, прижал к себе к обоим грудкам по кулачку, посмотрел в небеса (видели, видели!) – да бух в воду! Ну, закричали, бросились с парома, стали ловить, да водой отнесло, река быстрая, а как вытащили, уж и захлебнулся, - мёртвенькой…» Такое прочтёшь и уже никогда не забудешь.
                Версилов, отец Аркадия, выигрывает дело о наследстве, но отказывается от него в пользу князя. И все они, а также и Аркадий,  с радостью  высоко оценили его поступок.  Аркадий пишет в своих записках: «Но,  услыхав теперь о подвиге Версилова, я пришёл в восторг искренний, полный, с раскаянием и стыдом, осуждая мой цинизм и моё равнодушие к добродетели, и мигом возвысив Версилова над собою бесконечно…»
                А на что они будут жить – это никого не волнует. Помещица Татьяна Павловна,  сестра Версилова, содержит всё это семейство. Однажды она напоминает Аркадию: «У тебя пробор на голове, бельё тонкое, платье у француза сшито… Тебя кто обшил, тебя кто кормит, тебе кто деньги, чтоб на рулетках играть, даёт?» Оказывается, этот бездельник ещё и играет !!!
                А вот  из записок Аркадия: «Наутро я постарался встать как можно раньше. Обыкновенно у нас поднимались около восьми часов, то есть я, мать и сестра. Версилов нежился до половины десятого».  Это,  какие надо иметь нервы, чтобы вот так спокойно дрыхать, когда на твоей шее семейство, а доходов никаких!  Видимо глобальная непоколебимая вера в порядочность Татьяны Павловны позволяла  спокойно сибаритствовать и  общаться со своими родственниками и друзьями  во всю свою, в общем-то, никчёмную жизнь. Такой жизненный фокус в настоящее время уже не пройдёт!  Всем семейством сидеть у кого-то на шее - в наше время – это нонсенс!
                В душевных беседах Версилова со своим сыном   возникает их дружба, взаимопонимание и любовь.  Они поднимают в своих беседах различные темы. Достоевский в уста своего героя, Версилова Андрея Петровича, вкладывает свои  сокровенные мысли по тем или иным волнующим проблемам.  Даже на такой необыкновенный  вопрос сына: «Как кончатся современные государства?»   «Я думаю, что всё это произойдёт как-нибудь чрезвычайно ординарно,-  проговорил он (Версилов). Просто- напросто все государства, не смотря на все балансы в бюджетах и на «отсутствие дефицитов» в одно прекрасное утро запутаются окончательно  и все до единого пожелают не заплатить, чтоб всем до единого обновиться во всеобщем банкрутстве. Между тем весь консервативный элемент всего мира  сему воспротивится, ибо он-то и будет акционером и кредитором и банкрутства допустить не захочет. Тогда, разумеется, начнётся, так сказать, всеобщее окисление; прибудет много жида и начнётся  жидовское царство…»
                Или, например,  такое высказывание Версилова: «Друг мой, любить людей так, как они есть, невозможно. И, однако же,  должно. И потому делай им добро, скрепя свои чувства, зажимая нос  и закрывая глаза (последнее необходимо). Переноси от них зло, не сердясь на них по возможности, «памятуя, что и ты человек»… По-моему,  человек создан с физическою невозможностью любить своего ближнего».
                Аркадий после таких бесед восклицает: «Я хочу знать, что  именно мне делать?» И Версилов отвечает ему: «Что тебе делать, мой милый? Будь честен, никогда не лги… одним словом,  прочти десять заповедей: там всё это навеки написано». Вот этим взглядом на жизнь через христианские ценности пронизан весь роман. Это и придаёт произведениям  Достоевского  ценность мирового уровня.  А с какими  тончайшими подробностями это всё описывается!   
                В произведениях Достоевского всегда есть такой  человек, которого  как бы выбрал сам Христос. Такой человек здесь – это Макар Иванович.  Он  берёт на себя  грех Андрея Петровича и Софьи Андреевны, которая уже была его женой, а согрешила с Версиловым. Собственно поэтому-то и появился незаконнорожденный Аркадий Макарович  Долгорукий, который и пишет свои воспоминания.  И по обыкновению такой  набожный человек в произведениях Достоевского покидает наш бренный мир, уходя в мир иной.
                Версилов  говорит Аркадию о своём отношении к религии: «Я не мог не представлять себе временами, как будет жить человек без Бога и возможно ли это когда-нибудь. Сердце моё решало всегда, что невозможно; но некоторый период, пожалуй возможен…  Для меня даже сомнений нет, что он настанет, но тут я представлял себе всегда другую картину…»
                Позже  к Аркадию приходит осознание того, что надо трудиться, «чтобы содержать маму и Лизу». Этот вывод сделан  в заключении романа, в самом конце. Значит,  есть надежда, что из этого парня получится настоящий человек. 
                Вот   вкратце ответ учителя на записки своего ученика: «Да, Аркадий Макарович, вы -  член случайного семейства, в противоположность ещё недавним родовым нашим типам, имевшим столь различные от ваших детство и отрочество».
                Да тут ещё надо учесть, что грядёт новый двадцатый век, который напрочь сметёт всё дворянство вместе с их родовыми и неродовыми  семействами.  И таким, как Аркадий придётся  в корне менять свою жизнь, если она ещё сохранится к тому моменту.

Июль 2018г.