Улыбка Гагарина

Владимир Лыгин
                Улыбка Гагарина
 Говорят, что это не модно теперь, но над моим столом, дома, висит большой портрет Гагарина. Юрий Алексеевич при всех наградах, в военной форме.
Наверное это не случайно. У моего белорецкого дедушки над кроватью висел портрет командарма Буденного, а отец каждый день шутливо здоровался с портретом Фиделя Кастро.
 Обычная фотография, каких много, но на этой -  Первый космонавт выглядит немного смущённым. Он словно стесняется своей известности и славы и скорее всего так оно и есть, что подтвердили в общении другие люди, близко знавшие его, работавшие вместе в отряде космонавтов.
 А моя первая встреча с человеком, знавшим о космосе не понаслышке, состоялась осенью 2012-го года, на аэродроме «Первушино», что под Уфой, куда меня пригласили организовать управление полетами, где начинал свою деятельность авиаклуб,  парашютный центр, и усилиями нескольких энтузиастов, влюбленных в небо, строился новый авиационный учебный центр.
  Моё внимание сразу привлек энергичный, хотя весь уже седой, человек, за которым постоянно следовали люди, расспрашивая его о чем-либо, фотографируясь и прося расписаться в книгах, открытках и всевозможных буклетах.
 -Это Урал Султанов, - сказал, видя мое недоумение, руководитель авиаклуба и шеф-пилот Сергей Минигулов. – Помогает нам наладить организацию лётной работы, пока временно живет в Уфе.
Конечно я о нем слышал, знал о программе «Буран», которая к большому сожалению осталась не завершенной, об огромной работе космонавтов-испытателей и был рад общению с Уралом Назибовичем, поскольку с детства интересовался авиацией и космонавтикой, ведь почти все мальчишки моего поколения мечтали быть вовсе не юристами и экономистами, а отважными лётчиками, как минимум.
Вот и Урал Султанов терпеливо отвечал на все вопросы, порой, как мне кажется, не совсем уместные, хотя катаясь, как шарик по всему учебному центру просто фонтанировал разными идеями по развитию «малой» авиации Башкирии, привлечению мальчишек к спорту, науке и космонавтике, буквально разрываясь от звонков, решения проблем, не забывая быть со всеми вежливым, внимательным и бесконечно терпеливым.
Вскоре Сергей Минигулов, который, как мне кажется, знает все об авиации и космонавтике, а также про все санатории в Башкирии, где отдыхают космонавты, привез на аэродром настоящих патриархов освоения космоса, трижды летавших в безвоздушное пространство -  Коваленка Владимира Васильевича и человека из первой десятки, готовившегося вместе с Гагариным, но по ряду причин начавшим летать чуть позже, Горбатко Виктора Васильевича.
 Эти пожилые уже, но сохранившие бодрость люди, с интересом осмотрели аэродром, а генерал-полковник Коваленок, с резвостью мальчишки-курсанта, взобрался на сиденье спортивного самолета со спаренным управлением «Саванна» и под контролем пилота-инструктора, сделал несколько кругов над аэродромом.
 Я отметил их разностороннесть. Они с легкостью, несмотря на годы, общались на любые темы, отвечали на вопросы с юмором, особенно отшучивались, когда кто-либо высокопарно говорил об их заслугах или вопросы касались опасности полетов.
  В тот день два этих заслуженных человека, скромно улыбаясь, не обидев никого отказом в автографе, даже намека не подавшие на утомление от разговоров или вспышек фотоаппаратов, подали мне пример воспитания и умения нести ответственность за гордое звание дважды Героев.

О том, что к нам на аэродром во время проведения всероссийского слета любителей авиации должны прилететь, по дороге с озера Байкал на Москву, две летающих лодки Ла-8, я знал заранее и сумел завести их на посадку, практически сделав частью уже шедшего в те часы авиашоу, но то, что пилотируют их летчики-космонавты Валерий Токарев и Олег Атьков, наш шеф-пилот сказал мне тогда, когда привел их к моей будочке с табличкой «Руководитель полетов" со словами, что времени в обрез, надо провести инструктаж и рассказать о порядке взлета и выхода на маршрут.
 Летчики народ дисциплинированный и два экипажа - четыре пилота , построились у входной двери. Я коротко рассказал о высотах полета, частотах, на которых им предстоит работать после взлета, погоде и другой информации, которую обычно даю пилотам в таких случаях, пожелал удачного полета, пожал руки и в этот раз тоже был обрадован вежливостью, уважительным отношением и что особенно важно для меня – ответственностью к обеспечению безопасности полетов.

 Когда я узнал, что на аэродроме  «Первушино» целый вечер будет гостить летчик-космонавт Михаил Корниенко, недавно вернувшийся из длительного полета, я, бросив все дела, примчался сразу, ведь буквально за день до этого с интересом смотрел по одному из научно-образовательных  каналов передачу " Год в космосе", о его полете, экспериментах на борту МКС.
 И опять был поражен тому терпению, с которым Михаил Борисович общался с нами, его скромности и смущению, когда подходившие подписать открытку, плакат или просто поздороваться, сделать фото, заставляли его вновь и вновь уделять внимание, отвечать на вопросы, пожимать руки.
Понятно, что люди, прошедшие очень жесткий отбор в отряд космонавтов, кроме отменного здоровья, отличного образования, специальной подготовки эксплуатировать сложнейшую технику, имеют еще одну общую черту – они прекрасно воспитаны в лучших традициях советской космонавтики – быть примером во всем, оставаясь скромными, порядочными людьми и каждый раз, ночуя перед стартом в маленьком домике, где спал перед своим вылетом Гагарин, и они, я в этом уверен, вспоминают его улыбку.
 Сейчас, когда я учу своего внука читать, то с надеждой думаю, что скоро он прочтет книгу известного французского летчика Антуана де Сент Экзюпери с надписью Корниенко: «Матвей, расти большим, умным и здоровым. Летчик-космонавт М.Корниенко», будет именно таким и однажды его тоже позовет в небо застенчивая улыбка Юрия Гагарина.


  На фото: Два экипажа руководимые космонавтами В.И. Токаревым и О.Ю. Атьковым на перелете Москва - Байкал - Москва, во время дозаправки на аэродроме "Первушино".